Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Линии развития жизненного мира

Читайте также:
  1. I триместр беременности (нарушение развития у плода пальцев рук).
  2. II. По способу поддержания ритма различают поточные линии с регламентированным и свободным ритмом.
  3. III. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БИОТЕХНОЛОГИИ.
  4. IV. СОВРЕМЕННЫЕ ЗАДАЧИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БИОТЕХНОЛОГИИ.
  5. IV.5. Основные тенденции развития позднефеодальной ренты (вторая половина XVII—XVIII в.)
  6. Анализ путей развития и стратегий технологии машиностроения
  7. Анализ стратегий станкостроения в соответствии с законами строения и развития техники.
  8. Базовая политика развития предприятия
  9. Базовые понятия и определения, их формирование в процессе развития складского и тарного хозяйства
  10. Бизнес-процессы развития.

В конце подросткового возраста линии онтогенеза жиз­ненного мира в основных своих чертах сформировались как сложившиеся, развитые типы. В ранней юности происходит их окончательное становление. Оно определяется прежде всего совершающимся в старшем школьном возрасте мировоззрен­ческим выбором (либо отсутствием такового, что тоже можно считать своеобразным «выбором», характерным для одного из вариантов развития). С мировоззренческими установками непосредственно связано моральное и профессиональное самоопределение.

Как и на предыдущих возрастных этапах, жизненный мир получает наибольшее развитие в рамках главной стороны жизни, ведущей деятельности. Решая вопросы профессиональ­ного самоопределения, выбора жизненного пути, старшек­лассник исходит из складывающихся у него основных жиз­ненных позиций, убеждений, идеалов, ценностных ориента­ции. Одновременно он «примеряет» эти позиции и убежде­ния, ценности и идеалы к своей будущей жизни и тем самым глубже осознает их. Становление мировоззрения, морального и профессионального самоопределения осуществляется, та­ким образом, в тесном переплетении друг с другом.

Остается чрезвычайно важной и та сторона жизни, что связана с общением. В общении с близкими взрослыми по­является новый аспект – заинтересованность в опыте и зна­ниях старших, их оценках и рекомендациях. Это имеет зна­чение не только для решения вопросов самоопределения; это еще и новый аспект отношения – отношения к близко­му взрослому как к наставнику, учителю в той или иной сфере, выступающему, как отмечалось выше, носителем соответствующего идеала.

Вторая линия общения – с близкими сверстниками – не менее значима для становления жизненного мира и для будущей жизни. От ее развития, как подчеркивал Э. Эриксон, зависит способность или неспособность будущего взрос­лого человека к глубоким, доверительным отношениям с другими людьми. Развитие этой линии общения в ранней юности, в старших классах школы, обычно определяет бу­дущие отношения и в собственной семье, и с друзьями, и в производственных и неформальных группах.

У старшеклассников с духовно-нравственной и сущнос­тной направленностью личности (сложным и «как бы лег­ким» и сущностным жизненным миром) профессиональ­ное самоопределение происходит на основе ориентации на сущностность связей с миром. Главным критерием выбора профессии является наличие глубокого интереса к ней, в связи с чем стоит задача определить свое призвание. У боль­шинства представителей этих типов жизненного мира (при сущностном жизненном мире — у всех) в связи с широтой круга интересов проблема профессионального самоопреде­ления облегчается; часть из них нашли свое призвание рань­ше, в предыдущих возрастных периодах.

В сфере общения для них также характерна широкая представленность сущностных отношений. Это привязанности к близким взрослым, отношения глубокой преданной друж­бы с кем-либо (иногда – с несколькими) из сверстников, чувство общности с группами сверстников (одноклассни­ков, товарищей по интересам, например, в спортивных сек­циях и т.п.).

Стремление к сущностности, духовной близости отлича­ет этих старшеклассников и при возникновении влюблен­ности. Первая любовь (влюбленность) очень редко стано­вится чувством, соединяющим сутью, т.е. собственно любо­вью, однако субъективно она переживается как духовная, сущностная связь. Непосредственного знания сущностности отношений в таких случаях нет, поэтому оно заменяется верой. Механизм веры при влюбленности действует анало­гично механизму терпения в простом и трудном жизненном мире: в сознании происходит актуализация ощущения же­лаемого, в данном случае — сущностного единения с пред­метом влюбленности. Если вера оправдывается, влюблен­ность переходит в любовь — единение сутью дает непосред­ственное (интуитивное) знание сущностности отношений. Как правило, однако, развитие отношений приводит к ут­рате веры: влюбленность проходит. Тем не менее, как было отмечено выше, этот субъективный опыт духовного едине­ния в любви чрезвычайно важен в будущем.

Развиваются и расширяются другие сущностные связи с миром. Чувство родины в отношении своей страны стано­вится более осознанным, наполненным многообразным со­держанием. Уже в этом возрасте возможно и появление чув­ства родины, отнесенного к Земле в целом. Наряду с окон­чательным становлением школьной дружбы, чувства общ­ности с другими малыми группами обретаются новые уров­ни психосоциальной тождественности. Возможно возникно­вение чувства общности со всеми людьми Земли, что в пер­вую очередь характерно для сущностной линии онтогенеза (А.Маслоу: «Самоактуализированного человека отличает глубочайшее чувство идентификации с человечеством»).

Для старшеклассников с эгоистической направленнос­тью личности (сложным и трудным жизненным миром) сущностные связи, духовно-нравственные ценности не ста­новятся определяющим фактором выработки мировоззрен­ческих установок и самоопределения. Соответственно, вы­бор профессии зависит от доминирующих эгоистических мотивов. Решающими могут оказаться соображения пре­стижности будущей профессии, возможности продвиже­ния по карьерной лестнице, материальные условия и т.п. В настоящее время, как было отмечено, все больше уси­ливается тенденция к выбору профессии, дающей возмож­ность высокого заработка.

Доминирование эгоистических мотивов накладывает от­печаток и на отношения со сверстниками и взрослыми. При­вязанности к близким родственникам менее характерны, чем при духовно-нравственной направленности личности. В от­ношениях со сверстниками также преобладают не духовно-нравственные принципы, а мотивы самоутверждения, до­минирования, престижа и т.п. Это касается как дружбы, так и романтических отношений, в которых мотив победы обыч­но более важен, чем духовная близость.

Преобладание эгоистических мотивов, их высокая зна­чимость обусловливают вообще подчиненную роль сущно­стных связей с миром, в которых, как мы подчеркивали ранее, человек выходит за рамки направленности мотива­ции на самого себя. По сравнению со старшеклассниками с духовно-нравственной направленностью личности круг сущностных жизненных отношений значительно сужен.

Данная линия онтогенеза также приводит в ранней юно­сти к окончательному становлению типа жизненного мира. При решении вопросов морального и профессионального самоопределения, сопряженных с выработкой мировоззрен­ческих установок, происходит более глубокое и полное осоз­нание доминирующих мотивов, сложности своего внутрен­него мира, противоречий между наиболее значимыми по­буждениями, тех внешних трудностей, что стоят на пути реализации мотивов.

Окончательно оформляется и линия онтогенеза, связан­ная с гедонистической установкой. Сложные проблемы са­моопределения, выбора жизненного пути оказываются не под силу личностно неразвитым, ориентированным на по­лучение удовольствий и развлечений старшеклассникам. Лич­ностная неразвитость, инфантильность еще более за­крепляются фактической непредставленностью у них глав­ных сторон жизни, определяющих развитие в ранней юнос­ти: учебно-профессиональной деятельности, решения воп­росов выбора жизненного пути и полноценного общения со взрослыми и сверстниками. Отсюда присущие им проявле­ния «диффузии идентичности» («кризиса идентичности»), описанные Э.Эриксоном: отсутствие мировоззренческих установок, нежелание и неспособность вступать во взрос­лую жизнь, выбрать профессию или продолжить образова­ние в вузе, неспособность к глубоким отношениям с други­ми людьми и т.д.

Э.Эриксон отмечает часто свойственное этому специфи­ческому кризису чувство своей бесполезности, бесцельности, душевного разлада. Ощущение своей неприспособленности, от­чужденности, деперсонализации наряду с неудовлетворенно­стью общепринятыми социальными ценностями и их отвер­жением нередко приводят к делинквентному поведению.

Завершая характеристику различных линий онтогенеза, приводящих в ранней юности к окончательному становле­нию соответствующих типов жизненного мира, еще раз на­помним, что между ними существуют промежуточные, с двойной направленностью. Так, по нашим данным, двой­ное доминирование эгоистических и духовно-нравственных мотивов сейчас отмечается у значительной части учащихся выпускных классов московских средних школ.

Старшеклассник прощается с детством, со старой, при­вычной жизнью. Оказавшись на пороге истинной взрослос­ти, он весь устремлен в будущее, которое притягивает и тревожит его. Без достаточной уверенности в себе, приня­тия себя он не сможет сделать нужный шаг, определить свой дальнейший путь. Поэтому самооценка в ранней юности выше, чем в подростковом возрасте. Вообще юность – пе­риод стабилизации личности. В это время складывается сис­тема устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – ми­ровоззрение. Известны связанные с этим юношеский мак­симализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения. Центральным же новообразованием периода стано­вится самоопределение, профессиональное и личностное. Старшеклассник решает, кем быть и каким быть в своей будущей жизни.

С выработкой мировоззренческих установок, личностным и профессиональным са­моопределением связано и оконча­тельное становление жизненного мира. Все мотивы, в том числе сущностные, а также значимость либо незначимость сложности и трудности жизненного мира становятся более осознанными, переживаются во всей полноте и глубине.

§4. Основные психологические особенности ранней юности (14 – 18 лет)

· формируется самосознание – представление о себе самом, самооценивание своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств

· происходит соотношение себя с идеалом, появляется возможность самовоспитания

· возрастает волевая регуляция

· возрастает концентрация внимания, объем памяти, логизация учебного материала, сформировалось абстрактно-логическое мышление

· появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах

· формируется собственное мировоззрение — как целостная система взглядов, знаний, убеждений, своей жизненной философии

· увлечение псевдонаучными теориями, создание собственных теорий жизни, любви, политики, максимализм суждений

· стремление к самоутверждению своей независимости, оригинальности

· пренебрежение к советам старших

· критиканство, проявление недоверия

· сухой рационализм, практицизм

· стремление к самоуправлению, заново осмыслить все окружающее, происходит жизненное определение человека, приобретение определенной степени психологической зрелости

· стремление приобрести профессию – основной мотив познавательной деятельности

· отсутствие подлинной самостоятельности, подверженность влиянию сверстников, повышенная внушаемость и конформизм по отношению к сверстникам

· завершено половое созревание. формируется отношение к зарождающимся сексуальным желаниям

· возникает первое чувство любви, дружбы

· происходит существенная перестройка эмоциональной сферы

· недостаточное осознание последствий своих поступков

Психологическое новообразование: умение составлять жизненные планы, искать средства их реализации сердца железными рукавицами". Ибо любовь должна навсегда, на всю жизнь остаться для человека самым светлым, интимнейшим, неприкосновенным. Любовь мужчины и женщины бывает, по крайней мере, двух типов: 1) любовь как чувство предпочтения одного человека всем другим, даже, может быть, более красивым, умным и т. п. — но вам необходим именно данный один человек, вы желаете постоянно иметь возле себя объект любви, боитесь его потерять. Это любовь эгоистическая, человек заботится главным образом о себе, выступает лишь в качестве потребителя удовольствия; 2) любовь альтруистическая, когда преобладает желание не столько получать удовольствие от объекта любви, сколько все дать ему, даже в ущерб себе. В некоторых языках слово "любить" имеет только этот второй смысл (например, украинское "кохаю"). Формирование отношения к любви, своих ожиданий и установок (на эгоистический либо альтруистический тип любви), выбор спутника жизни — важнейшие проявления юношеского самосознания.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Условия развития. Как протекает процесс развития в ранней юности? | Кризис 17 лет

Дата добавления: 2014-03-11; просмотров: 494; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.