Студопедия

Главная страница Случайная лекция

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика






Типология культур

Читайте также:
  1. III. Социальные, экономические и культурные права человека.
  2. Авторитет учителя физической культуры
  3. Агроэкологическая типология земель. Адаптивно-ландшафтные системы земледелия. Методика их формирования и применения.
  4. Адаптация организаций в межкультурной среде
  5. Активизация деятельности учащихся на уроке физической культуры
  6. АНАЛИЗ УРОЖАЙНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КУЛЬТУР И КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ РАСТЕНИЕВОДСТВА
  7. Антропологические аспекты культуры
  8. Бред - ложно убеждение или суждение, не соответствующее реальной действительности и культурным установкам больного.
  9. Бюрократическая революция. Изменения в области культуры и быта.
  10. В европейском культурно-историческом типе вырабатывалось религиозное миросозерцание, которому суждено стать одной из самых распространенных религий мира.

Индо-буддистский тип культуры

Культура в различных религиозных традициях.

ЛЕКЦИЯ № 6 II Типология культур.

Основные вопросы темы:

1. Типология культур.

2. Индо-буддистский тип культуры.

Основные этапы формирования:

2.1. ведический;

2.2. брахманизм;

2.3. буддизм;

2.4. индуизм.

3. Художественная культура Индии.

Присущее культуре многообразие, ее способность выполнять разные функции и вступать во взаимодействие с различными сферами социальной жизни обуславливает разнообразие типологий культуры. Осмысление типа культуры детерминировано основополагающим принципом, который положен в основу анализа культурного контекста, выявляющего его качественные черты. История развития теоретической мысли о культуре знает много различных типологий, авторами которых являлись ученые различных ориентаций (О.Шпенглер, Н.Я.Данилевский, А.Тойнби, П.Сорокин и др.)

В настоящее время можно назвать более десятка встречающихся в литературе типов культуры. Наиболее известные из них следующие:

Формационный типкладет в основу типологизации способ производства материальных благ, устанавливает зависимость типа культуры от господствующих в обществе общественных отношений. Эта типология принята в марксистской литературе и связана концептуально с понятием общественно-экономическая формация. По К.Марксу, выделяют 5 общественно-экономических формаций – первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталическую и социалистическую, которым соответствуют свои типы культуры. В рамках антагонистических формаций выделяются культуры противоположных классов – рабовладельцев и рабов, феодалов и крепостных крестьян, буржуа и пролетариев.

В немарксистской литературе (Д.Белл, Дж.Гэлбрейт, З.Бжезинский и др.) также существует типология, в основу которой положен экономический принцип – уровень развития производительных сил и степень технического прогресса общества. Согласно этой теории, выделяют аграрные, индустриальные и постиндустриальные или технотронные типы и соответствующие им культуры.

Если положить в основу типологической классификации – качество политической власти, то можно выделить деспотические и демократические типы культуры. Как правило, к первым относят Запад, а ко вторым – Восток.

Языковой принцип классификации определяет типологический анализ культуры по общности этносоциальных характеристик. В соответствии с этим принципом выделяют латиноамериканский, англо-американский, славянский, арабский, азиатский типы культуры.

Религиозный принцип позволяет классифицировать культуру в зависимости от господствующего типа религиозного мировоззрения. Этот принцип позволяет делить культуру на конфуцианско-даосистскую, индо-буддистскую, христианскую, мусульманскую и др. Из них первая относится к народно-национальным религиям, остальные три – к мировым.

Таким образом, типология культуры – качественно-содержательная характеристика конкретно-исторических, этнонациональных, религиозных, регионально-территориальных и других форм культуры. В этом контексте выделяют:

1. Антропокосмический тип культуры – античные формы культуры, выражающие единство природно-космического и человеческого начал.

2. Демократически-технотронный тип – современная культура высокоразвитых цивилизаций, характеризующаяся высоким научно-техническим прогрессом.



3. Индивидуально-прагматический тип культуры – система ценностей, сложившаяся в эпоху зрелых буржуазных отношений, когда доминирующими становятся прагматические интересы человека, личная инициатива, предприимчивость и т.п.,

4. Конкретно-исторический тип культуры: природно-символический (архаичная культура), антропокосмический (античность), христианско-религиозный (средневековье), универсально-гармонический (Возрождение), протестантско-реформистский (Реформация), рационально-нормативный (абсолютизм), критически-просветительский (просвещение), романтически-утопический (романтизм), индивидуально-прагматический (капитализм), тоталитарно-бюрократический (социализм), демократически-технотронный (индустриальные страны).

2. Индо-буддистский тип культуры. Основные этапы формирования:

1.1. ведический

В III-м тыс. до н.э. в долине р.Инда возникла цивилизация, названная Индской или культурой Хараппи. В конце II тыс. до н.э. на территорию Индии пришли арийские племена и освоили долину р. Ганга. Среди древних культур индийская наиболее загадочна и поразительна.

Религиозный опыт Индии очень далек от европейской традиции. Главные отличия индийской религии заключены в глубине философского анализа, утонченной абстракции мысли, впечатляющей практике аскезы и йоги. Индийская религия интровертна, т.е. обращена во внутрь, акцентирует внимание на индивидуальном поиске спасения и освобождения лично для себя.

Вторгнувшиеся в Индию с севера арии принесли Веды (букв. знание) – памятники древнеиндийской литературы, написанные на санскрите. Значимость «священного знания» Вед оказалась столь велика, что они представляют целый пласт культуры древней Индии – ведическую культуру. Основу ее составляют четыре сборника: Риг-Веда (книга гимнов), Сама-Веда (сборник ритуалов и песнопений), Яджур-Веда (молитвенные формулы для совершения жертвоприношений), Атхарва-Веда (сборник песнопений и заклинаний). Наряду с религиозными аспектами Веды включали и басни, и сказки, иногда с элементами сатиры.

Вначале Веды были результатом устного творчества и передавались из поколения в поколение. Затем жрецы обработали и записали их. При этом каждая Веда стала иметь свои ритуальные комментарии – Брахманы. Позднее ведическую литературу дополнили религиозно-философские комментарии –Упанишадыи Араньяки. Таким образом, ведическую литературу составили веды (самхиты) и толкования к ним (брахманы, упанишады, араньяки). На Ведах также основана литература «священного предания», включавшая сутры (краткие руководства по вопросам жертвенного ритуала, правила домашней жизни, основы права).

Знанию Вед, их изучению придавалось исключительно важное значение и приравнивалось к незыблемым нравственным нормам: принесению жертв богам, помощи страждущим и т.д.

Древнейшие стихотворные предания и легенды, дополненные героическими стихами, философско-религиозными и хозяйственно-правовыми трактатами, переведенными на санскрит, представлены двумя эпическими поэмами: Махабхарата («Великая война потомков Бхараты» (107 тыс. двустиший) и Рамаяна («Сказание о подвигах Рамы») – 24 тыс. двустиший). Обе поэмы часто рассматриваются как священные книги, как руководство при решении различных спорных вопросов.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Мистика как культурная традиция и контркультурный феномен. Мистическая традиция в мировом искусстве | Древнеиндийский эпос Рамаяна

Дата добавления: 2014-03-11; просмотров: 258; Нарушение авторских прав


lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.