Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Педагогическая мысль Ближнего и Среднего Востока в эпоху средневековья

Читайте также:
  1. II. Становление риторики в период Средневековья
  2. Ближнего Востока и Передней Азии
  3. Воспитание и образование в эпоху Античности
  4. ГЛАВА 8. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ (XIX – НАЧАЛО ХХ ВЕКа)
  5. ГЛАВА 9. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ УКРАИНЫ (ХІХ - НАЧАЛО ХХ века)
  6. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. ВИЗАНТИЯ. РОМАНСКИЙ ПЕРИОД.
  7. ДАННЫЕ О СЛОЖЕНИИ ЛИТЕРАТУР ВОСТОКА
  8. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
  9. К III склонению относятся имена существительные мужского, женского и среднего рода, имеющие в Gen. Sing. окончание –is.
  10. К гласному типу III склонения относятся имена существительные среднего рода, в Nom. Sing. оканчивающиеся на - e, - al, - ar, в Gen. Sing. соответственно на – is, - atis, - aris

Воспитание и школа Ближнего и Среднего Востока в эпоху средневековья

Педагогическая мысль и школа в Западной Европе в эпоху Возрождения

Образование в Западной Европе в VI- XIII вв.

Страны от ведущих государств Европы

Итоги правления Николая I

-подавление любого свободомыслия;

-бюрократизация государственного аппарата достигла апогея (увеличилась численность чиновников)

-укрепление самодержавия и отсутствие решение коренных проблем, приводило к застою и отставанию

- кризисное состояние, которое выявила Крымская война и осознание необходимости перемен

Средние века – огромный исторический пласт, захватывающий более двенадцати столетий. В рамках средневековья выделяют три периода: V- X вв. – раннее средневековье, XI -XIII вв. – развитое, или «высокое» средневековье, XIV –XVI вв. - позднее средневековье, называемое еще эпохой Возрождения.

1.Возникновение и развитие средневекового образования связывается обычно с развитием церковной культуры (общая характеристика образования в Западной Европе в VI- XIII вв.в таблице5.1.).

Впервые вопрос о необходимости разработки программы церковного обучения в целях внедрения идей христианства был поставлен еще философом и богословом поздней античности Аврелием Августином (Блаженным).

В начале VII в. на территории Ирландии и Британии благодаря активности монашества появляются первые церковные школы. Содержание образования в монастырских школах опиралось на сочинения Августина. Его образовательная программа предусматривала использование только тех светских знаний, которые необходимы христианскому проповеднику, - знание языков, истории, диалектики, риторики, основ математики, способствующих, по его мнению, углубленному пониманию религии.

Основное внимание, как в монастырских, так и в открываемых при городских соборах кафедральных (епископских) школах уделялось воспитанию нравственности, для чего использовались наставления, посты, чтение сочинений на религиозные темы.

Основной книгой для обучения служил Псалтырь. Обучение начиналось с механического заучивания наизусть на ставшем языком науки латинском языке молитв и всех 150 псалмов, после чего переходили на изучение латинской азбуки, чтению, письму. Позже появились специально разработанные для школ учебные пособия. Так, составленные Северином Боэцием (ок. 480-524 гг.) учебники логики, арифметики и музыки служили в школе в качестве учебных пособий вплоть до XIII в.

В результате широкого распространения монашества по территории Западной Европы средоточием образования были монастырские школы.

В условиях изменений в политической и духовной жизни общества господствующее положение начинал занимать новый вид религиозной философии – схоластика (от. лат. – школьный, ученый). Схоластика – направление в средневековой философии, представители которого считали своей задачей теоретическое обоснование христианских догм, особый прием изложения религиозного миропонимания. Схоластика соединяла теологию с философией и логикой, придающей религиозному учению стройность логической системы. Сторонником нового вида философии был Фома Аквинский (1225-1274 гг.).В своем труде «Сумма теологии» он пытался подчинить светское знание вере. Вся его деятельность была направлена на придание вероучению формы научного знания.

В течение нескольких столетий сочинения Фомы Аквинского служили основным источником при изучении богословия в европейских школах повышенного типа – коллегиях и университетах.

Курс обучения в школах был рассчитан на 6-8 лет. Первые два года посвящались изучению философии, два следующих года – богословию, церковной истории и праву, два последних – углубленному изучению богословия. Через 13 лет, получив предварительно степень бакалавра, выпускники могли стать магистрами богословия.

В связи с ростом числа схоластических школ начала складываться категория людей, занимавшихся педагогическим трудом. Учителя и ученики объединялись в корпорации, называвшиеся университетами. Университеты состояли из нескольких факультетов – младшего, артистического, подготовительного, где изучались «семь свободных искусств», и трех старших – юридического, медицинского, богословского.

Сроки обучения были неопределенными, учение в целом могло продолжаться 11-12 лет, и не каждый студент выдерживал этот срок. Преподавание состояло из чтения лекций и диспутов. Обучение велось на латинском языке. Во время лекций студенты старших курсов сидели на скамьях, а младших – на полу, на соломе, «дабы внушить им смирение». Обязательные лекции начинались около 5 часов утра и заканчивались в 9-10 часов. После обеда назначались занятия, посещение которых не было обязательным для всех. За пропуск обязательных лекций или за опоздание на них взимался штраф с преподавателей и со студентов.

Первые университеты появились в XII- XIII вв. в таких странах, как Италия, Франция, Англия: это Болонский (конец XI в.), Парижский (1160 г.), Оксфордский (1206 г.), Кембриджский (1281 г.) университеты. Позже были открыты университеты в славянских странах – Пражский и Краковский. Из стен старинных университетов вышки выдающиеся деятели науки и просвещения, обновленной религии – Ян Гус, Данте Агильери, Франческо Петрарка, Николай Коперник, Галилео Галилей, Френсис Бэкон.

Центрами образования и культуры, оставались города. Их рост и усиление торговли породили новое сословие – бюргерство, торгово-ремесленную часть городского населения. Для удовлетворения его потребностей стали создаваться новые типы школ – магистратские, цеховые, гильдейские. Они были различными по своему назначению – школы «счета» и родного языка, латинские школы. Это были относительно независимые от церкви учебные заведения.

Помимо распространения церковных и светских школ средневековье сохранило и такую форму обучения, как ученичество, которое было принято в семьях торговцев и ремесленников.

Рыцарское воспитание получали сыновья светских феодалов. Особенности системы рыцарского воспитания изложил Винцент из Бове (ум. ок.1264 г.) в своем сочинении «Об обучении детей благородных особ».

Подростки в возрасте 10-12 лет отдавали в дом знатного феодала или ко двору короля. Принимая участие в жизни новой семьи и выполняя роль пажей, подростки овладевали семью «рыцарскими добродетелями»: умение охотится, ездить верхом, плавать, фехтовать, стрелять из лука, играть в шашки и слагать и петь стихи, прославляющие «даму сердца». В 14-16 лет подросток становился оруженосцем, а в 18 лет его посвящали в рыцари.

Девочки из знатных семей воспитывались дома или в монастырях. В программу их обучения входило освоение грамоты, изучение иностранных языков, рукоделие, музыка, чтение религиозных книг.

Несмотря на религиозную направленность, средневековое понимание развития ребенка воспринимало фактически античное представление о гармонии тела и души.

Начиная с XIII в., в связи с начавшимися изменениями в экономической жизни большинства европейских стран, школьное образование оказалось в сложном положении. Содержание образования становилось все более ограниченным, зубрежка и телесные наказания стали занимать большее место в школе. Постепенное сведение образования к элементарному обучению, несмотря на количественный рост школ, приводило к снижению общего уровня образования. Единственными учебными заведениями, сохранившими старые традиции, оставались университеты. В их структуре сложился новый тип образовательного учреждения, совмещавший общежитие с учебным заведением, – коллегия.

2.Эпохе Возрождения (XIV-XVI вв.) человечество обязано признанием самоценности личности, достойной уважения и специального изучения. В это время формировалось новое мировоззрение в центре которого находилась активная личность, способная преобразовать мир. Стремление осмыслить место человека в мире возродило интерес к античной культуре. Наследие древних рассматривалось не как образец для подражания, а как источник идей, на который можно опереться в создании нового мировоззрения и новой культуры. Со стремлением установить преемственность с античностью путем возрождения классической древности и связано название эпохи – Возрождение. Колыбелью европейского Возрождения оказалась Италия.

Гуманизм как основа Возрождения определял ценность гуманитарного знания, особенно образцов античной культуры. Гуманистические идеи реализуются практически отказом от жестокости в воспитании. Это отказ от жесткой дисциплины и телесных наказаний, введение таких средств воспитания, как игры, прогулки, развлечения.

Характерной чертой педагогики данного периода является четкая иерархия системы образования: низшая ступень образования представлена элементарной школой; учебные заведения повышенного образования – городскими (латинскими) школами, гимназиями и коллежами, колледжами; высшая ступень – университетами, кружками, академиями.

В эпоху Возрождения главным в формировании гармоничной личности было признано воспитание гражданина. Процесс формирования гармонической личности был рассмотрен шире, чем в античные времена. Реализацию гражданского долга гуманисты видели и в трудовой деятельности, и в физическом воспитании.

Так, в созданном в начале XVI в. английским мыслителем Томасом Мором (1478-1535 гг.) утопическом проекте («Утопия») бесклассового общества прослеживается идея об участии всех граждан в производительном труде и в соединении его с всеобщим образованием. По мнению Мора, производительный труд должен быть специализированным, с тем, чтобы готовить молодежь к избранной профессии.

Итальянский мыслитель Томмазо Кампанелла (1568-1639 гг.) в своем сочинении «Город Солнца» уделил большое внимание вопросам воспитания детей. Составляющими системы государственно-общественного воспитания, по его мнению, были естественнонаучные, ремесленные знания, труд и физические упражнения.

С конца XV в. общественная ситуация в Европе, связанная с появлением абсолютных монархий, побудила к переосмыслению идеала воспитания. Человек, ограниченный монархией, вместо гражданской активности стал стремиться к уединению, подчинив себя культу знания. Главенствующую позицию в формировании человека в этой ситуации занимало образование. Переводы литературных произведений классиков древности стали основным направлением развития культуры эпохи Возрождения, получившим название «филологический» гуманизм. Гуманитарные знания, дававшие образованному человеку внутреннюю свободу, уводили его от собственно гуманистического идеала, что в результате привело в конце XVI в. к трагедии гуманизма. Первоначальный гуманистический идеал разносторонне развитой, активной личности стал превращаться в формальную литературную образованность.

Те же самые тенденции прослеживаются и в практике учебных заведений. Изучение грамматических форм, заучивание правил синтаксиса, тренировка в стилистике стали основным содержанием в образовании. Обучение, дающее одностороннее образование, вызывало критику со стороны по-новому мысливших гуманистов.

Разработка новогуманистического образца воспитания относится к 20-м гг. XV в. и связана с именами итальянских педагогов Витторино де Фельтре (1378-1446 гг.) и Гуарино Гуарини (1374-1460 гг.).

В школе Витторино де Фельтре – «Школе радости» обучались мальчики и девочки, что было принципиально новым. Целью обучения было формирование общей культуры воспитанников. Основу школьной программы составляло изучение классических языков и литературы. Наряду с развитием интеллектуальных способностей, большое значение придавалось эстетическому и физическому воспитанию.

В отличие от Витторино де Фельтре, Гуарино Гуарини в своей школе ставил задачу подготовить своих учеников к будущей профессии. Особое внимание уделялось тем предметам, знания которых будут ему полезны в будущей практической деятельности. Поэтому наряду с изучением классических языков, изучались предметы естественнонаучного цикла.

Концепция человека нового времени – широко образованного и критически мыслящего, была предложена французским философом Мишелем Монтенем (1533-1592 гг.) в его труде «Опыты». Основу знаний, считал Монтень, составляет опыт. Чтоб человек был способен мыслить, ему надо помочь научиться наблюдать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы.

Франсуа Рабле (1494-1553 гг.) в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» нарисовал идеал гуманистического воспитания, в центре которого – духовное и телесное развитие личности. Рабле критиковал бесчеловечность воспитания, неэффективность обучения в средневековой школе.

Самым влиятельным среди гуманистов был Эразм Роттердамский (1467-1536 гг.). Он один из первых заговорил о народном образовании. Педагогические идеи Эразма Роттердамского изложены в его работах «О том, как подобает быстро и достойно обучать детей добродетели и наукам», «О методе обучения». Целью формирования ребенка, по его мнению, выступает воспитание ощущения морального долга и религиозного послушания.

В эпоху Возрождения человека начали ценить не по его принадлежности к определенному сословию, а по уровню его эрудиции. Самым ценным в личности считали ее способность и готовность к самовыражению. В целом, человек был провозглашен центром мироздания.

Между тем, уже в XV в. стали проявляться противоречия между гуманистическим идеалом и реальными возможностями его достижения. Гармоническое развитие человека оказалось на практике иллюзией.

В XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение Реформации, принявшее форму борьбы против римско-католической церкви. Реформация выдвигала свое понимание природы и путей воспитания человека. Религиозный антропологизм реформаторских учений шел вразрез со светским гуманизмом педагогики Возрождения. Реформация провозгласила принцип индивидуальности, «самости» человека, несущего личную ответственность перед Богом.

Движение Реформации связано с именами Мартина Лютера (1483-1546 гг.) в Германии, Жана Кальвина (1509-1564 гг.) во Франции и Ульриха Цвингли (1484-1532 гг.) в Швейцарии.

Деятели Реформации выдвигали лозунг всеобщего образования детей всех сословий на родном языке. Идея обязательной начальной школы была шагом вперед в осуществлении всеобщей грамотности. Вместе с тем, уровень знаний, которыми она обеспечивала, оставался низким, поскольку основная доля учебного времени отводилась изучению религии.

С конца 50-х гг. XVI в. наступает период Контрреформации, которая была не только католической реакцией на реформаторское религиозное движение, но и противостояла гуманистической культуре. Деятели Контрреформации стали создавать в европейских странах бесплатные начальные школы. И сегодня иезуитская система воспитания сохранила свои элементы в школах западных стран (состязания, конкурсы, театрализованные представления, школьное самоуправление и т.д.).

Таким образом, эпохи Возрождения и Реформации по-разному определяли взаимоотношения человека и общества. Если гуманизм эпохи Возрождения проповедовал гармоническое развитие свободной личности, посредством которой он стремился преобразовать общество, то в основе Реформации лежал идеал общины, подчиняющий себе личность. Гуманисты стремились путем воспитания развивать умы людей, то реформаторы хотели с помощью воспитания властвовать над людьми. К концу XVI в. гуманистическое мировоззрение было оттеснено идеологией Реформации, а позднее и Контрреформации и возродилось в эпоху Просвещения.

3.Если в развитии Европы в эпоху средних веков самым характерным явлением было распространение и господство христианской религии и ее идеологии, то в жизни большинства народовБлижнего и Среднего Востока аналогичную роль сыграло распространение другой религии – ислама.

Основателем ислама считается Мухаммед (ок. 570-632 гг.). Коран – священная книга мусульман. Важной частью ислама является шариат – свод правовых и богословских нормативов, регулирующих всю жизнь мусульманина. Шариат лежит в основе этических норм поведения.

Важнейшим институтом мусульманского воспитания является семья. Отец семейства несет ответственность за воспитание детей и перед Аллахом, и перед общиной, и перед своим родом. Покорность, скромность, вера – основные качества воспитания.

Особенностью исламского воспитания было раздельное воспитание мальчиков и девочек в семье. Женщины были лишены многих прав.

В эпоху средневековья в мусульманском мире выработались четкие религиозно-правовые нормы, определявшие цели, формы и методы исламского воспитания. Образованные люди, способные проповедовать Коран и обучать грамоте становились учителями. Элементарную (начальную) школу дети начинали посещать с шести лет. Дети находились в жестких условиях – многочасовые, монотонные занятия, суровые наказания. Повышенное образование давалось в медресе. В медресе к элементарным знаниям начальной школы добавлялись углубленное изучение арабского языка, ознакомление с деяниями пророков, овладение основами исламского правоведения.

4.Период IX –XIII вв. в востоковедении считается эпохой восточного Ренессанса, поскольку задолго до европейского Возрождения ученые арабомусульманского мира подвергли глубокому изучению духовное наследие античности, правда в свете идеологии ислама. Мыслителей Ближнего Востока волновали проблемы соотношения Бога и человека, человека и природы, определение границ религии и науки.

Главным в учении о человеке и его воспитании у восточных мыслителей выступало стремление проникнуть в суть человеческой природы. Сущность воспитания человека сводилась к выработке у молодежи навыков соблюдения этических норм, стремления к образованности, помогающей усвоить эти нормы, и овладению приемами самопознания и самовоспитания.

Характерной особенностью педагогических взглядов энциклопедистов Востока было особое внимание к разностороннему развитию личности.

Вторым учителем после Аристотеля современники называли философа Абу Насра аль-Фараби (870-950 гг.). Им детально разрабатывались проблемы умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания молодежи, проблемы педагогического труда.

Проблема воспитания у Фараби выступала как одна из самых сложных частей его философской системы. Главная цель воспитания, согласно его концепции, - подвести человека к счастью через овладение добродетелью, состоящей в совершении добрых дел. Но для совершения добрых поступков необходимы знания, помогающие становлению нравственности.

В трактатах Фараби предлагаются конкретные методы воспитания добродетели средствами познания. Он подразделял их на «жесткие» и «мягкие». Если воспитуемые сами проявляют желание овладевать науками, стремление к труду и добрым поступкам, то в этом случае уместны мягкие методы воспитания. Если же подопечные злобны, своевольны, ленивы – к ним возможно применение жестких методов. Использование методов должно определяться уровнем нравственности самого воспитателя. Таким образом, воспитательная деятельность требует знаний и высоких моральных качеств воспитателя в сочетании с наблюдением и опытом самих воспитуемых.

Рассматривая проблемы целей и средств воспитания, философы Востока в значительной степени опирались на мысль Аристотеля о том, что нравственность является следствием постоянных упражнений и привычки. При формировании нравственного облика человека, по мнению Фараби, решающими факторами выступают взаимоотношения людей в конкретном сообществе и человеческая воля.

Фараби требовал при изучении любой науки соблюдать три условия: руководствоваться четкими принципами, делать выводы из получаемых данных, критически относится к мнению других.

Названный в свое время «королем наук» Абу-Али Хусейн ибн Абдаллах Сина известен всему миру в латинской транскрипции как Авиценна (980-1037 гг.). В его труде «Книга исцеления» есть важные для педагогической теории разделы: «Книга о душе», «Книга знаний», «Книга указаний и наставлений». Основной подход к воспитанию состоял в требовании комплексного воздействия на развитие ребенка, широком использовании различных развивающих средств: музыки, поэзии, философии. Воспитание должно осуществляться совместно, чтобы дети учились друг у друга.

Развитие педагогической мысли Востока связано с деятельностью иранского философа Насирэддина Туси (1202-1273 гг.). В трактатах «Обучение учащихся», «Книга мудрости», «Наставление обучающемуся на пути учебы» Насирэддин Туси рассматривает знание в качестве лекарства, которым пользуется человек, поэтому необходимо четко представлять себе цель получения знаний и уметь правильно избрать путь к их постижению.

Престиж умения передавать свои знания другим в средние века на Востоке высок. Как писал Фараби, цель деятельности учителя – помочь найти учащемуся путь к достижению счастья. Учитель должен все видеть и слышать, обладать проницательным умом, быть принципиальным, уметь выражать свои мысли, убеждать, не только владеть наукой, но и быть способным передавать знания и любовь к знаниям своим ученикам.

Педагогические идеи средневековых мыслителей Востока, их вклад в разработку концепции человека и понимание его места на Земле неоценимы. Философы Востока стремились к достижению общечеловеческого счастья.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
М И Н И С Т Е Р С Т В А. Укрепление самодержавия, по мнению Николая, должно было опираться на прочную правовую основу | 

Дата добавления: 2014-03-11; просмотров: 1138; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.005 сек.