Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Распространение по территории страны религиозного туризма

Читайте также:
  1. IV. РАСПРОСТРАНЕНИЕ УПРУГИХ КОЛЕБАНИЙ В ПОРОДАХ
  2. В настоящее время на практике нашли распространение следующие схемы выпрямителей.
  3. Внешняя политика Советской страны в сентябре 1939 - июне 1941 годов
  4. Внутренняя и внешняя среда маркетинга туризма (1).
  5. Вопрос 3. Распространение выборочных результатов на генеральную совокупность
  6. Географическое распространение английского общего права
  7. Глобальный этический кодекс туризма
  8. Государственная инновационная политика находит отражение в национальной инновационной системе (НИС) страны.
  9. Д.З. – 1. Составить конспект. 2. Подготовить сообщение о «Глобальном этическом кодексе туризма» - когда принят, где, структура документа, по каждой статье коротко о чём.
  10. Динамика развития международного туризма по регионам мира

В последние годы в России произошли значительные перемены не только в политическом переустройстве государства, социально-экономической области, но и в духовной жизни. Все больше и больше российских граждан стали совершать паломнические поездки как по стране, так и в страны ближнего и дальнего зарубежья.

Паломнические службы «Радонеж», «Ковчег», «На пути к храму», «Святая Русь», «Под Покровом Пресвятой Богородицы», Паломнический центр Московского Патриархата, Паломническая служба Валаамского монастыря, фирма «Святыни Православия», служба «Паломник» и другие предлагают организацию подобных путешествий как в России, так и за рубежом.

География поездок по нашей стране самая обширная, а продолжительность может составлять от нескольких часов до недели и больше. Интересны однодневные тематические туры по Москве. Чаще всего предлагается поездка «Чудотворные иконы», а также знакомство с монастырями Москвы и Подмосковья. Много интересного можно узнать об истории старообрядчества, Дома Романовых, новомучениках российских. Однодневные туры организуются и в Троице-Сергиеву Лавру, в Высоцкий монастырь в Серпухове, в Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде, в Новоиерусалимский монастырь, в село Годеново в церковь Иоанна Златоуса и Животворящему кресту господню, в Колюпаново к источнику Евфросинии, в Пафнутьево-Боровский монастырь, в Поленово к св. источнику Казанской иконы Божьей Матери и к другим православным святыням. В стоимость однодневных поездок обычно входит транспорт, сопровождение, экскурсии. Цена туров по столице составляет 130–160 руб. При продолжительности 4–5 часов, а более длительные поездки по Подмосковью, занимающие 10–12 часов, могут обойтись в 200–300 руб.

Заезды на двухдневные туры, впрочем, как и на однодневные, обычно приходятся на выходные. За два дня можно посетить монастыри в Оптиной Пустыни и в Шамордино, побывать в Муроме у мощей св. Петра и Февронии, съездить в Нило-Столбенскую Пустынь на озере Селигер, отправиться к святыням в города «Золотого Кольца» – Ярославль, Ростов, Владимир, Суздаль или в не менее интересные Кострому и Юрьевец, а также побывать в Рязани и в Скиту Преподобного Сергия Радонежского и т. д. В программу входят проживание и питание, которые могут быть организованы не только в гостинице или пансионате, но и в монастыре. Что касается транспортной составляющей, то чаще всего в таких поездках задействован автобус, иногда предлагается ж/д проезд. Стоимость двухдневных программ в среднем от 900 до 1500 руб.

Многодневные поездки продолжительностью от 3 до 7 дней могут включать в себя посещения вышеперечисленных мест, но с более детальным знакомством со всеми достопримечательностями и святынями, либо комбинацию нескольких близлежащих направлений. Кроме того, паломничество в более удаленные регионы России редко укладывается в рамки выходных. Так, несколько дней занимает посещение святынь Санкт-Петербурга и его окрестностей, Великого Устюга и Каргополя, Воронежа и Задонска, Вологды и земли Белозерской, а также неизменно пользующихся популярностью у паломников северных островов – Соловецких в Белом море, Валаама и Коневца на Ладожском озере. Если говорить о ближнем зарубежье, не требующем оформления визы, то чаще всего предлагается отправиться в Крым, Киев и Почаев, а также в Закарпатье. Конечно, преимущество многодневных поездок состоит в том, что за более длительное время можно не только полнее отрешиться от городской суеты и посетить святые места, но и просто отдохнуть, погрузившись в удивительный мир северной природы или искупавшись в теплых и ласковых водах Черного моря. Если говорить о стоимости таких туров, то она довольно сильно разнится в зависимости от количества дней, выбранной категории объектов размещения (монастырь или гостиница), режима питания и вида транспорта. В большинстве случаев предлагается проезд ж/д + автобус, паломники могут на свое усмотрение ехать в плацкартном или купейном вагонах. Отдельно стоит отметить, что в турах на северные острова проживание и переезды по программе могут осуществляться на теплоходе, и в этом случае цена поездки будет сильно зависеть от класса каюты. Таким образом, стоимость многодневных паломнических путешествий может варьироваться в среднем от $70 до $250, а при проживании на теплоходе в каюте «люкс» доходить до $300–400.

Множество православных святынь находится за рубежом, и для тех, кто имеет время, средства и желания, разработаны специальные туры в разные страны, иногда также позволяющие совместить посещение святынь и отдых. Можно совершить паломничество в Святую землю в Израиль или к древним православным святыням Египта, например, на гору Синай, к монастырю св. Екатерины и по местам Святого Семейства. Интересной и популярной является поездка в Грецию с посещением мужчинами-паломниками Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне (женщинам туда вход запрещен), а также по монастырям и храмам Македонии или по греческим островам – Эгина, Патмос, Эвия и другим. Кипр, на котором расположено множество действующих монастырей, также очень богат православными христианскими святынями. Многие едут в Италию к мощам Святителя Николая в г. Бари. В Париже паломники имеют возможность поклониться мощам Св. Равноапостольной Елены и Марии Магдалины, а в Эльзасе находятся мощи Святых Веры, Надежды, Любви и их матери Софьи. Пюхтицкий монастырь в Эстонии, святыни Скандинавии и Болгарии также привлекают паломников. Есть программы посещения Сирии, Ливана и Турции.

Продолжительность зарубежных поездок чаще всего составляет 7–8 дней. Некоторые, особенно сочетающие посещение нескольких стран, рассчитаны на 12–14 дней. В стоимость туров включается двухместное размещение в отелях 2–3* (иногда 4*) или в монастырской гостинице. Некоторые программы предлагают несколько ночевок на теплоходе или пароме. Варианты питания предлагаются самые разные – от самостоятельного (ЕР) до НВ. Также в стоимость турпакета входят авиаперелет (в отдельных случаях ж/д), страховка, экскурсионная программа, услуги русскоговорящего гида, входные билеты и трансфер по программе. Отдельно оплачивается виза. Средняя стоимость паломнических туров, например в Египет, – $530–550.

По данным справочника– путеводителя «Монастыри Русской православной церкви» в России насчитывается 313 монастырей и 26 пустыней Русской православной церкви (РПЦ). Дадим краткую характеристику некоторым из монастырей.

Свято-Троицкая Сергиева лавра, ставропигиальный мужской монастырь. Обитель была основана прп. Сергием Радонежским в 1337 г., а в 1744 г. получила почетное наименование лавры. Лавра была закрыта в 1920 г. и начала возрождаться в 1946 г. В ее стенах в 1971, 1988 и 1990 гг. проходили Поместные Соборы. Лавра находится на территории Московской обл., в пределах Московской епархии. В Троицком соборе (1422–1425 гг.) почивают святые мощи прп. Сергия Радонежского. Поклониться мощам в лавру приезжают тысячи паломников. Лавра давно является экскурсионным центром для многих тысяч граждан России и других стран. В иконостасе Троицкого собора находятся иконы Андрея Рублева. Другим старым сооружением монастыря является церковь Сошествия Святого Духа (1476 г). На территории монастыря находится источник со святой водой. В стенах лавры располагается Московская духовная академия – старейшее высшее учебное заведение России (для сравнения: Славяно-Греко-Латинская академия учреждена в 1686 г.).

Приемом гостей и паломников в монастыре занимается паломнический центр. Организованные группы паломников могут останавливаться в монастыре на сутки по предварительной договоренности паломническим центром. В паломнической трапезной для них устроено бесплатное питание. По монастырю каждый день устраиваются экскурсии.

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь. Монастырь находится в Дивееве Ардатовского района Нижегородской области на территории Нижегородской епархии. Монастырь был основан во второй половине XVIII в. монахиней Александрой. А на деньги, вырученные матушкой Александрой от продажи всего своего имущества, были построены два больших храма. Здесь в XVIII–XIX вв. служил людям прп. Серафим Саровский. В наши дни в обители трудится около 140 сестер. В Троицком соборе почивают мощи прп. Серафима Саровского. Хранятся его ряса, вериги, лапти, котелок. В монастыре находится несколько источников, известных своей целительной силой.

В Серафимо-Дивеевский монастырь регулярно приезжают паломники, и число их возрастает. Они участвуют в земляных работах на Канавке Божьей Матери, в благоустройстве территории монастыря, работают на кухне.

Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь. Монастырь находится на Соловецких о-вах Архангельской области на территории Архангельской епархии. Он был основан в XV в. и явился оплотом православия на Русском Севере. Соловки называют «русской голгофой» – сюда ссылались заключенные в 20–30-е гг. XX в. В монастыре находятся Спасо-Преображенский собор и ряд церквей. В конце XX в. возродилась традиция православных паломничеств в монастырь. Он принимает паломников. Приезжающие обеспечиваются возможностями проживания и трапезой. Все паломники, живущие в обители, несут послушание. Они занимаются заготовкой дров на зиму, строительными работами, трудятся в огороде, убирают территорию. За благословением на проживание следует обратиться к наместнику или благочинному монастыря. Приезжающим необходимо иметь при себе паспорт. О приезде больших групп паломников необходимо договариваться заблаговременно.

Свято-Боголюбский мужской монастырь (Владимирская обл., Владимирская епархия). Это один из старейших монастырей России, основанный в 1155 г. князем Андреем Боголюбским. В соборе Боголюбской иконы Божией Матери (XIX в.) престольный праздник – 1 июля. На территории монастыря есть и более ранние постройки, например храм Рождества Пресвятой Богородицы (XII–XVIII вв.). Святыней монастыря являются частицы мощей киево-печерских подвижников.

В последние годы была возрождена традиция крестного хода с Боголюбской иконой Божией Матери, возникшая еще в XVIII в. В день празднования Боголюбской иконы Божией Матери 1 июля устраивается крестный ход из Владимира в Свято-Боголюбский монастырь. В крестном ходе участвуют около 10 тыс. человек. В монастыре мироточили иконы, под куполом явился лик императора Николая II. В монастырь регулярно приезжают паломники из Москвы и других городов России. Для них в монастыре имеются гостиница и трапезная. В монастыре насчитывается 12 человек братии.

Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь. Монастырь находится на территории Республики Карелия и пределах Санкт-Петербургской епархии. В настоящее время на территории монастыря проживает более 200 насельников. Священно игуменом обители является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. На Валааме возрождается скитская жизнь. Здесь функционируют Всехсвятский, Предтеченский, Никольский, Святоостровский и другие скиты. После своего возрождения в 1989 г. обитель живет по Валаамскому уставу. Заведены строго уставные службы с валаамским древним распевом.

Святынями монастыря являются мощи прп. Сергия и Германа, Антипы Валаамского и чтимый список Валаамской иконы Божией Матери. Летом Валаам посещают экскурсанты и паломники. В Валаам приезжают с экскурсионными целями во время речных круизов между Москвой и Санкт-Петербургом. Здесь на несколько часов останавливаются теплоходы. Монастырь принимает паломников только по благословению игумена и только через собственную паломническую службу.

Свято-Введенская Оптина Пустынь, ставропигиальный мужской монастырь. Оптина Пустынь в царской России в XIX в. являлась одним из ведущих центров внутреннего паломничества. Здесь жили известные российские старцы, побеседовать с которыми приезжали русские писатели Л. Толстой, Ф. Достоевский, Н. Гоголь и многие другие. Бывали здесь и члены императорского дома Романовых. В 90-е гг. XX в. Оптина Пустынь усиленно восстанавливалась. В Казанский собор Оптиной Пустыни (самый большой из 6 действующих и 3 восстанавливающихся храмов обители) паломники приходят поклониться мощам прп. оптинских старцев Моисея, Антония, Исаакия I.

Кирилло-Белозерский мужской монастырь расположен в городе Кириллов Вологодской области (Вологодская епархия). Это один из крупнейших монастырей России. Из его стен вышли выдающиеся представители русского монашества – Нил Сорский, Савватий Соловецкий и многие другие. В стенах монастыря находилась одна из наиболее значительных на Руси библиотек. В монастыре имеется ряд святынь, которым приезжают поклониться паломники. Это мощи Кирилла Белозерского в храме прп. Кирилла. На месте первого поселения святого поставлены каменные палатки, в которых находятся крест, поставленный иноками при поселении, и копия первой деревянной кельи прп. Кирилла. Недалеко от монастыря находится гора Маура. На месте для поселения, указанном прп. Кириллу в видении Богородицей, построена деревянная часовня и водружен поклонный крест.

Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь. Этот монастырь, находящийся в Костроме (Костромская епархия), занимает особое место в истории России. Здесь в начале 1613 г. жил будущий первый царь из династии Романовых – Михаил. Территория монастыря состоит из двух участков – Старого и Нового города. Богослужения проходят в Троицком соборе (1652 г.). Святыней монастыря является мощевик с частицей мощей Ипатия Гангарского.

Рождества Богородицы Свято-Пафнутиев Боровский мужской монастырь. Монастырь находится в окрестностях Боровска (Калужская обл.) и принадлежит Калужской епархии. Здесь находятся три действующих храма и мощи прп. Пафнутия Боровского.

Теперь познакомимся с некоторыми наиболее известными православными храмами в России.

Соборы Московского Кремля хорошо известны не только в России, но и за ее пределами. Они являются важными объектами экскурсионного показа для туристов из России и других стран. В этих храмах в отдельных случаях проводятся службы. Это относится к Успенскому собору Московского Кремля. В свое время по велению царя Алексея Михайловича сюда были перенесены останки святителей, пострадавших за веру и отечество, – патриархов Иова из Старицы, Гермогена из Чудова монастыря и святого митрополита Филиппа с Соловков.

В Успенском соборе хранилась чудотворная икона Владимирской Богоматери, привезенная в Москву в 1395 г. из Владимира. В советские годы она а также икона «Троица» Андрея Рублева стали экспонатами Третьяковской галереи в Москве. В настоящее время икона Владимирской Богоматери и список «Троицы» находятся в церкви Николы в Толмачах – домовом храме Третьяковской галереи. Сама «Троица» находится в Третьяковской галерее.

В Архангельском соборе, в котором похоронены многие российские монархи допетровского времени, в 2002 г. службы проводились пять раз – 15 мая, 28 мая, 20 июля, 3 октября и 21 ноября. 28 мая – день благоверного царевича Димитрия Угличского и Московского, мощи которого покоятся здесь же. В Благовещенском соборе служба проходит один раз в год – 7 апреля на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. В церкви Ризоположения праздник Ризоположения – 15 июля.

Храм Христа Спасителя в Москве был воссоздан в соответствии с указом Президента РФ от 5 мая 1995 г. Восстановление храма прошло в довольно быстрые сроки. Сейчас в храме регулярно проводятся службы. В Успенском соборе во Владимире регулярно проводятся богослужения. Успенский собор интересен с исторической точки зрения: это один из немногих каменных соборов Северо-Восточной Руси, построенных до татаро-монгольского ига. До наших дней со значительными утратами дошли фрески Андрея Рублева и Даниила Черного, выполненные в начале XV века. Успенский собор является важным объектом экскурсионного показа. На экскурсию приезжают туристы из многих стран мира и регионов России – Владимир входит в «Золотое Кольцо». Церковь Покрова на Нерли (Владимирская область) является в первую очередь объектом привлечения экскурсантов. Службы там проводятся редко. В Софийском соборе (Новгородский кремль), древнейшем храме России (XI в.), службы проводятся регулярно. В настоящее время в новгородской Софии туристы могут увидеть немногочисленные фрагменты живописи XI в. Древнейшей сохранившейся иконой собора является икона «Петр и Павел» (XI в.). В иконостасе собора имеется ряд икон, написанных в 1341 г. греческими и сербскими иконописцами. В Соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (Вологодская обл.) сохранились росписи Дионисея и его сыновей (1502 г.).

Старообрядцы селились на территории современных Нижегородской, Архангельской (Выговская пятина), Московской (Гуслицы), Брянской и др. областей России. Центр старообрядчества России расположен на территории Рогожского кладбища в Москве. Главой старообрядцев на сегодняшний день является митрополит Олимпий.

Среди других религиозных течений христианства в России представлен протестантизм (баптисты, пятидесятники, адвентисты 7-го дня и др.). Их насчитывается более 1 млн верующих. Протестантизм укрепляет свои позиции, в том числе благодаря поддержке из-за рубежа.

Довольно-таки широко в России представлен буддизм. Его представители проживают в Бурятии, Туве, Калмыкии, Якутии, Хакасии, на Алтае.

Еще в начале XVII в. роды калмыков перекочевали в Нижнее Поволжье из степей Прикаспия, начав по договору 1608 г. добровольно вступать в подданство Русского государства. Новые российские подданные прибыли со своими кочевыми буддийскими храмами на кибитках – хурулами. В 1661 г. калмыцкий хан Пунцук принял за себя и весь народ присягу и верность царю, при этом целовал образ Будды (монг. Бурхан) и книгу буддийских молитв. С конца XVII в. хурулы возводятся на местности. В 1917 г. их было 92. Некоторые из хурулов превратились в крупные и средние монастырские комплексы, населенные ламским монашеством трех степеней. В декабре 1943 г. калмыки были насильственно выселены в Сибирь, а их храмы – разрушены.

Становлению буддизма в Забайкалье способствовали 150 монголо-тибетских лам, бежавших в 1712 г. из Халха-Монголии. В 1741 г. буряты принимают присягу на верноподданство России вместе с ламами, которые освобождаются от налогов, податей и других повинностей и получают разрешение на проповедь буддизма. 1741 г. есть начало официального признания буддизма в нашем стране. В 1917 г. в Бурятии насчитывалось 46 дацанов. Буддийские ступы (субурганы) и часовни (бумханы) строились из бревен, камней и досок на вершинах или склонах гор и холмов, доминирующих над окружающей местностью. Агинский дацан был центром буддийского образования и культуры. В 1893 г. насчитывались 15 тыс. лам (10 % буддийского населения) и десятки тысяч хувараков (учеников). К концу 30-х годов XX в. все дацаны были закрыты и разграблены, ламы отправлены в ГУЛАГ. В 1946 г. власти разрешили открыть Иволгинский и Агинский дацаны. Тува вошла в состав СССР в 1944 г. Буддизм здесь был принят в XVIII в., но до XX в. тувинцы продолжали следовать и шаманизму. Религиозные обряды тувинцев до последнего времени отправлялись совместно ламами и шаманами, их функции нередко совмещались в одном лице и в одной семье (муж – лама, а жена – шаманка). Такие семьи жили в миру, часто, как монголы и буряты, не соблюдая обет безбрачия.

С конца 80-х гг. XX в. в России происходит возрождение буддизма. В буддийских академиях Бурятии и Монголии ведется подготовка лам, восстановлен институт молодых послушников при монастырях. В Бурятии восстановлено около 20 дацанов. В Элисте (Калмыкия) открыт институт возрождения калмыцкого языка и буддизма. Начал издаваться журнал «Мандала», посвященный истории буддизма в целом, а также его калмыцкой разновидности. Объединение буддистов Калмыкии проводит большую духовно-просветительскую работу. В Санкт-Петербурге восстановлен и действует с 1991 г. Тибетский храм, посвященный божеству Калчакру. Храм был открыт и освящен в 1913–1915 гг. В 1933 г. его закрыли и осквернили. В 1991–1992 гг. Калмыкию, Бурятию, Туву посещал Его Святейшество Далай-лама XIV. В 1992 г. в Туве он присутствовал на празднике буддийского возрождения и посвятил в монахи несколько молодых людей. Число буддийских общин в России постоянно возрастает. Сегодня властные полномочия принадлежат Буддийской традиционной сангхе России, созданной вместо расформированного Центрального духовного управления буддистов. Не все буддисты России подчиняются Буддийской традиционной сангхе России.

Последователи ислама в России проживают в Татарстане, Башкирии, Дагестане, Чечне, Ингушетии, Карачаево-Черкессии, Кабардино-Балкарии, Адыгее.

Контрольные вопросы:

1. Перечислите фирмы, присутствующие на рынке религиозного туризма.

2. Назовите однодневные туры по Подмосковью с религиозной тематикой.

3. Каким образом классифицируются религиозные туры по продолжительности?

4. Перечислите монастыри, являющиеся объектом паломнического туризма.

5. Охарактеризуйте наиболее известные православные храмы России.

6. Основные центры старообрядчества в России.

7. В каких регионах распространены центры буддизма?

8. Какие мероприятия были проведены в России для возрождения буддизма?


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Краткий обзор состояния развития экскурсионно-познавательного туризма | Восхождения, треккинги, пешие походы

Дата добавления: 2014-03-13; просмотров: 603; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.