Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Тема 7. Правовое регулирование иностранных инвестиций

Читайте также:
  1. IV. Государственное регулирование страховой деятельности.
  2. PR-технологии в привлечении инвестиций. Спонсоринг и фандрайзинг
  3. V. ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ (РЕГУЛИРОВАНИЕ)
  4. Автоматическое регулирование напряжения трансформаторами с РПН
  5. Антимонопольное регулирование.
  6. Валютное регулирование и валютный контроль
  7. ВЗГЛЯДЫ КОМАНДОВАНИЯ АРМИЙ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОТОПЕХОТНОЙ РОТЫ В НАСТУПЛЕНИИ.
  8. Внешняя среда предприятий, взаимоотношения и государственное регулирование
  9. Вопрос 3. Оценка эффективности инвестиций.
  10. Выбор источника права при судебном рассмотрении споров с участием иностранных лиц.

 

7.1. Правовое положение иностранных юридических лиц в РФ.

7.2. Инвестиционные отношения юридических лиц в МЧП.

 

7.1. Правовое положение иностранных юридических лиц в РФ.

В России основными нормативно-правовыми актами в этой области выступают Федеральный закон «Об иностранных инвестици-и\ и РФ» от 9 июля 1999 г. в редакции от 8 декабря 2003 г. (Собрание законодательства РФ. 1999. № 28. Ст. 3493; 2003. № 50. Ст. 4855.) и Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» от 30 декабря 1995 г. в редакции от 6 июня 2003 г.(Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 18; 2003. № 23. Ст. 2174.). Согласно Федеральному закону об иностранных инвестициях в РФ» среди хозяйствующих субъектов выделяются коммерческие организации с иностранными инвестициими и филиалы иностранных юридических лиц (ст. 20—21). Российская коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора. С этого дня такая организация пользуется правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными данным законом (п. 6 ст. 4). Филиал иностранного юридического лица, созданный на территории РФ, выполняет часть функций или все функции от имени создавшего его иностранного юридического лица при условии, что цели создания и деятельность головной организации имеют коммерческий характер, и она несет непосредственную имущественную ответственность по принятым ею в связи с ведением указанной деятельности на территории РФ обязательствам (п. 3 ст. 4) (Вопросам правового регулирования инвестиционной деятельности иностранных лиц посвящено большое количество публикаций в российской юридической науке. Упомянем лишь некоторые из них: Богатырев А. Г. Инвестиционное право. М., 1992; Серегин В. П., Степанов В. П., Халевинская Е. Д. Современный взгляд на иностранные инвестиции в России. М., 1994; Халевинская Е.Д. Предприятия с иностранным капиталом в России. М., 1995; Богуславский М. М. Иностранные инвестиции: правовое регулирование. М., 1996; Силкин В. Комментарий к Федеральному закону «Об иностранных инвестициях в РФ» // Хозяйство и право. 2000. № 2; Доронина Н. Г. Комментарий к Закону об иностранных инвестициях // Право и экономика. 2000. № 4.118).

Центральное место в законе отведено гарантиям деятельности инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями в России. Этому вопросу посвящены 11 из 28 статей закона. В число таких гарантий включаются: гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов в России (ст. 5); гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций (ст. 6); гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора (ст. 8); гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора законодательства России (ст. 9); гарантия использования на территории России и перевода за ее пределы доходов, прибыли и других правомерно полученных инвестором денежных сумм (ст. 11), а также целый ряд иных гарантий и льгот (По данному вопросу более подробно см.: Анищенков А. А. Теоретические аспекты института инвестиционной гарантии в международном праве // Российский ежегодник международного права 2003. СПб., 2003. С. 131 — 143.).

 

7.2. Инвестиционные отношения юридических лиц в МЧП.

Коммерческие организации с иностранными инвестициями могут осуществлять в России любые виды деятельности, соответствующие их специальной правосубъектности и не запрещенные действующим законодательством, в том числе приобретать имущественные права. Одной из форм такого приобретения имущественных прав выступают концессионные соглашения (соглашения о разделе продукции). В настоящее время этот вопрос урегулирован специальным федеральным законом. Соглашение о разделе продукции, носящее гражданско-правовой характер, регулирует отношения, возникающие в процессе поисков, разведки, добычи минерального сырья, раздела произведенной продукции, ее транспортировки, хранения, переработки, использования и реализации. Данные отношения складываются между двумя сторонами: Российской Федерацией как государством и инвестором, которым может быть и иностранное юридическое лицо или создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц (ст. 3). Закон подробно регулирует порядок заключения соглашений о разделе продукции (ст. 6), возникновение права собственности инвестора на произведенную продукцию (ст. 9), налоги и платежи при выполнении соглашений (ст. 13), государственные гарантии прав инвесторов (ст. 18) и порядок разрешения споров (ст. 22).

Большую группу нормативных документов в области инвестиционной деятельности иностранных юридических лиц составляют международные договоры, важнейшими из которых являются двусторонние соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений (Соглашения о защите и поощрении капиталовложений: сборник документов / под ред. Ю. Ю. Берестенева. М., 2002. В данном сборнике опубликованы тексты всех инвестиционных соглашений, в которых участвует Россия. В их число входят 39 действующих соглашений; 4 соглашения, подписанных и ратифицированных Россией, но не вступивших в силу; 13 соглашений, подписанных, но не ратифицированных Россией. Статус документов приведен по состоянию на 1 января 2002 г.). В качестве примера можно привести Соглашение между Правительством РФ и Правительством Ливанской Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 8 апреля 1997 г., которое вступило в силу 1 марта 2003 г.(Бюллетень международных договоров. 2003. № 6.) В соответствии с данным соглашением термин «инвестор» означает:

а) любое физическое лицо, являющееся гражданином Договари-иающейся стороны и правомочное в соответствии с ее законодательствоом осуществлять капиталовложения на территории другой Договаривающейся стороны;

б) любое юридическое лицо, созданное в соответствии с действующим на территории этой Договаривающейся стороны законодательством, при условии, что юридическое лицо правомочно в соответствии с законодательством своей Договаривающейся стороны осуществлять капиталовложения на территории другой Договаривающейся стороны.

Термин «капиталовложения» охватывает все виды имущественных ценностей, которые вкладываются инвестором одной Договаривающейся стороны на территории другой Договаривающейся стороны и соответствии с законодательством последней Договаривающейся стороны, и в частности:

а) движимое и недвижимое имущество, а также соответствующие имущественные права;

б) акции, вклады и другие формы участия в деловых предприятиях или компаниях;

в) права требования по денежным средствам, которые вкладываются для создания экономических ценностей, связанных с капиталовложениями;

г) авторские права, права на промышленную собственность (такие, как патенты, товарные знаки или знаки обслуживания, промышленные образцы и полезные модели), а также права на технологию и ноу-хау;

д) права на осуществление предпринимательской деятельности, предоставляемые на основе закона или договора, включая, в частности, права на разведку, разработку, добычу и освоение природных ресурсов.

Никакое изменение формы, в которой имущественные ценности вкладываются или реинвестируются, не будет влиять на их характер в качестве капиталовложения при условии, что такое изменение не будет противоречить законодательству Договаривающейся стороны, на территории которой капиталовложения осуществлены.

Термин «доходы» означает суммы, получаемые в результате капиталовложения, и включает, в частности, прибыль, дивиденды, проценты, лицензионные вознаграждения, платежи за техническое обслуживание, а также другие вознаграждения (п. 1—3 ст. 1).

Каждая из Договаривающихся сторон обеспечивает на своей территории справедливый и равноправный режим для капиталовложений, осуществленных инвесторами другой Договаривающейся стороны, а также деятельности в связи с такими капиталовложениями и исключает применение мер дискриминационного характера, которые могли бы препятствовать управлению и распоряжению капиталовложениями. Данный режим является не менее благоприятным, чем-режим, который предоставляется капиталовложениям и деятельности в связи с капиталовложениями собственных инвесторов или инвесторов третьего государства (режим наиболее благоприятствуемой нации). Каждая из Договаривающихся сторон оставляет за собой право определять отрасли и сферы экономической деятельности, в которых исключается или ограничивается деятельность иностранных инвесторов (п. 1—3 ст. III).

Капиталовложения инвесторов одной из Договаривающихся сторон, осуществленные на территории другой Договаривающейся стороны, не могут быть экспроприированы, национализированы или подвергнуты мерам, равным по последствиям экспроприации или национализации (далее именуются — экспроприация), за исключением случаев, когда такие меры предпринимаются в общественных интересах и в соответствии с процедурой, установленной законодательством, когда они не являются дискриминационными и сопровождаются выплатой быстрой, адекватной и эффективной компенсации. Компенсация должна соответствовать реальной стоимости экспроприируемых капиталовложений непосредственно до момента, когда стало известно о фактической или о предстоящей экспроприации. Компенсация выплачивается без необоснованной задержки в свободно конвертируемой валюте. До момента выплаты на сумму компенсации начисляются проценты согласно процентной ставке той Договаривающейся стороны, на территории которой капиталовложения осуществлены (ст. VI) (Многие ученые рассматривают инвестиционные соглашения как особый «смешанный» тип договора, являющегося институтом МЧП и сочетающего частные и публичные элементы. Инвестиционные гарантии, бесспорно, выступают как форма проявления публичного элемента. См. об этом: Ошноков А. Н. Инвестиционные соглашения: проблемы отраслевой принадлежности и применимого права // Журнал международного частного права. 1999. № 2(24). С. 25-34.).

Инвесторам одной из Договаривающихся сторон, капиталовложениям которых нанесен ущерб на территории другой Договаривающейся Стороны вследствие войны, вооруженных конфликтов, чрезвычайного положения или других аналогичных обстоятельств, ответственная за это Договаривающаяся сторона предоставляет в отношении собственности, компенсации и других видов урегулирования режим, не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется собственным инвесторам или инвесторам любого третьего государства (ст. VII).

Каждая из Договаривающихся сторон гарантирует инвесторам другой Договаривающейся стороны после выполнения ими всех налоговых обязательств беспрепятственный перевод за границу платежей в связи с капиталовложениями, и в частности:

а) доходов;

б) сумм, выплачиваемых в погашение займов, признанных обеими Договаривающимися сторонами в качестве капиталовложений;

в) поступлений, полученных в результате продажи, полной или частичной ликвидации капиталовложений;

г) компенсации, предусмотренной ст. VI Соглашения;

д) заработной платы и других вознаграждений, полученных гражданами и ключевым персоналом другой Стороны, которым разрешено работать в связи с капиталовложением на территории первой Договаривающейся стороны;

е) основных и дополнительных сумм для поддержания и увеличения капиталовложений.

Перевод платежей осуществляется без задержки в свободно конвертируемой валюте по валютному курсу, применяемому на дату перевода в соответствии с действующим валютным регулированием той Договаривающейся стороны, на территории которой капиталовложения осуществлены. Договаривающаяся сторона, принимающая капиталовложения, предоставляет инвесторам другой Договаривающейся стороны доступ на свой валютный рынок и возможность покупки иностранной валюты с целью осуществления переводов по валютному курсу на дату перевода (ст. VIII).

Договаривающаяся сторона или уполномоченный ею орган, которые произведут платеж инвестору на основе гарантии от некоммерческих рисков в связи с его капиталовложением на территории другой Договаривающейся стороны, смогут осуществлять в порядке суброгации права инвесторов в том же объеме, что и сами инвесторы. Такие права осуществляются в соответствии с законодательством последней Договаривающейся стороны (ст. IX).

Любой спор между одной из Договаривающихся сторон и инвестором другой Договаривающейся стороны, возникающий в связи с капиталовложением, включая споры, касающиеся размера, условий или порядка выплаты компенсации, или порядка осуществления переводов платежей, является предметом письменного уведомления, сопровождаемого подробными комментариями, которые инвестор направит Договаривающейся стороне, участвующей в споре. Стороны в споре стремятся урегулировать такой спор по возможности мирным путем. В том случае, если спор не может быть разрешен таким образом в течение шести месяцев с даты письменного уведомления, он передается на рассмотрение в:

а) компетентный суд или арбитраж Договаривающейся стороны, на территории которой капиталовложения осуществлены;

б) Арбитражный институт Стокгольмской торговой палаты;

в) Арбитражный суд ad hoc в соответствии с Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ.

Арбитражное решение является окончательным и обязательным для обеих сторон в споре. Каждая из Договаривающихся сторон обязуется выполнить такое решение в соответствии со своим законодательством (ст. X) (По данному вопросу см. статью: Богуславский М. М. Принцип контроля и определение подсудности инвестиционных споров // Международное частное право: современная практика. М., 2000. С. 198—212. Говоря об определении подсудности инвестиционного спора, автор приходит к выводу, что при отсутствии арбитражного соглашения между сторонами юридической базы для признания юрисдикции арбитражного суда в отношении рассмотрения инвестиционного спора между государством и инвестором не имеется (С. 212).

К числу важнейших многосторонних международных договоров по рассматриваемому вопросу с участием России относятся Ашхабадское соглашение СНГ о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности от 24 декабря 1993 г., вступившее в силу 21 ноября 1994 г. (Бюллетень международных договоров. 1995. № 4.), и Минская конвенция СНГ о защите прав инвестора от 28 марта 1997 г., вступившая в силу 21 января 1999 г. (Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1997. № 8.).

 

Список литературы

 

Анищенков А. А. Теоретические аспекты института инвестиционной гарантии в международном праве // Российский ежегодник международного права 2003. СПб., 2003

Асосков А. В. Методы частноправового регулирования статуса коммерческих организаций, действующих на территории иностранных государств // Московский журнал международного права. 2001. № 1

Богатырев А. Г. Инвестиционное право. М., 1992

Богуславский М. М. Иностранные инвестиции: правовое регулирование. М., 1996

Богуславский М. М. Принцип контроля и определение подсудности инвестиционных споров // Международное частное право: современная практика. М., 2000.

Внешнеэкономическая деятельность: международное частное право и российское законодательство: сб. нормативных документов. М., 1997.

Доронина Н. Г. Комментарий к Закону об иностранных инвестициях // Право и экономика. 2000. № 4.

Кадышева О. В. Унификация и гармонизация норм международного частного права в отношении определения государственной принадлежности иностранных юридических лиц // Вестник Московского университета. Серия 11 «Право». 2002. № 3.

Кулешов В. В. Унификация правового регулирования трансграничной несостоятельности в рамках ЮНСИТРАЛ // Московский журнал международного права. 2001. № 3.

Леонтьева Е. А., Бахин С. В. Международно-правовая унификация регулирования трансграничной несостоятельности // Журнал международного частного права. 2001. № 4(34)

Ошноков А. Н. Инвестиционные соглашения: проблемы отраслевой принадлежности и применимого права // Журнал международного частного права. 1999. № 2(24).

Серегин В. П., Степанов В. П., Халевинская Е. Д. Современный взгляд на иностранные инвестиции в России. М., 1994;

Силкин В. Комментарий к Федеральному закону «Об иностранных инвестициях в РФ» // Хозяйство и право. 2000. № 2

Соглашения о защите и поощрении капиталовложений: сборник документов / под ред. Ю. Ю. Берестенева. М., 2002.

Халевинская Е.Д. Предприятия с иностранным капиталом в России. М., 1995;



<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Тема 6. Субъекты международного частного права | Тема 8. Коллизионные нормы в международном частном праве

Дата добавления: 2014-02-26; просмотров: 538; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.007 сек.