Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




ВОЗРОЖДЕНИЕ

Читайте также:
  1. Неоклассическое возрождение. Неоконсерватизм.
  2. Раздел 1. Риторика: ее истоки и возрождение

Возрождение открывает новую эру и в истории изобразительного искусства, и в области методов обучения рисованию. Рисование как учебный предмет не было включено в школьный курс. Художники заново разрабатывают теорию изобразительного искусства и методы обучения рисунку. Над проблемами рисунка начинают работать лучшие мастера того времени: Альберти, Леонардо да Винчи, Дюрер и другие. Они активно вступают на путь научного исследования, стремятся понять закономерности явлений природы, установить связь между наукой и искусством. Леонардо да Винчи был не только великим живописцем, но и великим математиком, механиком и инженером. Альбрехт Дюрер был живописцем, гравёром, скульптором, архитектором.

Художники Возрождения стремятся возродить античную культуру, собирают и изучают памятники античного искусства. Они сумели не только теоретически обосновать наиболее актуальные проблемы искусства, но и практически их решить в своих произведениях. Леонардо да Винчи на основе литературных сведений об искусстве Древней Греции разработал квадрат древних.

Много ценных мыслей высказали художники Возрождения в области методики обучения рисунку. Значительным трудом по теории рисования является трактат Альберти «Три книги о живописи». Этот трактат в основном о рисунке и основных положениях построения изображения на плоскости. Рисование Альберти рассматривает как серьёзную научную дисциплину, как и математику. Альберти рассматривает рисование не как механическое упражнение, а как упражнение ума. Эту мысль сформулировал Микеланджело «Рисуют головой, а не руками».

Весь процесс обучения Альберти предлагает строить на рисовании с натуры. Материал в трактате дан в методической последовательности.

Сначала он излагает строгую систему обучения. Знакомство начинается с точки и прямых линий, затем углы, плоскости и объёмные тела. Соблюдая последовательность, Альберти знакомит ученика с основными положениями линейной и воздушной перспективы. Большое значение Альберти придаёт личному показу учителя.

Были у него и недостатки. Он, например, переоценивал значение завесы, противореча методу обучения рисованию с натуры, превращая искусство рисунка в механическое проектирование натуры на плоскость.

В эпоху Возрождения завесой пользовались многие художники. Метод заключается в следующем: между натурой и рисовальщиком устанавливалась картинная плоскость (завеса), которая может быть двух видов. Это рама с натянутой калькой, на которой художник и делал свой рисунок, или рама с натянутыми нитями. Чтобы рисовальщик имел постоянную точку зрения, к завесе прилагался специальный прибор (прицел), через который художник и вёл наблюдение. Этот метод рисования, помогая точно соблюдать законы перспективы, в тоже время превращал рисование в механическое проектирование.

Несмотря на это, велика роль Альберти как художника – просветителя. Он первый стал разрабатывать теорию рисунка, положив в основу её законы науки и природы. Он дал правильное методическое направление обучение рисунку. Для того, чтобы донести свои мысли до всех художников, Альберти дважды издал свой труд: на латинском и итальянском языке. Он понял необходимость приблизить науку к практическим задачам искусства.

Следующей значимой работой стала «Книга о живописи» Леонардо да Винчи. Он, как и Альберти смотрит на рисунок как на серьёзную научную дисциплину. Он отмечает, что завеса вредна ученику. Положительным в его работе является метод закрепления пройденного путём рисования по памяти.

Немецкий художник Альбрехт Дюрер считал, что в искусстве нельзя полагаться только на чувство и зрительное впечатление, а необходимо опираться на точные научные знания. Особенно большую ценность представляет метод обобщения формы или метод «обрубовки». Его широко применяли в своей педагогической практике Чистяков и Кардовский. Метод оказался приемлемым и до сегодняшнего дня. Обобщая форму до простейших геометрических форм, построение становится доступным и для начинающего рисовальщика. Дюрера волновали и общие проблемы педагогики, вопросы обучения и воспитания детей. Среди художников эпохи Возрождения мало кто задумывался над этим. Он даёт пояснения о воспитании в начальный период обучения, как лучше учить – добром, похвалой или порицанием. Подробно объяснял, как сделать, чтобы учились с охотою, отвлекаться от учения, например, игрой на музыкальных инструментах. Особое значение Дюрер придавал личному показу. Обучение искусству проходило следующим образом. Мальчика 10-12 лет родители отдавали какому-нибудь мастеру, где он знакомился с ремеслом своего учителя. К 18 годам ученик становился подмастерьем и мог выполнять отдельные места заказных работ. После 6-8 лет обучения ученик мог оставаться в качестве помощника, но мог и перейти к другому мастеру, мог поменять даже специальность.

Ученики изучали литературу, математику, скульптуру, живопись, ювелирное дело, архитектуру. Но основой всех наук был рисунок. Обучение шло по строгой системе. Вначале ученики рисовали на буковых дощечках, покрытых воском. Затем их учили растирать краски, изготавливать левкас, готовить доски для станковой картины или стены под фреску. Затем начинали доверять грунтовку и нанесение фона.

Ченнино Ченнини в своём трактате писал: «Знай, что для того, чтобы научиться, надо немало времени: так, сначала в детстве, по крайней мере с год, надо упражняться в рисовании на дощечке. Затем – пробыть некоторое время у учителя в мастерской, чтобы уметь работать во всех отраслях нашего искусства. Затем – приняться за стирание красок и заниматься этим некоторое время; потом молоть гипс, приобрести навык в грунтовке гипсом досок, делать из гипса рельефы, скоблить, золотить, хорошо зернить. И так надо в течение 6 лет. Затем – ещё 6 лет практиковаться в живописи, орнаментировать при помощи протрав, писать золотые ткани, упражняться в работе на стене, всё время рисовать, не пропуская ни праздничных, ни рабочих дней».

Обучение рисованию проходило прямо в мастерской художника (боттеге). Мастер набирал небольшое количество учеников, с которыми вёл занятия, и которые являлись помощниками в работе учителя. Успевающие ученики получали от мастера денежную плату. Рисунок являлся не самоцелью, а основой живописи, скульптуры, ювелирного дела. Поэтому рисунки художников Возрождения часто имеют незавершённый внешний вид. Учитель, удостоверившись, что ученик правильно понял конструкцию, не заставлял ученика оттушёвывать рисунок.

Мастера Возрождения сумели создать высокие образцы как для художников практиков, так и для педагогов. Во времена Леонардо да Винчи многие художники писали драпировки, одевая людей вовсе не в ткани, а в бумагу. Великолепные ломаные «готические» складки получаются из бумаги, которой мокрой придают необходимую форму, после высыхания бумага эту форму сохраняет. Вазари сообщает в своих «Жизнеописаниях знаменитых живописцев», что Леонардо да Винчи «занимался …изготовлением фигур из глины, покрывая их мягкими, пропитанными гипсом, тряпками». Пластика складок пропитанной гипсом драпировки несопоставимо выигрышней складок обычной ткани.

В более поздние времена художники одевали натурщиков или манекены в тканевые костюмы, но старались писать только старую одежду и обувь. На старой одежде есть характерные складки, сложившиеся по форме тела. Форма старой обуви буквально вылеплена формой ног и их движениями.

С помощью науки искусство Возрождения поднялось на небывалую высоту. Они возродили высокое уважение к рисунку, считая его основой всех искусств. Труды художников по вопросам перспективы помогли справиться с проблемой построения изображения трёхмерной формы предметов на плоскости. Они указали последующим поколениям художников – педагогов правильный путь развития методики и способствовали становлению рисования как учебного предмета. Однако учебный рисунок самостоятельного значения в ту эпоху ещё не получил. Мастера Возрождения не ставили перед собой задачу разработать систему обучения и воспитания.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ | ОБУЧЕНИЕ РИСОВАНИЮ НА РУСИ

Дата добавления: 2014-04-28; просмотров: 510; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.