Студопедия

Главная страница Случайная лекция

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика






МЕДИЦИНА И ФАРМАЦИЯ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

Читайте также:
  1. Виды гражданского процесса в Древнем Риме
  2. Доказательная медицина. Систематические обзоры. Метаанализ
  3. Зарождение рекламы в Древнем мире
  4. Медицина в зарубежных странах
  5. МЕДИЦИНА И ФАРМАЦИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
  6. МЕДИЦИНА И ФАРМАЦИЯ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
  7. МЕДИЦИНА И ФАРМАЦИЯ В ДРЕВНЕМ ВАВИЛОНЕ
  8. МЕДИЦИНА И ФАРМАЦИЯ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ
  9. МЕДИЦИНА И ФАРМАЦИЯ В ДРЕВНЕМ РИМЕ

 

3.1. Общая характеристика цивилизации. Источники изучения

истории врачевания и лекарствоведения

Древнеегипетская цивилизация очень самобытна, ее

история насчитывает более 3-х тысячелетий и включает пе-

риоды Древнего, Раннего, Среднего и Нового царств.

В истории врачевания выделяют периоды: 1) царский

(ХХХ-IV вв. до н.э.), наиболее полно отражает самобыт-

ность древнеегипетской цивилизации; 2) греко-римский (332 г. до н.э. –

395 г. н.э.); 3) византийский (395-638 гг. н.э., переходит в средние века).

Источниками изучения истории врачевания и лекарствоведения в

древнем Египте являются:

1) труды древних историков и писателей;

2) объекты изучения археологии: мумии, записи и

изображения на стенах пирамид, гробниц, саркофагах и

заупокойных стелах и др.;

3) папирусные свитки (папирусы).

Известно более 10 папирусных свитков, которые содержат сведе-

ния по врачеванию и лекарствоведению:

папирус из Кахуна: сведения о ро-

довспоможении;

папирус Смита (Edwin Smith

Papyrus): описания травм, комментарии,

лечение (в т.ч. оперативные методы),

прогноз; это самый древний из сохра-

нившихся текстов о строении человече-

ского тела;

папирус Эберса (Ebers papyrus), или «Книга

приготовления лекарств для всех частей тела»

(его можно считать фармацевтическим справочни-

ком): около 900 рецептов для лечения болезней же-

лудка, кишечника, легких, суставов, глаз, ушей, зу-

бов (лечение воспаления десен, снятие зубной боли,

оздоровление полости рта, укрепление зубов); кос-

метические средства; анестезирующие средства

 

(мандрагора, белладонна, опий), применявшиеся при

хирургических операциях; основой для приготовления ЛС были

ко, мед, пиво; многие рецепты сопровождались магическими заклина-

ниями и заговорами;

папирусы Хёрста, лондонский, берлинский, лейденский и др.

 

Опьяняющее и наркотическое действие лекарственных растений было хорошо известно

древним цивилизациям Индии, Китая, Америки. Наркоз и анестезия в европейской научной

медицине стали применяться только во второй половине XIX в. (см. Лекцию № 5). Лекция № 2

 

 

3.2. Влияние религиозно-мифологических представлений

Врачевание было связано с мифологией и

религией. Врачи обучались в «домах мудрости»

при храмах. У египтян было 36 богов исцеления,

каждый из которых покровительствовал опреде-

ленной части тела.

 

3.2.1. Пантеон богов

Значительное место в верованиях древних египтян

занимал культ животных. Предметом особого культа

были змеи. Кобра УАДЖИТ, богиня-змея, входила в со-

став царской эмблемы и почиталась как защитница от

всех врагов, в т.ч. от болезней.

 

ОСИРИС (Osiris), бог солнца и благородного

Нила, считался верховным медицинским божеством.

 

ИЗИДА (Isis), богиня луны, плодородия,

жизни и здоровья, считалась изобретательницей

магического врачевания и покровительницей

детей. Вернула к жизни своего сына Гора, кото-

рый был убит титанами; сделала его бессмерт-

ным и научила искусству исцеления. Исида ука-

зывала больным во сне исцеляющие средства.

 

ГОР (Horus), изображался в образе человека с

головой сокола, властелин неба и воздуха, считался



верховным врачом дома бога солнца Ра, его изрече-

ния считались всемогущими при лечении. Священный

«глаз Гора» – символ долговечности, силы и велико-

душия профессии врача и аптекаря, поэтому изображал-

ся в начале медицинских предписаний («Recipe»).

 

АМОН-РА (Ra) мог своим дыханием исце-

лять больных и помогать роженицам. Его даром

было растение мандрагора, которую, как и опиум,

использовали для обезболивания, в т.ч. при хирур-

гических операциях.

 

Рисунок мандрагоры в арабской рукописи

 

БУБАСТИС (изображалась с кошачьей головой) и

ТАУЭРТ (Taweret, изображалась в виде беременной самки

гиппопотама) покровительствовали роженицам.

 

СОХМЕТ (Sekhmet) изображалась в виде львицы или

львиноголовой женщины, покровительствовала врачевате-

лям, посылала чуму и исцеляла от нее людей (жрецы ее храмов

были лекарями-колдунами). Лекция № 2

 

 

ТОТ (Thot), или ГЕРМЕС (Hermes), изображался с го-

ловой ибиса, бог Луны, мудрости, науки, письменности, му-

зыки и врачевания, покровитель священных книг и колдов-

ства. Ему приписывают авторство папируса Эберса и «гер-

метические книги» – алхимические книги: с его именем свя-

зывают зарождение алхимии (см. Лекцию № 3). Тота называ-

ли Фармаки, или Фармаци (защитник, избавитель, исцели-

тель (!)). Считалось, что Тот позаимствовал у птицы ибис

умение делать клизму и научил этому лю-

дей.

 

АНУБИС (Anubis, изображался с го-

ловой собаки) передал египтянам секреты

бальзамирования (см. ниже). Именно он

изготовил первую мумию – мумию Осириса.

 

3.2.2. Имхотеп – врач-бог

ИМХОТЕП (Imhotep, XXVIII в. до н.э.) –

наиболее известный врач, а также архитектор пи-

рамид, астроном, талантливый литератор и поэт.

Его имя означало «приходящий с миром», а греки

называли его «египетским Асклепием». Он был просто-

людином, но благодаря своему таланту стал верховным

жрецом и крупным ученым. Впоследствии Имхотеп был

обожествлен. Символом древнеегипетского врача-ученого

является анк (см. Лекцию № 1).

 

3.2.3. Заупокойный культ и бальзамирование

Заупокойный культ – это ключ к

пониманию всей египетской культуры и

закономерностей развития медицины.

Древние египтяне верили в загробную

жизнь и считали ее продолжением земной.

Поэтому они стремились сохранить тело

после смерти от разрушения.

Этой цели служило бальзамирование (мумификация), которым

занимались специальные люди – тарихевты. Египетский секрет бальза-

мирования утерян, но мумии сохранились до сих пор.

Процесс бальзамирования был длительным и трудоемким. Ему

подвергали тела фараонов и высокопоставленных людей. Простые егип-

тяне хоронили умерших в пустынях, закапывая их тела, завернутые в

циновку, в песок. Песок высушивал их и предохранял от разложения,

что, несомненно, имело большое определенное медико-гигиеническое Лекция № 2

 

 

значение (предупреждение инфекционных заболеваний). Благодаря

практике бальзамирования получила развитие описательная анатомия. Лекция № 2

 

Были описаны крупные органы: мозг, сердце, сосуды, почки, ки-

шечник, мышцы и др. Но египтяне исследовали их более тщательно,

скорее всего из-за религиозных причин.

С религиозными запретами, очевидно, бы-

ло связано и ограниченное количество хирурги-

ческих операций (простейшие способы лечения

ран, ритуальное обрезание и кастрация евнухов

для храмов фараонов и др.).

 

3.3. Лекарствоведение и алхимия

Факт успешного бальзамирования говорит о высо-

ком развитии химии и лекарствоведения. Считают, что со-

временное слово «химия» произошло от древнего названия

Египта – «Кемет», или «Кхмет». Существует также версия,

что древний Египет является родиной алхимии (ее рас-

цвет наблюдался в средние века (см. Лекцию № 3).

 

Египетские символы металлов

 

 

Изображение химических операций в древнем Египте

 

В папирусе Эберса есть раздел «Книга приготовления лекарств

для всех частей тела», который включает около 800 рецептов и спосо-

бов извлечения из растений соков и масел.

Применялись разнообразные технологические операции: настаива-

ние, процеживание, сбраживание, выжимание, перегонка, экстрагирова-

ние, возгонка, фильтрация.

Были известны лекарственные формы: мази, водные растворы,

промывания, впрыскивания, клизмы (см. ниже), компрессы, горчичники,

пластыри, примочки, настои, отвары, пилюли, окуривание и др.

Применяли лекарственные средства растительного (белена, по-

лынь, подорожник, ромашка, морской лук, опий, мирт, ладан, пивные

дрожжи и др.), минерального (селитра, медный купорос, квасцы, мем-

фисский камень и др.) и животного (жиры, желчь, мозг, печень, кровь

животных, мед, молоко и др.) происхождения.

Примечательно также, что для лечения ран египтяне использовали

заплесневелый хлеб, который прикладывали непосредственно к ране

(вполне научный метод, если учесть что в XX в. А.Флеминг выделил из

плесени пенициллин – первый антибиотик (см. Лекцию № 9)). Лекция № 2

 

 

3.4. Медико-гигиенические представления и традиции.

Врачебная этика

Египтяне выделяли естественные (нездоровая пища, кишечные па-

разиты, изменения погоды) и сверхъестественные (вселение злого духа и

т.п.) причины болезней. Первопричину они видели в пище. Поэтому

проводили ежемесячное очищение желудка с помощью клистиров

(клизм), слабительных и рвотных средств.

Древний Египет можно считать родиной косметики и дермато-

логии. В папирусе Эберса (см. выше) приведены прописи лекарств для

разглаживания морщин, удаления родинок, изменения цвета кожи,

окраски волос и бровей и др. Для защиты глаз от солнечных лучей и не-

которых заразных болезней египтяне покрывали веки зеленой пастой, в

состав которой входили соли сурьмы и порошок малахита.

Большое значение придавалось соблюдению традиционно уста-

новленных гигиенических требований и предупреждению болезней.

Греки считали египтян «изобретателями» медицины, в особенности

предупредительной медицины.

Традиции и обычаи предписывали опрятность в

быту и умеренность в пище. Египтяне носили парики.

Парик одевался поверх коротко (или «наголо») остри-

женных волос. Это имело не только эстетическое значе-

ние и соответствовало древнеегипетской моде, но спо-

собствовало профилактике педикулеза (вшивости).

 

Деятельность врачевателей регламентировалась правилами мора-

ли. Соблюдая их, врачеватель ничем не рисковал, даже при неудачном

исходе лечения. Нарушение правил жестоко каралось, вплоть до смерт-

ной казни. Врачебная этика обязывала врачевателя после осмотра боль-

ного открыто сообщить ему свой прогноз: 1) «Это болезнь, которую я могу

вылечить»; 2) «Это болезнь, которую я, может быть, смогу вылечить»; 3) «Это бо-

лезнь, которую я не смогу вылечить». 2-ая и 3-я формулировки позволяли вра-

чу избежать наказания в случае неудачи.

 

3.5. Историко-медицинский портрет цивилизации

1. Источники изучения врачевания и лекарствоведения: пирамиды, сар-

кофаги, мумии фараонов, папирусы (Эберса, Смита и др.).

2. Пантеон богов и божеств: Уаджит, Осирис, Исида, Гор, Тот, Сохмет,

Тауэрт, Анубис и др.

3. Врач-бог Имхотеп.

4. Заупокойный культ → строительство пирамид и гробниц: мумифика-

ция (бальзамирование) → развитие описательной анатомии.

5. Бальзамирование → высокий уровень развития химии (название

древнего Египта «Кхмет» – химия) и лекарствоведения.

6. Клизмы. Косметология. Парики. Лекция № 2

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
МЕДИЦИНА И ФАРМАЦИЯ В ДРЕВНЕМ ВАВИЛОНЕ | МЕДИЦИНА И ФАРМАЦИЯ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ

Дата добавления: 2014-05-01; просмотров: 715; Нарушение авторских прав


lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.009 сек.