Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Лекция 4. Творческий путь Л.Н. Андреева

Читайте также:
  1. АКУСТИКА ЗАЛОВ (лекция 3, 4)
  2. Блок 3.10. Лекция 17. Управление в области безопасности
  3. Блок 3.2. Лекция 9. Опасности техногенного характера
  4. Вопрос: Правотворческий процесс
  5. Гигиена питания лекция.
  6. Драматургия Л. Андреева: его реалистические и экспериментальные пьесы
  7. Жемчужины Мудрости. Лекция Элизабет Клэр Профет о Циклопее
  8. ЗАКОНОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
  9. Защита от шума строительно-акустическими методами (лекция 5)
  10. История лекция 5 Тема: средневековье как стадия исторического процесса

Общество состоит из большого количества групп, внутри которых формируется и развивается психика людей, их составляющих.

На каждом новом этапе жизни личность оказывается в новой социальной ситуации, в новой микросреде, новой группе. Сначала это семья, дальше идет группа детского сада, потом школьный класс, студенческая группа, производственная бригада и, наконец, кружок пенсионеров. Не даром говорят, что жизнь человека - сплошное хождение по группам. Что же такое группа?

 

Социальная группа это устойчивая общность с определенным количеством людей, включенных в типичные для них виды деятельности и связанных системой отношений, регулируемых общими интересами, ценностными ориентациями, настроениями и переживаниями, нормами жизни и отношений, традициями.

Группы могут находиться на разных уровнях развития, различаться по степени сплоченности, организованности, стилю руководства (лидерства), социально-психологическому климату.

 

Классификация групп:

 

I. По размеру. Группы подразделяют на:

 

Большие - общности людей, существующие в масштабах общества (страны) и основанные на разного типа социальных связях, не предполагающих обязательных личных контактов (нации, возрастные группы, политические и общественные организации и т. д.);

 

Средние - местные организации, территориальные общности, предприятия;

 

Малые - небольшие контактные общности, члены которых имеют непосредственные контакты, связанные взаимодействием входящих в них лиц и взаимоотношениями между ними;

 

Микрогруппы - группы, возникающие внутри малых групп и отличающиеся особой близостью отношений между их членами.

 

II. И по организованности:

 

Организованные группы имеют четкую организационную структуру и существуют устойчиво длительное время.

 

Неорганизованные группы не имеют налаженной структуры и отношений, существуют непродолжительное время.

 

 

III. По общественному статусу.

 

Формальные (официальные) - имеют заданную извне структуру, функционирует в соответствии с заранее установленными целями. Создается на основе штатного расписания, устава, положения для выполнения определенной деятельности (студенческая группа, штат сотрудников). Психологическая близость помогает решать поставленные задачи, но не исключены и отрицательные эмоциональные отношения - антипатия, неуважение, пренебрежение и т.д.

 

Неформальные (неофициальные) — создают ее сами на основе личных симпатий и антипатий. Никто их не создает и не фиксирует их состав. Люди объединяются добровольно на основе общих интересов, дружеских симпатий, если они исчезают, то группа распадается.

 

 

IV. По уровню развития - слаборазвитые и высокоразвитые группы.

V. По значимости.

 

Референтные (эталонные) - группы, на которые люди ориентируются в своих интересах, симпатиях и антипатиях;

 

Нереферентные - группы, в которых люди реально состоят и трудятся.

 

 

VI. По непосредственности отношений

 

Реальные (контактные) группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности;

 

Условные группы - общность людей, составленная номинально.

 

 

Психология малой группы.

 

Малая группа - это немногочисленная группа людей (от 3 до 15), которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений, выработке эмоциональных отношений и развитию групповых процессов.

 

Образование и развитие малой группы включает несколько стадий:

 

1. Первая стадия - появляются зачатки системы межличностных отношений, начинает формироваться групповое самосознание.

 

2. Вторая стадия - отношения между членами группы принимают устойчивый характер, формируются групповые нормы и традиции, начинает функционировать общее мнение. Групповое настроение и атмосфера в группе способствует решению совместных задач, появляется слаженность в действиях ее членов.

 

 

3. Третья стадия — группа становится общностью с ярко выраженным чувством «мы», с общими целями и интересами.

 

В группах, коллективах существуют взаимоотношения - взаимная позиция одной личности к другой, позиция личности по отношению к общности. Взаимоотношение реализуется в общении и через общение.

Взаимоотношения в малой группе - это субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия ее членов и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями индивидов в них участвующих.

На основе межличностных взаимоотношений формируются взаимные требования и нормы совместной деятельности; постоянные межличностные оценки, сопереживания и сочувствие; психологическое соперничество и соревнование, подражание и самоутверждение.

 

Взаимоотношения в малой группе бывают разных видов.

 

1. Общественно-политические отношения - это такие взаимоотношения, которые возникают и функционируют в процессе подготовки и проведения общественных и других мероприятий в группе.

 

2. Служебные взаимоотношения - складываются в процессе совместной профессиональной деятельности членов малой группы при решении различного рода задач, достижения важных для ее членов целей. Деловые (служебные) взаимоотношения создаются в ходе выполнения служебных, профессиональных обязанностей, регламентированных официальным документом (инструкция, устав, постановление и т.д.).Лицу, занявшему ту или должность, надлежит выполнять определенную работу, а также устанавливать вытекающие из служебных обязанностей деловые контакты.

 

 

1) Деловые отношения равенства — несколько членов группы, коллектива имеют одинаковые права и обязанности и выполняют одинаковые функции;

 

2) Деловые отношения подчинения - принцип должностного подчинения младшего по должности старшему.

 

 

3. Внеслужебные (личные) взаимоотношения - отношения, складывающиеся между членами малой группы вне их служебной (профессиональной) деятельности: в часы досуга, в процессе совместного отдыха и т.д. Личные взаимоотношения возникают на основе психологических мотивов: симпатии, общности взглядов, интересов, неприязни и др.

 

Система личных взаимоотношений выражается в таких категориях как дружба, товарищество, ненависть, отчужденность. Межличностные отношения определяют положение человека в группе, коллективе. От того, как они складываются, зависит эмоциональное благополучие, удовлетворенность или неудовлетворенность человека пребыванием в данной общности. От них зависит сплоченность группы, коллектива, способность решать поставленные задачи.

 

Взаимоотношения обуславливают стимулы совместной деятельности и поведения людей, механизмы формирования и саморазвития малой группы.

 

Групповые устремления - это цели, задачи, потребности, мотивы, лежащие в основе поведения и совместных усилий членов малой группы.

 

Групповое мнение - это совокупность оценочных суждений, в которых выражается общее или преобладающее отношение членов малой группы к определенным фактам, событиям или явлениям, имеющим место как внутри нее, так и за ее пределами.

 

Групповые настроения - это сложные состояния, общий эмоциональный настрой членов группы, совокупность переживаний, овладевших в определенный период ими, которые определяют направленность, ориентацию и характер всех проявлений психологии группы и отдельных ее членов.

 

Традиции - это сложившиеся на основе длительного опыта и совместной деятельности членов группы и прочно укоренившиеся в их жизни нормы, правила и стереотипы поведения, ставшие потребностью каждого ее члена.

Лекция 4. Творческий путь Л.Н. Андреева

 

План

1. Демократический характер ранних рассказов писателя.

2. Богоборческие мотивы в повести «Жизнь Василия Фивейского».

3. Антивоенный пафос рассказа «Красный смех».

4. Драматургия Л. Андреева: его реалистические и экспериментальные пьесы.

5. Последние годы жизни писателя.

 

 

1. Демократический характер ранних рассказов писателя

Критический реализм, «фантастический реализм», «неореализм», реальный мистицизм, экспрессионизм – таковы определения творческого метода Андреева в современной ему критике. Впоследствии писатель объявлялся то экспрессионистом, то символистом, то предшественником экзистенциализма. Андреев писал Горькому в 1912 г.: «Кто я? Для благороднорождённых декадентов – презренный реалист; для наследственных реалистов – подозрительный символист». Эстетические и художнические искания Андреева объективно отражали столкновение в его сознании реалистического и декадентского миропонимания. Постоянное противоборство их в сочетании с попытками примирения, «синтеза» – в этом своеобразная художническая «цельность» Андреева. Так кто же он – Леонид Андреев?

Литературную деятельность Леонид Николаевич Андреев (1871– 1919) начал во второй половине 90-х годов (по окончании в 1898 г. юридического факультета Московского университета) в газетах «Орловский вестник» и «Курьер». Идейное направление этих газет было радикальным. «Курьер» сочувственно относился к нарастанию революционного движения, отстаивал традиции и идеалы русской демократической общественной мысли, реализм в литературе. Газета широко популяризировала творчество реалистов нового поколения – Горького, Вересаева, Куприна.

Здесь Андреев печатает фельетоны, рассказы, литературные и театральные рецензии, выступает в качестве судебного репортера. В фельетонах (подписанных псевдонимом Джейм Линч) Андреев приветствует подъём общественного самосознания, обличает обывательщину.

Особый интерес представляют фельетоны и статьи Андреева о литературе и искусстве. В них он заявляет о своей связи с традициями литературы 70–80-х годов – М. Салтыкова-Щедрина, Н. Михайловского, пишет об общественном предназначении литературы и гражданском долге литератора. Образцом литературного служения родине Андреев считает жизнь и творчество Глеба Успенского – художника, в страданиях искавшего «по всей широкой России давно затмившейся правды и давно обронённой совести».

Сам Андреев началом своего творческого пути считал 1898 год, когда в «Курьере» был напечатан его «пасхальный» рассказ «Баргамот и Гараська». В 1898-1900 гг. в «Курьере», «Журнале для всех», ежемесячнике «Жизнь» он публикует рассказы «Петька на даче», «Из жизни штабс–капитана Каблукова», «Рассказ о Сергее Петровиче» и др. Осенью 1901 г. в издательстве «Знание» выходит книга его «Рассказов».

Большую роль в писательской судьбе Андреева сыграл Горький. Уже первый рассказ Андреева привлек его внимание. Горький почувствовал в Андрееве «дуновение таланта», напоминающего талант Помяловского. Вскоре Горький ввел Андреева в литературный кружок «Среда». «...Знакомство с Максимом Горьким, – писал Андреев, – я считаю для себя, как для писателя, величайшим счастьем. Он первый обратил серьезное внимание на мою беллетристику (именно на первый напечатанный мой рассказ «Баргамот и Гараська»), <…>в течение многих лет оказывал мне неоценимую поддержку своим всегда искренним, всегда умным и строгим советом».

В первых рассказах Андреева ощутимо влияние не только Помяловского и Г. Успенского, но и Толстого, Достоевского, Чехова, Салтыкова–Щедрина. Андреев пишет об «униженных и оскорбленных», о засасывающей пошлости и отупляющем воздействии на человека мещанской среды, о детях, задавленных нуждой, лишенных радостей, о тех, кто брошен судьбой на самое «дно» жизни, о мелком чиновном люде, о стандартизации человеческой личности в условиях буржуазного общества. В центре внимания Андреева «маленький», «обыкновенный» человек.

Некоторые темы раннего Андреева (прежде всего тема одиночества человека), а также жанровые особенности рассказа (рассказ-аллегория, рассказ-исповедь) связаны с традицией Гаршина. Сам Андреев, говоря о воздействии на него традиций предшественников, ставил Гаршина перед Толстым и Достоевским.

Обычно рассказы Андреева предреволюционного периода как традиционно–реалистические, так и философско-обобщенного плана строились на бытовом материале. Социальная критика, содержавшаяся в них, опиралась на абстрактно-гуманистические, утопические иллюзии автора о возможности морального совершенствования общества, на веру в преобразующую силу совести каждого человека, независимо от его общественной принадлежности. Гуманизм Андреева приобретал зачастую окраску сентиментальную, особенно в произведениях, написанных под влиянием классика английской литературы XIX в. Диккенса, которым писатель в то время увлекался. «Первый мой рассказ, – писал Андреев в автобиографической справке, – «Баргамот и Гараська» (1898) – написан исключительно под влиянием Диккенса и носит на себе заметные следы подражания».

К традиции Диккенса восходил и излюбленный Андреевым жанр «пасхального» рассказа. В основе такого рассказа лежит нечто неожиданное, чудесное, преображающее человека и примиряющее его с другими. Однако в этом и в других рассказах «гармония» благополучного исхода бралась под сомнение авторской иронией. Для Андреева социальная гармония вне общей нравственной победы добра над злом была весьма отдалённой.

В качестве примера можно привести рассказ «Баргамот и Гараська» (1898). Иван Акиндинович Бергамотов, огромный и «громогласный» городовой, недаром получил прозвище «Баргамот», ассоциирующееся то ли с «бегемотом», то ли с «обормотом». В этом слове заключена та неприязнь, которую испытывают к постовому все бродяги, босяки, воры и пьяницы Пушкарской улицы, называемые «пушкарями». Автор называет его тупым «мастодонтом», бездушной «дубиной», «куском мяса». Баргамот хватает пушкаря Гараську и тащит в участок, желая предупредить возможное намерение «пьянчужки» что-либо украсть. У нас складывается определённое представление об этом Гараське «с большим отвислым красным носом», «не человек, а язва», первом скандалисте и мастере сквернословить. Однако неожиданное упоминание Гараськой воскресения Христова вынуждает Баргамота отпустить ворот рубахи пойманного «пушкаря», который падает и разбивает пасхальное яичко, приготовленное для городового. Первая неожиданность рождает цепочку последующих случайностей и непредвиденных обстоятельств: Баргамот зовёт Гараську к себе домой «разговляться», жена городового гостеприимно угощает оборванца, называет его даже по имени-отчеству. Происходит перерождение личности, просветление души, соответствующее жанру «пасхального» рассказа. Но завершается произведение новой неожиданностью: Гараська воспринимает уважительные слова с острой болезненностью, так как ему становится ясной его жалкая каждодневная участь униженного существа. «Из груди его вырываются слова… жалобный и грубый вой». Читатель захвачен этим воскресением человеческого в человеке, всепрощением и объединением людей, осознанием маленьким человеком своего попранного достоинства, наконец, этим состраданием автора к задавленному нуждой отчаявшемуся изгою-бедняку.

«Петька на даче» (1899) – рассказ о 10-летнем мальчике, отданном в «люди» и проводящем дни и ночи в тупом и напряжённом труде. И в парикмахерской, где он подносит воду, и на близлежащей улице, где снуют «равнодушные, злые или распущенные люди», царит обстановка, совершенно враждебная душе подростка. Едва заметная портретная деталь – морщинки на лице ребёнка – красноречиво говорят о тяжести подневольного его существования.

Случается «чудо», некое сюжетное «вдруг», и Петьку вывозят на дачу, принадлежащую хозяевам его матери – Надежды. Резкая перемена жизненных обстоятельств и художественного пространства рассказа позволяет душе мальчика пробудиться от постоянного полусна, она расцветает настолько, что пропадают морщинки и рождается чувство жизни, ранее недоступное ребенку. К сожалению, это возрождение, переживаемое Петькой, длится совсем недолго, и Петьке необходимо вернуться в ненавистную ему городскую парикмахерскую. Круг замыкается. И только имя матери смутно говорит о потенциальной возможности жизненного обновления. Рассказ повествует о гуманистической устремлённости его автора, о преемственности демократических традиций, идущих от Чехова, чьи рассказы «Спать хочется» и «Ванька» невольно вспоминаются при чтении.

Мальчика из бедной семьи Сашку («Ангелочек» (1899)) зовут под Рождество на ёлку богатые люди Свечниковы. Зачем они это делают? Рождество – праздник религиозный, отмечаемый во всех христианских странах. На Рождество в домах украшали ёлки и обязательно ставили на верхушки звёзды, которые символизировали вифлеемскую звезду. В этот день все должны быть добрыми и внимательными, никого не обижать и дарить всем подарки. Люди из богатых семей в дореволюционной России считали долгом позвать на ёлку детей своих бедных родственников или соседей и тем самым показать себя хорошими христианами: ведь во Христе все люди – братья. Так и поступает богач Свечников, приглашая Сашку в свой дом. Больше того, он хочет помочь Сашке, отец которого работает у него, и устроить мальчика в ремесленное училище. Но для этого Сашка обязан доказать свою преданность Свечникову, вести себя скромно и всячески благодарить своего благодетеля. Однако Сашка не хочет вести себя «прилично». Он грубит Свечникову, обижает его ухоженного сынка. Читатель не сразу замечает, как автор начинает иронизировать над ситуацией, которую он сам же создаёт в рассказе. По форме – это типичный «рождественский рассказ», один из тех, что в обязательном порядке печатались в российских газетах на Рождество. Но по сути это рассказ как бы пародирует типичную «рождественскую» историю о бедном, несчастном ребёнке, которого пригласили в богатый дом, обогрели, накормили и сделали на один день счастливым. Сам автор не верил в реальность подобного сюжета. Он понимает, что дети из бедных семей не склонны к сентиментальности. Они грубы и хитры, потому что жизнь вынуждает их быть такими. Сашка отлично знает цену и «лысому господину» (хозяину дома), и его жене, и их вежливому сынку. Сашка понимает, что их благополучие зависит от каторжной работы его матери и отца. Но Сашка видит на ёлке воскового ангелочка, который ему очень нравится. Вот почему мальчик готов схитрить и показать свою преданность; только бы хозяева подарили ему этого ангелочка. И тут происходит короткое чудо! «И в этот короткий момент все заметили загадочное сходство между неуклюжим, выросшим из своего платья гимназистом и одухотворённым рукой неведомого художника личиком ангела». Это очень важный момент в рассказе. В одной фразе Андреев говорит нам о том, что образ и подобие Божье есть в каждом человеке, каким бы грубым и непривлекательным он ни казался нам вначале. Более того: именно в ребёнке из бедной, несчастной семьи этот образ запечатлён глубже и прочнее, чем в сытых и самодовольных богачах.

И здесь мы вспоминаем, что Ангел Господень явился не к женщине из богатой семьи, не к царской дочери, а к бедной сироте Марии (жене обычного плотника). И родился Христос не в царских покоях, а в холодной пещере, на грубой шерстяной подстилке, в маленьком иудейском городе Вифлееме. Пародируя типичную «рождественскую» историю, Андреев возвращает нас к подлинному смыслу этого великого религиозного праздника.

В ангелочке сосредоточилось для ребёнка «всё добро, сияющее над миром». Любуясь игрушкой, и сын, и жалкий отец «по-разному тосковали и радовались, но было что-то в их чувстве, что сливало воедино сердца и уничтожало бездонную пропасть, которая отделяет человека от человека и делает его таким одиноким, несчастным и слабым». Но фигурка тает у горячей печки, от ангелочка остается лишь «бесформенный восковой слиток». В этом эпизоде выражена главная мысль автора об иллюзорности человеческих надежд на счастье.

Это рассказ, навеянный произведением Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке», вдохновил А. Блока на стихотворение «Сусальный ангел» (1909).

«В подвале» – так называется рассказ писателя, созданный в 1901 году. Тогда, когда Горький пишет свою пьесу «На дне». Совпадение даты оказалось знаменательным. Оба произведения затрагивают родственный жизненный материал и свидетельствуют о типологической общности, возникшей в творчестве обоих авторов. В произведении Андреева тоже нарисован «подвал, похожий на пещеру», где влачат своё существование люди «дна» – воры, пьяницы, сутенёры и проститутки. Но писатель по-своему направляет сюжетное развитие. В его подвал является не странник-утешитель, а молодая обманутая мать с недавно появившимся на свет ребёнком. И происходит «чудо» в жизни огрубевших ожесточившихся людей. Каждый тянется к маленькому существу, стремится приласкать его, помыть, покачать, окружить нежностью и заботой. В этих людях открываются «душ золотые россыпи», обнаруживается поразительная человечность, не умершая в их натурах.

Рассказы «У окна» (1899) и «Большой шлем» (1899) интересны свое обращённостью к миру мещанства. Продолжая чеховские и горьковские традиции, они рисуют людей, отгородившихся от живой жизни, замкнувшихся в четырёх стенах и более всего ценящих обывательский покой. Впоследствии, развивая эту тему, Андреев трактует саму человеческую жизнь как бессмысленную игру, как маскарад, где человек – марионетка, фигура под маской, которой управляют непознаваемые силы.

В рассказе «Большой шлем» (1899) четверо людей, играя в винт «лето и зиму, весну и осень» в течение многих лет, ничего не знают друг о друге. А где-то вне дома происходят какие–то события: «...дряхлый мир покорно нёс тяжёлое бремя бесконечного существования и то краснел от крови, то обливался слезами, оглашая свой путь в пространстве стонами больных, голодных и обиженных». Когда один из игроков умер, оказалось, что никто не знал, кто он и где он жил. Жизнь, личность обесценены до предела.

«Рассказ о Сергее Петровиче» (1900) Андреев считал одним из лучших своих созданий. В дневниковой записи (1 апреля 1900 г.) обозначено: «...это рассказ о человеке, типичном для нашего времени, признавшем, что он имеет право на всё, что имеют другие, и восставшем против природы и против людей, которые лишают его последней возможности на счастье. Кончает он самоубийством – «свободной смертью», по Ницше, под влиянием которого и рождается у моего героя дух возмущения».

Герой рассказа Сергей Петрович – «обыкновенный» студент–химик, обезличенная и изолированная в буржуазном обществе «единица». Обращение к философии Ницше не помогает герою найти выход из тупиков жизни, нивелирующей его как личность. «Восстание» по–ницшеански абсурдно и бесперспективно. Формула: «Если тебе не удаётся жизнь, знай, что тебе удастся смерть» – даёт Сергею Петровичу только одну возможность утвердить себя – самоубийство. Протест героя Андреева против подавления личности приобретает специфическую форму, имеет не столько конкретно-социальную, сколько отвлечённо-психологическую направленность.

В отличие от Горького, Андреев утверждает право человека на свободу в её индивидуалистическом понимании. Но и этот рассказ заключает в себе глубокую иронию автора, в нём звучит открытое неприятие ницшеанской философии: «...обездоленная и обезличенная, «единица» под её воздействием превращается вовсе в «нуль».

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Тема: большие и малые группы | Богоборческие мотивы в повести «Жизнь Василия Фивейского»

Дата добавления: 2014-05-19; просмотров: 694; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.005 сек.