Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Тема 5. Политическая деятельность и политическое лидерство (дневн. - 2

Читайте также:
  1. VII. Руководство игровой деятельностью
  2. Администраторство и лидерство в системе менеджмента организации
  3. Активность и деятельность.
  4. Антигитлеровская коалиция: причины формирования, состав, деятельность в годы войны, итоги.
  5. Билет 38. Руководитель, его личность и деятельность как субъекты управления.
  6. Ведущая деятельность в подростковом возрасте
  7. Ведущая деятельность в юношеском возрасте
  8. Венчурная деятельность и ее особенности.
  9. Влияние характера изменений мирового рынка на деятельность фирмы
  10. Внешнеполитическая деятельность СССР до 1939 года.

часа, заочное полн. и сокр. – по 1 часу)

 

План

1. Место и роль человека в политике.

2. Основные модели взаимоотношений личности и государства.

3. Политическое лидерство и политическая элита.

 

Как отмечали еще древние (Протагор), "человек есть мера всех вещей". Это полностью применимо и к политике. Именно личность, ее интересы, ценностные ориентации и цели выступают "мерой политики", движущим началом политической активности наций, классов, партий и т.д. Иными словами личность является первичным субъектом политики.

Место и роль человека в политической жизни издавна является предметом горячих споров, которые не утихли и в наши дни. Уже в древности появляются учения, по-разному оценивающие отношение личности к политике и государству. Наиболее влиятельные из них - учения Конфуция, Платона, Аристотеля. Первый из этих мыслителей разработал патерналистскую концепцию государства, господствовавшую в мировой политической мысли на протяжении многих веков, а на Востоке - более двух тысячелетий.

В патерналистской концепции власти рядовому человеку уделяется роль простого исполнителя царской воли, освещаемой божественным происхождением или церковным благословением монарха. Индивид выступает здесь не сознательным или полусознательным субъектом политики, не гражданином, обладающим неотчуждаемыми правами, а главным образом лишь парохиальным, т.е. политически бессознательным участником политики. И только высшие слои общества поднимаются до полубессознательного, подданического участия.

Альтернативой патернализму, индивидуалистической и гуманистической реакцией на представления о правомерности политической беззащитности личности в отношениях с государством явился либерализм. Он впервые в истории социально-политической мысли отделил индивида от общества и государства, провозгласил политическое равенстве всех граждан, наделил личность фундаментальными, незыблемыми правами, ограничил сферу действий и полномочий государства по отношению к личности как объекту властвования. Индивид выступает в либерализме источником власти, сознательным участником политики.

Либеральные взгляды на взаимоотношения человека и власти принадлежат к основополагающим ценностям современной политической культуры Запада. Жизнь показала, что пренебрежение такими принципами либерализма как свобода личности, приоритет прав человека над правами государства и т.д. могут привести к утверждению тоталитарных политических режимов.

В современной политологии есть некоторые различия в подходах к взаимоотношению человека и власти, но никто не ставит под сомнение статус личности, любого человека как источника власти, первичного и главного субъекта политики. Гарантировать такой статус личности, обеспечить реальное или потенциальное превращение каждого гражданина в сознательного и свободного субъекта политики и всей общественной жизни, призваны права человека.

Права личности занимают одно из центральных мест в политической и юридической науках. Они представляют собой принципы, нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению (эту часть прав называют свободами) или получать определенные блага (это собственно право).

Современное понимание прав человека восходит к идеям естественного права, которые возникли в глубокой древности, и ведет свое непосредственное начало от идей либерализма. Его виднейшие представители обосновали понимание фундаментальных прав человека на жизнь, безопасность, свободу, собственность, сопротивление угнетению как естественных, неотъемлемых (неотчуждаемых) и священных норм человеческого поведения, существующих независимо от государства и охраняемых им.

Политологи различной мировоззренческой ориентации по-разному оценивают конечный источник прав человека. Одни видят его в естественной человеческой природе (неотчуждаемые права), другие же возводят наиболее высокие из человеческих прав к душе и Богу, третьи трактуют права как привилегии, дарованные монархом (вождем) подданным.

Существуют различные системы классификации прав личности. Например, их подразделяют в соответствии со сферами реализации: на гражданские (личные), политические, экономические, социальные и культурные.

Гражданские права - это естественные, основополагающие, неотъемлемые права человека. Они производны от естественного права на жизнь и свободу, которым от рождения обладает каждый человек, и призваны гарантировать индивидуальную автономию и свободу, защитить личность от произвола со стороны государства и других людей.

Политические права определяют возможности активного участия граждан в управлении государством и в общественной жизни. К ним относятся избирательные права, свобода союзов и ассоциаций, демонстраций и собраний, право на информацию, свобода слова, мнений; в том числе свобода печати, радио и телевидения и некоторые другие.

К гражданским и политическим правам непосредственно примыкают права экономические, связанные с обеспечением свободного распоряжения индивидами предметами потребления и основными факторами хозяйственной деятельности: собственностью и трудом, а также с проявлением предприимчивости и инициативы.

Социальные права связаны с обеспечением человеку достойного уровня жизни и социальной защищенности. Культурные права призваны гарантировать духовное развитие человека. Они включают право на образование, доступ к культурным ценностям, свободу художественного и технического творчества.

Права человека становятся реальностью лишь в том случае, когда они неразрывно связаны с обязанностями людей. В обязанности граждан демократических государств обычно входит: соблюдать законы, уважать права и свободы других людей, уплачивать налоги, сохранять природу, окружающую среду и т.д.

Конституционное закрепление прав и их гарантия является важным, но не единственным условием, влияющим на конкретные формы и уровень отдельного участия человека в политическом процессе. Многое зависит от политического режима, политических традиций, культурного наследия, индивидуальных особенностей личности.

В литературе существуют различные системы классификации, отражающие место и роль групп индивидов в их отношении к политической деятельности. Например, пятиступенчатая шкала ролей участия в политике:

1) активист. Лично участвует в политике, занимает видное место, объединяет вокруг себя единомышленников;

2) компетентный наблюдатель. Проявляет интерес к политике, хорошо информирован, однако к личному участию в политике относится нейтрально;

3) компетентный критик. Отрицательно относится к личному участию в политике, но проявляет к ней большой интерес, хорошо информирован, критически настроен к власти;

4) пассивный гражданин. Слабо информирован, проявляет слабый интерес к политике, нейтрально или отрицательно относится к личному участию в ней;

5) аполитичный человек. Отрицательно относится к личному участию в политике, не проявляет к ней интерес, располагает отрывочной политической информацией.

Современная западная политология уделяет большое внимание изучению первой из вышеуказанных ступеней участия индивида в политике - политического актива. Анализу этой проблемы посвящены исследования феномена политического лидерства и политической элиты.

Существует несколько подходов к определению лидерства. В рамках первого подхода политическое лидерство можно определить как постоянное приоритетное влияние со стороны определенного лица на все общество, организацию или группу.

С другой точки зрения, лидерство - это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием властных решений, это руководящая должность.

Сторонники третьего подхода трактуют лидерство как особый род предпринимательства, осуществляющегося на политическом рынке.

Политическое лидерство имеет сложную природу. Ее раскрывает несколько концепций, в частности, концепция или теория черт, которая объясняет феномен лидерства видающимися качествами личности: умом, энергией, волей, компетентностью, организационными способностями, готовностью взять на себя ответственность и т.д. Идею зависимости лидерства от определенных социальных условий развивает и обосновывает ситуационная концепция. Ее авторы считают, что лидер - функция определенной ситуации. Именно конкретные обстоятельства, определяют отбор политического лидера и детерминируют его поведение, принимаемые им решения. Ситуационная теория не отрицает важную роль индивидуальных качеств личности, однако не абсолютизирует их, отдает предпочтение в объяснении природы лидерства требованиям объективных обстоятельств. Субъективные механизмы лидерства помогают объяснить психологические, психоаналитические концепции (З.Фрейд, Э.Фромм, Т.Адорно и др.). Они объясняют природу лидерства как способ подавления или преодоления различного рода комплексов, чувства неполноценности и т.п.

Существуют разнообразные классификации лидерства, его типология. Так, в зависимости от отношения руководителя к подчиненным оно делится на авторитарное и демократическое. Широко распространено в политологии, предложенное еще М.Вебером деление лидерства на традиционное (вожди племен, монархи - их авторитет основан на обычае, традиции); легально-рациональное, избранное демократическим путем и харизматическое, наделенное по мнению масс, особой благодатью, выдающимися качествами и способностями к руководству. В основе первого типа лидерства лежит привычка, второго - разум, третьего - вера (часто слепая), эмоции.

К понятию лидерства тесно примыкает понятие политической элиты, которая трактуется как группа (или совокупность групп), выделяющаяся из остального общества влиянием, привилегированным положением и престижем, непосредственно и систематически участвующая в принятии решений, связанных с использованием государственной власти или воздействием на нее

Различия в характеристике элит авторами разных теорий связаны с оценкой места и роли элиты в обществе, ее структурного состава. Так, родоначальники макиавеллистской школы (Моска, Парето) рассматривали элиту как легитимную, внутренне сплоченную, наделенную особыми психологическими качествами группу людей, формирование и смена ко­торой происходит в процессе борьбы за власть.

Ценностные теории элиты рассматривают ее как наиболее ценный элемент общества, в господствующем положении которого заинтересованы все, задача же общества - вести поиск наиболее результативной, достойной элиты, т.е. формировать ее путем селекции.

В леволиберальных теориях элиты можно увидеть критику элитарности общества с демократических позиций. Еще в 50-е года Р.Миллс стремился доказать, что США управляются не многими, а одной властвующей элитой, которая по существу не допускает остальную часть населения к определению реальной политики.

Факты реальной жизни, а также многочисленные исследования под­тверждают, что политическая элита - это реальность сегодняшнего и, вероятно, завтрашнего этапов развития человеческой цивилизации. Сама элита внутренне дифференцирована. Она делится на правящую, непосредственно обладающую государственной властью, и оппозиционную контроэлиту; на высшую, принимающую значимые для всего государства решения, среднюю, а также административную - служащие-управленцы (бюрократия).

В современной политологии проблема формирования элит занимает особое место. Исследования показали, что использующаяся в той или иной стране система рекрутирования (отбора элит) оказывает влияние на социальную представительность, качественный состав и результативность элиты. Существует две основные системы рекрутирования элит: гильдий и антрепренерская. В чистом виде они встречаются довольно редко.

Для системы гильдий характерны: закрытость, отбор претендентов из нижестоящих слоев самой элиты, наличие системы внешних признаков -формальных требований для занятия должностей, небольшой круг селектората (отбирающих), тенденция к воспроизводству уже существующего типа лидерства.

Антерпренерскую систему отличают: открытость, возможность продвижения "наверх" представителям любых социальных групп, небольшое число формальных требований отбора (институциональных фильтров), широкий круг селектората, которым могут быть все избиратели страны, высокая конкурентоспособность претендентов, первостепенная значимость их личных, индивидуальных качеств, их активность.

 

Рекомендуемая литература

1. Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 1995.

2. Панарин А.С. Введение в политологию. М., 1997

3. Шалабаев Ж. Политическая культура и ценности общества. //Мысль, 1995, № 5

4. Основы политологии: Курс лекций. Алматы, 1995.

5. Политология /Под ред. А. Нысанбаева. Алматы, 1997.

 

Контрольные задания для СРС (о.5,6,7, д.-1,2,6,12,23)

1. Типология политического лидерства.

2. Формы рекрутирования политической элиты.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Тема 5. Демократия. Формы и проблемы политического участия (дневное - 2 | Методические указания для подготовки к семинарским занятиям

Дата добавления: 2014-02-26; просмотров: 557; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.