Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Тема: «Исторические образы философской мысли Древнего Востока (Древней Индии и Древнего Китая)»

Читайте также:
  1. Ближнего Востока и Передней Азии
  2. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ДРЕВНЕГО РИМА.
  3. Влияние гуманистических идей Возрождения на художественную культуру. Образы детства в искусстве Возрождения.
  4. Вопрос 4. Философские школы Древнего Китая
  5. Главные представители философской герменевтики
  6. ДАННЫЕ О СЛОЖЕНИИ ЛИТЕРАТУР ВОСТОКА
  7. Занятие 5 (итоговое; тема: « Строение и функции белков»)
  8. ЗАНЯТИЕ: 5. ТЕМА: Методы взаимодействия школы и внешкольных учреждений по усвоению народного опыта воспитания детей»
  9. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
  10. История лекция 5 Тема: средневековье как стадия исторического процесса

 

План:

1) Социокультурные особенности восточной философии;

2) Образы философской мысли Древней Индии;

3) Образы философской мысли Древнего Китая;

 

Три философские традии: греческая, китайская, индийская.

 

Характерные черты Древнего Востока:

· Мощь гос-ва с правителем во главе (власть правителя на Востоке носит сакральный характер; в Китае правитель – сын неба);

· Экономическая основа – земледелие;

· Человек не выделяет себя из природы и социума:

 

Социокультурные особенности восточной философии:

· Внимания к человеку, особенно к этическим аспектам его бытия;

· Мировоззренческий авспект не сочетался с рационально-системным. Отсутствовали логика как наука о формах мышления и математические доказательства;

· Философская мысль Востока не выработала общезначимого понятийно-категориального аппарата, его функции выполняли мифологические понятия и универсалии культуры;

· Целостный(холистический) характер философского мировоззрения Востока, в то время как Западная философия дифференцирует знания;

· Часть восточной философии имеет государственно-практическую направленность;

· Вся восточная связана с жизненно-практической мудростью;

Специфические черты индийской философии:

· Древнеиндийская философия тесно связана с религией;

· Основные философские идеи восходят к национальной религии Индии, которая носит название «индуизм»;

· Огромную роль в религиозной практике индуизма играет техника йоги;

· Религиозные тексты Индии (индуизм) фиксируют и освещают особое социальное устройство Индии;

 

Дхарма – это кастовый закон(у каждой касты он свой), который должен соблюдать каждый человек в своей касты.

Священными текстами Индии являются Веды.

Структура «Вед»

  Веды Самхиты Ригведа (веды гимнов)
Брахманы (комментарии вед) Яджурведа (веды жертвоприношений)
Араньяки (лесные книги, книги отшельников) Самаведы(веда напевов)
Упанишады (заключительная часть Вед, источник ортодоксальных школ)   Агхарваведа(веда заклинаний)

 

Основные философские системы (Даршаны)

Даршаны (философские системы)
Ортодоксальные(астика, базирующиеся на Ведах) Неортодоксальные(настика, отвергающие Веды)
  Ньяя     Вайшешика   Санкхья   Йога   Миманса   Веданта   Джайнизм   Буддизм   Локаяты(Чарвака)
                 

 

Брахман – жрец, абсолют.

В Ведах время движется циклически

3 юги: Кали-юга

Весь мир подчиняется закону Рита(закон космической эволюции) по Ведам.

Сансара – круг перерождений(реинкарнаций) и смертей до достижения определённого уровня сознания. Человек несёт «космическую» ответственность за деяния, слово и мысль.

Освобождения из цепочки перерождений называется мокша.

Майя – мировая иллюзия.

Карма – действие, закон зависимого происхождения.

 

Человеческая душа:

 

Атман Манас

 

4 благородные истины буддизма (идут из суттр – буддийские тексты Будды):

1) существует страдание;

2) источником страданий являются наши желания или волевые действия человека;

3) истина – путь избавления от страданий;

4) этот путь благородный восьмеричный путь;

 

Восьмеричный путь включает следующие позиции:

1) правильные взгляды(должны основываться на 4-ёх благородных истинах);

2) правильная решимость(готовность следовать благородным истинам);

3) правильная речь (доброжелательная, искрення и правдивая);

4) правильное действие(действие, основанное на поступках, способствующим мирной и благородной жизни человека);

5) правильный образ жизни(воздержание от добывания средств существования безчестным способом);

 

Как оппозиционная школа, буддизм отрицает наличие у человека вечной и неизменной души. Буддизм отрицает наличие высшей реальности в виде духовного абсолюта Брахмана, который фиксируется в Ведах. В Буддизме присутствует учение о пустоте «шуньята». Весь видимый мир в буддизме – это иллюзия сознания человека, возникающая вследствие вращения дхарм(тут это не кастовый закон, а некий элемент бытия) и, таким образом, индивиди вследствие возмущения этих дхарм проникает в ловушку сансары(реинкарнаций). Цель – достижение нирваны(нирва - гасить), погашения источников своих желаний.

 

 

Локаята – единственная материалистическая школа Индии, проповедующая плюрализм первоначал, 4 элемента лежат в истоке всего. Школа отрицает всё то, что есть в Ведах.

 

Сословная система Китая:

Учёные

Земледельцы

Ремесленники

Торговцы

«Ощипывайте листья, рубите ветви – ствол будет толще» (С) Конфуций

Книга перемен предусматривает дуализм первоначал (Инь(женское) и Ян(мужское)). Женское первоначало – тёмное, пассивное. Мужское – светлое, активное.

В китайской книге перемен даётся такой тип мировоззрения, как диалектика(противоречивость мира и явление противоречивости источником развития).

Основными школами китайской философии являются конфуцианство и даосизм.

Конфуций(Кун цзи) жил в 6-начале 5-го века до н.э.
К основным его идеям относятся:

1) Идея эффективного гос.управления и нравственного самосовершенствования человека;

2) Для Конфуция нравственность – это родовое человеческое св-во, то, что отличает человека от животного;

Нравственные требования Конфуция:

1) Знания основ философии – конфуцианства;

 

Особенности китайской цивилизации:

· Социальная мобильностью(учёные - земледельцы(землевладельцы и те, кто обрабатывает землю) – ремесленники - торговцы);

· Нет жречества(их функции выполняют китайские чиновники);

· 3 китайских культа: культ неба, культ земли, культ предков;

· Нет монополии жречества на знания;

· Нет потомственной аристократии(существовал принцип убывающей тени);

· Отсутствие частной собственности на землю.

 

 

Занятие 3(18.09.2012)


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
 | Тема: «Древняя Греция»

Дата добавления: 2014-08-04; просмотров: 452; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.