Студопедия

Главная страница Случайная лекция

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика






Картина мира языческой Руси

Читайте также:
  1. Внутренняя картина болезни. Реакции личности на болезнь
  2. Картина мира
  3. Клиническая картина
  4. Клиническая картина
  5. Клиническая картина и особенности диагностики
  6. Клиническая картина и признаки электротравмы
  7. Клиническая картина системной красной волчанки
  8. Клиническая картина.
  9. Клиническая картина.

Природно-климатический фактор привел к формированию пассивно-созерцательного восприятия пространства

В письменном документе 12 века. «Слове Григория (Богословца)» Или «Слово об идолах» можно выделить следующие стадии языческих верований древних славян:

- поклонение упырям и берегиням

- поклонение Роду и Рожаницам

- поклонение Перуну

Мир-космос, Земля при Роде, земляк

Покровитель родичей – Чура

«Слово некоего христолюбца, ревнителя правой веры»Небо, огонь- Сварог

Ипатьевская летопись 1114 – Солнце, царь, сын Сварогов, Дажьбог

Повесть временных лет – культ воды, Велес- покровитель домашних животных и богатства.

В 980г.попытка создания единого пантеона Богов князем Владимиром.

Перун (финно-угорский Перкун), Хорс(тюрки), Дажьбог, Стрибог/ атмосфера (славяне), Симаргла и Мокошь –поставлены у терема.

Ветры-стрибожьи внуки

Мокошь-плодородие

Лада- любви, брака, юности и красоты её дочь Леля-весна, весенняя зелень( Люлька, лялька-производные), очень близко к культу Лато в крито-микенской культуре.

На архаической стадии мужские божества находились на втором плане, но при этом женские божества были парными Лада-Ладо.

В пантеоне Владимира не нашлось места Велесу, который помимо прочего олицетворял собой связь мира живых и мира мертвых

Ярило- бог плодородия, чувственных утех и наслаждения, его двойник Купала.

В целом довольно хаотичная совокупность верований и культов, в отличие от Греции где боги Олимпа воплощали идеи и нормы жизни полиса, его систему ценностей.

Модель мира –живая и чувственная. Основа – круг.

Пространство-свое/чужое, все обитаемо. Помимо традиционных ограничителей: зарубки, камни, столбы – своеобразные термы: в яму складывали горячие угли, хлебные зерна, караваи, лили мед, сверху ставили деревянные или каменные столбы, а на них урны с прахом умерших предков

Время- годичный круг, летнюю и зимнюю части и начинался с марта. Жизнь человека соотносилась с преодолением пространства. Время как память в качестве традиции рода.

Жизнь- двойственное восприятие : верили в заданность судьбы, но считали что ее можно изменить, принося жертву богам или хитростью.

А.П. Забияко «возможно свидание с Долей и недолей (девы судьбы), есть способы одну пристыдить . а другую уговорить.

Смерть- перход в другой равнозначный но параллельный мир

Ценностные ориентации древних славян:

Преломление окружающего пространства через свое сообщество

Жизнь отдельного человека как часть общей судьбы

Традиция как источник стабильности и равновесия

 

 

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Введение в русскую культуру | Тема: Нагноительные заболевания легких

Дата добавления: 2014-08-04; просмотров: 379; Нарушение авторских прав


lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.