Студопедия

Главная страница Случайная лекция

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика






ХРИСТИАНСТВО

Читайте также:
  1. Тема 3. Христианство
  2. Христианство

§ 1. Возникновение христианства

Общественно-исторические Христианство возникло в Палестине в I в. н. э.

условия возникновения о несомненной близости первоначального

и распространения христианства иудейской общине эссенов

христианства свидетельствуют наиденные в 1947 г. свитки

в районе Мертвого моря. Общность мировоззренческих принципов у

эссенов и первоначальных христиан прослеживается в мессианизме -

ожидании скорого пришествия Учителя праведности, в эсхато-

логических представлениях, в истолковании идеи греховности чело-

века, в обрядности, в организации общин и отношении к

собственности.

Относительно быстрое распространение христианства в мало-

азийских провинциях Римской империи и самом Риме было обуслов-

лено рядом социально-исторических факторов. Начавшийся кризис

античных порядков порождал всеобщую неуверенность в завтрашнем

дне, чувство апатии и бесперспективности. Усилился антагонизм не

только между рабами и свободными, но и между римскими гражданами

и подданными провинций, между римской потомственной знатью и

обогатившимися всадниками. Как ясная и понятная форма социального

протеста против бесчеловечных общественных порядков, христианство

быстро превращалось в мощное идейное течение, остановить которое

не могла уже никакая сила.

Римская религия, как и различные религиозные учения Востока,

не могла дать утешение обездоленным и в силу своего национального

характера не позволяла утверждать идею всеобщей справедливости,

равенства, спасения. Христианство прежде всего провозгласило равен-

ство всех людей как грешников. Оно отвергло существующие рабов-

ладельческие общественные порядки и тем самым породило надежду

на избавление от гнета и порабощения отчаявшихся людей. Оно

призвало к переустройству мира, выразив тем самым реальные инте-

ресы бесправных и порабощенных. Оно, наконец, дало рабу утешение,

надежду получения свободы простым и понятным способом - через

познание божественной истины, которую принес на землю Христос,

чтобы навсегда искупить все человеческие грехи и пороки.

Идейные предшественники Христианская апологетика утверждает, что в

христианства отличие от всех остальных религий мира

христианство не создано людьми, а дано че-

ловечеству Богом в готовом и законченном виде. Однако сравнительная

история религиозных учений свидетельствует о том, что христианство

 

 

 

не свободно от религиозных, философских, этических и иных влияний.

Христианство усвоило и переосмыслило предшествующие идейные кон-

цепции иудаизма, митраизма, древних восточных религий, фило-

софские воззрения. Все это обогащало и цементировало новую

религию, превращало ее в мощную культурно-интеллектуальную силу,

способную противопоставить себя всем национально-этническим куль-

там и превратиться в массовое наднациональное движение. Усвоение

первоначальным христианством предшествующего религиозно-куль-

турного наследия отнюдь не превращало его в конгломерат разроз-

ненных представлений, а способствовало принципиально новому

учению получить всеобщее признание.

Особенно заметное влияние на основы христианского вероучения

оказали неоплатонизм Филона Александрийского (ок. 25 до н. э. - ок.



50 н. э.) и нравственное учение римского стоика Сенеки (ок. 4 до

н. э. - 65 н. э.). Филон соединил понятие Логоса в библейской

традиции, трактуемое как творящее слово, постигаемое в откровении,

и в эллинистической традиции, рассматривающей Логос в качестве

внутреннего закона, направляющего движение Космоса. Логос у Фило-

на - это священное Слово, позволяющее созерцать Сущее. Иного пути

познания Бога не существует, только через Логос - Слово. Учение

Филона о прирожденной греховности всех людей, о покаянии, о Сущем

как первоначале мира, об экстазе как средстве приближения к Богу,

о логосах, среди которых Сын Божий - высший Логос и другие логосы,

названные ангелами,- послужило одной из идейных предпосылок для

христианских представлений об иерархии духовных начал, оказало за-

метное влияние на формирование христианства.

Нравственное учение христианства, в особенности о достижении

добродетели, близко к взглядам Луция Аннея Сенеки. Главным для

всякого человека Сенека считал достижение свободы духа посредством

осознания божественной необходимости. Если же свобода не будет вы-

текать из божественной необходимости, она окажется рабством. Только

повиновение судьбе порождает невозмутимость духа, совесть, нравст-

венные нормы, общечеловеческие ценности. Утверждение общечело-

веческих ценностей зависит не от государственных требований, а

всецело от общительности. Под общительностью Сенека понимает

признание единства человеческой природы, взаимную любовь, всеоб-

щее сострадание, заботу каждого человека о других, ему подобных,

независимо от социального положения. Сенека в качестве нравствен-

ного императива признал "золотое правило морали", которое звучало

следующим образом: "Обходись со стоящими ниже так, как ты хотел

бы, чтобы с тобою обходились стоящие выше"1.

Близкая формулировка содержится в Евангелии от Матфея: "И так

во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте

и вы с ними" (Мф. 7:12).

Христианству были созвучны установки Сенеки о скоротечности

 

 

и обманчивости чувственных удовольствий, забота о других людях,

самоограничение в пользовании материальными благами, недопущение

разгула страстей, гибельных для общества и человека, скромность и

умеренность в повседневной жизни. Ему импонировали и сфор-

мулированные Сенекой принципы индивидуальной этики. Личное спа-

сение предполагает строгую оценку собственной жизни,

самоусовершенствование, обретение божественного милосердия.

Усвоение христианством различных элементов восточных культов,

эллинистической философии не обедняло, а обогащало новую религию.

Именно поэтому она относительно быстро вошла в общий поток

средиземноморской культуры.

Споры о личности Сколько существует христианство, столько

основателя христианства продолжаются споры о личности его основа-

теля. Рассказы об Иисусе Христе, описанные

в Евангелиях от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, а также в посланиях

и деяниях апостолов о Боге-сыне, явившемся в мир в образе совер-

шенного человека, чтобы взять на себя грехи людей и спасти их для

вечной жизни, вызывали немало сомнении. В конечном счете споры

об Иисусе Христе привели к образованию двух основных школ -

мифологической и исторической.

Представители мифологической школы считают, что наука не рас-

полагает достоверными данными о Иисусе Христе как исторической

личности. Евангельские рассказы о нем, написанные много лет спустя

после описанных в них событий, не содержат реальной исторической

основы. Кроме того, исторические источники начала I в. ничего не

говорят о столь неординарных событиях, как воскресение из мертвых,

о чудесах, свершенных Христом, о его проповеднической деятельности.

Одним из важных аргументов в пользу своей точки зрения

мифологическая школа считала внепалестинское происхождение

христианства, а также наличие аналогий со сказаниями о рожда-

ющихся, умирающих и воскресающих богах в других восточных куль-

турах, наличие в Евангелиях большого числа противоречий,

разночтений, неточностей.

Вторая - историческая - школа считает Иисуса Христа реальной

личностью, проповедником новой религии, который сформулировал

ряд принципиальных идей, заложивших основу христианского веро-

учения. Реальность Иисуса подтверждается реальностью целого ряда

евангельских персонажей, таких, как Иоанн Креститель, апостол Па-

вел, и других непосредственно связанных с Христом евангельской

фабулой. В распоряжении науки сейчас имеется ряд источников, под-

тверждающих выводы исторической школы. Так, в течение длитель-

ного времени содержащийся в "Древностях" Иосифа Флавия (37 -

после 100) фрагмент об Иисусе Христе считался позднейшей интер-

поляцией. Однако найденный в 1971 г. в Египте арабский текст "Древ-

 

 

ностей", выполненный египетским епископом Агапием в X в., дает все

основания полагать, что Флавием описан один из известных ему про-

поведников по имени Иисус, хотя в описании Флавия и не говорится

о совершаемых Христом чудесах и его воскресение описывается не как

факт, а как один из многочисленных рассказов на эту тему.

Представители и мифологической, и исторической школы внесли

значительный вклад в издание библейских текстов, а также других

источников, относящихся к первым векам христианства. В последние

годы большинство религиоведов разделяют мнение представителей

исторической школы.

Превращение христианства К середине I в. в христианстве отчетливо вы-

в государственную религию явилось множество различных направлений,

РИМСКОЙ империи которые вели горячие споры друг с другом и

с внешними идейными конкурентами. Ран-

нехристианские общины не знали догматики и культа позднейшего

христианства. Общины не имели специальных мест для проведения

богослужений, не знали таинств, икон. Единственное, что было общим

для всех общин и всех группировок, - это вера в добровольную

искупительную жертву, принесенную раз и навсегда за грехи всех лю-

дей посредником между Богом и человеком.

По мере роста христианского космополитизма и формирования

основных догматических представлений усилился процесс отхода от

иудаизма и разрыва с ним. К концу I - началу II в., в особенности

после поражения еврейских восстаний против Рима и обособления

иудейства, этот разрыв, очевидно, оформился окончательно.

Появление клира относится ко II в. и связано с постепенным изме-

нением социального состава раннехристианских общин. Если ранее они

объединяли рабов и свободную бедноту, то во II в. в их составе уже

имеются ремесленники, торговцы, землевладельцы и даже римская

знать. Состоятельная часть христиан постепенно сосредоточивает в

своих руках управление имуществом и руководство богослужебной

практикой. Должностные лица, вначале избираемые на определенный

срок, а затем пожизненно, образуют клир. Священники, диаконы,

епископы, митрополиты вытесняют харизматиков (пророков) и сосре-

доточивают в своих руках всю полноту власти.

Изменение социального состава общин определило и эволюцию их

социальной направленности. Наблюдается все больший отход от

прежних демократических тенденций, все настойчивее становится

стремление к союзу с императорской властью.

Императорская власть, в свою очередь, ощущала острую необ-

ходимость дополнить мировую империю мировой религией. Попытки

превратить в таковую одну из национальных религий, в частности

римскую, успеха не имели. Нужна была новая религия, понятная всем

народам империи. Былые гонения христианства римским государством

 

53ак.536 129

 

 

в начале IV в. сменились активной поддержкой новой религии. Им-

ператор Константин (ок. 285 - 337) своим эдиктом от 324 г. положил

начало превращению христианства в государственную религию

Римской империи. Через год, в 325 г., под его председательством соб-

рался в г. Никее первый вселенский собор христианских церквей, сыг-

равший важную роль в утверждении христианского вероучения.

Внугрицерковная борьба Ни один из христианских догматов не появ-

за утверждение лялся сразу в законченном виде, а после того

христианского вероучения как основный догматы были канонизированы,

и культа дискуссии вокруг их содержания не прек-

ратились.

Как до, так и после Никейского собора между различными груп-

пами велись острые христологические споры. Борьба сконцентрирова-

лась вокруг толкования трёх главных догматов: триединства бога,

воплощения и искупления.

Никейский собор осудил учение александрийского пресвитера Ария

(256 - 336), утверждавшего, что Бог Сын не единосущен Богу Отцу.

Собор установил понимание догмата, в соответствии с которым Бог

определяется как единство трех лиц (ипостасей), где сын, вечно рож-

дающийся от отца, единосущен отцу, есть истинный Бог и самосто-

ятельная личность.

На втором - Константинопольском (381)-вселенском соборе

были преданы проклятию не только ариане, но и другие многочислен-

ные ереси: евномиане, духоборы, савелиане, фотиниане, ап-

полинариане и др. Евномиане, например, отказывались считать Христа

Богом, они признавали его лишь высшим сотворенным существом.

В начале пятого столетия особенно острый спор разгорелся вокруг

догмата боговоплощения. Часть духовенства, возглавляемая кон-

стантинопольским патриархом Несторием (ум. ок. 450), отвергла

сложившиеся представления о рождении Христа от Богородицы.

Женщина, утверждали несториане, родила человека, а не Бога. И

только по наитию Святого Духа в него вселилось божество, и он стал

орудием спасения. Обоснованию и защите догмата боговоплощения бы-

ло уделено основное внимание на третьем - Ефесском (431) - все-

ленском соборе, утвердившем шесть правил по защите этого догмата.

На четвертом - Халкидонском (451) - вселенском соборе главное

внимание было уделено обоснованию догмата искупления и боговоп-

лощения. Возглавляемые константинопольским архимандритом

Евтихием (V в.) монофизиты (одноестественники) учили, что в Иисусе

человеческое естество поглощено божественным, и потому признавали

в нем только одну божественную природу. Собор утвердил догмат воп-

лощения, согласно которому Христос должен рассматриваться и как

истинный Бог, и как истинный человек; вечно рождаясь от Бога Отца

по божеству, он родился от Девы Марии по человечеству, божество

 

 

 

и человечество соединились в нем как едином лице неслиянно и

неизменно (против монофизитов), нераздельно и неразлучно (против

несториан). Одновременно императором Маркианом были изданы за-

коны, жестоко карающие всех, кто отказывался признать этот догмат.

Только в середине VI столетия решился спор о том, как изображать

Иисуса Христа; 82-е правило пятого - Константинопольского II(553)

- вселенского собора обязывало изображать Сына Божьего в челове-

ческом облике, а не в виде агнца. При этом требовалось, чтобы в

новом изображении образ Христа подчеркивал перед взором верующих

всю высоту своего смирения, покорности, страдания и спасительной

жертвы.

Раздорами сопровождалось утверждение христианского культа. В

первых веках церковь в категорической форме запрещала какое бы

то ни было изображение святых. Церковный собор в Эльвире в начале

IV в. установил правило, согласно которому на стенах не должно быть

никаких предметов почитания и поклонения. В конце IV в. один из

церковных писателей Евсевий (260-265 - 338-339) считал употреб-

ление икон идолопоклонством. Против поклонения иконам в VII в.

выступили несториане и монофизиты. Были даны правительственные

распоряжения, запрещавшие употребление икон. Этот спор разрешился

только на седьмом - Никейском II (787) - вселенском соборе. Собор ут-

вердил правило, в соответствии с которым считалось необходимым изоб-

ражение священных лиц и событий и поклонение им.

Еще более длительным был процесс формирования христианских

таинств и непосредственно связанных с ними обрядов. В конце V в.

сложилось таинство крещения, еще позже - евхаристии (прича-

щения). Затем в течение нескольких веков христианство постепенно

вводило миропомазание, елеоосвящение, брак, покаяние и сопутству-

ющую ему исповедь, священство.

Разделение Христианство не представляло собой единого

христианских церквей религиозного течения. Распространяясь по многочисленным провинциям Римской империи, оно приспосабливалось к условиям каждой страны, к

сложившимся социальным отношениям и местным традициям.

Следствием децентрализации Римского государства было возникно-

вение первых четырех автокефальных (самостоятельных) церквей:

Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иеру-

салимской. Вскоре от Антиохийской церкви отделилась Кипрская, а

затем Грузинская православная церковь.

Но дело не ограничивалось только разделением христианских цер-

квей. Отдельные из них отказывались признавать решения вселенских

соборов, и утвержденную ими догматику. В середине V в. армянское

духовенство не согласилось с осуждением монофизитов Халкидонским

собором. Тем самым армянская церковь поставила себя в особое поло-

 

5* 131

 

жение, приняв догмат, противоречащий догматике ортодоксального

христианства.

Одним из самых крупных разделений христианства было появление

двух основных направлении - православия и католицизма. Этот рас-

кол назревал в течение нескольких столетий. Он определялся особен-

ностями развития феодальных отношений в восточных и западных

частях Римской империи и конкурентной борьбой между ними.

§ 2. Православие

В настоящее время православие представлено рядом автокефаль-

ных (самостоятельных) церквей: Константинопольская, Алек-

сандрийская, Антиохийская (Сирия, Ливан), Иерусалимская, Русская,

Грузинская, Сербская, Болгарская, Кипрская, Элладская (греческая),

Польская, Румынская, Чехословацкая, Американская и др., имеются

автономные православные церкви.

Пределы самостоятельности автономных церквей определяются

соглашением с той автокефальной церковью, которая предоставила ей

автономию. Главы автономных церквей избираются поместными со-

борами с последующим утверждением их патриархом автокефальной

церкви. Константинопольский патриарх считается вселенским, но ему

не предоставлено право вмешиваться в деятельность других правос-

лавных церквей.

В административном отношении автокефальные церкви подразде-

ляются на экзархаты, епархии, викариатсгва, благочиния, приходы.

Кроме того, у ряда автокефальных церквей имеются миссии, бла-

гочиния, подворья при других православных церквах.

Для всех православных церквей общими являются вероучение,

культ, каноническая деятельность.

Возникновение православия Изучая историю религии, мы не можем не

обратить внимания на тот факт, что образо-

вание религиозных организаций тесно связано с социальными и

политическими структурами того региона, где они функционировали.

Восточное христианство существовало в условиях сильной цент-

рализации государственной власти в Византии, и церковь сразу же

оказалась придатком государства, а главой ее фактически являлся

император. Западное христианство постепенно превратилось в

организацию, стремившуюся к господству во всех сферах общества,

включая и сферу политики. На различиях восточного и западного

христианства сказались и особенности развития духовной культуры.

Греческое христианство концентрировало свое внимание на онто-

логических, философских проблемах, западное - на юридически-пра-

вовых.

В начале V в. Римская империя распалась на Восточную и За-

 

 

 

падную. Восточная была сильным единым государством, Западная -

раздробленным конгломератом княжеств, вскоре завоеванных герман-

цами. В VI в. Константинополь освободил Рим от варваров; последний

попал в зависимость от византийских императоров. Константино-

польский патриарх стал даже именовать себя вселенским, т. е. главой

и восточной, и западной церкви. Но римским папам удалось прев-

ратить церковь в заметную экономическую силу (приобретение

Сицилии, юга Италии), повысить ее политический престиж.

С середины VII в. Византия подверглась атакам Арабского

Халифата. Халифат захватил Антиохию, Александрию, Иерусалим,

Сирию, а славяне - Балканский полуостров. В этих условиях Италия

стала освобождаться от зависимости Византии. Ослабляли Византию

политические и идеологические противоречия. В VIII в. римская

церковь освобождается из-под опеки Византии, образуется Папская

область. С этого периода власть пап возрастает.

Между Римом и Византией в IX в. возникли территориальные

споры. И та и другая церковь претендовала на Сицилию, Южную

Италию. Обострению отношений способствовало принятие христиан-

ства Моравией. Моравия приняла христианство от Рима. Но затем,

стремясь избавиться от папского диктата, пригласила в 863 г.

духовную миссию из Константинополя - Кирилла и Мефодия.

Болгары отказались принимать христианство от Рима, в 865 г. их

крестили византийские священники. Все это обостряло соперничество.

Конфликт между Римом и Константинополем разрастался, несмотря

на то, что Византии угрожали сельджуки, а Риму - новая сила:

норманны.

Константинопольским патриархом в середине XI в. был Михаил

Керулларий (ум. 1058), до этого постриженный в монахи и сосланный

в провинцию за дворцовые интриги, но выдвинувшийся при новом

императоре Константине, который возвел его в патриархи, хотя

Керулларий слабо разбирался в христианском вероучении. В 1053 г.

в связи с увеличением числа богослужений по западному образцу

Керулларий распорядился закрыть римские церкви и монастыри в

Константинополе. Спор шел по вопросам опресноков, "филиокве"

(лат. filioque - "и сына" - исхождение святого духа не только от

Бога Отца, но и от Бога Сына), безбрачия духовенства, поста в

субботу и т. п. Римский папа Лев IX послал в Константинополь

легатов во главе с кардиналом Гумбертом. Ни Керулларий, ни

Гумберт не искали примирения. Керулларий объявил легатов

еретиками. В свою очередь, легаты прокляли Константинопольского

патриарха; 16 июля 1054 г. произошел окончательный разрыв

западного, и восточного христианства.

Принятие христианства Образование самостоятельных православных

Киевской Русью церквей началось в первые века возникно-

вения христианства. В III в. выделились Алек-

сандрийская и Антиохийская церковь (Сирия, Ливан), затем

 

 

 

Иерусалимская. В V в. ведущее положение приобретает Константино-

польская церковь. В конце III в. восточное христианство приняла

Армения, в IV в. - Грузия, в IX в. - Моравия и Болгария.

Проникновение православия в Киевскую Русь началось с середины

X в., но официально оно стало государственной религией в 988 г. Пра-

вославие было такой религией, которая могла служить интересам ут-

верждения феодализма. Киевская Русь имела более тесные торговые

и культурные связи с Византией, где господствовало православие,

великокняжеской верхушке импонировало подчинение церкви свет-

ской власти, возможность совершать богослужение на родном языке.

В середине X в. Киевская Русь была сильным феодальным госу-

дарством с высоким уровнем развития ремесла и торговли, духовной

и материальной культуры. Упрочению новой общественной системы,

а вместе с тем и централизованной великокняжеской власти не мог

способствовать родоплеменной политеизм, он утратил способность быть

социальным интегратором и регулятором. Все древнеславянские боги

скроены по племенным масштабам. Поэтому боги одних племен не

имели никакого значения для других племен. Нужна была объединя-

ющая идея единого Бога. Русь нуждалась в религии с единым, лишен-

ным этнических различий Богом, свободным от родоплеменных

традиций. Этим требованиям и соответствовал христианский Бог.

Необходимость новой религии диктовалась и рядом международных

причин. Русь поддерживала постоянные контакты с Византией, За-

падной Европой, где уже господствовало христианство. Для упрочения

подобных контактов нужна была и общая идейная платформа: ведь

русичи считались "варварами". Введение новой религии соответство-

вало потребностям общественного прогресса.

Немаловажной является роль Киевского князя Владимира I Свя-

тославича (ум. 1015). Он был выдающимся реформатором: провел

административную, религиозную, фискальную, военную и другие

реформы. При принятии христианства он проявил понимание

исторической необходимости, волю для осуществления нелегкой за-

дачи, твердость в преодолении сопротивления.

Почему было принято православие? В "Повести временных лет"

имеется рассказ о "выборе веры". Представители различных религий

предлагали Владимиру свои вероучения: волжские болгары - ислам,

хазары - иудаизм, папский легат - католицизм, греческий философ

- православие. Предпочтение было отдано православию, т. е.

византийской разновидности христианства.

После принятия христианства, уже при сыне Владимира Ярославе

Мудром (ок. 978 - 1054), в Киеве была создана митрополия во главе

с присланным греком митрополитом Леонтием. Ярослав заложил собор

св. Софии, Киево-Печерский монастырь (1051, с 1598-лавра). Рус-

ская митрополия стала делиться на епархии во главе с епископами

— в основном греками. Церковь уже при Владимире стала получать

 

 

 

"десятину" и скоро превратилась в крупного феодала. Появились мо-

настыри, выполнявшие колонизационные, оборонительные, культуро-

генные и другие функции.

С XII в. церковь и князья начали борьбу за независимость от

Византии. В XV в. Византия была накануне утраты самостоятельности.

В 1589 г. по инициативе царя Федора Иоанновича (1557 - 1598) был

собран поместный собор с участием восточных патриархов, на котором

избрали патриархом митрополита Иова (ум. 1607). С этого времени

церковь стала обретать большую самостоятельность.

Внутрицерковная борьба Дальнейшее укрепление церковной

в XVII -ХУШ вв. организации было предпринято в XVII в.

патриархом Никоном (1605 -1681). Исправ-

ляя богослужебные книги и изменяя некоторые обряды (трехперстное

крестное знамение вместо двухперстного и др.), Никон преследовал

цель доказать ортодоксальность русской православной церкви и ее не-

оспоримое преимущество перед всеми остальными христианскими цер-

квами. Царь Алексей Михайлович (1629 - 1676) поддержал реформы

патриарха, а поместные соборы 1655 и 1656 гг. одобрили их. Но цен-

трализация церковного управления вызвала протест со стороны

значительной части бояр и купечества, низшего духовенства и кре-

стьянства. Началось брожение внутри церкви, приведшее к расколу.

В основе внутрицерковного конфликта лежали общественные

противоречия, которые в силу исторических условий того времени по-

лучили религиозное выражение. Это придавало движению рас-

кольников широкое общественное звучание, проявлявшееся, особенно

на первых порах, как протест против существующего строя.

Выступая против нововведений Никона, старообрядцы прежде всего

отвергли положение об их соответствии древнему христианству. Они

называли нововведения "дьявольским наваждением", царя -

"антихристом", Никона - "собакой". Тем самым и церковная, и свет-

ская власть объявлялись не божественным, а противозаконным уста-

новлением. Именно поэтому церковь и государство совместными

усилиями пытались подавить раскольническое движение. Против рас-

кольников использовались средства власти: тюрьмы и ссылки, казни

и гонения. Движение раскольников потрясло сами основы церковной

и государственной власти.

Попытка честолюбивого патриарха Никона утвердить приоритет

духовной власти над светской потерпела неудачу. Поместный собор

в 1667 г. осудил Никона и лишил его сана. Признав независимость

патриарха в решении духовных вопросов, собор тем не менее под-

твердил необходимость подчинения церкви царской власти.

В результате раскола образовалось две группы старообрядцев:

поповцы (имели священников) и беспоповцы (священников заменили

 

 

 

уставщики). В свою очередь, эти группы делились на множество толков

и согласий2.

В середине XVIII в. социально-политические противоречия привели

к образованию различных новых течений, среди которых наиболее

мощными были "духовные христиане" - молокане и духоборы. Мо-

локане единственным источником божественной истины считали

Библию. Церковная иерархия, монашество, иконы, мощи, святые ими

отвергались. Человек спасается только личной верой. Церковь и

царизм преследовали молокан, они выселялись на окраинные земли

России.

Другое направление духовных христиан, возникшее также в се-

редине XVIII в. в среде государственных крестьян, - духоборы. Они,

как и молокане, отвергали монастыри и монашество, почитание икон

и креста, официальные православные обряды и таинства. Порвав с пра-

вославием, духоборы отказались брать в руки оружие, служить в

армии. Они осуждали эксплуатацию человека человеком, выступали

против имущественного неравенства, насилия. Основным вероисповед-

ным документом духоборы считали не Библию, а "Книгу жизни"

("Книга жизни" - это собрание псалмов, сочиненных самими духо-

борами). Бог в "Книге жизни" толкуется как "вечное добро", Иисус

Христос - как человек с божественным разумом. Как и молокане, ду-

хоборы ссылались на окраины России, преимущественно в Закавказье.

Несколько раньше - во второй половине XVII в. - среди оброчных

крестьян возникло течение христоверов, учивших, что Христос может

вселиться в каждого верующего, отличавшихся крайним аскетизмом

и мистицизмом. Они отрицали институт церкви, отказались от пра-

вославной церковной обрядности. Главной формой богослужений

христоверов стали так называемые "радения", имевшие целью

достижение единства со святым духом. Обычно "радения" сопровож-

дались плясками, песнопениями, пророчествами, экстазами. От

христоверов отпочковалась небольшая группа наиболее фанатичных

верующих, которые в качестве главного средства нравственного совер-

шенствования считали оскопление мужчин и женщин.

Церковная реформа Петр I (1672 - 1725) ликвидировал патриар-

началаХVШв. шество, а в 1721 г. учредил Святейший

правительствующий синод во главе с обер-

прокурором, назначаемым императорским указом. Царь стал главой

церкви. Синод присягал ему на верность. Все вопросы церковной де-

ятельности решались обер-прокурором. Церкви вменялось выполнять

ряд государственных функций: руководство начальным образованием,

запись актов гражданского состояния, наблюдение за политической

благонадежностью подданных. Духовенство обязано было доносить о

замеченных им действиях, "клонящихся ко вреду государства".

 

 

 

 

Православная церковь После падения самодержавия церковь

в новых предпринимает ряд мер по укреплению своей

общественно-исторических системы управления, С этой целью 15 августа

условиях 1917 г. собрался Поместный собор, который

восстановил патриаршество. 18 ноября 1917 г. патриархом был избран

московский митрополит Тихон (Белавин) ( 1865-1925).

В своих первых обращениях к духовенству и верующим Тихон

призывал к укреплению веры, усилению нравственного воздействия

на общество, невмешательству в политические вопросы. Однако после

опубликования Советским правительством декретов и постановлений

о конфискации синодальной типографии, о расторжении браков и

особенно "Об отделении церкви от государства и школы от церкви"

Тихон обнародовал ряд документов, осуждающих правительственные

акты.

Особенно решительно Тихон выступил против декрета ВЦИК от

23 февраля 1922 г. об изъятии церковных ценностей для нужд

голодающих. В своем обращении к духовенству и верующим от 28

февраля 1922 г. он призвал оказывать сопротивление декрету. В мае

1922 г. патриарх был привлечен к уголовной ответственности.

Разумеется, патриарху Тихону досталось нелегкое наследство. Он

осознавал, что дальнейшая конфронтация с государством может

привести к еще более тяжелым для церкви последствиям.

Часть православного духовенства, учитывая сложившуюся обста-

новку, потребовала изменения курса церкви, лояльного отношения

к власти. Это внутрицерковное. движение, возглавляемое

митрополитом А.Введенским (1888 -1946), получило название

"обновленчество". Обновленцы хотели приспособить политику церкви

к новым историческим условиям. В апреле - мае 1923 г. они созвали

"собор" отколовшихся от остальной церкви групп "Живая церковь",

"Союз общин древлеапостольской церкви" и других, "лишили"

патриарха Тихона сана и высказались в поддержку советской власти.

Руководство православной церкви приняло решение об изменении

своей позиции по отношению к государству. Патриарх Тихон в июне

1923 г. обратился с заявлением к духовенству, в котором писал:

"Не погрешая против нашей веры и Церкви, не допуская никаких

уступок и компромиссов в области веры, в гражданском отношении

мы должны быть искренними по отношению к Советской власти и

работать на общее благо, осуждая всякую агитацию, явную или

тайную, против нового государственного строя"3. В июле 1927 г.

местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий (1867 -

1944) подписал декларацию, в которой призвал верующих и

духовенство активно поддерживать советскую власть.

Особенности Православная церковь утверждает, что

православного вероучения христианство в отличие от всех остальных

и культа религий представляет собой божественное

откровение, которое и составляет основу православной веры. Оно

 

 

опирается на совокупность догматов - неизменных истин, также явля-

ющихся результатом божественного откровения. Основные из таких

догматов следующие: догмат троичности Бога, догмат боговоплощения

и догмат искупления. Суть тринитарного догмата такова. Бог - не

только личное существо, но и духовная сущность, он выступает в трех

лицах (ипостасях): Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. Все три лица

составляют единую Святую Троицу, нераздельную в своей сущности,

равную в божественном достоинстве.

Бог Отец не рождается и не исходит от другого лица. Он, по опре-

делению "Православного катехизиса", "есть Дух Вечный, Всеблагой,

Всеведущий, Всеправедный, Всемогущий, Вездесущий, Неизменяемый,

Вседовольный, Всеблаженный"4.

Им из ничего созданы небо и земля, мир видимый и невидимый.

Из земли Бог сотворил первого человека Адама, а из его ребра - пер-

вую женщину Еву. Назначение человека в акте творения состоит в

том, чтобы он познавал, любил и прославлял Бога и посредством этого

обретал блаженство. Сотворив человека, Бог распространил на него

свой промысел. Это означает, что Творец сохраняет людей, направляет

их на путь добра, пресекает зло, предотвращает нарушение долга.

Бог предопределил спасение людей через своего единородного сына,

являющегося вторым лицом троицы, а в воплощении и вочеловечении

- Иисуса Христа. Христос тоже истинный Бог. Он должен расс-

матриваться как существующий "прежде всех век", т. е. христианину

предлагается верить, что Сын Божий так же вечен, как и его Отец.

Третьей ипостасью является Дух Святой. Он вместе с Отцом и

Сыном породил духовную жизнь человека, внушил людям страх

божий, даровал благочестие и вдохновение, способность познания и

мудрости. Дух Святой в соответствии с восьмым членом символа веры,

утвержденным Константинопольским собором в 381 г., исходит от Бога

Отца. Но он равен Отцу и Сыну, является также истинным Богом.

Согласно библейскому рассказу, Дух Святой сошел на апостолов в виде

огненных языков на пятидесятый день после Христова воскресения,

может сообщаться верующим через усердную молитву и совершение

таинств.

Православное вероучение содержит также догматы о происхож-

дении, назначении и конце мира, о человеке с его греховной природой,

о божией благодати. Все эти догматы церковь объявляет безусловно

истинными, авторитетными, непререкаемыми и неизменными. Они не

могут развиваться или совершенствоваться и воспринимаются не столь-

ко разумом, сколько верой, сердцем. Но разум способствует, по

мнению церкви, раскрытию и пониманию этих истин.

Краткое изложение, основных догматов христианства, сфор-

мулированных на двух первых вселенских соборах, называется симво-

лом веры. Каждый христианин обязан знать его наизусть. Толкование

символа веры составляет основу "Православного катехизиса".

 

 

 

Отличительной особенностью православия является то, что оно со

времени первых семи вселенских соборов не добавило ни одного дог-

мата к своему вероучению, в отличие от католицизма, и не отказалось

ни от одного из них, как это имело место в протестантизме. Именно

это православная церковь считает одной из главных своих заслуг,

свидетельствующих о верности первоначальному христианству. Пра-

вославие придает догматическое значение не только одному из важ-

нейших таинств - крещению, но и всем другим (причащению,

покаянию, священству, миропомазанию, браку, елеосвящению) и свя-

занным с ними обрядами.

Обряды и символы составляют содержание всей богослужебной

практики или культа. Нужно выполнять ряд ритуалов: произносить

молитвы, совершать крестное знамение, обнажение головы перед ико-

ной, коленопреклонение, выслушивать поучения, участвовать в бого-

служениях.

Одним из важнейших элементов православного культа являются

праздники. Помимо самого торжественного из них, посвященного во-

скресению Иисуса Христа, - Пасхи - православная церковь торжест-

венно отмечает двунадесятые и великие праздники, церковные и

юбилейные памятные даты. В числе двунадесятых праздников отме-

чается Рождество Христово; Троица, или Пятидесятница, посвящена

новозаветному рассказу о сошествии на пятидесятый день после Пасхи

Святого Духа на апостолов; Сретение Господне, основным сюжетом

которого стал евангельский рассказ о благословлении родившегося

Иисуса в Иерусалимском храме как Бога; Крещение Господне (Бо-

гоявление) - установлен в честь крещения в Иордане Иисуса Христа

Иоанном Крестителем; Преображение Господне - посвящено еван-

гельскому рассказу о преображении Христа на горе в присутствии его

учеников; Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресение) - в

основе которого лежит евангельский рассказ о посещении Христом и

его учениками Иерусалимского храма, откуда он изгнал менял и тор-

говцев; Вознесение Господне - отмечается как вознесение Христа на

небо на сороковой день после воскресения; Воздвижение Креста Гос-

подня - посвящен найденному кресту, на котором был распят Христос

на Голгофе; Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во храм Прес-

вятой Богородицы, Благовещение и Успение Божией Матери - четыре

двунадесятых праздника, посвященных матери Иисуса Христа.

К числу великих праздников православная церковь относит Обре-

зание Господне, Рождество Иоанна Крестителя, апостолов Петра и

Павла, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Покров Божией Матери.

Активизация В настоящее время большинство церковных

церковной деятельности иерархов и рядовых священнослужителей

стоят на позициях нового осмысления совре-

менных социльно-экономических и общественно-политических проб-

 

 

лем, возникающих в процессе развития и изменения нашего общества,

ориентируют церковь на повышение нравственного потенциала чело-

века. За последние годы заметно возросла активность церквей, духо-

венства, околоцерковного актива в различных сферах общественной

жизни и культуры. Расширились международные связи, усилилась

проповедническая, миссионерская, благотворительная деятельность,

резко увеличилось число церквей и монастырей, духовных учебных

заведений, воскресных школ, активизировалась издательская деятель-

ность. В числе переданных церкви сооружений такие крупнейшие

архитектурные памятники, как Данилов монастырь, часть Киево-Пе-

черской лавры, Оптина пустынь, часть Соловецкого комплекса,

Толгский монастырь и т. д. Ведется строительство новых церквей, рес-

таврируются прежде закрытые сооружения. Церковь возобновила

причисление к лику святых не только церковных, но и выдающихся

государственных деятелей, знаменитых представителей культуры. В

частности, канонизированы Дмитрий Донской, Андрей Рублев, Максим

Грек, митрополит Макарий, Паисий Величковский, Ксения Петербур-

гская, Игнатий Брянчанинов, Амвросий Оптинский, Феофан За-

творник, патриархи Иов и Тихон и др.

Большую поддержку оказывают церковным организациям государ-

ственные органы, общественные организации. За последние годы цер-

квам переданы из государственных музеев, в том числе из музеев

Кремля, священные реликвии. Возвращаются иконы высокой художе-

ственной ценности, колокола, книги.

Религиозные центры активизируют свою деятельность по повы-

шению профессионального уровня духовенства, качественному обнов-

лению подготовки священников в. духовных учебных заведениях,

строгой ориентации на рост моральных и духовных качеств. Принят

новый Устав, начата работа по проведению богослужебной реформы.

§ 3. Католицизм

Католицизм является самым крупным направлением в христиан-

стве. Он преимущественно распространен в Западной, Юго-Западной

и Центральной Европе (Испания, Франция, Италия, Португалия, Гер-

мания, Австрия, Бельгия, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия), в

Латинской Америке и США. Католицизм исповедует часть населения

прибалтийских государств (в Литве, на юго-востоке Латвии), а также

западных областей Украины и Белоруссии.

Особенности Основой вероучения католицизма признается

вероучения, культа Священное Писание и Священное Предание.

и церковной организации Католическая церковь рассматривает в каче-

стве канонических все книги, включенные в латинский перевод Библии

(Вульгата). Правом толкования текстов Библии наделяется только ду-

 

 

ховенство. Священное предание образуют постановления 21 собора, а

также суждения римских пап по церковным и мирским проблемам.

Следуя Никео-Царьградскому символу веры, другим решениям первых

семи соборов, католическая церковь создает свое понимание ряда дог-

матов. На Толедском соборе в 589 г. вносится добавление к символу

веры об исхождении Святого Духа не только от Бога Отца, но и от

Бога Сына (лат. filioque - "и сына").

В спасении людей, обремененных первородным грехом, католиче-

ское вероучение особую роль отводит церкви. Она призвана помочь

человеку возместить утраченную способность к достижению вечного

спасения. Эта миссия осуществляется с помощью сокровищницы сверх-

должных дел, т. е. излишка добрых дел, совершенных Иисусом

Христом, Богоматерью и святыми. Как наместник Христа на земле,

папа распоряжается этой сокровищницей сверхдолжных дел, распре-

деляя их среди тех, кто в них нуждается.

Католицизм признает семь таинств: причащение (евхаристия), кре-

щение, покаяние, миропомазание, соборование, священство и брак.

Таинство крещения проводится путем обливания водой, в то время

как в православии только погружением в воду. Таинство миропома-

зания (конфирмация) совершается при достижении семи-восьмилет-

него возраста.

Помимо общего для христианских течений признания существо-

вания рая и ада, католическая церковь сформулировала учение о

чистилище - промежуточном месте, где очищаются души грешников,

проходя через суровые испытания. Догмат о чистилище был принят

Флорентийским собором в 1439 г. и подтвержден в 1562 г. Тридентским

собором.

Для католицизма характерно возвышенное почитание Богородицы

- Девы Марии. В 1854 г. был принят догмат о непорочном зачатии

Девы Марии, а в 1950 г. - догмат о телесном вознесении Богоматери,

в соответствии с которым Пресвятая Богородица Приснодева была взя-

та на небо "с душой и телом для славы небесной". В 1954 г. был ус-

тановлен специальный праздник, посвященный "королеве небес".

В католицизме сохраняется культ ангелов, святых, икон, реликвий,

проводится канонизация (причисление, к лику святых) и беатификация

(возведение в ранг блаженных). Центром культовых и обрядовых риту-

алов является храм, украшаемый живописными и скульптурными

произведениями на религиозные темы.

Главой католической церкви, наместником Иисуса Христа, верхов-

ным правителем государства Ватикан является папа римский. Особый

статус римских пап обосновывается наследованием ими власти, пере-

данной Иисусом Христом апостолу Петру, по церковной традиции

бывшим первым епископом Рима. Папа избирается пожизненно соб-

ранием (конклавом) кардиналов. Согласно догмату католической

церкви, принятому I Ватиканским собором в 1870 г., папа считается

 

 

непогрешимым в вопросах веры и нравственности. В 1978 г. папой

избран польский кардинал Кароль Войтыла, принявший имя Иоанн

Павел II. Международный центр римско-католической церкви и

резиденция папы находится в Ватикане. Государство Ватикан (пло-

щадь 44 га, около 1 тыс. подданных) имеет свой герб, флаг, гимн,

гвардию, поддерживает дипломатические отношения с более чем 100

государствами мира.

Через посредство римской курии - центрального админи-

стративного аппарата - папа руководит церковными и мирскими

организациями, действующими в большинстве стран мира. Согласно

реформе, проведенной в соответствии с апостольской конституцией

"Pastor bonus" ("Добрый пастырь"; 1988), римская курия включает

государственный секретариат, 9 конгрегации (курирующих различные

направления деятельности церкви), 12 советов, 3 трибунала и 3 кан-

целярии. По решению II Ватиканского собора при папе действует с

совещательным голосом церковный синод, созываемый один раз в три

года. В его состав входят патриархи и митрополиты восточных ка-

толических церквей, представители национальных епископских кон-

ференций, монашеских орденов, лица, персонально назначаемые

папой.

В католической церкви насчитывается свыше 400 тыс. свя-

щенников. К числу особых обязанностей католического духовенства

относится соблюдение безбрачия (целибат).

Важные позиции в католической церкви принадлежат монашеству,

организованному в конгрегации и братства. В настоящее время

насчитывается около 140 монашеских орденов, деятельностью которых

руководит ватиканская конгрегация по делам освященной жизни и.

обществ апостольской жизни. Монашеские объединения

специализируются на миссионерской деятельности и благотворитель-

ности. Наиболее влиятельными монашескими орденами являются

орден доминиканцев, францисканцев и особенно орден иезуитов. Со-

здаются также особые объединения священников и мирян. К самому

многочисленному и могущественному из них принадлежит "Opus Dei"

("Божье дело"), насчитывающее 72 тыс. членов в 87 странах мира.

Его последователи преподают в 475 университетах мира, занимают

ключевые посты в правительственных учреждениях и средствах инфор-

мации.

Попытки активного приспособления вероучительного комплекса,

культа, церковных структур к современному миру нашли свое выра-

жение в обновленческом движении (аджорнаменто). Эти проблемы

обсуждались на II Ватиканском соборе, сессии которого проходили с

1962 по 1965 год. После долгих дискуссий на нем были приняты 16

документов по различным теологическим и социальным вопросам. Со-

борная конституция по литургии включает многие положения, направ-

ленные на упрощение обрядов и богослужения, приспособление их к

 

 

конкретным условиям. Допускается сочетание латинского богослу-

жения с местными обычаями, особенно в азиатских и африканских

странах. При отправлении обрядов используются местные разговорные

языки, национальная музыка. Указывается на необходимость соче-

тания священной традиции и современных форм культуры, исполь-

зование хорового пения, полифонической музыки, народных мелодий.

Иоанн Павел II провозгласил укрепление авторитета католического

вероучения и культа одной из главных задач своего понтификата. Ряд

его энциклик посвящен актуализации в современном мире трех ипос-

тасей Бога. Так, образ Бога Сына - основная тема энциклики

"Redemtor hominis" ("Искупитель человека"). В ней Иисус Христос

изображается центром Космоса и истории, эталоном человека.

Энциклика "Dives in misericordia" ("Богатей в милосердии") посвя-

щена в основном первому лицу Святой Троицы - Богу Отцу, сущ-

ность которого раскрывается через милосердие и спасение, через

религиозную веру, даруемые человеку. Третьей ипостаси - Святому

Духу - отводится особая роль в энциклике "Dominion et vivificantem"

("Господь и животворящий"). В ней утверждается, что при всех

достижениях человеческой цивилизации, развитии науки и техники

мир оказался на грани катастрофы. Спастись от нее поможет Святой

Дух, обращение к которому трактуется как поиск высшей духовности.

Духовенство, руководители орденов и светских католических

организаций ищут новые формы пробуждения интереса к религии всех

слоев населения, особенно молодежи. Расширяется сеть духовных цен-

тров, действующих главным образом при учебных заведениях, мона-

стырях. Наряду с проповедями и молебнами в таких центрах

проводятся дискуссии по проблемам "отцов и детей", секса, выступают

церковные ансамбли.

Разрабатываются методики религиозного воспитания, учитыва-

ющие возрастные особенности различных груш молодежи. Большие

надежды церковь связывает с обновлением катехизисов - книг, содер-

жащих (в форме вопросов и ответов) изложение основных положений

христианской веры и морали. К составлению катехизисов привлека-

ются авторитетные педагоги, психологи, лингвисты. В настоящее время

в различных странах мира преподаванием катехизисов (катехизацией)

заняты свыше 300 тыс. человек. В последние годы среди катехизаторов

увеличилась доля церковных активистов-мирян, действующих в тес-

ном контакте с приходскими священниками.

Наряду с вариантами обновления вероучения, культа,

организационных структур церкви, принятыми официальным ка-

 

*Энциклика - послание папы римского, обращенное ко всем католикам и

посвященное вопросам веры, социально-политическим проблемам. Получает название по

первым словам текста.

 

голицизмом, широкое распространение получили радикальные мо-

дернистские течения. Их представители выступают за более тесный

диалог церкви и мира, которьй, по их мнению, может оказаться про-

дуктивным при условии глубокого преобразования организационных

основ католицизма. С такой программой обновления выступает швей-

царский теолог Г. Кюнг (р. 1928). Путь преодоления кризиса Г. Кюнг

видит в выработке нового понимания церкви (как народа божьего) и

церковного управления (как служения этому народу). Церковь -это

не учреждение, а община верующих, братьев и сестер, живущих в

духе истинной религии. Г. Кюнг считает, что в отличие от иудаизма

и языческих культов христианин не нуждается в священнике как пос-

реднике входа в "святая святых, к самому Богу". Никакая церковь

не имеет права подавлять свободу верующих, подменять благость Бога

господством человека над человеком. Г, Кюнг предлагает новое

понимание Бога, созвучное уровню миропонимания, достигнутого сов-

ременным естествознанием и философией. Эта модель богопознания

позволит избавить теологию от догматизма и традиционализма, будет

способствовать сближению истин веры и науки. Выдвигаемые Г. Кюн-

гом идеи радикального обновления вероучения и культовой практики

были осуждены Ватиканом как несовместимые с основами католиче-

ской догматики. Решением ватиканской конгрегации по вопросам веры

он был отстранен от преподавания на факультете теологии Тюбинген-

ского университета (Германия).

В октябре 1966 г. после пятилетней предварительной работы, в Гол-

ландии был опубликован почти 600-страничный новый катехизис

"Доктрина веры для взрослых". В голландском катехизисе отбрасы-

вается традиционная схема вопросов и ответов, а также сам принцип

заучивания. Авторы катехизиса представили многие католические дог-

маты, трактуемме до сих пор как незыблемые, в виде нерешенных,

дискуссионных проблем. Например, церковное учение о дьяволе и ан-

гелах интерпретируется таким образом, что у читателя возникает сом-

нение в их существовании. Как дискуссионные проблемы трактуются

также догмат о первородном грехе, идея пресуществления и

присутствия Христа в евхаристии и т. д. Картину библейского рая за-

менил в катехизисе выдержанный в научно-популярном тоне очерк

религиозных и атеистических культур от древности до наших дней.

Представлена краткая характеристика индуизма, буддизма, ислама,

марксизма. Отправной точкой в объяснении происхождения человека

берется не традиционный католический моногенизм, гласящий, что все

люди ведут свое начало от одной пары людей - Адама и Евы, а теория

эволюции. Несмотря на кампанию, предпринятую традиционалистами

против авторов голландского катехизиса, новые катехизисы стали

появляться и в других странах.

Вместе с тем в католицизме сохраняют влияние консервативно на-

строенные теологии и духовенство, выступающие против каких-либо

 

 

нововведений, осуждающие демократизацию культа, обновление

социального учения. Во Франции противники обновленческих процес-

сов группируются вокруг архиепископа М. Лефевра (р. 1905). В своих

проповедях он расценивает любые отступления от традиции как свя-

тотатство, гибельное для народа. Сторонники французского

архиепископа требуют отмены решений II Ватиканского собора о про-

ведении богослужений на национальных языках. Особенно резко они

осуждают диалог с другими религиями, который будто бы приводит

к капитуляции католиков перед еретиками.

Социальная доктрина Социальное учение римско-католической

католической церкви церкви представляет собой совокупность

общественно-политических, экономических и

этических концепций. В современном виде социальное учение ка-

толицизма стало формироваться в конце XIX в., и процесс этот про-

должается. Специфической особенностью церковной социальной

доктрины является не только ее философское, социологическое и

этическое обоснование, но и обязательная теологическая аргумен-

тация, ссылки на библейские тексты.

Проблемы обновления социальной доктрины церкви были наиболее

острой темой дискуссий на II Ватиканском соборе. Результатом этих

дискуссий явилась пастырская конституция "Gaudium et spes" ("Ра-

дость и надежда"). Существенной установкой данного документа стало

заявление о том, что церковь не связывает себя "с какой-либо формой

человеческой структуры или политической, экономической, социаль-

ной системой". Впоследствии эта установка была подтверждена в

энцикликах Павла VI (1897 - 1978) и Иоанна Павла II.

Существенное место в социальной доктрине католицизма занимает

описание кризисного состояния современной цивилизации,

базирующейся на светской гуманистической, а не христианской куль-

туре. Пессимистическое видение мира лежит в основе большинства

энциклик Иоанна Павла II, посвященных социально-политической

проблематике. Источник всеобщего и всеохватывающего кризиса ус-

матривается прежде всего в ложном понимании сущности человека,

в отрыве его бытия от Бога. Отсюда делается вывод о невозможности

построения "нового мира" без Бога или против Бога, поскольку этот

мир в конце концов обратится против человека. Все великие идеологии

нового времени, как светские формы науки и заменители религии, су-

мели изжить себя. Оказавшись в духовном вакууме, род человеческий

стоит перед угрозой гибели.

В социальной доктрине католицизма обличаются многочисленные

проявления кризиса цивилизации. Говорится о потребительском ха-

рактере ее ценностных ориентации, распространении эгоизма, равно-

душия к страданию и горю других людей. Осуждаются такие явления,

как угроза существованию окружающей среды, возрастание опасности

 

 

самоуничтожения человечества. Выход из кризисного состояния

видится в возвращении к христианским ценностям, цивилизации

любви. Только религиозная вера, надежда на помощь Бога способны

восстановить подлинное достоинство человеческой личности, найти

пути устранения в мире зла и несправедливостей.

Отказываясь от установления своей монополии на решение "зем-

ных дел", церковь подчеркивает сугубо религиозную природу своей

миссии. Она стремится к евангелизации мира, не вмешиваясь в

социально-политические и экономические дела государств. В современ-

ном социальном учении католицизма церковь предстает как некая над-

структурная общность, призванная при помощи веры врачевать раны

современных людей.

Обновление социального учения католицизма нашло свое выра-

жение в появлении так называемых "социальных теологии", в час-

тности "теологии земных реальностей". В рамках "теологии земных

реальностей" оформились отдельные теологические дисциплины. В

отличие от традиционной теологии они концентрируют свое внимание

не на Боге, а на "божьих вещах", основной своей целью объявляют

выделение религиозных аспектов во всех явлениях видимого мира. В

рамках "теологии земных реальностей" выделены такие дисциплины,

как "теология промышленного предприятия" и "теология свободного

времени". Первая из них рассматривает экономическую деятельность

человека в связи с творчеством Бога; вторая пытается установить

религиозное содержание непроизводственной сферы деятельности че-

ловека. Результатом дальнейшей дифференциации стало появление в

60 - 80-х годах таких дисциплин, как "теология труда", "теология

культуры", "теология мира", "теология политики", "теология и этика

хозяйственной жизни", "теология освобождения". Отношение к ним

римской курии весьма неоднозначно. Такие дисциплины, как "тео-

логия освобождения", особенно в ее радикальном латиноамериканском

варианте, резко осуждаются Ватиканом, другие - прежде всего "те-

ология труда" и "теология мира" - получают его признание и

развитие в папских энцикликах.

Особенно пристальное внимание уделяется проблемам труда.

Признается социальный характер труда, в процессе которого человек

выражает себя и получает удовлетворение потребностей жизни и под-

держивает ее. Вместе с тем в социальном учении католицизма пре-

обладают религиозно-этические оценки трудовой деятельности как

соучастия личности в божественном деле сотворения мира.

Воззрения церкви на социально-экономические проблемы состав-

ляют содержание энциклики Иоанна Павла II "Laborem exercens"

("Трудом своим", 1981). По мнению папы, труд и капитал - две не-

обходимые стороны экономики и их никоим образом невозможно

противопоставлять друг другу. Противоречия между трудом и капита-

лом не находят своего источника ни в структуре производст


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
БУДДИЗМ | СОВРЕМЕННЫЕ НЕТРАДИЦИОННЫЕ КУЛЬТЫ

Дата добавления: 2014-09-08; просмотров: 338; Нарушение авторских прав


lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.383 сек.