Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




IV.4. Рента на втором этапе развитого феодализма (рубеж XV—XVI — середина XVII в.)

Читайте также:
  1. IV.2. Рента на Руси в период раннего феодализма (IX—XII вв.)
  2. IV.3. Рента на первом этапе развитого феодализма (XII—XV вв.)
  3. v на этапе подготовки проекта
  4. Анализ показателей рентабельности
  5. Анализ показателей рентабельности
  6. Анализ прибыли и рентабельности торгового предприятия.
  7. Анализ рентабельности производства и реализации продукции.
  8. Анализ рентабельности производственных фондов
  9. Виды рентабельности и методы ее определения

Важнейшим фактором дальнейшей эволюции феодальной ренты в Рос­сии стало образование к концу XV в. единого Русского государства, интен­сивное развитие поместной системы, продолжающийся рост вотчинной собственности (особенно монастырей). В конце XV — первой половине XVI в. происходит постепенное вытеснение государственно-корпоративных взиманий государственно-централизованными. Становится более совершен­ной система управления государством и на местах (губная и земская рефор­мы, отмена системы кормлений в 1550-х гг.). В конце 40-х — начале 50-х гг. вводится ряд новых общегосударственных налогов (ямские, полоняничные, пищальные, стрелецкие деньги, ямчужное дело (изготовление пороха)). Главное заключалось в повсеместном переводе на деньги всех государст­венных налогов, в том числе и недавно введенных. Это стало серьезным фактором преобразования и внутрифеодальной сферы, сеньориально-крестьянских отношений.

Государственная налоговая система в России действительно могла ока­зывать влияние на феодальную ренту. Скажем, рост денежных платежей на государство не оставлял частному вотчиннику другого пути увеличения собственных доходов, кроме насаждения барщины у себя в имении. Денеж­ные поборы в пользу государства (а они возрастают в период изнурительной Ливонской войны) обусловливали необходимость появления крестьянина на рынке. Заботой о податях были продиктованы решительные меры прави­тельства по ограничению финансового иммунитета крупных феодалов. Об этом говорилось в предшествующей главе. В 1551 г. все феодалы были привлечены к уплате основных государственных налогов, а в 1584 г. было издано специальное уложение об отмене монастырских «тарханов».

На втором этапе развитого феодализма сочетание повинностей в вотчи­нах и поместьях было самым разнообразным. Все исследователи отмечают широкую распространенность в XVI—XVII вв. отработочной ренты прежде всего в форме полевой барщины. Это было присуще поместьям и вотчинам любого ранга. По изученный нами писцовым книгам Троице-Сергиева мо­настыря конца XVI в. из 33 уездов барщина названа в 28. Этот вид ренты продолжал сохранять натурально-потребительский характер. Стимулом к расширению барщины служила и правительственная политика, о которой также говорилось выше, а именно обеление государством господской паш­ни. Во второй половине XVI в. такие меры вызывались задачами хозяйст­венного возрождения запустевших земель. Наибольшего распространения достигает барщина в южных новоосваиваемых уездах страны (Кромы, Елец, Орел, Тамбов, Ливны), но нигде она не стала единственной и абсолютно преобладавшей формой ренты.

Конкретно-историческое изучение самими студентами эволюции фео­дальной ренты возможно на основе жалованной уставной грамоты патриар­ха Иова Нижегородскому Благовещенскому и Владимирскому Константино-Еленинскому монастырям 1590 г. Сравнивая этот документ с уставной гра­мотой конца XIV в., видим более обстоятельно описанную совокупность повинностей для всех крестьян. Спустя 200 лет они стали строго нормиро­ванными — окладной единицей в монастырских вотчинах названа выть. Находим здесь и барщину — на выть по 1,5 десятвды ржи и овса, допол­няемую натуральным оброком и «издольем». (Материалы по истории СССР. Вып. 2. С. 239—240).

Вопросы и задания

1. В монографии Е. И. Колычевой (Аграрный строй России XVI в. М., 1987. С. 84—85) найдите таблицу, систематизирующую сведения о фео-


дальней ренте в вотчине Константино-Еленинского монастыря с конца XIV до начала XVII в. Обратите внимание на возрастающую регламентацию феодальных повинностей крестьян и в то же время — на колебания норма­тивов барщины 1590—1602 гг.

2. Что такое выть? О чем свидетельствовало ее введение в светских, мо­настырских имениях? Как называлась государственная окладная единица? Какими были ее размеры на землях разной социальной принадлежости и разного качества?

3. Найдите упоминания о выти в писцовой книге земель вел кн. Симеона Бекбулатовича в Тверском у. 1580/81 г. (Материалы... С. 214—216). Какие формы ренты и в каком составе здесь отражены?

4. Познакомьтесь с порядной грамотой крестьянина И. У. Бояринова Спасо-Прилуцкому монастырю 1584 г. (Материалы... С. 218—219). Какие государственные налоги здесь упоминаются? Дайте свое объяснение каждо­му наименованию.

 

* * *

До сих пор мы говорили только о крестьянстве как эксплуатируемом на­селении при феодализме. Не надо, однако, забывать, что феодальную ренту земельные собственники извлекали и из принудительного труда своих холо­пов (рабов). В научной литературе установлено, что крестьянским населени­ем лучше были обеспечены крупные феодальные имения. Удельный же вес холопов во владениях мелкопоместных феодалов был заметнее. Если кре­стьянские повинности во многом определялись обычным правом, сложив­шимся в данном комплексе, то эксплуатация холопов зависела исключи­тельно от произвола их господина. Различие между холопами и крестьянами заключалось еще и в том, что первые не имели права уйти от своего госпо­дина, тогда как вторые пользовались до конца XVI в. законным и регламен­тированным правом крестьянского перехода.

Труд холопов продолжал применяться на всем протяжении XVI— XVII вв. вплоть до начала XVIII в., пока холопство как особое сословие не было юридически упразднено реформами Петра I.

 

В проблеме ренты важное значение имеет такая ее сторона, как соотно­шение государственной и владельческой эксплуатации в XVI—XVII вв. В новейших коллективных трудах по крестьяноведению сформулирован вывод о значительном опережении по темпам роста государственно-централизованной ренты частнофеодальной. Например, окладные платежи в государеву казну в имениях новгородских помещиков уже в середине XVI в.

в денежной части превосходили выплаты самим помещикам в 1,6—1,8 или даже в 2,8—4 раза. В монастырских вотчинах центральных уездов крестьян­ский двор платил в 1630-е годы окладных и неокладных сборов в 2— 3,8 раза больше, чем сеньору. Вопрос этот нуждается в дальнейшем изуче­нии. По документации (писцовой и хозяйственной) Троице-Сергиева мона­стыря за весь XVII в. отмеченная тенденция не прослеживается. Здесь, на­оборот, сеньориальная рента в количественном отношении стабильно превосходила степень государственного обложения. Сказывался, вероятно, мощный потенциал монастырского иммунитета, накопленный и оформлен­ный в предшествующее время. Все, чего смогло добиться государство в отношениях с этим гигантским корпоративным собственником, — это при­влечение к уплате госналогов, которые собирались самой монастырской администрацией и в несоизмеримых с владельческими платежами пропор­циях.

Для XVII в. была характерна унификация, выравнивание повинностей крестьян (в пределах одного имения все дворы несли одинаковый комплекс повинностей). Продолжают расти и государственные налоги, и барщина, и денежный оброк. Н. А. Горская разновидностью феодальной ренты справед­ливо считает оброчную плату крестьян за их вненадельные земли. Распро­странение практики вненадельного землепользования было эффективным для феодалов способом улавливания возрастающих производственных воз­можностей крестьянского двора. Становится заметным явление «коммута­ции» — перевода на деньги прежних натурально-продуктовых взиманий, а кое-где и барщинных повинностей, различных отработок («издолья»). Уже для первой половины XVII в. В. Д. Назаров говорит о начальных этапах складывания товарно-ориентированного домениального хозяйства (в круп­ных и части средних владений). Сферой вызревания этих тенденций были промыслы, животноводство, нередко и зерновое хозяйство.

Однако более сильной оказалась все же тенденция феодально-крепостнической эволюции на втором этапе развитого феодализма и на переходе к позднему феодализму (рубеж XVII—XVIII вв.). В трактовке причин утверждения крепостничества в России у историков до сих пор нет единого мнения. Указываются такие факторы, как усиление государствен­ной и частнофеодальной эксплуатации, вызываемое диспропорцией между ростом потребностей государства и господствующего класса и возможно­стями крестьянства их удовлетворить; слабость русских городов (она за­ставляла государство переносить центр тяжести эксплуатации на аграрную сферу); жесточайший хозяйственный кризис 1560—1580-х гг., разруши­тельные последствия «смуты» («катастрофические» — по выражению В. Д. Назарова); возможность форсированной колонизации окраин страны. Все это вместе взятое могло вызвать закрепостительные меры государства в


1580—1590-х гг. Линия на закрепощение логическое свое завершение на­шла в Соборном Уложении 1649 г.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
IV.3. Рента на первом этапе развитого феодализма (XII—XV вв.) | IV.5. Основные тенденции развития позднефеодальной ренты (вторая половина XVII—XVIII в.)

Дата добавления: 2014-10-14; просмотров: 580; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.