Студопедия

Главная страница Случайная лекция

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика






Диагностика знаний по этнопедагогике

Читайте также:
  1. I. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
  2. АНТЕНАТАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА ВРОЖДЕННОЙ ХИРУРГИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИИ
  3. Вопросы для контроля знаний
  4. ГЛАВА 5. СПОРТИВНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА
  5. Делопроизводство как отрасль знаний.
  6. Диагностика
  7. ДИАГНОСТИКА
  8. ДИАГНОСТИКА
  9. Диагностика
  10. Диагностика внутренних кровотечений

Этнопедагогический диктант

Правильно вставьте слова.

Диктант 1.

В народной педагогике господствует …, в ней много ценных фактов и оригинальных идей, но нет целостной … взглядов, нет да и не может быть … теории., …, отражая определенный уровень педагогических знаний, конкретный исторический этап в … человечества, служит основой, на которой возникла и развивалась… . Но и в последующем, как возникновение художественной литературы не уничтожило …, так и … не вытеснила совсем из повседневной жизни народа его педагогические воззрения. Педагогическая наука и народная педагогика вступили в сложные … друг с другом и взаимно благоприятствовали развитию друг друга.

В трудовом народе испокон веков вырабатывался свой, … нравственный уклад, своя … культура. У всех народов было много … и …, облагораживающих жизнь трудящихся. Они проявлялись и в отношении к …, и в поэзии земледельческого труда, и в устном народном творчестве, и в удивительных …, и в красоте одежды, и в прославленных законах …, и в добрых обычаях хорошего тона и … … .

Говоря о взаимодействии народной педагогики и педагогической науки, следует принять во внимание то, что … не наука, а лишь сырье, материал, источник информации для … . В этом отношении она играет служебную роль по отношению к педагогической науке. Народная педагогика не …, но для … представляет огромный и неоценимый интерес, т.е. она составляет объект …, предмет науки. Для этой науки был предложен термин «…».

(Волков, Г.Н. Этнопедагогика.‒ Чебоксары: Чуваш.кн.изд-во, 1974. ‒С. 31-32).

Слова для вставки: народные ремесла, взаимодействия, педагогическая наука, народная педагогика, правила приличия, традиция, духовный прогресс, наука, обычай, духовная, эмпирика, научное исследование, устное творчество, этнопедагогика, система, самобытный, природа, гостеприимство.

 

Диктант 2.

Преемственность ‒ условие непрерывного развития. Одновременно сама перманентность в … есть конкретное проявление преемственной связи будущего с прошлым через настоящее. Определенный …, … последовательность перехода от одного к другому, от предшественника к …, разумеется, не предполагает примитивную прямолинейность. … в развитии не исключает ни равномерного поступательного движения от низших … к высшим, ни скачков, цикличности и повторяемости.

… поколений обеспечивается … . В таком толковании преемственность в высшей степени обширное, всеохватывающее, … …, ибо речь может о конкретной преемственности ‒ в воспитании. Без этой преемственности народное воспитание не может быть представлено вполне как …социального развития … и духовного …народа.

Преемственность имеет место во времени и пространстве. Физическая преемственность обеспечивается … ‒ наследственностью, генотипом, … ‒ наследованием, духовная ‒ … . Природа, социальные условия, педагогические факторы взаимодействуют друг с другом, препятствуя или содействуя … . Воспитание усиливает преемственность там, где она может существовать без него. Порою даже стихийный … …, ничем не подкрепляемый и функционирующий лишь в сфере подражания, оказывает воздействие на преемственность. Проявления преемственности чрезвычайно многообразны. Она может проявляться в плане сугубо личном, в плане личного …, а также и в плане … традиций.



Преемственность между целями воспитания его процесс делает … и обеспечивает формирование целостной … .

(Волков, Г.Н. Этнопедагогика.‒ Чебоксары: Чуваш.кн.изд-во, 1974. ‒С. 184 ‒ 185).

Слова для вставки: комплексный, прогресс, глобальное явление, форма, преемник, развитие, материально – экономическая, преемственность, самосовершенствование, порядок, природа, воспитание, фактор, личность, воспитательный процесс, семейное.

 

Диктант 3.

Самые прогрессивные традиции всех народов располагаются в сфере труда. народные массы, трудящиеся всегда были … самого передового, творцами самого замечательного, самого великого. Поэтому изучение прогрессивных, национальных … означает более всего исследование … традиций народов. Педагоги ‒ демократы прошлого всегда с восхищением отзывались о трудолюбии родного … и отмечали благотворное воздействие … атмосферы на … личности. Непревзойденным классическим образцом во всей мировой истории педагогики в этом отношении является … Ушинского «… в его … и воспитательном значении ».

В этом изумительном гимне труду и …, лучшем из обобщений русских народных традиций воспитания, сказано: «Без личного труда человек не может идти вперед; не может оставаться на одном месте, но должен идти назад». Личный труд, труд свободный провозглашается великим … самой жизнью.

Воспитание в … ‒ основная проблема педагогики всех народов, … ‒ главная забота воспитания. Трудовое воспитание ‒ основной …всей системы народного воспитания. Вне труда нет ни …, ни … воспитания, без труда нет и полноценного умственного воспитания. Труд ‒ начало воспитания в подлинном смысле этого слова, трудолюбие ‒ окончательный … воспитания и итог … подрастающего поколения.

(Волков, Г.Н. Этнопедагогика.‒ Чебоксары: Чуваш.кн.изд-во, 1974. ‒С. 204 ‒ 205).

Слова для вставки: стержень, сочинение, формирование, педагог, трудовая, носители, традиция, народ, трудолюбие, нравственный, психическое, труженик, физический, результат.

Диктант 4.

В истории каждого из народов лучшей школой эстетического воспитания были … и … своего жилища и его предметно ‒ бытовой среды. Организуя свой …, человек осваивал … и традиции родной …, в процессе которого чувствовал себя творцом и художником.

… особенности интерьера народного …, являются, как правило, предметом изучения теории и истории архитектуры. Но содержание жилища неизмеримо глубже, чем архитектурно ‒ строительная … человека.

Авторитетные исследователи по вопросам жилища, например, Ю.П. Спегальский, отмечает, что оно ‒ своего рода зеркало, отражающее жизнь … . необходимо признать и то, что сама атмосфера в нем были своеобразной школой не только … и … воспитания, но и … воспитания. Поэтому так притягательно рассмотрение художественных особенностей интерьера … … в контексте искусства, художественной культуры данного этноса. Если в исследовании этой целостности делать упор не столько на сами предметы, заполняющие …, сколько на их взаимодействие и взаимоотношения между собой и с окружающей средой, человеком, то обозначаются их … …, в том числе и художественные, продиктованные … жизненным укладом, что в единстве и формирует эту целостность.

(Баймурзина, В.И. Этнопедагогика башкирского народа: история и современность: монография / В.И. Баймурзина. ‒2-е изд., перераб и доп. ‒ Уфа: баш.гос.ун-т; ‒ Стерлитамак: Стерлитамак.гос.пед.акад. им. Зайнаб Биишевой, 2008. ‒ С.118‒119).

Слова для вставки: народ, жилище, смысловые связи. художественные ценности, создание, культура, традиционный, украшение, дом, эстетическое, художественный, деятельность, трудовое, нравственное, интерьер.

 

Диктант 5.

Направление физического воспитания определялось … жизни народа. В постановке … воспитания, много сходного у адыгов, осетин, балкарцев, карачаевцев, чеченцев, ингушей и других народов Северного Кавказа.

В течение длительного времени … Северного Кавказа находились в тесном … друг с другом. Это обстоятельство … формированию … …, обладающей многими одинаковыми чертами. Между тем в системе ‒ военно ‒ физического воспитания были существенные … у народов Северного Кавказа, обусловленные уровнем … общественного строя, … … жизни, … хозяйства, борьбой с иноземными захватчиками.

С развитием феодализма происходит все большее и большее … населения на различные социальные группы. В связи с этим происходит … в военно ‒ физической подготовке детей и молодежи разных сословий. В этот период … строй горских народов был неоднороден.

У адыгов в ХVI в. был типичный … общественный строй, где отношения достигали высокого уровня. Это не могло отразиться на … военно ‒ физического воспитания молодого поколения. Военно ‒ физическое воспитание у адыгов носило резко выраженный … характер. Нашествие иностранных захватчиков, завоевателей требовали подготовки … , … воинов ‒защитников родины. В такой обстановке развивается и складывается у адыгов народная … военно ‒ физического воспитания подрастающего поколения.

(Загазежев, М.Г. Очерки по адыгской народной педагогике / М.Г. Загазежев. ‒ Нальчик: «Эльбрус», 1996. ‒ 146-147). 167 с.

Слова для вставки: сильный, дифференциация, особенности, различие, содействие, направление, народы, общественный, условия, физическое, развитие, общение, расслоение, умелый, система воспитания, географические условия, феодальный, сословный.

Диктант 6.

Изучение культурного и воспитательного … того или иного народа немыслимо без рассмотрения … народа. Иначе говоря, мировоззрение ‒ это … освоение мироздания, как природы, так и самого … , т.е. необходимо изучение … взаимоотношения человека и … его природы. Взгляды на жизнь и человека в … мировоззрении народов складывались на протяжении многих веков, когда изменения в … … структуре общества вызывали изменения и в …, в котором происходил сложный синтез … и новообразований. Это значит, что мир природы оставался неизменным, а менялась степень его …, т.е. видоизменялось отражение картины мира в умах людей.

Содержание картины мира заключено, прежде всего, в … содержании. Природа ‒ эта действительность, данная человеку, и природная … сам ого человека. Поэтому воображаемая картина мира представлялась в течение многих веков картиной природы. В этой … человек не противопоставлен миру, скорее, эти два компонента находятся в отношениях тождества, о чем свидетельствуют многие … тексты, ритуалы, обычаи, т.е. традиционное сознание народа пытается угадать … … или найти себе подобных.

Мировоззрение алтайцев и многих … народов соответствует основному содержанию их традиционной … воспитания, которая рассматривала природу как существенный фактор, объединяющий в … … все стороны формирования личности ребенка.

(Екеева, Э.В. Этническая ономастика в воспитании у старшеклассников интереса к национальной культуре. Монография / Э.В. Екеева. ‒ Москва: ИНПО, 2007. ‒ С. 43). 172с.

Слова для вставки: тюркоязычный, познание, мировоззрение, родственное начало, традиционное, проблема, картина, социально ‒ экономическая, единое целое. духовный, культура, действительность, наследие, человек, мировосприятие, окружающая, архаика, природное, мифологический.

Диктант 7.

Универсальным … средством является родной язык.

… ‒ это и «печать истории народа», и средство обучения, и средство выживания этноса. Сокровищница … складывается в определенной степени из языков отдельных … . Исчезновение языков, растворение малочисленных народов в более крупном … образовании ведет к вымиранию определенных этносов.

Материнский язык многофункционален, одновременно выполняет … и …, воспитательные и развивающие функции.

… … ‒ основа развития самосознания личности, … его интеллекта, эмоциональной сферы, творческого потенциала. Он создает условия познания истоков своего народа, его …, … культуры, формирования уважения и в разное время великими педагогами отмечены, литературными деятелями разных народов. Знание любого языка раскрывает перед человеком огромные пласты культуры, формировавшейся на протяжении веков. Неслучайно, немецкий поэт … отмечал, «сколько ты узнаешь языков, столько раз ты …».

К.Д. Ушинский в знаменитой статье … писал, что «в языке народа отражается климат, природа и историческое прошлое родины…».

О своеобразии русского языка очень хорошо в свое время сказал Н.М. Карамзин: «да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем течет как гордая величественная река ‒ шумит, гремит ‒ и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в …, образуя все меры, которые заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса».

(Ялалов, Ф.Г. Этнодидактика. Монография / Ф.Г. Ялалов. ‒ Москва: ГИЦ ВЛАДОС, 2002. ‒ 102-103) 151с.

Слова для вставки: душа, Гёте, традиции, коммуникативная, национальное, мировая культура, дидактическая, язык, «Родное слово», обычай, этнодидактический, родной язык, формирование, дидактические функции, человек.

 

Диктант 8.

Большинство народных праздников поволжских татар было связано с … …, прежде всего, с аграрным культом. Наиболее значительным являлся сабан ‒ туй (праздник плуга) ‒ … весеннего сева. Он состоял из двух частей: …, связанных с аграрным культом и собственно праздника ‒ майдан ‒ со … состязаниями (борьба, бег, конные скачки), вручением призов победителям, играми. В полном виде он был представлен у казанских татар. У других групп (в частности у …) бытовали весенние праздники йомырка бэйрэме, жим чэчэк и другие, представлявшие собой в основном молодежные гулянья у реки, в лесу, на поляне. Иногда … с играми устраивался и во время … праздника казанских татар джиен (жыен), происхождение которого связано, видимо, с … … отношениями …, … населения. Несмотря на давление со стороны духовенства, … праздники сохранили … основу. В них. Особенно в сабан ‒ туе и джиене, принимало участие все население, в том числе женщины. Во время джиена … и … могли вопреки исламу открыто встречаться друг с другом.

Широко известным … зимнего периода, особенно у кряшен и мишарей, являлся нардуган , впоследствии приуроченный к святкам.

(Мухамедова, Р.Г. Народы Поволжья и Урала. Историко ‒ этнографические очерки / Р.Г. Мухамедова. ‒ Москва: «Наука», 1985. ‒224-225). ‒ 307с.

Слова для вставки: традиционные. летний, степное, спортивные, родо ‒ племенные, девушки, обряды, народная, праздник,хозяйственная деятельность, мишари, майдан, скотоводческое, юноши

 

Диктант 9.

Взаимоотношения членов разноэтнической семьи выходит за рамки частной проблемы конкретной семьи, так как у ребенка именно в … закладываются основы …отношений. Человек с малого возраста в семье … как носитель определенных … … и привычек, этносоциальных и … ценностей.

Узловыми вопросами, требующими внимательного изучения и учета в педагогической … при работе с детьми и их родителями из … семьи, являются:

‒ влияние … … особенности разноэтнических супругов на характер межличностных отношений между ними самими, между ними и детьми, между другими членами семьи в ходе … проживания, взаимодействия и принятия общих семейных решений по … вопросам ‒ жизнедеятельности;

‒ традиции и способы … национально ‒ своеобразной личности в семьях, где родители являются представителями разных национальных общностей, носителями разных … … и норм поведения;

‒ участие в воспитании ребенка в семье старших членов семьи (бабушек и дедушек как со стороны отца, так и со стороны матери);

‒ … и причины … … между разноэтническими членами семьи;

‒ психолого ‒ педагогическая … семьям с супругами разной этнической принадлежности в реализации ими ответственности за … и детей;

‒ … … ребенка, родители которого представляют разные этнокультурные общности и др.

Процесс формирования межличностных отношений в разноэтнической семье довольно сложен и имеет определенное … выражение.

(Насырова, М.Б. Этнопедагогика и этнопсихология: Учебное пособие. ‒ СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. ‒ С.87-88). ‒ 137с.

 

Слова для вставки: принципиальный, деятельность, конфликтные отношения, формирование, разноэтническая, нравственные, межнациональные, семья, факторы, совместное, педагогическое сопровождение, этнокультурные традиции, национально ‒ писхологические, этнокультурные ценности, помощь, национальное.

 

Диктант 10.

Этнопедагогика ‒ это педагогика духовности на … … основе. Именно так рассматривали ее передовые … и … прошлого, высоко ценившие духовные силы и патриотизм русского народа.

Величие «русского духа» , не имеющего ничего общего с национальным эгоизмом, …, другими народами России всегда воспринималось одобрительно. В России давно уже нет национальных границ, есть только … . Но это вовсе не говорит об угасании национальных … . Наоборот, демократия оживила и национальную жизнь. Она сейчас разворачивается и вглубь, и вширь. Повсеместно создаются … … общества, автономии, землячества, между ними устанавливаются деловые и культурные …, устраиваются совместные национальные праздники. Например, чувашский акатуй и татарский сабантуй теперь известны во многих регионах страны. Везде оживилась ... работа, создаются музеи …, издаются … районов, проводятся праздники … …, смотры фольклорных коллективов и т.д. Везде и во всем бьет ключом творческая энергия …, везде и во всем встает … дух.

(Кибеч, А.И. Этнопедагогика России ХIХ века / А.И. Кибеч. ‒ Чебоксары, 2009. ‒ С.181‒182). ‒ 200с.

Слова для вставки: народ, территориальные, педагоги, шовинизм, контакты, национальный костюм, народно ‒ национальная, энциклопедия, старина, просветители, очаги, дух, национально ‒ культурные, краеведческая.

 

Диагностика уровня развития духовно ‒ нравственной культуры

Этнопедагогические ситуации

Ситуция 1. Отрывок из башкирской народной сказки «Как старик своих сыновей испытал».

 

«… Порядком поломав голову, придумал старик такую хитрость. Пока сыновей дома не было, положил перед крыльцом поперек пути колодину. Сам отошел в сторону, поглядывая, что дальше будет. Вот возвращается домой старший сын. Перед домом непорядок, а ему и дела нет: вспрыгнул на колодину, перескочил на крыльцо и ‒ в дверь. Ладно. Идет средний сын. И этого колодина не удивила. Перешагнул через нее и ушел в дом. Тут и младший появился. Первым делом он закрыл ворота, оставленные старшими братьями открытыми настежь, наложил запор. Хорошо! Следит за ним старик из ‒ под лохматых бровей, но виду не подает. Тем временем младший сын увидел лежавшую перед крыльцом колодину. Увидел и не прошел как те мимо, приподнял за тонкий конец и отвали в сторону. Потом, перекатывая, то переваливая, дотащил до дровяника, уложил рядом с дровами. Отряхнув одежду, подошел к отцу, справился, что он делает. Не выдержал старик, ласково похлопал сына по спине.

‒ Иди, ‒ говорит, ‒ сынок, в дом, братья твои, наверно, уже чай пьют».

Вопросы для беседы:

1. Дайте характеристику сыновьям старика: перечислите, какими личностными качествами они обладают (Предполагаемый ответ: первый сын ‒ взрослый, однако беспечный, невнимательный, самодовольный; второй сын ‒ точно такой же, как и первый сын; младший сын ‒ внимательный, любит порядок, догадливый, трудолюбивый и почтительный, с уважением относится к отцу).

2. Как бы вы поступили на месте сыновей?

3. Каким средством испытал старик своих сыновей?

4. Какая поощрительная мера была использована стариком по отношению к младшему сыну?

5. По поступкам старшего и среднего сына видно, что они не привыкли заботиться о других, не приучены работать. Почему же старик решил испытать их?

6. Представьте дальнейшую жизнь сыновей и расскажите о них, т.е. прогнозируйте будущую жизнь сыновей.

7. Старик диагностировал сыновей народными средствами. А какими методами, формами и средствами народной педагогики можно скорректировать упущение старика в воспитании своих сыновей?

Психологический комментарий

Анализ данной ситуации показывает, что внутрисемейные взаимоотношения нарушены, так как два старших сына проявляют непочтительность к своему отцу (не интересуются состоянием здоровья отца, его делами); деформированы отношения между отцом и старшими сыновьями как одно из главных звеньев внутрисемейных отношений; не сформированы такие качества, как заботливость, бережливость, привычка к труду, которая является основой нравственного поведения.

Вместе с тем ясно видна проблема воспитания детей в семье. Можно утверждать, что старик непосредственно не занимался воспитанием сыновей, скорее всего он привык рассчитывать на свой отцовский авторитет. В данном примере он не сработал.Упущение в воспитании старшего и среднего сыновей привело к тому, что они выросли беззаботными и эгоистами. А роль матери в сказке вообще не представлена.

Мораль: Гни дерево, пока гнется, учи дитятку, пока слушается.

 

Ситуация 2. Отрывок из сказки народа коми «Война из-за ржаного зернышка».

« … Ни мышь, ни воробей не желают друг другу уступать. Стали они спорить, перекоряться, потом браниться. Наконец воробей смотрел, смотрел, клюнул зерно, сразу его проглотил и вспорхнул на ветку. Мышь от злости себя не помнит. Под березой бегает, сама воробья стыдит, а он ее дразнит и так и этак.

‒ Чик-чивик, я твою долю съел! Достань-ка меня, чик-чивик… Поймай-ка меня!

Воробей с березы все ниже и ниже спускается. Вот ‒ вот его мышь ухватит. Старается она, старается, но ухватить воробья не может. Разъярилась мышь, стала грозиться:

‒ Погоди, воробей, я тебя проучу! Вот соберутся все звери и пойдут войной на птичий род.

А воробей в ответ чирикает:

‒ Не боюсь, не боюсь. Я всех птиц лесных, полевых соберу. Мы зверей перебьем…

Мышь обежала и поле, и лес, и луга, каждого зверя ‒ большого и малого ‒ оповестила, что птицы идут войной на зверей. Не могли этого звери стерпеть. А воробей летал и чирикал, что звери решили истребить птичий род. Не могли этого птицы стерпеть. На поляне собрались большие и малые звери. Медведи когти навострили, волки зубы наточили.

Слетались лесные и полевые птицы ‒ столько их, что и красного солнца не видно. Здесь гуси ‒ лебеди, орлы, филины и зоркие соколы.

Бросились птицы на зверей, и началась битва. Так один день прошел, другой, третий ‒ триста дней пролетело. Все бьются звери и птицы. Из ‒ за чего бьются, сами забыли. Кровь ручьями течет. Из ручьев стали реки, из рек ‒ озера.

Вопросы для беседы:

1. Перечислите основные черты характера мышки и воробья (эгоизм, настойчивость, упрямство, жадность, беспощадность и т.д.).

2. Какие аналогичные афоризмы вы знаете? Назовите (яблоко раздора, корень зла и т.д).

3. Чем вызван конфликт?

4. Какими способами вовлекаются птицы и звери в конфликт между воробьем и мышкой?

5. Опишите войну между птицами и зверями?

6. Как можно было бы избегать конфликт?

7. Наделите мышку и воробья положительными качествами и расскажите сказку с позитивной позиции.

Психологический комментарий

Войну между птицами и зверями спровоцировал воробей. Он не только проглотил зерно, но и начал дразнить мышку, вызывая в ней злость. И мышка, и воробей вовлекли всех в конфликт.

Звери и птицы совершили большую ошибку, позволяя вовлекать себя в войну. Они должны были отказать обоим в помощи, тогда не была бы кровопролитная затянувшаяся война.

Мораль: Жадность фраера губит.

 

Ситуация 3. Отрывок из чукотской сказки «Девушка и месяц»

 

«…От поисков устал он, похудел, ослабел. Еле ‒ еле ногами переступает, еле ‒ еле руки поднимает. Тут уж девушка перестала бояться его. Приняла свой прежний облик, выскочила из чума, бросила Месяц на спину, связала ему руки и ноги.

‒ Ого! ‒ говорит Месяц. ‒ ‒Убьешь ты меня! Ну что же, убивай, потому что я сам виноват ‒ с Земли тебя утащить хотел. Только перед концом положи меня в полог, дай погреться, потому что озяб я…

Удивилась девушка:

‒ Как это озяб? Ты вечно на воле живешь, чума у тебя нет, бездомный ты, оставайся и теперь снаружи! Какой полог тебе!

Стал Месяц упрашивать девушку:

‒ Если я вечно бездомный, отпусти меня наружу! Я буду забавой твоему народу. Отпусти меня ‒ я буду заметой твоему народу! Отпусти меня ‒ я буду превращать день в ночь! Отпусти меня ‒ я твоему народу измерю год! Сперва я буду Месяцем старого быка, потом Месяцем рождения телят, потом Месяцем вод, потом Месяцем листьев, потом Месяцем тепла, потом Месяцем обдирания рогов, потом Месяцем любви у диких оленей, потом Месяцем первой зимы, потом Месяцем укорачивающихся дней…

‒ А когда выпущу, когда сильным станешь, когда окрепнут у тебя руки и ноги, не будешь за мной приезжать?

‒ О, не стану! Забуду! Куда ‒ очень уж ты смышленая! Никогда больше не сойду с верхового пути! Отпусти ‒ засвечу!

Отпустила ‒ засветил».

 

Вопросы для беседы:

1. В чем состоит суть конфликта между девушкой и Месяцем? (Месяц влюбился в девушку, хотел забрать на небо, а девушка боялась его и не хотела идти с ним).

2. Какие формы приобрел конфликт между девушкой и Месяцем? (Открытый конфликт: Месяц бесперестанно искал девушку, а девушка скрывалась под разным внешним видом, нападение девушки на Месяц).

3. Как бы вы поступили на место девушки? Месяца?

4. Почему девушка отвергает любовь Месяца?

5. Как реагирует Месяц на отказ девушки от его любви?

6. В чем заключается коварность девушки?

7. Какой способ компромисса предлагает Месяц?

8. Как разрешается конфликт между девушкой и Месяцем?

9. Имеет ли реальную основу превращения девушки в разные облики?

Психологический комментарий

Любовный конфликт между девушкой и Месяцем является традиционным. Он развивается на основе не соответствия их желаний: Месяц хочет насильно увести свою возлюбленную с Земли на Небо, а девушка не хочет уходить с ним. Она его не любит.

Девушка жестокость по отношению к Месяцу проявляет из-за страха. Измотав Месяца в её поисках и своими превращениями в разные облики, девушка доводит его до истощения. Только тогда она принимает свой облик.

В этой сказке оба героя, несмотря на довольно жесткие позиции по отношению друг к другу, сумели найти общий язык, т.е. компромиссное решение. Более того, Месяц проявляет гибкость и мудрость, отказываясь от дальнейшего навязывания своей любви к девушке. Девушка тоже демонстрирует смышленость, добиваясь своего и остается на Земле.

Мораль: В чужой монастырь не ходят своим Уставом.

Ситуация 4. Отрывок из бурятской сказки «Золотая чаша».

«… старые давние годы жил, рассказывают, хан Санад. Однажды со всем своим народом решил он перейти в другие земли, где и места для жизни были удобнее и пастбища обширнее. Но путь до этих земель был долгий и тяжелый. Перед самым переходом хан Санад приказал убить всех стариков.

‒ Старики будут мешать нам в пути! ‒ сказал хан. ‒ Ни одного старика не должно быть с нами, ни одного старика не должно остаться в живых! Кто не выполнит этого моего приказа, будет жестоко наказан!

Как ни тяжело было людям, пришлось им все же выполнить жестокий ханский приказ. Все они боялись и ни в чем не смели его ослушаться.

Только один из подданных хана Санада молодой Цырен, не стал убивать своего старика отца.

Сговорился он с отцом, что спрячет его в большой кожаный мешок и так, тайно от хана и от других, перевезет на новые места. А там ‒ будь что будет.

Поднялся хан Санад со своим народом и со своими стадами, отправился с юга на север ‒ в далекие земли. А вместе со всеми в большом кожаном мешке, переброшенном через спину лошади, ехал и старый отец Цырена.

Тайком от всех Цырен кормил и поил отца , а на привалах, когда было совсем темно, развязывал мешок и выпускал старика, чтобы он мог отдохнуть, расправить затекшие руки и ноги.

Так они шли долго и подошли к большому морю. Здесь хан Санад приказал остановиться на ночлег.

Один из приближенных хана подошел к самому берегу моря и заметил, что на морском дне что ‒ то блестит и светится.

Пригляделся он и увидел, что это большая золотая чаша удивительной формы. Приближенный немедля отправился к хану и доложил ему, что на дне моря, возле самого берега, лежит драгоценная золотая чаша.

Хан Санад, не раздумывая, приказал сейчас же достать ему эту чашу. Но никто по своей воле не решался нырнуть на дно моря.

Тогда хан приказал нырять за чашей по жребию. Выпал жребий одному из людей хана. Нырнул он, а обратно не вынырнул. Выпал жребий другому. Кинулся он с высокого обрывистого береге вниз, да так навсегда и остался в морской пучине. Так погибло на дне моря много людей хана Санада.

Но безжалостный хан и не думал отказываться от сввлейй затеи. По его приказу ныряли в море и погибали там один за другим его покорные поданные.

Наконец выпал жребий нырять за чашей и молодому Цырену. Пришел он к тому месту, где спрятал своего отца, и стал с ним прощаться.

‒ Отец, ‒ сказал Цырен, ‒ прощай! Погибнем мы оба ‒ и я, и ты…

‒ Что такое случилось? Почему ты должен погибнуть?

Цырен рассказал отцу, что, по жребию, должен он нырнуть в морскую пучину за чашей.

‒ А оттуда еще никто не возвращался, ‒ закончил он свой рассказ. ‒ И вот я плгибну по ханскому веленью в море, а тебя найдут здесь и убьют слуги хана.

Выслушал это старик и сказал:

‒ Эх, вы! Так вы все утонете в море, а золотую чашу все равно не достанете. Ведь чаша лежит не на дне моря! Видишь ты вон ту гору, которая высится неподалеку от моря? Вот на вершине этой горы стоит золотая чаша. То, что вы принимаете за чашу, ‒ только ее отражение. Как вы не догадались об этом?

‒ Что же мне делать? ‒ спросил Цырен.

‒ Поднимись на гору, найди чашу, принеси ее хану. Найти ее на горе не трудно: по блеску чашу можно заметить издалека. Но, может быть, чаша стоит на такой неприступной скале, на которую ты не сможешь взобраться. Тогда сделай вот что: дождись, пока на скале появятся козули. И пугни их. Козули бросятся бежать и столкнут чашу. Не теряй тогда времени ‒ хватай ее, не то она может упасть в глубокое темное ущелье! Цырен сейчас же отправился к горе. Нелегко было ему взобраться на гору. Цеплялся он за кусты, за деревья, за острые камни, исцарапал в кровь лицо и руки, изодрал одежду. Наконец поднялся почти на самую вершину и увидел, что на высокой, неприступной скале сияет золотая чаша. Ждать ему пришлось недолго: на скале появилось несколько козуль. Они спокойно стояли и смотрели вниз. Цырен крикнул что было силы. Видит Цырен, что на скалу ему ни за что не взобраться. Тогда он, по совету отца, стал поджидать, когда на скале появятся козули. Козули стали в испуге метаться по скале и столкнули золотую чашу. Чаша покатилась вниз, и Цырен ловко подхватил ее. Веселый и довольный, с чашей в руках, спустился он с горы, пришел к хану Санаду и поставил перед ним чашу. Хан спросил его:

‒ Как ты достал эту чашу из моря?

‒ Я достал ее не из моря, ‒ ответил Цырен. ‒ Я принес ее с вершины вон той горы. В море было только отражение этой чаши.

‒ Кто же тебе сказал об этом?

‒ Сам догадался, ‒ ответил Цырен.

Хан больше ни о чем не стал расспрашивать и отпустил его. На другой день хан Санад со своим народом двинулся дальше. Долго они шли и дошли до широкой пустынной земли. Солнце раскалило землю, выжгло всю траву, кругом не было ни реки, ни ручья. Люди и скот стали томиться от сильной жажды. Посланные ханом на поиски вводы скакали во все стороны, но найти воду не могли ‒ всюду была сухая, раскаленная земля. Ужас охватил людей. Они не знали, как им быть и что делать…

Старик своим советом помог и воду найти, и огонь добыть, спасти жизнь сына. И жизнь свою (примеч. автора)».

Вопросы для беседы:

1. В чем проявляется человечность Цырена? (спасает жизнь отца, не подчиняясь приказу хана).

2. Какие события происходили в пути к новой земле? (необходимо было добывать золотую чашу, найти источник воды, огонь).

3. Чем мотивирует хан убийство старых людей?

4. Хан, несомненно, жесток. Это проявляется не только в убийстве стариков, но и по отношению к тем, которых посылает доставать золотую чашу. Оправдана ли такая жестокость, или можно было найти иной путь?

5. Найдите народную мудрость в советах отца Цырена. На чем она основана?

6. Найдите народные приметы в сказке, приведите подобные примеры.

Психологический комментарий

Центральной линией сказки является моральный выбор ‒ выбор хана между требованием убивать стариков, либо оставлять их в живых; выбор хана остаться на скудной земле или переходить на новую богатую земля; выбор Цырена убить отца или оставить его в живых и спрятать под страхом быть убитым самому ханом за ослушание; выбор отца Цырена остаться в живых или позволить сыну убить себя.

Каждый из них берет индивидуальную ответственность за содеянное, поэтому сказка со счастливым концом. Открытый и скрытый конфликт благополучно разрешается.

Мораль: Знание и мудрость украшают человека.

Ситуация 5. Отрывок из ненецкой сказки «Хозяин ветров».

«… Бедно старик жил. Чум у него был дырявый, плохой. Одежды теплой мало было. В большие морозы сидел он с дочерьми у огня, грелся. Ночью огонь гасили, спать ложились, до утра мерзли. Однажды в середине зимы поднялась над тундрой страшная пурга. День дует, другой дует, третий день дует ‒ вот ‒ вот чумы снесет. Люди из домов выйти не могут, сидят голодные.

Сидит старик со своими тремя дочерьми в чуме, слушает. Как пурга воет, и говорит:

‒ не переждать нам пургу! Послал ее хозяин ветров Котура. Видно, сердится он, видно, хочет, чтобы мы ему хорошую жену прислали. Иди ты, старшая дочь, к Котуре, не то погибнет весь наш народ. Иди, упроси его, чтобы остановил он пургу!

‒ Как пойду? ‒ говорит девушка. ‒ Пути не знаю!

‒ Я тебе маленькие саночки дам. Толкни их против ветра и иди за ними. Ветер будет развязывать на твоей одежде вязки ‒ ты не останавливайся, не завязывай их. Будет тебе в обувь набиваться ‒ ты его не вытряхивай, не задерживайся. На пути тебе встретится высокая гора ‒ ты поднимись на нее. Там остановись, вытряси из обуви снег и завяжи вязки. Когда будешь на горе, прилетит к тебе маленькая птичка. Сядет она к тебе на плечо, ты не гони ее ‒ погладь, приласкай. Потом сядь на саночки и скатись под гору. Саночки привезут тебя прямо ко входу в чум Котура, делай все так, как он велит.

Старшая дочь оделась, встала позади саночек и покатила их против ветра. (И старшая сестра, и средняя сестра не придерживались указаний отца и Котуры и погибли ‒ примеч. автора).

‒ Не послушались дочери моих слов ! ‒ сказал старик. ‒ Еще хуже сделали: только разгневали Котуру. Ты у меня последняя дочь, а тебя придется послать Котуре в жены. Не послать ‒народ весь погибнет от голода. Собирайся, иди!

Научил старик последнюю дочь, как ей идти и что делать. Вышла девушка из чума, стала позади санок и покатила их навстречу пурге. А пурга воет, ревет, с ног валит, глаза слепит ‒ ничего не видно. Девушка сквозь пургу идет ‒ ни одного отцовского слова не забывает. Все делает так, как он наказывал. Развязываются на одежде вязки ‒ не завязывает их. Холодно, тяжело идти против ветра, а она не останавливается, все идет и идет. Встретилась ей на пути гора. Поднялась девушка на гору. Остановилась, вытрясла из обуви снег, завязала вязки. Тут подлетела к ней маленькая птичка, опустилась на плечо. Девушка не прогнала птичку ‒ погладила ее перышки, приласкала ее. Птичка улетела. Девушка села на саночки и скатилась с горы прямо к чуму Котуры. Вошла она в чум, стала ждать. Вдруг откинулась у входа шкура, и в чум вошел молодой великан ‒ Котура. Увидел он девушку, засмеялся и спросил:

‒ Ты зачем пришла ко мне?

‒ Отец послал.

‒ Для чего?

‒ Просить тебя, чтобы ты остановил пургу. Не то погибнут все люди в нашем стойбище!

‒ Что же ты сидишь, не разводишь огня и не варишь мясо? Я голодный, да и ты видно, как пришла, ничего не ела.

Девушка быстро сварила мясо. Вынула из котла и подала Котуре. Поел он и велел взять половину мяса и отнести в соседний чум. Девушка взяла корытце с мясом и вышла из чума. А кругом пурга ревет, снег метет, крутит еще сильнее. Куда идти? Где искать чум? Постояла девушка, подумала и пошла. Куда идет ‒ сама того не знает. Вдруг появилась та самая птичка, которая к ней на горе подлетала. Возле самого лица порхать стала. Девушка за птичкой и пошла. Куда птичка летит, туда и она идет. Шла ‒ шла и вдруг увидела: мелькнула в стороне искра. Обрадовалась девушка, пошла в ту сторону ‒ думала, чум нашла. Подошла ближе ‒ нет никакого чума, только большая кочка видна. Из кочки дымок идет. Девушка обошла вокруг кочки, ткнула в нее ногой ‒ вход появился. Выглянула седая старуха и спросила:

‒ Ты кто? Зачем пришла?

‒ Бабушка, я принесла мясо. Котура велел отдать его тебе.

‒ Котура велел? Ну давай. А сама снаружи постой.

Стоит девушка у кочки, ждет. Долго ждала. Наконец снова открылся вход. Выглянула старуха и подала ей корытце. Наполнено чем ‒ то корытце. Девушка вернулась к Котуре.

‒ Что ты так долго ходила? ‒ спросил Котура. ‒ Нашла ли чум?

‒ Нашла.

‒ Отдала мясо?

‒ Отдала.

‒ Дай ‒ ка мне корытце ‒ я посмотрю, что в нем.

Посмотрел Котура ‒ в корытце ножи, скребки и мялки, чтобы шкуры выделывать, иголки стальные. Засмеялся Котура:

‒ Много полезной утвари тебе дали! Все тебе пригодится!

Утром Котура встал, принес в чум сырые оленьи шкуры и велел девушке сшить ему к вечеру всю новую одежду, и унты, и рукавицы.

‒ Сошьешь хорошо ‒ возьму тебя в жены.

Ушел Котура. А девушка принялась за работу. Тут ‒ то ей пригодился старухин подарок: для шитья у нее было все. Но много ли сделаешь за один день?.. Да она не очень раздумывала, а больше делала: мнет шкуры, скоблит, кроит, шьет.

Вдруг поднялась у входа шкура и в чум вошла седая старуха. Девушка узнала ее: это была та самая старуха, которой она отнесла мясо.

‒ Помоги мне, девушка, ‒ сказала старуха, ‒ вытащи соринку из глаза. Сама ‒ то не смогу ее вытащить!

Не отказала девушка. Отложила в сторону работу, стала вытаскивать соринку.

‒ Хорошо, ‒ говорит старуха, ‒ не болит глаз. Теперь загляни ‒ кА мне в правое ухо!

Девушка заглянула в ухо ‒ испугалась.

‒ Что ты там увидела? ‒ спрашивает старуха.

‒ В твоем ухе девушка сидит.

‒ Что же ты не позовешь ее к себе? Зови! Она поможет тебе шить для Котуры одежду.

Обрадовалась старикова дочка, кликнула ту девушку. На ее зов из старухинова уха выскочила не одна, а четыре молодые девушки, и все четыре принялись за работу: мнут шкуры, скоблят, кроят, шьют. Всю одежду быстро сшили. После этого старуха спрятала их в свое ухо и ушла.

Вечером Котура вернулся с охоты и спрашивает:

‒ Все ли ты сделала, что я велел сделать?

‒ Все.

‒ Давай ‒ ка посмотрю, примерю!

Взял Котура шитье в руки, пощупал ‒ шкуры мягкие. Надел на себя одежду ‒ ни узка, ни широка, скроена впору, сшита крепко, хорошо. Улыбнулся Котура и говорит:

‒ Понравилась ты мне! И матери моей и четырем сестрам моим тоже понравилась. Работаешь хорошо, и смелая ты: чтобы не погиб твой народ ‒ навстречу страшной пурге шла. Будь моей женой! Оставайся жить в моем чуме.

И только сказал ‒ стихла в тундре пурга. Перестали люди прятаться, перестали мерзнуть, вышли все из своих чумов!»

Вопросы для беседы:

1. Как выполняли условия отца и Котуры сестры? (Старшая и средняя сестра не следовали советам отца, а младшая исполнила точь в точь). В чем суть этих нарушений со стороны двух сестер?

2. Каковы были последствия нарушений указаний отца и просьбы Котуры? (Старшая и средняя сестра не нашли дорогу в чум седой старухи ‒ матери Котуры, а младшая нашла дорогу при помощи птички).

3. Как развиваются отношения между дочерьми старика и Хозяином ветров?

4. Чем руководствуются дочери старика в своих поступках?

5. Оправдан ли поступок старика, отправившего своих дочерей к Хозяину ветров ради спасения народа?

6. Как испытывал Хозяин ветров дочерей старика на пригодность в жены?

7. Какие предметы используются в сказке в роли испытательных средств?

8. Опишите отношения между Котурой и его близкими (матерью, сестрами)?

9. Перечислите средства испытания младшей дочери.

10. Как и какие преграды в достижение цели старика одолели его дочери?

Психологический комментарий

События характеризуют взаимоотношения человека с природой. Человек в лице старика находится в гармонии со стихийной силой природы, а именно Хозяином ветров. Он понимает язык природы и делает все, чтобы нормализовать отношение, жертвуя дочерьми.

Первые две дочери старика недобросовестны, готовы лгать, лишь бы не усердствовать в выполнении поручений. Природу нельзя обманывать: она ложь, слабость не прощает. Поэтому и гибнут старшая и средняя дочь старика.

Мораль: Правду не скроешь.

Ситуация 6. Отрывок из абхазской народной сказки «Три копейки наследства».

«… Жили ‒ были старик со старухой. У них был единственный сын. Однажды старик занемог, и он почувствовал, что жить ему осталось недолго. Призвал он к себе сына и говорит:

‒ Вот тебе все мое наследство. Сумей распорядиться им. С этими словами он дал сыну три медных копейки. Сын принял их и поклонился. Умер старик, сын похоронил его честь ‒ честью.

Однажды юноша шел в соседнее село и перебирал в кармане свои три копейки. «Что купить на них, как распорядиться отцовским наследством?» ‒ думал он. Вдруг видит, какие ‒ то люди волокут на веревке собаку.

‒ Куда вы ее тащите и зачем? ‒ спросил юноша.

‒ Мы тащим ее в лес, чтобы убить, ‒ ответили они. ‒ Собака уже старая, зачем ее даром кормить?

‒ Не убивайте ее, а отдайте мне. Вот вам за нее копейка. Взял он собаку и привел домой. Накинулась мать на сына:

‒ Зачем ты привел собаку, нам и самим есть нечего, а ты еще за нее копейку отдал.

‒ Пусть живет. Чем ‒ нибудь она нам когда ‒ нибудь пригодится, ‒ ответил он. Через некоторое время юноша снова отправился в село. (Второй раз за копейку он привел кошку, третий раз спас змею, которая посоветовала просить кольцо у ее сестер за свое спасение ‒ примеч. автора).

Отдали они ему волшебное кольцо и сказали так:

‒ Никогда никому не отдавай этого кольца. Если тебе что ‒ нибудь потребуется, ты поверни кольцо и скажи «Кольцо, дай мне и назови то, что тебе нужно. Утром твоя просьба исполнится».

В тот же вечер юноша решил испытать волшебную силу кольца. Он повернул кольцо и сказал:

‒ Кольцо, пусть у меня будет дворец. С этим желанием он и уснул, а когда проснулся утром, то увидел, что находится в красивом дворце. После этого юноша женился и зажил припеваючи. Все у него было благодаря волшебному кольцу. Однажды молодая жена попросила мужа:

‒ Дай мне твое кольцо.

Он забыл предупреждение змей-сестер и отдал жене кольцо. В ту же ночь она попросила кольцо, чтобы оно перенесло ее в родительский дом на остров среди моря. Как она пожелала. Так и произошло.

Утром муж проснулся и видит, что жены нет. Понял он, что произошло, и закручинился: «Нет у меня теперь ни кольца, ни жены». Узнали о его беде собака и кошка и пришли к нему.

‒ Не кручинься, поможем мы твоей беде.

Сказали они это и ушли. Шли, шли, большой путь за собой оставили и пришли к морю. Собака посадила себе на спину кошку и поплыла. Вот выбрались они на остров, подошли к дому убежавшей жены, собака стала под ацвикубар (наружная часть крыши, карниз). А кошка прокралась в дом, разыскала кольцо, схватила его и выбежала к ожидавшей ее собаке. Они побежали к морю, там кошка уселась на собаку, и та поплыла домой. Посреди моря они поссорились. Собака сказала:

‒ Я понесу кольцо.

‒ Нет я, ‒ ответила кошка.

Пока ссорились, кольцо ‒ бульк ‒ и пошло на дно: уронила его кошка. Кинулись они его доставать, да где там ‒ глубоко. Собака поймала какую-то рыбу и выбросила ее на берег, а изо рта рыбы выпало кольцо, кошка подхватила его и ‒ бежать, а собака за ней, да не догнала: кошка первая прибежала домой и отдала кольцо хозяину, а следом собака прибежала, но вся слава кошке досталась.

Зажили юноша с матерью по ‒ прежнему хорошо, и были у них собака и кошка в большом почете и холе, только сами они с тех пор не в ладу: как завидит собака кошку, так и вдогонку за ней».

Вопросы для беседы:

1. Обоснуйте поступок юноши, который наследство потерял ради спасения животных.

2. Охарактеризуйте отношения между кошкой и собакой, между мужем и женой.

3. Какую награду получил юноша за свои добрые дела?

4. «Убивать старых людей или животных» часто является сюжетом сказок. В чем нравственный смысл таких сказок?

5. Как завязывается конфликт между кошкой и собакой и как он развивается?

7. В чем заключается педагогическая нагрузка сказки?

Психологический комментарий

Сказка построена на развитие взаимоотношений между героями: отцом и юношей, матерью и юношей, между юношей и собакой, кошкой, змеей, между юношей и его женой. Показаны различные типы взаимоотношений ‒ психологические и социальные. Здесь превалирует психологическое взаимоотношение осознанного и неосознанного уровней. Отец осознанно оставляет наследство, юноша осознанно спасает животных, кошка с собакой осознанно помогают юноше добывать кольцо.

Социальный уровень проявляется во взаимоотношениях юноши и его жены, юноши и его матери, где каждый преследует свою цель.

Мораль: Великодушному весь мир родня.

 

Ситуация 7. Татарская народная сказка «Зилян».

«… Говорят, в давние времена жил один бедный-пребедный человек. У него было три сына и одна дочь. Тяжело ему было растить и кормить детей, но он их всех вырастил, и выкормил, и обучил. Все они стали искусными, умелыми и ловкими. Старший сын мог на самом далеком расстоянии узнать по запаху любой предмет. Средний сын стрелял из лука так метко, что мог попасть без промаха в любую цель, как бы далеко она ни была. Младший сын был таким силачом, что мог без труда поднять любую тяжесть. А дочь-красавица была необыкновенной рукодельницей.

Вырастил отец своих детей, порадовался на них недолго и умер. Стали жить с матерью. За девушкой следил див, страшный великан. Он как-то увидел ее и решил украсть. Братья узнали об этом и никуда не отпускали сестру одну. В один из дней собрались три джигита на охоту, а мать в лес за ягодами. Осталась дома одна девушка.

Перед уходом они сказали девушке?

‒ Жди нас, мы скоро вернемся. А чтобы див не похитил тебя, мы запрем дом на замок.

Заперли дом и ушли. Див проведал, что дома кроме девушки никого нет. Пришел, выломал дверь и украл девушку.

Возвратились братья с охоты, возвратилась мать из лесу, подошли к своему дому и видят: дверь выломана. Бросились в дом. А в доме пусто: пропала девушка. Догадались братья, что ее унес див, стали просить мать.

У него было три сына и одна дочь.

‒ Отпусти нас искать сестру!

‒ Идите, сынки, ‒ говорит мать.

Пошли три джигита вместе. Долго шли, много высоких гор миновали. Старший идет все принюхивается. Наконец, почуял запах сестры и напал на след дива.

‒ Вот, ‒ говорит, ‒ где проходил див.

Отправились они по этому следу и пришли в дремучий лес. Разыскали дом дива, заглянули в него и видят: сидит в том доме сестра, а возле нее лежит див и спит крепким сном. Прокрались братья осторожно в дом и унесли свою сестру, да так ловко все сделали, что див не проснулся. Отправились они в обратный путь. Шли они день, шли ночь и вышли к озеру. Утомились братья и сестра во время долгого пути и решили переночевать на берегу этого озера. Легли они спать и сейчас же уснули. А див в это время проснулся. Хватился ‒ нет девушки. Выскочил он из дома, разыскал след беглецов и пустился за ними в погоню. Прилетел див к озеру, видит, братья крепко спят. Схватил он девушку и взлетел с ней под облака.

Средний брат услышал шум, проснулся и стал будить братьев.

‒ Просыпайтесь скорее, беда случилась.

А сам схватил свой лук, прицелился и пустил стрелу в дива. Взвилась стрела и оторвала диву правую руку. Пустил джигит вторую стрелу. Пронзила стрела дива насквозь. Выпустил он девушку. Упадет она на камни ‒ смерть ей. Да младший брат не дал ей упасть: подскочил ловко и принял сестру на руки. Пошли они дальше радостные. А к их приходу мать сшила красивый зилян, нарядный халат, и подумала: « Подарю я зилян тому из моих сыновей, который спасет сестру».

Приходят братья с сестрой домой. Мать стала их расспрашивать, как они разыскали сестру и отняли у дива. Старший брат говорит:

‒ Без меня не узнать бы. Где находится наша сестра. Ведь это мне удалось найти ее!

Средний брат говорит:

‒ Если бы не было меня, див совсем бы унес сестру. Хорошо, что я подстрелил его!

Младший брат говорит:

‒ А если бы я не подхватил вовремя сестру, она развилась бы о камни!

Выслушала их рассказ мать и не знает, кому же из братьев подарить зилян».

Вопросы для беседы:

1. Кому из братьев подарила зилян мать?

2. Найдите правильное решение.

3. Как воспитывал своих детей бедный-пребедный человек?

4. Какие события развиваются после смерти бедного-пребедного человека?

5. В чем заключается роль родителей в обучении своих детей?

6. Соблюдается ли этноэтикет в сказке?

7. В чем выражается традиционное взаимоотношение между родителями и детьми?

8. В чем заключается метод поощрения за спасение сестры?

9. Перед каким выбором оказалась мать?

Психологический комментарий

Сюжет сказки построен традиционно, где каждый герой поступает в соответствии со своей ролью. В итоге награду получает тот, кто её заслуживает. Однако в этой сказке все активно участвуют в спасении сестры. Успешность операции зависела от умения, находчивости, ловкости каждого из братьев. А награда ‒ одна (зилян).

Мать оказалась перед трудным выбором: кого же из сыновей одарить зиляном? Матери, вероятнее всего, необходимо сшить еще два зиляна. Иначе конфликт между братьями и между матерью и сыновьями неизбежен.

Мораль: Один в поле не воин.

Ситуация 8. Отрывок из башкирской народной сказки «Сердце матери».

«… Однажды егет выстрелил в беркута, стрела угодила в крыло, и беркут унес ее на крутой утес. Полез егет вслед за беркутом и попал в удивительный мир. На утесе жил хозяин горы, царь, беркут принадлежал ему.

У царя была прекрасная дочь: одна щека сияла, как луна, другая ‒ как звезда. Егет с первого взгляда влюбился в нее, да и сам понравился девушке. Попросил ее охотник вернуть стрелу, угодившую в крыло беркута. Но рассерженный отец девушки стрелу не отдал. Оказывается, егет ранил священную птицу, приносившую царю удачу. Беркут занемог. Проходил день за днем, и лекарь, лечивший птицу, однажды сказал:

‒ Беркуту надо скормить человеческое сердце. Спасти священную птицу от смерти может только сердце матери охотника, который выстрелил в нее.

Поэтому царевна на слова егета: «Я люблю тебя, выйди за меня замуж!» ‒ ответила:

‒ Я выйду за тебя, храбрый егет, если ты принесешь сердце своей матери и скормишь его беркуту.

…вот сын вернулся, только лицо у него было печальное. Да как не печалиться, когда надо убить родную мать! Ночью он убил ее, вынул из груди сердце и понес царю. По пути охотник споткнулся и упал. Сердце матери спрашивает:

‒ Как ты , сынок, не поранился?

…Егет с царевной, говорят, жили счастливо…».

Вопросы для беседы:

1. Какие условия должен был выполнить егет, чтобы жениться на царевне?

2. Какие нормы общественных отношений нарушает егет, выполняя требование любимой девушки?

3. Егет имел возможность выбора: жениться на царевне, убив свою мать, или отказаться от женитьбы, оставляя мать в живых. Однако егет выбрал первый путь. Почему? С какими жизненными позициями это связано? Какие личностные качества способствовали егету совершить это преступление?

4. Имеет ли место такие факты в наше время. Приведите примеры из современной жизни. Чем завершается дело?

5. Согласны ли вы с тем, что егет с царевной жили счастливо?

6. Какое бы наказание получил егет за убийство своей матери, если бы жил в наше время?

7. Испытывал ли егет хоть иногда чувство вины перед матерью за её убийство, на ваш взгляд?

8. Как вы думаете, неужели в те времена для мужчины жизнь птицы, пусть и священной, была дороже жизни матери?

9. В чем причина потери головы егета от красавицы?

Психологический комментарий

Сердце матери стерпит многие обиды от своих детей. Молодой мужчина пленен красотой своей возлюбленной. Он согласился с её условием убить свою мать и скормить её сердцем священной птицы. Выполнение данного требования является условием создания собственной семьи егета. И даже совершив физическое и нравственное преступление егет получил прощение матери.

Данная ситуация помогает понять необходимость самостоятельного решения своих жизненных проблем, в том числе, и морально-нравственных и правовых. Следует обратить внимание обучающихся именно на момент выбора, связанный с принятием решения. Анализ и обобщение ситуации помогает закрепить навыки самоанализа, более глубокому раскрытию себя и на этой основе изменить себя.

Мораль: Нитка в тонком месте рвется.

 

Ситуация 9. Отрывок из татарской сказки «Три дочери».

«… Мать вырастила дочерей и выдала их замуж. Заболела мать ‒ посылает рыжую белку: «Скажи им, дружок, чтобы ко мне поспешили». Старшая дочь вздохнула и сказала:

‒ Я бы рада пойти, да мне надо почистить два таза.

И тогда белочка приказала, чтобы старшая дочь была всегда неразлучна с этими тазами. Превратилась дочка в черепаху: тазы обхватили ее сверху и снизу. Средняя дочка ответила белке:

‒ Надо мне к ярмарке холста ткать.

Белочка сказала:

‒ Ну и тки теперь всю жизнь, никогда не останавливаясь.

Превратилась дочка в паука. А третья дочка месила тесто, когда прискакала к ней белочка. Не обтерев рук, побежала дочка к матери. Белочка отблагодарила ее:

‒ Приноси же ты всегда людям радость, мое дорогое дитя, и люди будут беречь и любить тебя, и детей твоих, и внуков.

Долго жила младшая дочь, а после кончины превратилась в золотую пчелку. Все лето день-деньской собирает пчелка мед людям, и ее передние лапки всегда в сладком тесте. Зато зимой, когда все вокруг гибнет от холода, пчелка спит в теплом улье, а проснется ‒ есть только мед и сахар».

Вопросы для беседы:

1. Дайте характеристику девушкам, определите их темперамент.

2. Как оценивались их поступки?

3. Как реализовывалась нравственная норма «забота о матери» дочерями матери.

4. Какие методы поощрения и наказания применяла белка по отношению к дочерям?

5. Обоснуйте отличительные особенности дочерей и их поступков с позиции психологии.

6. Как, на ваш взгляд, можно было бы прогнозировать поступки дочерей?

Психологический комментарий

В данной сказке отражается результат воспитания дочерей, а не его процесс. Традиционно, как во всех сказках, противопоставляется добро и зло, которые выражаются в отношениях дочерей к своей матери. Сюжет сказки общеизвестный: наказывают нерадивых детей, награждают тех, кто, прежде всего, думает о других. То есть, поощряется поступок героев, которые ставят общественный интерес выше личного интереса.

Мораль: Материнское сердце в детках, о детское в камне.

Ситуация 10. Русская народная «Сказка о молодильном яблоке и живой воде».

«… он их из ямы вынул ‒ они лицом черны, землей уж стали порастать. Иван-царевич умыл братьев живой водой ‒ стали они опять прежними.

Сели они на коней и поехали… Долго ли, коротко ли. Доехали до росстаней. Иван-царевич и говорит братьям:

‒ Покараульте моего коня, а я лягу отдохну.

Лег он на шелковую траву и богатырским сном заснул. А Федор-царевич и говорит Василию-царевичу:

‒ Вернемся мы без живой воды, без молодильных яблок ‒ будет нам мало чести, нас отец пошлет гусей пасти…

Василий – царевич отвечает:

‒ Давай Иван-царевича в пропасть спустим, а эти вещи возьмем и отцу в руки отдадим.

Вот они у него из-за пазухи вынули молодильные яблоки и кувшин с живой водой, а его взяли и бросили в пропасть. Иван-царевич летел туда три дня и три ночи…».

 

Вопросы для беседы:

1. Попробуйте закончить сказку.

2. Опишите братьев-царевичей.

3. Определите стили общения.

4. Раскройте отношения между Иван-царевичем и Синеглазкой, между братьями, между родителями и сыновьями-царевичами и другими персонажами сказки.

5. В каких сказках встречаются молодильные яблоки и живая вода?

6. В чем заключается смысл символов ‒ молодильного яблока и живой воды?

Психологический комментарий

Сюжет сказки построен по принципу ‒ на добро отвечать злом. Младший брат Иван ‒ царевич спасает двух старших братьев. Те из-за зависти решили губить его, а его славу ‒ присвоить себе. Однако, как всегда, Иван ‒ царевич спасается, ложь раскрывается, виновников наказывают. В конце концов Добро побеждает Зло.

Мораль: Не делай добра, не получишь зла.

 

Тесты

Тесты по этнопедагогике

1. Чье это определение: «Народная педагогика ‒ область эмпирических знаний, в которых находят свое отражение цели и задачи воспитания и обучения, принимаемых широкими массами трудящихся»:

а) Г.Н. Волкова;

б) Ю.К. Намитокова;

в) Я.И. Ханбикова;

г) А.Ш. Гашимова.

 

2. Педагогическая находка представляла интерес в:

а) этнопедагогике;

б) общей этнопедагогике;

в) этнологии;

г) народной педагогике.

 

3. Народную педагогику как совокупность эмпирических знаний, систему семейного воспитания, социального и исторического опыта, присущих каждому народу в каждый конкретный исторический этап его прогресса понимает:

а) А. Измайлов;

б) В. Баймурзина;

в) М. Стельмахович;

г) А. Ковалева.

 

4. Предметом этнопедагогики является:

а) учебно-воспитательный процесс;

б) семейное воспитание;

в) родительская педагогика;

г) народная педагогика.

 

5. Воспитание, традиция, обычай, обряд, развитие, уход:

а) средства воспитания в народной педагогике;

б) методы воспитания в народной педагогике;

в) источники воспитания в народной педагогике;

г) основные категории народной педагогики.

6. Факторами воспитания в народной педагогике выступают:

а) народные учителя;

б) организация воспитания;

в) быт;

г) источники народной педагогики.

 

7. Для более конкретного представления предмета этнопедагогики Г.Н. Волков выделяет десять взаимосвязанных проблем. Перечислите их.

 

8. Общность педагогических культур объясняется факторами:

а) языком общения;

б) общностью географических условий;

в) общей территорией;

г) источником духовной культуры.

 

9. Воспитание совершенного человека, воспитание любви к родной земле, воспитание гуманизма ‒ это:

а) цель этнопедагогики;

б) идеи этнопедагогики;

в) задачи этнопедагогики;

г) направления этнопедагогики.

 

10. Человек как личность, семья ‒ начальная структура единицы общества, труд ‒ основа человеческого бытия, родина ‒ единственная уникальная для каждого человека земля, образ мира ‒ это:

а) ценности в народной педагогике;

б) основные категории народной педагогики;

в) предмет народной педагогики;

г) содержание народной педагогики.

 

11. Этнофилософия, этнология, этнопсихология:

а) изучают человека как индивида;

б) объясняют этнопедагогику как науку;

в) описывают этнопеддагогику;

г) составляют методологическую базу этнопедагогики.

 

12. Связь этнопедагогики с другими науками способствует:

а) раскрытию содержания этнопедагогики;

б) более полному пониманию предмета этнопедагогики;

в) обоснованию этнопедагогики как науки;

г) описанию этнопедагогики с позиции других наук.

 

13. Нравственное, физическое, трудовое, эстетическое, умственное, половое воспитание в народной педагогике представляют:

а) совокупность знаний;

б) практические умения;

в) отдельные направления воспитания;

г) систему воспитания.

 

14. Разъяснение, совет, просьба, одобрение, уговор, укор ‒ это методы:

а) поощрения и наказания;

б) словесного воздействия;

в) морального воздействия;

г) эмоционального воздействия.

 

15. Музыкальный фольклор, хореографическое искусство, генеологическое древо ‒ это:

а) средство воспитания в народной педагогике;

б) формы воспитания;

в) методы воспитания;

г) условия воспитания.

 

16. Нравственным идеалом в народной педагогике выступает:

а) образ родителей;

б) совершенный человек;

в) герои сказки;

г) народный учитель.

 

17. Основная цель воспитания детей в народной педагогике:

а) вывести ребенка в люди;

б) формировать нравственные качества личности;

в) подготовить ребенка к труду;

г) обучать ремеслу.

 

18. Этнопедагогизация учебного процесса предполагает:

а) учета национальных особенностей ребенка;

б) обучение учеников на родном языке;

в) проведение национальных праздников;

г) введение в обучении регионального компонента.

 

19. Владение этнопедагогом методологией, методикой, технологией проведения научных исследований в области этнопедагогики ‒ это:

а) Закон «Об образовании РФ»;

б) требование к этнопедагогу;

в) условие трудового соглашения между учителем и школой;

г) правило воспитания народной педагогики.

 

20. Основными положениями воспитания в народной педагогике являются:

а) природосообразность;

б) дихотомность;

в) поликультурность;

г) интернациональность.

 

21. Народная педагогика в образовательных учреждениях используется:

а) на основе преемственности традиций народного воспитания;

б) по требованию родителей;

в) в рамках образовательных стандартов;

г) в рамках программ по возрождению национальных культур народов России.

 

22. К на


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Диагностика уровней воспитанности | Тест по общей этнопедагогике

Дата добавления: 2014-10-17; просмотров: 408; Нарушение авторских прав


lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.048 сек.