Студопедия

Главная страница Случайная лекция

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика






КЦ в эпоху Просвещения и буржуазных революций 1648 -1815 гг

Читайте также:
  1. I. Основные принципы и идеи философии эпохи Просвещения.
  2. Вопрос 4. Философия эпохи Просвещения
  3. Воспитание и образование в эпоху Античности
  4. Деистического направления эпохи Просвещения
  5. Идеология европейского просвещения.
  6. Место художественного образования в учебно-воспитательной системе. Образы детства в русском искусстве эпохи Просвещения
  7. НАУКИ О РЕЧИ В ЭПОХУ ПЕЧАТНОЙ СЛОВЕСНОСТИ И МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ (XVII—XX вв.)
  8. Педагогическая мысль Ближнего и Среднего Востока в эпоху средневековья
  9. Перевычисляют измеренные плоские координаты ИСЗ в экваториальные на эпоху измерений.

В эпоху Просвещения позиции КЦ вновь ослабевают. Этому способствовали:

1) буржуазные преобразования в обществе, начавшиеся во многих европейских странах после промышленных революций первой половины 17 в.;

(Экспонат: гравюра «Пробуждение третьего сословия»)

2) достижения естественных наук,

(Экспонат: картина «В кабинете учёного»)

особенно в сфере объяснения устройства мира, ставших причиной появления рациона­листической идеологии, т.е. мировоззрения, основанного на разуме и на научном опыте; наиболее благоприятную почву рационализм нашёл во Франции, где в это время творят Варух Спиноза,

(Экспонат: фигура Спинозы в кресле)

Денни Дидро,

(Экспонат: гравюра «Портрет Денни Дидро»)

Франсуа Вольтер,

(Экспонат: бюст Вольтера)

Рене Декарт, Жан-Жак Руссо, Монтескье и др.

3) появление в Европе независимых от центральной церковной власти национальных Церквей; особенно сильной была Церковь во Франции

(Экспонат: портрет кардинала Мазарини)

и в Германии;

4) усиление позиций абсолютных монархий и прежде всего французской и австро-венгерской;

5) новая волна разного рода антицерковных и антипапских движений, например,
галликанизма и квиетизма во Франции;

(Экспонаты: гравюры «Кюре спускается в Ад», «Жан плачущий и Жан смеющий­ся», картина «Антирелигиозный карнавал»)

6) но более всего ослаблению КЦ в эпоху Просвещения способствовала Великая Французская Революция 1789 г.

(Экспонаты: рисунки «Сожжение буллы Пия VI французскому народу», «Папа Пий VI пускает мыльные пузыри»)

( переход в зал 10 - 6: КЦ в 19-20 веках )

 

3ал 10 - 6: КЦ в 19 - 20 веках

 

После Великой Французской Революции 1789 г., периода правления Наполеона I (Экспонат: картина «Вознесение Наполеона»)

и Венского конгресса

(Экспонат: картина «Венский конгресс»)

положение КЦ в Европе несколько стабилизировалось. Венский конгресс (1814 - 1815 гг.) восстановил Церковное государство, ликвидированное Наполеоном, и признал светскую власть папы, хотя и отверг его требование вернуть Церкви все секуляризированные в ходе революционно-буржуазных преобразований в Европе земли.

Одной из основных черт католицизма 19 в. являлся консерватизм и традицио­нализм, что было отражением появившихся в то время практически во всех слоях евро­пейского общества чувства разочарования Революцией и идеями Просвещения и тяги к традиционным духовным ценностям. Консерватизм католицизма выразился

- в выступлении против либерализации общества и буржуазных преобразований, а также против отделения Церкви от государства в некоторых европейских странах
(Германия, Франция);

(Экспонат: литография «Похороны Свободы»)

- в острой критике либеральных и модернистках течений в самой Церкви;

(Экспонат: гравюра «Аббат Д. Лакордер»)

и теории так называемого христианского социализма

(Экспонат: гравюра «Аббат Ламеннэ»)

- в неприятии национально-освободительных движений в ряде европейских стран, которые расценивались Церковью как зачатки новых революций. (Так, например, негативное отношение п. Пия IX(1846-1878 гг. к националъно-освободительному движению в Италии и его отказ возглавить вместе с Гарибальди это движение привели в сентябре 1870 г. к новой ликвидации Папского госу­дарства,



(Экспонат: портрет п. Пия IX)

(Экспонат: хромолитография «Ликвидация светской власти пап»)

в результате чего папы на несколько десятилетий превратились в своего рода «узников Ватиканского дворца»

(Экспонат: гобелен «Вид Ватикана и замка Ангела в Риме»)

- Во время понтификата Пия IX в богословии КЦ появляются два новых направ­
ления: мариология,
т.е. наука о Пресвятой Деве Марии, и теория о папской безоши­бочности в вопросах веры и морали.

С мариологией связано провозглашение в 1854 г. догмата о Непорочном Зачатии Пре­святой Девы Марии,

(Экспонат: фигура Пресв. Девы Марии Непорочно Зачатой в центре зала)

который в 1858 г. был как бы подтверждён и усилен явлениями Божией Матери в Лурд (Франция).

Учение о папской безошибочности в вопросах веры и морали было закреплено в Конституции «Pastor aeternis», принятой 18.07.1870 г. на I Ватиканском Соборе.

(Экспонат: хромолитография «Провозглашение догмата «О безошибочности папы»)

Новый этап укрепления позиций КЦ в европейском обществе и потепления отно­шений с буржуазными правительствами европейских стран наступает при п. Льве ХIII (1878-1903 гг.),

(Экспонат: два портрета п. Льва XIII)

который выступил с идеей классового мира и сотрудничества труда и капитала на основе уважения человека и его прав. С понтификатом Льва XIII связано также обновление религиозной жизни европейских обществ,

 

(Экспонат: фигурки «Молитва», «Св.Нотбурга»; картина «Крестьянин в церкви»)

возрождение монашеской жизни (только женских новых монашеских Конгрегации появилось 107);

(Экспонат: фигура «После принятия обетов»)

в годы его понтификата возникают новые формы богослужебного культа. Например, культ Божьего Милосердия ( в его основе - мистические видения Св. Фаустины Ковальской).

(Экспонат: фигура Христа Милосердного в центре зала)

Происходит оживление паломничества к святым местам (после 1858 г. одним из самых популярных мест паломничества в Европе становится Лурд).

(Экспонаты: стенд с религиозными сувенирами из Лурда)

В 20 в. КЦ вновь оказалась в очень сложных условиях: две мировые войны, рево­люция 1917 г. в России, период «холодной войны», рост национально-освободитель­ных движений, распад коммунистической системы — всё это отразилось на КЦ.

Папа Бенедикт XV (1914-1922 гг.)

(Экспонат: портрет п. Бенедикта XV)

в годы первой мировой войны придерживался нейтралитета в пользу Германии. Он не признал решений Версальского договора 1918 г. по послевоенному устройству мира и послевоенной судьбе Германии; негативно высказывался по поводу создания Лиги Наций; проводил жёсткую политику в отношении советской России.

Понтификат п. ПияХ1(1922-1939гг.)

(Экспонат: портрет п. Пия XI)

пришёлся на утверждение тоталитарных режимов. Позиция КЦ в этих условиях не всегда была последовательной. Если в отношении коммунистических диктатур, вследствие их откровенно атеистического и антицерковного характера Церковь с самого начала заняла непримиримую позицию, то в отношении национал-социализма, представ­лявшего, по мнению папы Пия XI, меньшее зло, позиция КЦ была непоследователь­ной и полной компромиссов.

(Экспонаты: фото «Подписание конкордата между Германией и Ватиканом», «Под­писание Латеранских соглашений»)

Противоречия обстановки середины 20 в. заставили п. Иоанна XXIII

(Экспонат: фото п.Иоанна XXIII)

начать реформу церкви. Для этого в 1962 г. был созван II Ватиканский Собор.

(Экспонат: фото «Торжественная церемония открытия II Ватиканского Собора»)

Его решения сыграли огромную роль в обновлении всех сфер церковной жизни. Реализаторами решений II Ватиканского Собора стали п. Павел VI

(Экспонат: фото п. Павла VI)

и п. Иоанн Павел II.

(Экспонат: фото п. Иоанна Павла II)

 

Зал II: Протестантизм

Протестантизм является третьим крупным направлением в христианстве и второй по численности, после католицизма, христианской конфессией. Возникновение протестантизма связано с движением Реформации, которое началось в первой полови­не 17 в. в Германии. Главными лидерами движения за реформирование Церкви были: Мартин Лютер, Филипп Меланхтон, Томас Мюнцер; Ульрих Цвингли, Жак Кальвин; Уильям Тиндал и Томас Кренмер. Косвенные причины, приведшие к возникновению движения Реформации носили как социально-экономический и культурный, так и религиозный характер. Непосредственной же причиной стала деятельность Мартина Лютера,

(Экспонат: бюст Мартина Лютера)

монаха-августианца, профессора богословия в Виттенбергском университете в Саксонии. Начало деятельности относится к организации М. Лютером богословского диспута по вопросу об оправдании грешника Божией милостью. Этот, на первый взгляд совершен­но обычный в университетских городах акт, стал однако своеобразным сигналом к объединению всех направлений церковной и антипапской оппозиции, что втянуло Лю­тера в открытый конфликт с Церковью. Папа Лев X, охарактеризовавший в начале деятельность Лютера как «монашеский вздор», впоследствии публично обвинил его в ереси и, угрожая отлучением от Церкви, предложил отречься от своих взглядов. На заседании рейстага в Вормсе в апреле 1521 г., на котором присутствовал и германский император Карл V, Лютеру также было предложено отречься от своих взглядов под угрозой объявления его «вне закона». Однако Лютер к тому времени уже стал нацио­нальным героем, и многие немцы разного социального положения и по разным причи­нам встали на его защиту. Началось противостояние католиков и лютеран, длившееся вплоть до 1555 г., когда был подписан Аугсбургский мир,

(Экспонат: «Книга Согласия»)

по которому сторонники Лютера получили возможность свободно исповедовать свои взгляды.

Основные принципы лютеранской доктрины следующие:

1) главным и основным источником веры является Св. Писание;

(Экспонат: Библия Мартина Лютера)

2) единственным посредником между Богом и людьми является Иисус Христос;

(Экспонат: портрет Христа, картина «Христос в терновом венце»)

3) истинными и действительно завещанными Иисусом Христом таинствами
являются таинства крещения и Евхаристии;

(Экспонат: крест и чаша для причастия в боковом стеклянном стенде)

4) главным условием спасения является вера человека;

5) прощение грехов даёт Божья благодать, которую человек получает во время
принятия таинств, чтения Св. Писания, молитвы;

6) Св. Месса — это не раз за разом возобновляемое духовное жертвоприношение Богу за грехи мира, а лишь воспоминание Христа и благодарение Ему за уже единожды
и навсегда принесённую жертву;

7) Церковь как иерархическая система, противопоставляющая духовенство мирянам, не нужна, т.к. все верующие в одинаковой степени участвуют в едином и вечном
священстве Христа.

Эти и другие положения лютеранского вероучения закреплены в «Аугсбургском испо­ведании веры», принятым в 1530 г.,

(Экспонат: гравюра «Оглашение Аугсбургского вероисповедания императором Карлом V»)

а также в «Катехизисе Мартина Лютера» (1528 г.). Другими важными вероучительными документами являются «Книга Согласия» (1580 г. ) и «Шмалъкалъдивские арти­кулы».

Второе крыло реформаторского движения, известное как кальвинизм (по име­ни Жана Кальвина)

(Экспонат: гравюра «Женевский коллоквиум 1549 г.»)

больше внимания уделяло проблемам благочестия,чем богословским вопросам. Основ­ные положения доктрины кальвинизма изложены в «Наставлениях в христианской вере», написанных Ж.Кальвином в 1535 г. и в «Тейделъбергском катехизисе» (1563 г.) Главное отличие богословской доктрины Ж.Кальвина от вероучительных положений М.Лютера - это идея об абсолютном предопределении, т.е. идея о том, что ничто: ни вера, ни добрые дела не в состоянии изменить посмертную судьбу человека, ибо Бог изначально разделил людей на избранных и отверженных. Поэтому вместо специаль­ных забот о спасении души Кальвин предлагал вести просто благочестивый образ жизни, основанный на христианских добродетелях.

(Экспонат: картина «Моисей со скрижалями Завета»)

Реформаторское течение на Британских островах было вызвано совсем другими причинами и развивалось иначе, чем в других европейских странах. На первом этапе развития его даже нельзя назвать реформаторским, т.к. по своей сути оно было борьбой части английской знати во главе с королём Генрихом VIII против папы, когда произо­шло столкновение их интересов как во внешнеполитической сфере, так и в тех вопро­сах, что непосредственно касались внутренней жизни Британской империи.

Началом реформаторских преобразований стал «Акт о главенстве», изданный в 1531 г., которым Генрих VIII провозглашал отделение английской Церкви от Ватикана, а себя — главою Церкви. («Акт» был утверждён парламентом в 1534 г.) Этим же «Актом» был приостановлен сбор «папской десятины»; была проведена «чистка» духо­венства; начат процесс секуляризации; введены изменения в богослужебную практику (например. Св. Мессу стали служить на английском языке; во время богослужений использовали не «Вульгату», а т.н. «Матвеевскую Библию», т.е. перевод Евангелия от Матвея с древнегреческого на английский язык, выполненный Уильямом Тиндалом и снабжённый его комментариями) и т.д. Доктрина англиканизма изложена в «39 статьях англиканского вероисповедания» (1553 г.; современная версия с 1662 г.), в «Книге дис­циплины» (1561 г.), в «Книге общих правил» (1564 г.) и в «Книге общих молитв».

(Экспонат: «Книга общих правил»)

В богослужебном плане она базируется на тех догматах, что были выдвинуты Мартином Лютером; в богослужебной практике — сохраняет многие традиции римско-католической Церкви.

Протестантское движение уже у самых своих истоков не было единым. Помимо разделения на немецко-, франко- и англоязычную Реформацию, уже в 20-е гг. 16 в. произошли более мелкие разделения:

- в 1522 г. в Германии и в 1525 г. в немецкоязычных кантонах Швейцарии от лютеран­ства отделяются анабаптисты (лидеры: Конрад Гребель и Феликс Манц; главные требования: совершение крещений только в сознательном возрасте; повторный крест всех христиан; вероучение изложено в семи статьях «Шляйтхаймского исповедания веры» (1527 г.);

- в 1644 г. от англикан сначала отделяются баптисты (лидеры: Уильям Гельвейс и Роджер Вилиамс, а после эмиграции части баптистов в Америку — Джон Смит;

основы вероучения изложены в «Вестминстерском исповедании веры» (1677 г.) и в «Филадельфийском исповедании веры» (1742 г.), а чуть позже методисты ( лидеры: братья Уэсли;

(Экспонат: гравюра «Джон Уэсли»)

вероучение изложено в «Методах богобоязненной жизни» и в «42 статьях англикан­ского вероисповедания»));

- в 1844 г. из среды баптистов выделяются адвентисты (лидер: Уильям Миллер;
основы вероучения - как у баптистов);

позднее из адвентистов выделяется более радикальное крыло-адвентисты дня седьмого, а в 20-е гг. XX в. - пятидесятники (лидеры: Чарльз Финней, Роберт Смит; вероучение как у баптистов)

Среди других деноминаций протестантского толка: квакеры, мормоны, Свидетели Иеговы.

Несмотря на некоторые различия богословского характера, которые являются следствием разного понимания и соответственно разной интерпретации того или иного текста Св. Писания, что проявилось уже у первых лидеров Реформации, в богослужеб­ном плане и внутрицерковном устройстве для всех течений протестантизма характерны:

- простота богослужений; основные элементы богослужения — это общее покаяние; чтение Св. Писания; проповедь с разъяснением прочитанного; псалмопение и молитвы (у некоторых даже причастие); в протестантских деноминациях, появившихся в XX в., еди­ный порядок проведения богослужений отсутствует;

- признание в основном только двух таинств: крещения и евхаристии (в понимании таинства Евхаристии есть некото­рые различия) в отношении конфирмации, бракосочетания, рукоположения в пасторы, погребения умерших существуют особые обряды, хотя не у в …

(Экспонаты: свидетельство о венчании; поминальный листок)

(Экспонаты: купель, гра­вюра «Крещение», свиде­тельство о крещении, блюдо для причастия)

- простота внутреннего устройства храмов и молельных домов, выражающаяся в почти полном отсутствии христианских символов; допускается только изображение креста (распятия); икон, фигур святых нет.

(Экспонат: картины «Интерьер новой церкви в Делъфте», «Проповедь в церкви в Делъфте»)

- демократизм церковной организации, а иногда и её отсутствие, пасторы и церковный совет избираются из числа самих верующих; у современных деноминаций вообще отсутствует какая-либо специальная подготовка пасторов.

(Экспонат: «Портрет пастора»)

Существенным вкладом всех протестантских деноминаций в развитие мировой цивилизации является создание ими особой трудовой этики, ставшей идейной осно­вой капиталистического общества, а также внедрение в общественную мысль идеи прав человека, которая в качестве составной части включала в себя свободу вероиспо­ведания.

Механизм формирования протестантской трудовой этики был раскрыт немецким социологом М. Вебером в работе «Протестантская этика и дух капитализма» (1904 - 1905 гг.) Главная идея протестантской трудовой этики — это выполнение человеком своих мирских обязанностей так, как они определяются его местом в жизни (его способнос­тями; семейным положением; общественным статусом). Особенностью протестантской трудовой этики является то, что она одобряет не просто всякую трудовую деятельность человека, получение им прибыли, экономический успех, но её непрерывный, плановый характер; постоянное совершенствование навыков трудовой деятельности; повышение уровня знаний, что, в свою очередь, способствует социально-экономическому и культур­ному прогрессу общества.

Влияние протестантизма на культуру двояко: с одной стороны протестантизм разрушил многие элементы традиционной народной, духовной и церковной куль­туры, с другой - дал мощный толчок для развития новых форм, стилей, жанров в сфере искусства и культуры.

(Экспонат: картина «Христос в узах, поддерживаемый ангелами»)

Протестантизм внёс большой вклад также в сферу просвещения, с самого на­чала уделяя большое внимание народному образованию.

(Экспонат: картина «В школе»)

Стимулом к овладению грамотой служило стремление самостоятельно читать Библию

(Экспонат: картины «Семейное изучение Библии», «Первые открытые чтения Библии»)

и труды лидеров Реформации; самостоятельно изучать основы наук, вырабатывая тем самым собственное представление о мире и о человеке.

(Экспонат: портрет «Пастор Таубенхайм», основатель Санкт-Петербургской Питершуле)

 

Итак, подводя итог обзорной экскурсии по основным залам музея, следует отметить, что главной задачей экскурсии было

во-первых, ознакомление с религиозными верованиями людей разных исторических эпох;

во-вторых, представление многообразия религиозных традиций человеческого общества;

в-третьих, указание места, занимаемого религией в истории и культуре человеческого общества.

 

Музей истории религии — это светское культурно-просветительное учреждение, поэтому оно не занимается распространением или пропагандой каких-либо религиозных идей, не решает вопроса о том, какая религия истинная, а какая нет; а лишь знакомит с религией через доступные ему средства, такие как исторические памятники, предметы культа, произведения искусства.

 

 

Литература

- по истории религий —

1) Порублёв Н., Культы и мировые религии, М., Благовестник, 1994 г.

2) Реати Ф., Введение в нехристианские религии (с кратким портретом христианства)
СПб., 2002г.

3) Религиоведение. Учебное пособие, пятое, стереотипное. Под ред. Солдатова А.В.,
СПб - М-а - Краснодар, Лань, 2004 г.

- по истории христианства —

1) Бедуелл Г., История Церкви, М., Христианская Россия, 1993 г.

2) Карташев А.В., Вселенские Соборы, М., Республика, 1994 г.

3) Керне Э., Дорогами христианства. История Церкви, М., Протестант, 1992 г.

4) Табак Ю., Православие и католичество. Основные обрядовые и догматические
расхождения, М., Путь, 1994 г.

5) Фрис В., Православие и католичество. Противоположность или взаимодополнение, Брюссель, 1992 г.

6) Хольц Л., История христианского монашества.

- по истории католицизма —

1) Волконский А., свящ., Католичество и Священное Предание Востока, Париж,1933.

2) Задворный В., История римских пап. В 2-х тт., М., 1995 г.

3) Католическая энциклопедия. В 2-х тт., М., 2002 г., 2004 г.

4) Катехизм католической церкви, Варшава, Паллоттинум, 1994 г.

5) Омэнн Д., Христианская духовность в католической традиции, Рим - Люблин, изд-
во Святого Креста, 1994 г.

- по истории протестантизма —

1) Лейн Т., Христианские мыслители, СПб., Мир, 1997 г.

2) Маграт А., Богословская мысль Реформации, Одесса, изд-во Богомыслие, 1994 г.

- по истории православия —

1) Алексеев С, Зримая истина. Энциклопедия православной иконы, СПб., изд-ский
дом «Нева», 2003 г.

2) Закон Божий, СПб., Сатисъ, 1997 г.

3) Мень А., прот., Православное богослужение. Таинство. Слово и Образ, М., Слово,
1991 г.

4) Православные и христианские разделения. Исторический очерк. Под ред.
Свиридова И., прот., М., 1996 г.

5) Хопко Ф., прот., Основы православия, Минск, Полифакт, 1991 г.

 

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Зал 10-4: Средневековые народные верования | Соотношение научной и житейской психологии

Дата добавления: 2014-11-04; просмотров: 305; Нарушение авторских прав


lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.006 сек.