Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Воспитание и образование в эпоху Античности

Читайте также:
  1. Автономное образование
  2. Аналого-цифровое преобразование
  3. АЦП с преобразованием напряжения в частоту (ПНЧ)
  4. Борьба с трещинообразованием в массивных бетонных сооружениях.
  5. Взгляды П. Сорокина на образование и школу как социальный институт
  6. Виды споров, связанных с воспитанием детей
  7. Влияние атмосферы семейной жизни на воспитание ребенка.
  8. Внешняя политика России. Образование российской империи
  9. Вопрос 4. Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел
  10. Воспитание в целостном педагогическом процессе.

Цивилизации Древней Греции и Рима стали новым шагом на пути развития культуры. Создание буквенного письма приводит к бурному распространению знаний. Впервые научное знание отделяется от религии и превращается в самостоятельную область деятельности. Наука в эту пору универсальна, а деятельность ученых синкретична. Многие выдающиеся философы занимаются педагогической деятельностью: это не только помогает заработать на жизнь, но и служит популяризации их взглядов. Очень по-разному складываются в эту пору в разных регионах Средиземноморья представления о необходимом и достаточном объеме содержания обучения, а также о продуктивных методах обучения. Отметим наиболее характерные варианты.

Спартанская система воспитания. Цель –............................................ Средства:

– Обеспечение здорового потомства (брачные пары подбираются старейшинами; спортивные занятия для девушек; строгий отбор младенцев).

– С 7 лет – отлучение от семьи и передача мальчиков в агеллы (военизированные отряды), где они воспитывались до 18 лет.

– Суровые условия военно-спортивного воспитания и формирование идеалов воина.

– Сознательное использование элементов педагогического эксперимента для выявления психологических качеств личности.

Интересно, что древняя Спарта не дала миру сколько-нибудь выдающихся деятелей науки или художественной культуры, но ее система стала образцом для подражания для многих последующих эпох.

Афинская система образования. В своем стремлении к лидерству среди греческих полисов Афины впервые в истории педагогики выработали представление об идеальном человеке, в котором гармонически сочетаются физическое и духовное совершенство.

Судьбу ребенка после рождения определял отец. Если его решали растить и воспитывать, до 7 лет он воспитывался на женской половине дома, в гинекее. С 7 до 14 лет мальчики посещали двух учителей – грамматиста и кифариста. По-гречески схола – учение. На занятия мальчиков водил раб-педагог. Школы были платными. В школе грамматиста изучали чтение, письмо, счет.

– Чтение осваивают по «альфабету». Буквы → слоги → слова.

– Пишут стилем по навощенной дощечке.

– Считают с помощью абаки (прообраз счетов)

– Для развития памяти изучают комплексы выдающихся явлений, каждое по 7. Из них сохранился только «........................................».

В школе кифариста учились пению, танцу, игре на музыкальных инструментах, декламации (для этого заучивали сочинения Гомера).

В 13-14 лет мальчики переходили в палестру. Там осваивали бег, прыжки, борьбу, метание диска и копья, плавание.

Далее наиболее обеспеченные поступали в гимнасии. Там, помимо изучения философии, политики, риторики, юноши совершенствовали свое тело, занимаясь гимнастикой. Занятия начинались с пения гимнов, восхваляющих богов.

Быть образованным человеком, знающим науки, владеющим и спортом и искусством, в Афинах считалось престижным. Как видим, в афинской школе впервые сделана попытка гармонически развить тело, разум и эмоциональную сферу человека.

Однако это относилось только к мальчикам, сыновьям свободных полноправных афинских граждан. Девочки в Древней Греции получали образование лишь в нескольких полисах. Так, известна школа для девочек на острове Лесбос, где преподавала поэтесса Сафо.

Философия античности является носителем недифференцированных научных знаний. Поэтому педагогические идеи и практика выдающихся философов не могут рассматриваться вне контекста их общих мировоззренческих позиций.

Сократ (469-399 гг. до н.э.) считал, что цель воспитания – «познание себя», т.е. самосовершенствование. Истинно научное знание, по его мнению, все подвергает сомнению, а следовательно – изучению и анализу. Своих учеников Сократ учил отысканию истины путем беседы, состоящей из вопросов учителя и ответов учеников. Этот метод получил название .....................................................Афористичные беседы Сократа с учениками дошли до нас в записях самого известного из этих учеников – Платона.

Платон (427-347 гг. до н.э.) считал, что существует мир идей и мир явлений. Идеи вечны и неизменны; вещи преходящи. Сконструировал модель идеального государства, где правят аристократы, защищают его воины, а работают ремесленники и рабы. Соответственно сконструирована была и система воспитания (синтез спартанской и афинской систем). Платон придавал большое значение дошкольному воспитанию в семье: одним из первых он оценил развивающую функцию игры; выдвинул требование воспитания на положительном примере; подчеркивал роль общественного контроля за семейным воспитанием. Занятия с учениками Платон обычно проводил в роще на окраине Афин, называвшейся Академ. Так возникла платоновская................................

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) был учеником Платона, имевшим к тому же смелость высказывать несогласие с некоторыми идеями учителя. В сочинениях Аристотеля, помимо глубокой разработки основ эстетики, содержится немало педагогических идей, а также сведений, отражающих уровень педагогической теории и практики того времени. Любопытна в этом отношении идея Аристотеля о наличии у человека трех видов души, которые совершенствуются в процессе воспитания:

душа функции воспитание
растительная питание и размножение  
животная ощущения и желания  
разумная мышление и познание  

Именно Аристотель установил возрастную периодизацию детства и юности, основанную на 7-летних отрезках:

– До 7 лет –.............................;

– От 7 до 14 лет –.................................;

– От 14 до 21 года –.................................

Аристотель занимался педагогической деятельностью не только в Афинах: македонский царь Филипп пригласил знаменитого учителя в качестве воспитателя для своего сына Александра. Вернувшись в Афины, Аристотель создает свою школу в роще при храме Аполлона Ликейского, где преподавание ведется «на повышенном уровне» и включает одновременно науки и искусства. Так возникает понятие............................

Демокрит (460 - гг. до н.э.) – создатель атомистической теории строения вещества, первый философ-«материалист». Его высказывание «природа и воспитание подобны» стало впоследствии основой педагогического принципа.................................. Одним из первых Демокрит высказал идею о целесообразности соединения воспитания с трудом.

В изобразительном искусстве Древней Греции дети представлены в виде младенцев и «невзрослых». Последние отличаются от взрослых лишь размерами, но не пропорциями. Таковы изображения в скульптуре, вазописи. У поэтов и драматургов дети выступают в виде бессловесных персонажей.

В Древнем Риме складывается система образования, многие черты и элементы которой получат продолжение в следующих культурно-исторических эпохах. В эпоху республиканского правления школы были частными. В Римской империи государство берет образование под свой контроль. Высокая языковая культура, любовь римлян к метким лаконичным высказываниям, регулярная грамматика ..........................языка, оказали впоследствии влияние на большинство европейских языков. В эпоху Древнего Рима складывается понятие «7 свободных искусств» как обозначение комплекса учебных предметов, доступного для изучения любому свободному гражданину. Девочек тоже учат, причем на самом элементарном уровне нередко вместе с мальчиками. Отношение к образо-ванным женщинам также более уважительное, нежели в Древней Греции.

Элементарные школы – тип учебных заведений (частные, платные), где давалось начальное образование детям из небогатых семей. Богачи нанимали частных учителей. Занятия в одной из таких школ запечатлены, вероятно, на одном из римских рельефов.

Грамматические школы – обучали подростков. Изучались греческий и латинский языки, риторика.

Школы риторов – аристократические, дорогостоящие учебные заведения повышенного типа. Помимо того, что изучалось в грамматических школах, давали знания по философии, правоведению, математике, музыке (т.е. те самые 7 свободных искусств).

Марк Фабий Квинтиллиан (42-118 гг.) был преподавателем школы риторов. В своем труде «О воспитании оратора» он выдвигает высокие нравственные требования к учителям, домашним воспитателям, призывает родителей строго относиться к подбору товарищей для своих детей. Его тревога становится понятной, если вспомнить, в какую эпоху он жил: если Октавиан Август стремился быть образцовой личностью на троне, то его преемники Тиберий и Калигула – воплощение порока, а Нерон – апофеоз аморальности: в список злодеяний этого императора входят организация убийства собственной матери и принуждение к самоубийству учителя (одного из лучших умов того времени, Сенеки). Эта обстановка нравственного падения нашла яркое отражение в романе древнеримского писателя Петрония «Сатирикон».

Поиск нравственной опоры приводит многих жителей Римской империи к христианству (см. роман Г.Сенкевича «Камо грядеши?»).

В искусстве Древнего Рима образы детей становятся более достоверными, нежели в искусстве Древней Греции. Художники стремятся (хотя и не всегда успешно) передать пропорции детского тела. Можно отметить первые шаги к индивидуализации детских образов и попытки обозначения ярких эмоциональных состояний.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ

1. Выполните письменно задания, содержащиеся в тексте лекции

2. Раскройте педагогическую сущность обряда инициаций, используя известные вам фольклорные примеры.

3. Проследите взаимосвязь содержания и методов обучения в эпоху древних цивилизаций. Сравните положение учителя в разных странах. Сравните также особенности письменности и материалы для письма в Древнем Египте, Месопотамии, Индии и Китае.

4. Проанализируйте взаимосвязь целей и содержания воспитательного процесса в спартанской и афинской системах. Укажите периодизацию детства, принятую в эпоху Античности, и проследите ее взаимосвязь с этапами обучения и воспитания.

5. Какая цель воспитания впервые начинает реализовываться в античной педагогике?

6. Укажите вклад выдающихся философов Античности в развитие педагогической науки и практики.

7. Сравните образовательные системы Древней Греции и Древнего Рима.

8. Опишиите и прокомментируйте своеобразие образов детства в искусстве Античности.


Тема 12. ТРАНСФОРМАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

ПЛАН

1. Важнейшие социокультурные процессы в средневековой Европе и их влияние на воспитание и образование.

2. Теоцентризм средневековой культуры и его воплощение в религиозной системе образования.

3. Содержание светского воспитания в эпоху Средневековья.

4. Возникновение университетов. Мусульманские учебные заведения и их влияние на европейскую культуру.

5. Влияние гуманистических идей Возрождения на художественную культуру. Образы детства в искусстве Возрождения.

6. Критика средневековой схоластики в книгах Рабле, Бокаччо, Сервантеса.

7. Трактовка вопросов воспитания и образования в трудах утопистов Т.Мора и Т.Кампанеллы.

8. Гуманизм педагогического эксперимента В.де Фельтре.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Возникновение воспитательного процесса в первобытном обществе | Теоцентризм средневековой культуры и его воплощение в религиозной системе образования

Дата добавления: 2014-02-27; просмотров: 791; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.