Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИМВОЛИКИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ М.М. Пришвина

Читайте также:
  1. Анализ бюджетов с использованием финансовых относительных показателей
  2. Анатомия и визуализация. Возможности современной медицины в изучении анатомии живого человека.
  3. Биомасса Мирового океана и ее использование
  4. Ввод данных с использованием клавиатуры
  5. ВЗГЛЯДЫ КОМАНДОВАНИЯ АРМИЙ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОТОПЕХОТНОЙ РОТЫ В НАСТУПЛЕНИИ.
  6. Выставки и их использование в рекламных целях
  7. ВЫЧИСЛЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТЕКА
  8. Глава 5 Использование теории вероятности и математической статики для построения математических моделей производственных процессов.
  9. Государственное управление использованием и охраной лесов.
  10. Графический метод с использованием характеристик по первым гармоникам.

Проблема использования символики в произведениях М.М. Пришвина связана с постижением смысла и значения образа природы. Ее философское пронизано идеей Всеединства, гармонии, вечности и целостности. Использование символики, связанное с идеей Всеединства включает в себя три концептуальных аспекта.

Первый аспект раскрывается у писателя через космическое ощущение целостности мира и активной роли творящего сознания. В центре его – человек, та точка, от которой проводится множество лучей во все стороны. Жизнь космоса совершается по кругу, бесконечно возрождаясь, и поэтому она вечна. “Все мельчайшие золотые пылинки совершают правильные круги… Каждая из них приходит неизменно на то же самое место, и все в связи с тем главным, в центре всего…”(3,т.6,с.21) В бесконечном круговороте времен года, в радостном обновлении природы проявляется его духовно-нравственное отношение к родной природе. И автор чувствует свою связь с космосом . “ Я – частица мирового космоса”, - пишет он (3, т.6,с.17 ) Он считает, что назначение человека- не пытаться управлять своей жизнью, а интуитивно поддаться вечному вращению и согласовать себя со всем космическим процессом: “… наше назначение не определять вперед от себя, а присмотреться ко всему и согласовать себя со всем. Нужно ничего не определять, а вот как эти мелкие искорки стать в ряды и вертеться со всем миром ”(там же, с.21).

Методологической основой данного аспекта должен стать онтологический подход к осмыслению младшими школьниками образа природы в творчестве писателя. Понимание идеи Всеединства видится возможным через онтологическую связь с родной землей, родной природой, через любовь к ней. Именно любовь является той силой, которая соединяет мир в единое целое. Красота и любовь - центральные категории в его миропонимании. “Я как охотник был себе самому хорошо известен, но никогда не думал, не знал…что красота, или что там еще, может меня, охотника, связать самого, как оленя, по рукам и ногам. ”(3) (Жень-шень). Таинственный и загадочный мир растений, птиц, зверей и человека создает ощущение единства целостности и гармонии. Без любви к природе, родному краю человек утрачивает человечность, гармонию.

Природа и человек - одна из главных тем творчества. Природа во всех проявлениях содержит тайну бытия и смысла человеческого существования. Она является источником раздумий над проявлением красоты. Поэтичность языка, оригинальность пейзажных зарисовок в его дневниках, сказках, миниатюрах раскрывают глубину эстетического постижения природы, приближая младшего школьника к пониманию гармонии.

“Что же это нас манит в природе? Откуда гармония? Думаю, что манит нас сотворчество, в котором находятся все живые и неживые существа мироздания… Мне кажется, что всю природу можно найти в душе человека” (2, 152) Таким образом, в творчестве М.М. Пришвина находит отражение платоновский принцип понимания природы как меры воплощенной в ней красоты, благодаря чему постигаются законы космоса и гармонии.

Идея единства всего живого воспринимается также через призму добра и справедливости. Пейзаж у М.М. Пришвина дан в предельно лаконичной форме, однако в нем раскрывается вся глубина миропонимания и духовно-нравственного общения с природой с позиций истины и добра. Эти категории у писателя часто описываются в онтологических противоположностях. Добро и зло, свет и тень приходят на смену друг друга, создавая психологический конфликт человека с природой. Так в “Кладовой солнца” на смену светлому, яркому, солнечному пейзажу приходит мрачная, полная тайн и опасностей природа. Настя и Митраша остаются одни среди трясин, темного леса. Их пугают зловещие, звуки леса. Нарастает конфликт. Между детьми нет прежнего взаимопонимания, нет его и в природе. Постепенно писатель переходит от описания леса к нравственно-этическим проблемам, проникая в душевный мир детей. Очень тонко он фиксирует целую гамму мыслей и чувств от доброты, отзывчивости к жадности, эгоизму, бездушию. Однако в произведениях М.М. Пришвина торжествует вера в добро. Через все его творчество красной нитью проходит мысль о том, что без любви к своему краю, к родной природе, без веры и добра человек утрачивает самое главное качество – человечность.

Второй аспект понимания символики в философской концепции М Пришвина связан с гармоническим единством человека и природы, проявляющимся в поиске внутренней жизни объектов, родственной собственной. “Человек, как царь природы, есть ствол дерева. ”(2, с.153). Понимание смысла и значения природы носит здесь диалогический характер. Диалог раскрывает объект природы как выразительное и говорящее бытие, существующее, как бы во втором лице. “Вчера эта река при открытом небе перекликалась со звездами, со всем миром. Сегодня закрылось небо, и река лежала под тучами, как под одеялом, и больше с миром не перекликалась – нет! И вот тут я узнал в реке мысль о себе, что не виноват я тоже…”(3, т.2,с. 28).В этом специфическом диалоге перед младшим школьником открываются различные состояния природы, отражающиеся в душе самого героя, с одной стороны. С другой стороны, в этом отрывке проявляется потребность человека сделать доступным для других свои мысли и переживания. Происходит духовное постижение мира. Диалогичность в понимании художественной картины природы выступает здесь как форма общения, в которой голос каждого выражает свои представления о мире и является важным для всех. Герои растворяются в природе, вживаются в этот мир, поселяя его в себе. Одухотворенная природа наполнена шепотом деревьев, музыкой листопада, радостью жизни.

Образы природы, созданные М.М. Пришвиным, характеризуются условностью, многозначностью, изменчивостью и целостностью. Они раскрывают мир, развивающийся по своим внутренним законам. Понимание природы у писателя процесс сложный, целостный, диалектичный. Он связан с тремя ипостасями: эмоциональным переживанием, сознанием и Духом. Эмоционально-интуитивное постижение природы возникает на основе впечатлений реальных объектов природы. Сознание определяет принципы Всеединства. Дух раскрывает единую духовную сущность бытия. В пейзажных зарисовках связываются воедино также чувственное и рациональное, сознательное и бессознательное, имманентное и трансцендентное. Благодаря точности наблюдений и легкой лукавой усмешке автора создается эмоционально-образное осмысление действительности. Поэтичность и мечтательность сочетается у писателя с трезвостью аналитика, осмысливающего сложные проблемы бытия. В описании природы важной является внутренне преображающая роль пейзажа, в котором возникают сложные взаимоотношения человека и природы.

Третий аспект его концепции – это сотворчество человека и природы. В “Кладовой солнца ”М Пришвин пишет: “Что же это нас манит в природе? Откуда гармония? Думаю. Что манит нас сотворчество, в котором находятся все живые и неживые существа мироздания… Гордиться тут особенно нечем – вся природа всем составом своим сотрудничает с человеком в создании слова как высшей формы. И в этом смысле слово человеческое много значительней солнца, от которого как будто рождается вся жизнь на земле.” (2,с152-153).

В описании пейзажа сложнее и действеннее используются новаторские приемы, которые заключаются в использовании символов. Символы у М. Пришвина всегда обусловлены жизнью, представляя часть реальности. Основными образами–символамив творчестве писателя являются солнце, мать-земля, сад,дерево, круг.

Образ солнца выступает как символ радости, света, гармонического единства с природой, красоты бытия. С ним связано преображение и обновление природы, порождение нового дня. Это великая сила единения людей. “Солнечно росистое это утро, как неоткрытая земля, неизведанный слой небес…Вставай же, друг мой! Собери в пучок лучи своего счастья”(3,т.3, с.32).

Образ матери-земли пронизан глубоким, трепетным отношением к ней. Человек –подлинный сын земли. Все лучшее он связывает с землей. Он боготворит и поклоняется ей. “Просто земле, убранной и зеленеющей, я готов молиться (3, т.5,с.22)”.

Точность и конкретность зрительных образов достигается благодаря метафоре. Так, “ели цветут красными свечами, пылят желтой мучицей”, “через тьму кустов глядит солнце рубиновым глазом ”(3). Уменьшительно-ласкательные суффиксы придают интимность: “тонкие стволики пригнулись к земле”(1).Поэтично и образно звучат даже заглавия произведений “Весна света”, “ Осинкам холодно”. Метафорический образ природы способствует осмыслению отношений человека и мира от частного описания природы к философскому ее постижению.

Семантическая сущность образов-символов природы раскрывается в соответствии с языком искусства, важную роль в котором играет цвет. Цвет как символ выступает в качестве одухотворенного знака, значительного по смыслу и обобщенного по содержанию. Он включает в себя образ, знак, изображение и позволяет установить причинно-следственные связи между смыслом и значением образа. Выразительность цвета выступает у М.М. Пришвина как одно из эстетических качеств. Он обращен к различным поэтическим образам. “Каждая росинка получает отпуск на небо, и там. Соединяясь в белые, голубые и красные хороводы, дивит нас всех несказанно”,- пишет М.М. Пришвин в “Мирской чаше”. Любовь к цвету во всем его многообразии вызывает множество оттенков, контрастов и значений: “багрово-синий”, “ малиновая дорога” и др..

В соответствии с литературными данными символика каждого цвета уходит корнямв истоки существования человека на земле.

Так, например, синий цвет является символом ночи. Он несет расслабление, сон.Чем темнее синий цвет, тем болеезовет в бесконечность. Погружаясь в черное, он приобретает признак печали, а затем переходя к светлому, становится как голубое небо. Этот цвет, как виолончель, по мнению В.В. Кандинского, успокаивает, несет удовлетворенность Он тяжелый, холодный, тихий, далекий, жесткий, плотный.

В“Кащеевой цепи” голубой цвет имеет несколько значений. Голубые дрозды выступают как символ несбыточного счастья, в этот же цвет окрашен и страх у Курымушки; голубой цвет становится и признаком счастья и нравственного освобождения.

Желтый воспринимается как цвет разлуки с матерью. От него веет холодом и тоской. “Березки кладбищенской рощи стали желтеть, и это как-то сошлось с желтой холодной антоновкой в крепкой росе. Все свое деревенское стало неизъяснимо прекрасным и утраченным навсегда” (3). Таким образом, цвет у М.М. Пришвина передает точные портретные зарисовки природы, эмоциональные состояния и является средством духовно-нравственного становления человека и его эстетического развития.

Очень часто символика цветов у М.М.Пришвина приближается к народной символике. Поэтому очень часто в его произведениях встречаются сочетание черного, белого и красного.

Таким образом, понимание символики природы М.Пришвина связано со сложной системой взаимосвязанных идей, направлений, в основе которых лежит онтологическая идея Всеединства, раскрывающая космическое осмысление природы, единства и целостности мира, его постижение через призму любви, добра, красоты и сотворчества.

Важнейшей особенностью является использование символики, раскрывающей сложность и многообразие смыслов в понимании природы и позволяющей глубже понимать палитру многообразных отношений между человеком и природой..

Список литературы

1. Борисова Н.В. Жизнь мифа в творчестве М.М.Пришвина.Елец,2001

2. Пришвина В.Д. Наш дом. М.,1977.

3. Пришвин М.М. Собр.соч.: В 6-ти.т. М.,1957.

 

Тема

Символика Гете связана с психологическим осмыслением цвета. В «Учении о цвете» он рассматривает физиологические особенности цвета, анализирует цветовые образы, тени, анализирует их чувственно-нравственное воздействие. Гете выделяет "положительные" - желтый, красно-желтый (оранжевый) и желто-красный (сурик, киноварь) и "отрицательные" - синий, красно-синий и сине-красный воздействия цвета. Цвета первой группы создают бодрое, живое, деятельное настроение, второй - неспокойное, мягкое и тоскливое. Зеленый цвет Гете относил к «нейтральным».

Остановимся более подробно на символике цветов Гете[]психология цвета.

Символика желтого цвета связана с тем, что, если смотреть сквозь желтое стекло, то "глаз обрадуется, сердце расширится, на душе станет веселее, кажется, что... веет теплом". Чисто желтый - приятен. Однако при его загрязнении, сдвижке в сторону холодных тонов (цвет серы) или нанесении на "неблагородную" поверхность, желтый приобретает негативное звучание и отрицательный символический смысл.

Оранжевый "энергичнее" чисто желтого. Он «больше предпочитается французами, чем англичанами и немцами».

Желто-красный цветсвязан с приятным и веселым чувством, Оно вырастает до невыносимо-мощного в ярком желто-красном. Активная сторона в этом цвете достигает своей высшей энергии. Этот цвет привлекает дикарей и детей.

Синий цвет - это «энергия, однако он стоит на отрицательной стороне и в своей величайшей чистоте представляет из себя как бы волнующее ничто»[там же]. Гете тонко чувствует «мистицизм» синего и пишет о нем, как «о создающем странное, невыразимое воздействие». Синий как бы влечет за собой, "уходит" от человека. Он, как символ темного, связан с ощущением холода. Комнаты с преобладанием синего цвета кажутся просторными, но пустыми и холодными. Если смотреть на мир через синее стекло, то он предстает в печальном виде.

Красно-синий (сиреневый) вызывает ощущение беспокойства. Это живой цвет, но безрадостный.

Сине-красный создает впечатление беспокойства, которое значительно возрастает. Выдержать этот цвет длительное время очень трудно.

Чисто красный цвет Гете рассматривает как гармоничное соединение полюсов желтого и синего и поэтому глаз находит в этом цвете "идеальное удовлетворение". Красный (кармин) производит впечатление серьезности, достоинства или прелести и благоволения. Более темный символизирует старость, а светлый - юность.

Пурпур- «любимый цвет правителей и выражает серьезность и величие. Но если рассматривать окружающий пейзаж через пурпурное стекло, то он предстает в ужасающем виде, как в день "страшного суда"».

Зеленый –это равновесная смесь желтого и синего. Глаз, по выражению Гете, находит в нем действительное удовлетворение, душа "отдыхает". Не хочется и нельзя идти дальше.

Воздействие отдельных цветов, вызывая определенные впечатления и состояния у человека, по-мнению Гете, "ограничивает" душу, которая стремится к цельности. Таким образом, Гете проводит параллель между цветовой гармонией и гармонией психики. «Как только глаз видит какой-нибудь цвет, то приходит в деятельное состояние. Его природе свойственно породить другой цвет, который вместе с данным содержит цельность цветового круга. Так и душа человека стремится к цельности и всеобщности»[]. Эти положения Гете, во многом предвосхищают результаты экспериментальных исследований между цветовым восприятием и деятельностью вегетативной нервной системы человека. Гете выделяет следующие гармоничные цветовые сочетания: желтый - красно-синий; синий - красно-желтый; пурпур - зеленый.

Исходя из учения Гете о цветовой символике, следует:

· Психологическое воздействие цвета, требует определенного цвета для своего уравновешивания.

· Между гармонической цветовой парой существуют отношения взаимодополнения.

· Указанные шесть цветов составляют "цветовой круг" Гете, где гармоничные сочетания располагаются друг напротив друга по диагонали.

· Кроме гармоничных цветовых сочетаний (приводящих к цельности), Гете выделяет "характерные" и "нехарактерные". Эти цветовые сочетания также вызывают определенные душевные состояния,которые не приводят к состоянию психологического равновесия.

· Значение "Учения о цвете" для психологии цвета очень велико. Его художественный метод, позволил рассмотреть тонкие взаимосвязи между цветом и психикой человека. Метафора "светоносной души человека" получила в работе Гете убедительное подтверждение. Цвет у Гете это не символ божественных, мистических сил, это символ самого человека, его чувств и мыслей, имеющий определенное, специфическое содержание.

 

Василий Васильевич Кандинский– один из крупнейших художников ХХ века, создатель «Абстрактной акварели», в которой особое значение приобретают символы движения, формы, линии, цвета воздействующие на душевные состояния человека. Его символика пронизана музыкальностью. Со звучанием музыкальных инструментов он сравнивает цвета и формы, линии и движение. В своей монографии «О духовном в искусстве» он пишет: «Духовная жизнь», частью которой является искусство и в которой оно является одним из наиболее мощных факторов, есть движение вперед и ввысь; это движение сложное, но определенное и переводимое в простое. Оно есть движение познания»[О духовном в искусстве,15] именно поэтому символу движения В.в.Кандинский уделяет значительное внимание.

Символику движения он рассматривает через геометрические фигуры и их положение в пространстве, которые обращены к внутренней природе человека..

Большой остроконечный треугольник, разделенный на неравные части, самой острой и самой меньшей своей частью, направленной вверх, по его мнению, это схематически верное изображение духовной жизни треугольник медленно движется вверх.

Созидание пирамиды связано с углублением в себя в процессе изучения искусства исравнениеми соединением их «во внутреннем устремлении»

Символикуцвета В.В.Кандинский характеризует на основе физического и психического воздействия. Физическое воздействие связано с цветовым зрением, например, индукцией, контрастом и т.д. Психическое воздействие рождает «вибрацию души». Как и Гете, Кандинский подходил к изучению цвета субъективно. Чтобы понять, как действует цвет, художник советовал сначала сконцентрировать внимание на изолированной краске.

Центральным положением разработки символики Кандинского является утверждение о двух факторах, определяющих психологическое воздействие цвета: «тепло-холод» и «светлота-темнота». На их основе появляются четыре основные сочетания «звука красок».

Первый фактор выявляет отношение желтый – синий, которое связано с «горизонтальным движением». Желтый «движется» навстречу зрителю, а синий - от него.

Второй фактор - это отношение белого и черного. Здесь возникает статическая форма движения.

Кроме "горизонтального движения", у желтого с синим есть еще "центробежное" (желтый) и "центростремительное" (синий). Кандинский образно сравнивает синий с домиком улитки.

В.В.Кандинский связывает символику красок «активной стороны» (желтым, красным и оранжевым) с радостью, торжеством и богатством. Основную роль, при этом, он отводит желтому цвету. Однако, если желтый сделать "холоднее" (прибавлением синего), краска становится зеленоватой и теряет в двух своих "движениях". Рождается болезненное ощущение повышенной чувствительности. В.В. Кандинский сравнивает такой цвет «с раздраженным человеком, которому мешают». Интенсивная желтая краска беспокоит человека, колет, возбуждает, действует на душу нагло и навязчиво. Такой цвет напоминает звук трубы. Это подобно безумной расточительности последних летних сил в яркой осенней листве, рождающей краски безумной мощи. Желтый, по выражению Кандинского, "земная краска" т.к. его нельзя углубить[].

Синий - "небесная краска", зовет человека к бесконечному. Здесь наблюдается "движение" от человека и к центру. Очень углубленный синий выражает покой, а опущенный до черного - печаль. Светлое синее становится равнодушным и безразличным к человеку. Чем светлее синий, тем он беззвучнее. Средне-синий, символизирует звук флейты, темно-синий - виолончель, а наиболее углубленный – орган [].

Зеленый рождается из смешивания желтого и синего. Это самая покойная краска. Здесь нет движения, нет звучания, - ни радости, ни печали, ни страсти. Зеленый цвет никуда не зовет. Благотворно действует на уставшего человека, но может и быстро наскучить. Главное значение абсолютно зеленого - пассивность. В.В.Кандинский связывает символику зеленого цвета с обывателями. Это нечто «жирное и самодовольное». Это символ природы, «погруженной в самодовольный покой». При добавлении желтого, зеленый оживляется, становится "моложе, веселее". И, наоборот, вместе с синим он приобретает серьезность, вдумчивость. При добавлении белого или черного зеленый "сохраняет свой элементарный характер равнодушия и покоя" (с. 48). Этот цвет выражают средние тона скрипки.

Белый -это символ мира, где исчезли все краски, все материальные свойства и субстанции. «Этот мир стоит так высоко над человеком, что ни один звук не доходит оттуда. Белый - это великое молчание, холодная, бесконечная стена, музыкальная пауза, временное, но не окончательное завершение. Это молчание не мертво, но полно возможностей и может быть понято как "ничто", предшествующее началу и рождению» [].

В отличие от белого, черный – «ничто» без возможностей, мертвое ничто, вечное молчание без будущего, законченная пауза и развитие. За этим следует рождение нового мира. Черный – (

окончание, погасший костер, нечто бездвижное, как труп, молчание тела после смерти, самая беззвучная краска.

Белыеодежды выражают чистую радость и непорочную чистоту, а черные - величайшую, глубочайшую печаль и смерть. Белый и черный находят (как и желтый с синим) равновесие между собой в сером. Это также беззвучная и бездвижная краска. Кандинский называет серый "безутешной неподвижностью". Особенно это касается темно-серого, который действует еще более безутешно и удушающе.

Красный характеризуется как «живой, жизненный, беспокойный цвет»,выражающий мужественнуюзрелость, силу, энергию, решимость, триумф, радость (особенно светло-красный). Ему соответствует звук фанфар.

Киноварь - равномерно пламенеющая страсть, уверенная в себе сила». Углубление красного приводит к снижению его активности. Но остается внутренняя раскаленность, предчувствие будущей активности.

Охлажденный красный - фиолетовый, характеризуется Кандинским как болезненный звук, нечто погашенное и печальное, и связывается со звучанием фагота и свирели.

Красный с зеленым и фиолетовый с оранжевым составляют третью и четвертую цветовые пары, вслед за желтым - синим и белым с черным.

Кандинский создает из шести основных цветов большой круг, в котором находятся три пары контрастов. «Как большой круг, как змея, кусающая свой хвост, - символ бесконечности и вечности, - стоят перед нами эти шесть цветов, составляющие три больших пары контрастов. Направо и налево от них находятся две великих возможности безмолвия: безмолвие смерти и безмолвие рождения» [,78].

Таким образом, символика цвета В.В.Кандинского каждый цвет вызывает определенное движение и определенные чувства. Эти чувства являются материальными состояниями души. Гораздо более тонкую природу имеют тона красок, которые образуют определенное звучание.

Символическое значение имеют и простые и сложные повторения, в которых различные элементы участвуют в различной форме. На их основе происходит гармонизация ценностей.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алимов И.А. , Ермаков М.Е. Мартынов А.С. Срединное государство.

2. Введение в традиционную культуру Китая. М.,1998.

3. Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М.,1984.

4. Ассаджиоли Р. Психосинтез. Принципы и техники /Пер.с анг.Е.Перовой М., 2002.

5. Банников Н. В. «Серебряный век русской поэзии» М: Просвещение, 1993.

6. Баранов С. П., Овчинникова А.Ж. Использование знаков и символов в понимании младшими школьниками художественного образа. М.,2003.

7. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской иконописи. М.,1993.

8. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.,1986.

9. Бельская Л.Л. Песенное слово: Поэтическое мастерство Сергея Есенина.- М., 1990.

10. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.,1989.

11. Библия

12. Библер В.С. От науковедения к логике культуры. М.,1991.

13. Бонгард-Левин Г.М. Древняя индия. История и культура/ СПб2001

14. Борисова Н.В. Жизнь мифа в творчестве М.М.Пришвина.Елец,2001

15. Борев Ю.Б. Эстетика. М.,1988.

16. Бородина А.В. Основы православной культуры: учебник для основной и старшей ступени общеобразовательной школ, лицеев, гимназий. М.,2002.

17. Буслаев Ф.И. Историческая хрестоматия. М.,1861.стлб1172.

18. Волков Г.Н. Три лика культуры М.,1986.

19. Володарский Н.И. По залам Третьяковской галереи. М.1970.

20. Воюшина М.П. Программа по литературе для начальных классов общеобразовательной средней школы. СПб1999.

21. Выготский Л.С. Психология искусства. М..1968.

22. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного6 Пер с нем. М.,1991.

23. Гегель Г.Ф. Лекции по эстетике // Соч.: В 14т. М.,1938. Т.12.

24. Гусев Э.К. А.Рублев Из собрания государственной Третьяковской галереи.- М.,1990.

25. Гуревич Е.А. История зарубежной музыки: Популярные лекции. М.,.2000.

26. Дмитриева Н.А.Краткая история искусств. М.,2004.

27. Древнекитайская философия. Собрание текстов. М., 1973. Т.2.

28. Доценко А.Н. Святые лики над Ельцом. Елец.2006.

29. Журавлев А.П. Звук и смысл М.,1991

30. Иванов А.П. Духовные основы церковного искусства// Журнал московской патриархии №5,1989. С.67.

31. Изард К.Э. Психология эмоций СПб., 1999.

32. Избранные труды по искусству. СПб,1999.

33. Ильина Т.В.История искусств. Отечественное искусство: Учебник. М.,2003.

34. Искусство средневекового Китая М., 1962.

35. Караулов Ю.К. Русский язык и языковая личность. М.,1987.

36. Классическая живопись Китая. – М., 1981.

37. Корецкая И.В. Над страницами русской поэзии и прозы начала ХХ века. М., 1995.

38. Корецкая И.В. Над страницами русской поэзии и прозы начала ХХ века.- М., 1995.

39. Красотой Японии рожденный. М.,1987.

40. Краткий словарь по эстетике/ Под ред.М.Ф.Овсянникова,М.,1983.

41. И.К. Кузьмичев Лада М.,1990.

42. Лазарев В.Н. История византийской живописи:В2т. М.,1986.

43. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.,1976.

44. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М.,1982.

45. Лосев А.Ф. Философия. Мир. Культура. М., 1991.

46. Лотман Ю.М. Символ в системе культуры // Избранные статьи: В3 т. Таллин,1993.

47. Лотман Ю.М. Условность в искусстве // Избранные статьи: В 3 т. Таллин,1993.Т.1.

48. Любимлв Л.Д. Искусство древней Руси. М.,1974.

49. Малявин В.В. Китайская цивилизация. М.,2000.

50. Манакова И.П.,Салмина Н.Г. Дети. Мир звуков. Музыка. Свердловск, 1991.

51. Марченко А. Поэтический мир Есенина. М., 1989.

52. Мелик-Пашаев А.А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников // Вопросы психологии,1989.№1.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИМВОЛИКИ В ТВОРЧЕСТВЕ С.А. ЕСЕНИНА | Музыкальная эстетика стран Востока. М.,1967.С.206. 56. Ополовников А.А. Русское деревянное зодчество

Дата добавления: 2014-11-14; просмотров: 561; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.008 сек.