Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Естественный нравственный закон. Совесть
Божия воля становится известной человеку двояко: посредством его собственного существа; через Откровение и положительные заповеди. В первом случае – это внутренний или естественный способ, а второе – внешний или сверхъестественный. Воля Божия сообщается человеку через внутренний или естественный нравственный закон, который вложен в нашу природу Творцом, или через положительный нравственный закон, который дан откровением. Под именем естественного нравственного закона понимают тот внутренний закон, который через разум и совесть показывает человеку, что добро и что зло. О существовании в нас естественного нравственного закона говорит каждому его собственное сознание. Существование в человеке естественного нравственного закона подтверждается Св.Писанием (Рим.2,14). "Ибо, когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон." Подобно рассуждают и Св.Отцы: "Ни Адам, ни другой какой челоек никогда, кажется, не жил без закона естественного, как скоро Бог сотворил Адама, – влолжил в него и этот закон, сделав его надёжным сожителем для всего человеческого рода." – Иоанн Златоуст. "Поистине, достойны похвалы те, которые исполняют долг по внушению естественного закона, ибо сама природа носит в себе точный и неповреждённый критерий добродетелей, на которые указывает Сам Иисус Христос в видах побуждения или поощрения говоря: "Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди – так и вы поступайте с ними," – прп. Исидор Пелусиот (ученик Иоанна Златоустого). В основании интуитивизма нравственности Лосский определяет совесть как "какой-то голос, который обращается к личности", как "данность", которая существует наряду с нашим "я". Неиспорченная совесть – постоянный судья наших действий, чувств, помыслов, совесть – первый утешитель в беде и неумолимый палач в случае нарушения закона. Отступление от нравственного закона приводит к мукам совести (раздумья и переживания). Это происходит, когда человек перестаёт осознавать подлинную природу, пытается во главу угла поставить эгоистические интересы. Такое состояние мучительной внутренней борьбы в человеке двух начал (эгоистического и другого, призывающего человека к правде) ярко описано ап.Павлом: Рим.7,15-25 "Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю." "... по внутреннему человеку нахожу удовольствие в Законе Божием." Человек без благодати не может вырваться из раздирающих его противоречий; как упрёки и угрызения совести бывают сильны и неотвратимы – видим из повествования в "Луге духовном" (сл.166 о покаявшемся разбойнике). "Преступник может иногда избежать суда человеческого, но никогда не избежит сула своей совести" – свт. Григорий Богослов. Совесть одобряет добрые мысли, чувства и поступки человека и награждает его радостью и духовным миром. Она обличает злые и недобрые поступки, возбуждая чувство виновности, обвиняя человека до, во время, и после совершения греха; говоря о врождённости совести, нужно иметь в виду, она дана нам не в готовом виде, а в виде естественного нравственного чувства. Из этого чувства, при участии разума и воли, постепенно образуется естественный нравственный закон, который в ходе развития испытывает влияние окружения. Таким образом, совесть находится в зависимости от всего в совокупности умственного и нравственного состояния человека, а так как в умственном и нравственном отношении состояние отдельного человека и целых народов бывает извращённое, то потому голос совести у людей весьма различен и противоречив.
Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 238; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |