Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Евангельские заповеди блаженства
В них Господь начертал образец жизни, свойственной Его последователям, не отменяя того, что предписывалось Ветхим Заветом. Спаситель расширяет и возвышает смысл древних заповедей, внушая людям стремление к идеальному совершенству, начертывая к нему путь: "В нагорной беседе Иисус Христос даёт заповеди выше древних, "предлагает путь к божественному и небесному образу жизни", – Иоанн Златоуст. Отличительные особенности учения о блаженствах: в изречениях о блаженстве начертан такой идеал нравственной жизни, которым упорядочивается внутренняя жизнь человека, его внешняя жизнь и деятельность является необходимым следствием его внутреннего настроения; "нравственные требования, излагаемые здесь, не являются чем-то чуждым, несвойственным человеку, они напротив есть требования самой нравственной природы человека, стремящегося к истинной нравственной деятельности и совершенству. Исполняя их, человек доставляет своей душе истинное блаженство; внешняя форма изречений не категорическая, но условная и предоставляет человеку полную свободу. Господь не говорит "будьте...", на "блаженны те, кто будет...", но эта условная форма, соответствующая состоянию человека, освободившегося от рабского подзаконного состояния и получившего свободу, нисколько не умаляет силы обязательности для человека этих нравственных требований, но ещё более возвышает их силу, человек как свободный и будет судим по закону свободы. Нравственные требования в изречениях о блаженстве излагаются в строгой постепенности. Человек от лёгких подвигов возвышается к более трудным, от низших к высшим, так что каждая последующая ступень является естественным следствием предыдущей. Таким образом, все заповеди начертывают путь постепенного восхождения к высшему нравственному совершенству, представляя собой лестницу христианских добродетелей, по которой человек последовательно восходит к высшим ступеням совершенства. Внутреннюю связь христианских добродетелей и заповедей объясняют святые Отцы: "От первой заповеди пролагая путь к последней, Иисус Христос сплёл нам законную цепь, ибо смиренный будет и оплакивать свои грехи, оплакивающий сделается кротким, тихим и милостивым, милостивый – праведным и чистым и сокрушённым сердцем, а такой бывает миролюбивым. Кто же достигает всего этого, тот будет готов к опасностям. Не устрашится злоречия и бесчисленных бедствий." Свт.Иоанн Златоуст. Иисус Христос начал Нагорную проповедь с разговора о счастье человека, как его иметь и удержать. То, что Он открыл истину о счастье, свидетельствует, что приобрести счастье и быть счастливым человек может только с Богом и в Боге, Который есть Полнота. Сам поиск счастья сопряжён с его неполнотой. Блаженство резко отличается от наших представлений о счастье. Мы забываем, что наше представление о нём, как и всё человеческое, искажено и несовершенно. Пребывание в плену собственных представлений делает нас неспособными к реальному счастью, которое каждому из нас предлагает Провидение. Воображаемое счастье никогда не будет реальным. Во имя своих превратных представлений мы часто жертвуем Божественной реальностью, которую не воспринимаем из-за её несоответствия нашим представлениям. Становясь "императорами иллюзий", мы разочаровываемся, восприниммаем счастье как судьбу, говорим, что так суждено. Блаженства Нагорной проповеди – это вызов нашим стереотипам счастья, реальное наше счастье зависит от того, сможем ли мы сделать шаг от фантомов нашего сознания к реальности, предлагаемой Иисусом Христом. Наша ошибка в понимании счастья заключается в том, что мы забываем, что счастье сопряжено с тайной страданий, сначала Иисуса Христа, а потом и нас, как Его последователей. Принципиальным в блаженстве Христа является понимание того, что счастье переживается через свободное устремление, через выбор человека. Бог являет человека свободным, потому богоподобным, а в Его словах ни малейшей категоричности, нет повеления. Блаженство нельзя передать, получить, его можно лишь пережить на уровне личности. Потому Иисус Христос говорит лишь о том, какими люди могут быть, открывая верные пути к счастью, но решение человек принимает сам.
Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 301; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |