Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Главное начало христианской нравственности
Полностью и всеохватывающе регламентировать вся жизнь человека невозможно, в особенности в её мелочах. Христианин призван к свободе и нет необходимости в бесчисленном множестве частных предписаний. Должен быть лишь один стержневой критерий: главное начало христианской нравственности, которое было бы надёжным руководителем во всех частных случаях христианской жизни. Оно заключается в любви к Богу и к ближним. На любовь указывает Сам Спаситель (Мф.22,36-40). Апостолы называют любовь "царским законом" (Иак.2,6) и "исполнением всего закона" (Рим.13,8-10), "союзом совершенств". Также рассуждают и Свв.Отцы Церкви: "В заповеди любви сокращённо вмещается весь состав заповедей, так как начало и конец добродетелей есть любовь – она есть и корень и необходимое условие и совершенство добродетели" – Иоанн Златоуст. "Сущность всего Писания заключается в любви к Богу и ближнему. Если ты не имеешь столько времени и силы, чтобы надлежащим образом перечитать все листы в Св.Писании, то предайся только любви, которая обнимает собой всё прочее." – Блаженный Августин. Что же есть любовь по своему существу? "Любовь есть способность нашего духа усвоять себе другое существо и отдавать себя ему, когда оно гармонирует с его (духа) природой и восполняет его жизнь".– Еп.Амвросий Харьковский. Так дух наш соединяется с Богом и в Нём находит своё блаженство. Так человек узами любви соединяется с человеком, в этом союзе находя своё счастье или восстановление своей жизни. Подобным образом определяет любовь проф. Олесницкий: "Любовь есть полное предание себя, своей личности в другую личность и одновременное восприятие другой личности в свою." Любящий и любимый составляют одно существо, не теряя личной жизни и сознания, личной индивидуальности. Жизнь одного переживается другим как его собственная жизнь: "Душа Ионафана прилепилась к душе Давида и полюбил его Давид как свою душу." 1Пар.18,1. Идеалом христианской любви является полное единение душ по образу единства Отца с Сыном, и совершенное осуществление этого идеала мы видим в первоначальной христианской общине, в которой у всех "как бы одно сердце и одна душа" Деян.4,32. В состоянии любви счастье и горе другого становятся достоянием любящего: "кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал?" (2Кор.11,29). Любовь, требующая предания собственной личности в другую, невозможна без самопожертвования и самоотвержения. Любовь как главное начало нашей нравственной жизни, естественна ещё и потому, что каждая человеческая личность связана с другими личностями, что только при взаимодействии с ними и может достигнуть полного совершенства и раскрытия. Любовь есть таинство, вложенное в самую глуббину человеческой природы., тяготение, стремление души как образа Божия к единению со своим Первообразом (Богом) и с ближними, как отображением единого Бога, ибо и Сам Бог есть Любовь. (1 Ин.4,8). Начало любви лежит в основе жизни всего мира, и проявляется повсюду в природе. Эту силу симпатии вся вселенная проповедует бессознательно и это видел Василий Великий: "Целый мир, состоящий из разнородных частей, Бог связал неразрывным союзом любви. Единое общение – в одну гармонию, так что части по положению своему, весьма отдалённые одна от другой, окажутся соединёнными посредством симпатии." (Беседы на шестоднев). То, что среди животных обнаруживается инстинктивно, то в человеке возвышается до сознательного, свободного стремления – любви. В человеческом обществе любовь – основа личной деятельной жизни каждого. Основа семьи, общества, государства. Любовь поддерживает стремление к истине и знанию, к прекрасному и вечному. Для христианина глубочайшим основанием закона любви является то, что Сам Господь есть Любовь и источник любви. Он прежде возлюбил нас. 1 Ин.4,16,19. Мы уже потому нравственно обязаны поставить Любовь началом жизни и деятельности, что она составляет внутреннее существо Самого Бога и мы носим в своей душе печать Божественной Любви. Внутрення жизнь Божества состоит во взаимообщении и любви между тремя Лицами Божества (Троицы). Тайна Божественной жизни Св.Троицы есть тайна Божественной Любви. Начало и конец бытия – тоже любовь Божия. Отсюда следует, что любовь должна быть началом жизни каждого человека. И мы будем любить ближнего, если любим своего Небесного Отца. Христианское учение о спасении даёт новое основание для любви, как главному началу жизни. Спасение людей через Иисуса Христа есть дело Божественной Любви, так как Господь пролил Свою Кровь. В этой любви мы едины и, по словам Ап.Павла, мы все – члены Тела Христова. Все мы искуплены одной Кровью, все причащаемся одной Чаши, все уповаем одно упование и звание. Еф.4,6. И как человеческие органы помогают друг другу, так и мы должны помогать друг друггу, чтобы уразуметь превосходящую разум любовь Христову. (Евр.3,19).
Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 240; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |