Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Основы веры в иудаизме

Вероучение иудаизма разрабатывалось на протяжении столетий своего существования. Главная идея, которая считается его последователями основной с давних времен – это строгий монотеизм и верность единому Богу. Это выражено в главной иудейской молитве «Шма», которой начинается богослужение: «Слушай, Израиль! Господь наш Бог, Господь – один!». Современный иудаизм настаивает на том, что эта религия, возникнув с заключения завета Бога с Авраамом, является древнейшим монотеизмом и в этом его главная историческая заслуга. Во многом это верно, так как современные мировые монотеистические религии – христианство и ислам – связаны с Танахом и определяются как авраамические религии, имеющие общую, или во многом связанную священную историю.

Но с появлением этих вероучений, провозглашающих веру в одного Бога и четко оформивших свои принципы, возникает данная потребность и для иудаизма, чтобы показать различия и специфические особенности данной религии. В XII веке ученый-талмудист Маймонид (Моисей бен Маймон) сформулировал тринадцать принципов, которые считаются своеобразным символом веры в иудаизме. Эти принципы можно кратко сформулировать следующим образом: Бог существует. Бог один. Бог не существует в телесной оболочке. Бог вечен. Иудеи должны поклоняться только Ему одному. Общение с Богом происходит через пророков. Моисей – величайший из пророков. Тора имеет божественное происхождение. Тора никогда не утратит своего значения. Бог знает обо всех поступках людей. Бог наказывает зло и вознаграждает добро. Бог пошлет Своего Мессию. Бог воскресит мертвых.

Опираясь на комментарии данного символа веры, можно говорить, что иудаизм провозгласил монотеизм, углубленный учением о сотворении человека Богом по своему образу и подобию. Сформулировал понятие о Боге как абсолютно Совершенном, не только абсолютном Разуме и Всемогуществе, но и источнике Благости, Любви и Справедливости, который выступает по отношению к человеку не только как Творец, но и как Отец. Понятие о жизни как о Диалоге Бога и человека, – ведущемся как на уровне индивидуума, так и на уровне народа (проявление Провидения в национальной истории) и на уровне «всего человечества как единого целого». Учение о полном господстве духовного начала над материей, но при этом духовной ценности также и мира материального.

Но с развитием иудаизма, идея монотеизма испытывает определенную трансформацию, что связано традицией тайного толкования Торы, воплощенного в учении каббалы. Согласно ему, Бога следует воспринимать двояко: 1) Бог в Себе, сокрытый в глубинах Своего бытия; 2) открывшийся Бог, творящий и охраняющий Свое творение. Ряд авторов видят в этом учении элементы гностицизма (тайного знания, указывающих на действие в мире лишь низших божественных сил, энергий) и пантеизма (учения отождествляющего бога и мир). Несмотря на это, каббала считается одним из признанных современным ортодоксальным иудаизмом учением, отражающим сущность его догматических взглядов. Таким образом, даже в таком принципиальном для религии вопросе о восприятии Бога как личного начала или как энергии, разлитой в мире, в иудаизме нет единой позиции.

Другая важная идея – учение об абсолютной ценности человека (как индивидуума, так и народов и также всего человечества в целом) – как бессмертного духовного существа, созданного Богом по Своему образу и подобию, учение об идеальном назначении человека, заключающемся в бесконечном, всестороннем, духовном совершенствовании. Но и здесь можно говорить о неоднозначных трактовках понимания личности и его приближения к Богу. Учение о бессмертии души оформляется в иудаизме на рубеже эр, отражением чего служат упоминаемые споры фарисеев и саддукеев. Возобладала позиция первых, вместе с идей телесного воскресения из мертвых (что отражено в символе веры Маймонида). Но в средневековье, важный вопрос о посмертном пребывании человеческой души получает неоднозначные трактовки: или пребывание души в раю (аду) как воздаяние за земные дела, или переселение души в другие живые и даже неодушевленные тела, при этом сохраняя личностные черты (чего нет в индийских религиях). Тем самым иудаизм допускает существование реинкарнации (переселения душ), хотя это учение не является господствующей позицией большинства верующих.

Еще одна существенная сторона вероучения – особое отношение к еврейскому народу. У него есть особая миссия, его избранность, заключающаяся в том, чтобы донести эти Божественные истины до человечества и через это помочь человечеству приблизиться к Богу. Отсюда его особая роль в истории. Для реализации этой задачи Бог заключил с еврейским народом Завет и дал ему заповеди. Божественный Завет неотменим; и он налагает на еврейский народ более высокий уровень ответственности. Одна из главных идей Танаха – верность Богу народа Израиля ведет к покровительству и награде с Его стороны, отступление от Бога и несоблюдение его заповедей влечет наказания.

Евреи – Богом избранный народ, сквозная догматическая мысль иудаизма. Есть ли в ней элемент высокомерия и превосходства? Безусловно. Различение «своих» и «чужих» важно в иудаизме, и религиозный закон устанавливает правила, регулирующие отношения иудеев с гоями (представителями других народов). Порой, фразы, встречающиеся в Талмуде, крайне резко определяли положение гоев и отношение к ним. Например: «Будьте чисты с чистыми (евреями) и лукавы с нечестивыми (гоями)» «Еврею же разрешается захватывать, по желанию, имущество гоя, ибо там, где написано: «не делай вреда ближнему», не говорится: «не делай вреда гою». Это не могло не вызывать обратной реакции со стороны народов, на территории которых проживали евреи после рассеяния, и становится одной из причин антисемитизма. Правда, некоторые авторы, указывали, что данное отношение возможно лишь к тем, кто не соблюдает общечеловеческие принципы, известные как «заповеди сыновей Ноя». Их семь: 1.Запрет идолопоклонства – вера в единого Бога. 2.Запрет прелюбодеяния – уважение к семье. 3.Запрет богохульства – почитание Бога. 4.Запрет убийства – уважение к человеческой жизни. 5.Запрет воровства – уважение к имуществу ближнего. 6.Запрет употребления в пищу плоти, отрезанной от живого животного – уважение к живым существам. 7.Обязанность создать справедливую судебную систему. С точки зрения еврейской традиции все потомки Ноя, то есть все народы, будут в будущем придерживаться монотеизма, и в этом они будут едины с евреями.

На самих же евреев, помимо этих общечеловеческих принципов, после заключения завета Бога с Авраамом, а затем с Моисеем, налагается несравненно большее число заповедей. Это 613 мицвот, которые делятся на 248 предписаний и 365 запретов – своеобразное «иго небес» которое должны нести евреи за свое избранничество. Можно ли приобщиться к этой богоизбранности и стать иудеем, не будучи евреем, а являясь гоем? Иудаизм допускает это, через совершение обряда гиюра, обращение в иудаизм, который представляет собой сложную процедуру. Необходимо показать отсутствие каких-либо личных интересов, кроме духовных устремлений и продемонстрировать знание иудейских религиозных законов и желание их соблюдать. В заключение обратившиеся совершают ритуальное омовение, а мужчины проходят обряд обрезания. После обращения прозелиты считаются потомками патриархов и именуются «геры», принимают на себя все предписания иудаизма, а их потомки становятся полноправными членами общины. В истории существовали случаи принятия иудаизма целыми народами, этнически не связанными с евреями, но в целом прозелитизм (то есть обращение в данную веру из других религий и народов) не одобряется Талмудом и не получил в иудаизме значительного развития. Тем самым, можно утверждать, что при наличии в вероучении идеи особой миссии еврейского народа, принцип национальной исключительности не является безусловным.

В итоге можно утверждать, что главный принцип, определяющий иудаизм – это необходимость следования тем предписаниям, которые сформулированы в Танахе (613 заповедей) и прокомментированы в Талмуде с указанием конкретных ситуаций. «Главное – это действие» – говорит еврейская традиция. Изучение Галахи помогает каждому еврею определить, какое именно и каким образом выполненное действие соответствует Торе. Различия в основных направлениях иудаизма (реформистский, ортодоксальный и консервативный) по сути, сводятся к более или менее расширенному толкованию применения этих правил в повседневной жизни иудея.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
История евреев в Средневековье и Новое время. Направления в иудаизме | Религиозная практика иудаизма

Дата добавления: 2015-07-26; просмотров: 279; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.006 сек.