Студопедия

Главная страница Случайная лекция

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика






Возникновение буддизма. Буддийское вероучение и культ

Читайте также:
  1. III. Социальные, экономические и культурные права человека.
  2. XX съезд КПСС о культе личности Сталина: понятие, причины возникновения, последствия, меры по преодолению.
  3. Авторитет учителя физической культуры
  4. Адаптация организаций в межкультурной среде
  5. Активизация деятельности учащихся на уроке физической культуры
  6. АНАЛИЗ УРОЖАЙНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КУЛЬТУР И КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ РАСТЕНИЕВОДСТВА
  7. Антропологические аспекты культуры
  8. Антропоцентризм и культ природы, пантеизм и телеологизм как характерные черты философии Возрождения.
  9. Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы не вправе осуществлять действия, влекущие возникновение конфликта интересов или создающие угрозу возникновения такого конфликта.
  10. АУСКУЛЬТАЦИЯ

Самые великие открытия человечества начинаются с неприметных событий. Они столетиями накапливают внутреннюю силу, «обрастая» плотью мифов, легенд, славы, но их сущность остается практически неизменной. Именно к таким открытиям относится буддизм. Он возник в VI веке до нашей эры в Индии. Пережив в этой стране эпоху формирования и расцвета, буддизм превратился в мировую религию благодаря распространению в страны Южной, юго-восточной, Центральной Азии и Дальнего Востока.

Для того чтобы понять истоки возникновения буддизма, особенности его вероучения и культа, необходимо вспомнить, какой была религиозная жизнь населения Индии того периода. При изучении национальных религий Индии отмечалось, что в VI веке до нашей эры господствующее положение в индийском обществе занимал брахманизм, при котором господствовала кастовая система разделения населения. Ведущую роль в этой системе занимали брахманы и кшатрии. Основателем буддизма была реальная историческая личность – Сиддхартха Гаутама, принадлежавший к варне кшатриев. По своему социальному происхождению он принадлежал к царствующему дому небольшого княжества Шакья, расположенного на севере Индии. Отец Сиддхартхи был раджой этого полунезависимого княжества. Мать – Майя – умерла через несколько дней после его рождения. Буддийское предание гласит, что отец Сиддхартхи безумно любил свою жену и после смерти перенес свою любовь на сына. Он окружил его заботой и вниманием, не жалел средств для развлечения ребенка, а затем и юноши. Однажды царевич, гуляя со своим возницей Чангой, неожиданно увидел дряхлого старика и, пораженный его видом, стал расспрашивать слугу о старости. Он был потрясен, когда узнал, что это общий удел всех людей. Перед ним со всей остротой встали смысложизненные вопросы, связанные с проблемой жизни и смерти.

Индийская культура того времени уже выработала определенные формы ответа на эти вопросы. Существовали развитые философские системы, развивалась практическая йога. Сиддхартха обратился к изучению философского наследия ведизма и брахманизма. Многое было им усвоено, творчески переработано и затем вошло в новое учение. Но это случилось не сразу. Философские системы того времени учили, что покой можно обрести, только ведя аскетический образ жизни, занимаясь самоумерщвлением своей плоти. Сиддхартха стал отшельником – йогом, шесть долгих лет он бродил в чаще, почти ничего не ел. Однажды, в полуобморочном состоянии, он, заснул под деревом, и во время сна ему открылись великие истины, он стал просветленным – Буддой (слово Будда буквально означает просветленный). С тех пор он стал сам просвещать людей, проповедовать свое учение.

Буддизм как религиозная система и философско-нравственное учение начинается с того момента, когда Сиддхартха Гаутама захотел сделать свое просветление всеобщим достоянием и начал свою проповедь. Формулируя свое учение, Будда опирался на знакомую всем индийцам брахманистскую традицию. Он использует в своем учении принцип перерождения (сансары), идеи воздаяния (кармы), праведного пути (дхармы)[8].

В своей первой проповеди Будда говорит о четырех истинах и двух «крайностях» в поведении людей, которые мешают им встать на путь религиозного спасения.

«Какие эти две крайности? Одна крайность предполагает жизнь, погруженную в желания, связанную с мирскими наслаждениями; это жизнь низкая, темная, заурядная, неблагая, бесполезная. Другая крайность предполагает жизнь в самоистязании: это жизнь, исполненная страдания, неблагая, бесполезная. Избегая этих двух крайностей, Татхагата (Просто Идущий – эпитет Будды) во время Просветления постиг срединный путь – путь, способствующий постижению, пониманию, ведущий к умиротворению, к высшему знанию, к Просветлению, к нирване».[9]



Свой путь Будда назвал «срединным», поскольку он сочетал обычную мирскую жизнь и аскетическую практику, избегая крайностей того и другого. В течение 45 лет Будда распространял свое учение в Индии. По буддийским источникам, он завоевал приверженцев среди самых разных слоев общества; в число последователей буддизма входило множество богатых и влиятельных людей, включая царя государства Машадха Бимбисару и его сына Аджаташатру.

Незадолго до смерти Будда сообщил своему любимому ученику Ананде, что мог бы продлить свою жизнь на целый век, и потом Ананда горько сожалел, что не догадался попросить его об этом. Причиной ухода Будды из жизни послужила трапеза у бедного кузнеца Чунды, во время которой Будда, зная, что бедняк собирается потчевать своих гостей несвежим мясом, попросил отдать все мясо ему. Не желая, чтобы пострадали спутники, Будда съел его.

Как гласит «Сутра великого ухода» перед смертью Будда сказал любимому ученику: «Ты, наверное, думаешь. Ананда: «Смолкло слово Господина, нет у нас больше Учителя!». Нет, не так вам следует думать. Пусть Дхарма и виная (дисциплина), которые я возгласил и которым наставлял вас, будут вашим учителем, после того как не станет меня». Умер Будда в местечке Кушинагар, и его тело было, по обычаю, кремировано, а прах разделен между восемью последователями, шесть из которых представляли разные общины. Его прах захоронили в восьми разных местах, и впоследствии над этими захоронениями были воздвигнуты мемориальные надгробия – ступы. Согласно легенде, один из учеников вытащил из погребального костра зуб Будды, который стал главной реликвией буддистов. Ныне он находится в храме города Канди на острове Шри-Ланка. Смерть, или, как считают буддисты, освобождение, нирвана (или даже паринирвана, т.е. «великая нирвана») Будды стала началом отсчета времени существования буддизма как религии.

Кто же все-таки Будда для буддистов – Учитель, Бог или всего лишь рядовой представитель довольно многочисленной категории Будд – достигших Просветления существ, проживающих в разных мирах вселенной? Несомненно, что Будда – Учитель, ибо он не только открыл Путь, но еще и учил, как надо идти по нему. Сложнее ответить на вопрос, Бог ли Будда, так как буддисты никогда не воспринимают его как Бога. Однако Будде присущи такие качества, как всемогущество, способность творить чудеса, менять облик, влиять на ход событий и в здешнем мире, и в других мирах. Это те самые качества, которыми обычно наделены боги, во всяком случае, так считают люди, исповедующие различные религии.

Буддизм признает существование неисчислимого количества будд в разных мирах и в разные промежутки времени. Есть будды прошлого, настоящего и будущего. Есть группа в тысячу будд, которые должны появиться в течение нынешнего периода существования мира (кальпы); есть будды, олицетворяющие различные виды деятельности и явления природы, будда врачевания и будда неизмеримого света, будда несокрушимой истины и вселенский, космический будда. Но только для одного из них, - только того, кто стал Учителем человечества, - этот эпитет является первым и главным именем.

Как и другие религии, буддизм обещает людям избавление от самых тягостных сторон человеческого существования – страданий, невзгод, страстей, страха смерти. Буддизм учит, что, под влиянием поступков человека, его бытие постоянно меняется. Поступая плохо, он пожинает болезни, бедность, унижения. Поступая хорошо, вкушает радость и умиротворенность. Таков закон кармы, (морального воздаяния), который определяет участь человека и в сансаре (циклическом существовании смертей и перерождений).

Этот закон составляет механизм сансары, который называется бхавачакра – «колесо жизни» (оно же – круговорот бытия или круг сансары). Любое живое существо замкнуто внутри «колеса жизни» с его бесконечной цепью перерождений. Гнев, неведение и вожделение не дают ему возможности вырваться из «колеса жизни». Бхавачакра состоит из 12 нидан – звеньев, взаимосвязанных причин, порождающих беспрерывный поток жизней: неведение обуславливает появление кармических импульсов, они формируют индивидуальное сознание; сознание определяет характер физического и психического облика человека; это, в свою очередь, способствует формированию шести чувств – зрения, слуха, осязания, обоняния, ощущения вкуса и чувство; затем желание, в свою очередь, порождает привязанность к тому, что чувствует и о чем мыслит человек. Привязанность приводит к вхождению в существование, следствием чего является рождение. А всякое рождение неизбежно влечет за собой старость и смерть.

Таков цикл существования в мире сансары: каждая мысль, каждое слово и дело оставляют свой кармический след, который приводит человека к следующему воплощению. Цель буддиста – жить так, чтобы как можно меньше оставлять кармических следов. Это значит, что он не должен зависеть от желаний и привязанности к объектам желания. «Нет уз у тех, у которых нет приятного или неприятного». «Из привязанности рождается печаль, из привязанности рождается страх; у того, кто освободился от привязанности, нет печали, откуда возьмется страх?» «Как дерево, хотя и вырванное, продолжает расти, если корень его не поврежден и крепок, так и страдание рождается снова и снова. Если не искоренена склонность к желанию»[10].

Таким образом, высшую цель жизни буддизм видит в освобождении от кармы и выходе из круга сансары. Такое состояние человека, достигшего освобождения, в буддизме и называется нирваной.

Люди, поверхностно знакомые с буддизмом, считают, что нирвана – это смерть. Но это не так. Нирвана – это угасание обычных желаний и страстей. Это не смерть, а жизнь, только в ином качестве, жизнь совершенного, свободного духа.

Буддизм не относится ни к монотеистическим (признающим единого Бога), ни к политеистическим (основанным на вере во многих богов) религиям. Буддизм не отрицает существования богов и других сверхъестественных существ (демонов, духов, созданий ада и т.п.), но считает, что они тоже подчинены действию кармы, и, несмотря на все свои сверхъестественные силы, не могут самого главного – выйти за пределы непрерывного круга перевоплощений. Только человек способен «встать на путь», и, последовательно меняя себя, искоренить причину перерождений, достичь нирваны. Чтобы освободиться от перерождений, богам и другим существам придется родиться в человеческом облике. Только среди людей могут появиться высшие духовные существа: будды – люди, достигшие Просветления, и бодхисаттвы – те, кто откладывает уход в нирвану ради помощи другим существам.

Может сложиться представление, что буддам и бодхисаттвам принадлежит в буддизме то же место, которое в других религиях занимают боги или единый Бог. Но это не совсем так. Будды не могут, как боги других религий, создавать мир, управлять стихиями; они, как правило, не могут карать грешников или награждать праведников. Буддизм – и в этом еще одно его отличие от других религий – подчеркивает, что судьба человека зависит только от его собственных усилий в неустанной сознательной работе над собой.

Проповедь своего учения Будда начал с «четырех благородных истин»: о страдании и причине страдания, об устранении причины страдания и о пути к прекращению страданий, обращаясь к ученикам (бхикину) так: «А вот, бхикшу, благая истина о том, что существует страдание. Рождение – страдание; старость – страдание; болезнь- страдание; смерть – страдание; соединение с тем, что неприятно, - страдание; разъединение с тем, что приятно, - страдание; когда нет возможности достичь желаемого – это тоже страдание.

А вот, бхикшу благая истина о том, что страдание имеет свою причину. Это жажда, ведущая к перерождениям, связанная с наслаждением и страстью, находящая удовольствие то в одном, то в другом. Жажда бывает трех видов: жажда чувственных удовольствий, жажда перерождений, жажда существования.

А вот, бхикшу благая истина о том, что страдание имеет свою причину. Согласно первой истине, все существование человека есть страдание, неудовлетворенность, разочарование. Даже счастливые моменты его жизни в конечном итоге связаны с «разъединением с приятным». Хотя страдание универсально, оно не является изначальным и неизбежным состоянием человека, поскольку имеет свою причину – желание или жажду удовольствий, которая лежит в основе привязанности людей к существованию в этом мире. Такова вторая благородная истина.

Пессимизм первых двух благородных истин преодолевается благодаря следующим двум. Третья истина гласит, что причина страдания, поскольку она порождена самим человеком, подвластна его воле и может быть им же и устранена, а чтобы положить конец страданиям и разочарованиям, нужно прекратить испытывать желания.

О том, как достичь этого, говорит четвертая истина, указывающая восьмеричный благородный путь: «Этот благой восьмеричный путь таков: правильные взгляды, правильные намерения, правильная речь, правильные действия, правильный образ жизни, правильные усилия, правильное осознание и правильное сосредоточение»[11].

Таким образом, восьмеричный путь включает три основные составляющие культуры поведения (правильная мысль, слово, действие), культуру медитации (правильное осознание и сосредоточение) и культуры мудрости (правильные взгляды).

Культура поведения – это путь (или десять) основных заповедей (панчашила): не убей, не бери чужого, не лги, не пьянствуй, не прелюбодействуй, а также добродетели щедрости, благонравия, смирения, очищения и т.п.

Культура медитации – это система упражнений, ведущих к достижению внутреннего умиротворения и отстраненности от мира и обузданию страстей.

Культура мудрости – знание четырех благородных истин.

Из всех четырех благородных истин именно восьмеричный благородный путь составляет ядро буддийского учения. Будда не просто говорит о возможности освобождения, но и указывает путь, следуя по которому каждый человек собственными силами, без помощи Будды способен достичь свободы и сам стать буддой. Все это отличает буддизм от других известных религий: ни одно религиозное учение не признает, что человек может своими усилиями сделать себя богоподобным существом.

Встав на этот путь, можно прийти к высшей цели – выходу из круговорота перерождений, а, значит, к прекращению страданий и достижению состояния освобождения – оно и есть нирвана. Следование только моральным заповедям приносит лишь временное облегчение.

Четыре благородные истины во многом напоминают принципы лечения: история болезни, диагноз, признание возможности выздоровления, рецепт лечения. Не случайно, буддийские тексты сравнивают Будду с врачевателем, который занят не общими рассуждениями, а практическим излечением людей от духовных страданий. Своих последователей Будда призывает постоянно работать над собой во имя спасения, а не тратить время на разглагольствования о предметах, которых они не знают по собственному опыту. Он сравнивает любителя отвлеченных разговоров с глупцом, который вместо того, чтобы позволить вытащить попавшую в него стрелу, начинает рассуждать о том, кем она была выпущена, из какого материала сделана и т.п.

Таким образом, суть вероучения буддизма сводится к призыву к каждому человеку встать на путь поиска внутренней свободы, полного освобождения от всех оков, которые несет в себе человеческая жизнь. Обретение просветления означало в буддизме обретение полноты внутренней свободы, освобождение от пут жизни и смерти, прекращение цепи перерождений.

Каким же образом, с точки зрения буддизма, обретается это освобождение? Ответ гласит: освобождение обретается в нирване. Нирвана наряду с просветлением является ключевым понятием буддизма. Слово «нирвана» в переводе с санскрита означает «затухание», «угасание». По учению буддизма, нирвана – это внутреннее состояние человека, при котором угасают все чувства и привязанности, а вместе с ними и весь окружающий человека мир. «Мудрые – учил Будда, угасают как лампады». Это внутреннее угасание освобождает человека от его страдающего «Я», и от самой жажды жизни, влекущей все живые существа к новым и новым перерождениям. Тем самым разрывается власть кармы и просветленный человек – мудрец до конца растворяется в блаженной пустоте абсолютного покоя.

Смысл нирваны состоит в том, что она ставит человека по ту сторону необходимости. В этом значении нирвана равна свободе. Однако впервые человеку открывается лишь негативная сторона свободы. Это свобода, понимаемая лишь как отрицание полной зависимости, «свобода от…». Подлинная же свобода не только отрицает, но и утверждает бытие человека как личности, его самоценное достоинство и неисчерпаемые творческие силы. Личность в VI веке до нашей эры еще не сформировалась в Древней Индии, поэтому полная свобода истолковывается Буддой как полнота отрицания: нирвана лежит не только по ту сторону необходимости, но и по ту сторону всякого бытия, Нирвана освобождает человека не только от необходимости, но и от собственного «Я», от всякого положительного содержания и потому не может быть вполне адекватно выражена ни в слове, ни в образе.

Нирвана манит к себе как «внутренний остров», достигнув которого мудрец – просветленный обретает независимость от людей и богов и даже от самой природы. «Тот несравненный остров, где ничем не владеют и ничего не жаждут, я называю Нирваной, разрушением смерти и гибели» - говорил Будда. Немногие достигают этого острова, но тем, кому удалось это сделать, даже боги завидуют.

По буддийскому учению люди не одиноки на пути к просветлению, в этом им помогает Будда, а также бодхисаттвы – существа, которым осталось сделать последний шаг для достижения нирваны, но которые его не делают сознательно, чтобы помочь людям обрести покой. Однако главное на этом пути должен сделать сам человек. Просветление и нирвана достигается ценой собственных усилий[12].

По буддизму, жизнь во всех ее проявлениях есть выражение различных комбинаций или «потоков» нематериальных частиц – дхарм. Сочетание дхарм определяет бытие всего существующего в этом мире: людей, животных, растений, неорганической природы. После распада соответствующего сочетания наступает смерть, но дхармы не исчезают бесследно, а образуют новую комбинацию. Эта комбинация осуществляется в соответствии с законом кармы – воздаяния в зависимости от поведения в предыдущей жизни. Бесконечная цепь перерождений (сансара), или колесо жизни может быть прервано. Именно к этому и должен стремиться каждый человек. Прекращение перерождений, вызывающих страдания, достижение состояния покоя, блаженства, слияния с Буддой – такова главная цель человеческих усилий. Таким образом, в буддизме главный упор делается на то, что уже здесь, при жизни человек может обрести состояние бесстрастия, покоя, просветления.

Как видно из всего вышеизложенного, буддизм не только заимствует ряд важных положений из брахманизма, но и противопоставляет свое учение брахманизму. Он отказывается признавать необходимым деление всех людей по кастовому признаку. По его учению все люди располагают равными возможностями встать на путь просветления. Сословные, этические и вообще социальные различия признавались вторичными, производными от уровня, степени нравственной близости человека к пути, указанному Буддой, и, соответственно, могли быть изменены в процессе нравственного самоусовершенствования. Таким образом, именно в буддизме закладывается один из принципов, характерных для всех мировых религий – обращение с проповедью ко всем людям, независимо от их этнического и социального происхождения. Реализация этого принципа и способствовала усвоению данных религиозных систем различными народами мира.

Важной особенностью буддизма, сближающей его со всеми другими мировыми религиями, является перемещение акцента с коллективной на индивидуальную религиозную жизнь. Согласно буддизму, человек может вырваться из сансары индивидуальным усилием, осознав и сформулировав свой, личный «праведный путь», и, повлияв на судьбу, изменить воздаяние. Таким образом, одним из важнейших принципов вероучения буддизма является ориентация на индивидуальную духовную жизнь.

Учение Будды призывает человека не творить зла, не воровать, не лгать, не наносить ущерба ничему живому, не прелюбодействовать, не употреблять спиртного и т.д. Человек должен избегать «красного петуха» - гордыни, тщеславия и эгоизма, «черной свиньи» - невежества и неразборчивости, «зеленой змеи» - коварства и злобы. Надо уважать других, быть скромным, уметь радоваться за окружающих, дарить людям часть своей собственности, щедро делиться с ними собственным опытом и назначением. Вместе с тем, Будда не заставляет всех следовать по этому пути, а лишь указывает его людям[13].

Существует мнение, согласно которому этика Будды принципиально безличностна. Такое мнение – односторонне. Действительно, восхождение к нирване означает погружение в абсолютно безличное, внутреннее нерасчленное состояние. В этом заключается спасение человека. Однако осуществляется оно исключительно в результате усилий самого человека, на основе его свободного индивидуального выбора. Все определяется мерой добродетельности намерений и поступков индивида, обнаруживаемых, правда, во всей совокупности предшествующих рождений. Поскольку нравственная судьба человека полностью подконтрольна ему самому и возможности его спасения не ограничены ничем, кроме его собственных грехов и ошибок, то по этому признаку этику Будды вполне можно квалифицировать как этику личности. Как полагает Будда, человек, чтобы утвердиться в качестве нравственной личности, должен победить самого себя как обособленного эмпирического индивида.

Учение Будды нацелено на прекращение человеческих раздоров через внутреннее самосовершенствование личности. В его основе лежат нравственные цели. При этом нравственность интересует Будду, прежде всего, в ее практически действенном выражении, как путь спасения. Вопросы ее философско-доктринального обоснования он оставляет в стороне. Точно также в учении Будды крайне слабо выражен религиозный элемент. Правда, ученики Будды были организованы в монашеские общины. Община (сангха) наряду с учителем и учением – одно из трех прибежищ буддиста. Однако сама община цементировалась во времена Будды общностью духовно-нравственных стремлений и соответствующего образа жизни; составленный им устав общины основывается на прецедентах. Буддизм в его первоначальном содержании не был отгорожен от мира ни философским, ни религиозным панцирем. Это предопределило его удивительную пластичность, способность к изменениям и ассимиляции. На почве разнообразных философских и исторических традиций буддизм стал видоизменяться, он разделился на ряд течений, из которых наиболее значительным стали северный буддизм (махаяна, что переводится как «большая колесница») и южный буддизм (хинаяна, «малая колесница»). Одновременно происходило обожествление образа Будды, превращение буддизма в религиозное мировоззрение и практику. В таком виде он и дошел наших дней.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Артемов А.А | Особенности региональных форм буддизма

Дата добавления: 2014-03-04; просмотров: 214; Нарушение авторских прав


lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.019 сек.