Студопедия

Главная страница Случайная лекция

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика






Сущность ваххабизма и его связь с экстремизмом и международным терроризмом

Читайте также:
  1. I. Сущность инженерного обеспечения боевых действий войск, предъявляемые к нему требования и важнейшие его принципы.
  2. Автоматика, связь и охранно-пожарная сигнализация
  3. Актуальность и сущность НТР
  4. Анимационный сервис: сущность и поле деятельности
  5. Безработица: понятие, сущность, причины
  6. Безработица: Сущность, типы,причины и последствия
  7. Борьба Советского правительства за выход России из войны. Брестский мир: причины его заключения, сущность, последствия, историческое значение.
  8. В процессе супервизии используются такие методические приемы как наблюдение, анализ, обсуждение, обратная связь, рекомендации.
  9. Взаимоотношения в социальной системе: системно-философская сущность и политико-идеологический смысл.
  10. Взаимосвязь бухгалтерского и налогового учета

 

В современных условиях особое внимание к ваххабизму объясняется не только крайней нетерпимостью и экстремизмом взглядов его сторонников, но и тем, что это течение набирает силу среди мусульманского населения, в том числе в России.

Чаще всего слово ваххабизм ныне употребляется для обозначения религиозно-политического экстремизма, соотносимого с исламом. Ваххабизм в узком и точном смысле слова означает учение, сформулированное в XVIII веке аравийским религиозным реформатором Ибн Абд-аль-Ваххабом, ставшее в последствии и остающееся до настоящего времени официальной идеологией Королевства Саудовская Аравия. Под ваххабитами подразумеваются либо носители идей, составляющие названное учение, либо члены группировок, которые руководствуются им.

По сведениям из исторических источников, создатель данного течения Мухаммед Ибн Абд аль-Ваххаб родился в Аяйне (ал-Уйане) в 1703/04 г. в семье кади (шариатского судьи). По свидетельству современников, его отец и родной брат Сулейман были известными богословами. Юный Мухаммед отличался незаурядными способностями, сочетавшимися, по словам его близких родственников, с интеллектуальной спесью и гордыней. Изучая ислам в Медине, уже в те годы он высказывал сомнения относительно некоторых положений мусульманского вероучения, чем вынудил своих учителей предупредить окружающих о заблуждениях с его стороны.

Путешествуя по мусульманскому миру, он «увидел, что народ далек от истинных законов религии и ее духа, что народ не знает, зачем Аллах послал Пророка Мухаммада. Он убедился, что люди изменили Исламу и исказили как основы религии, так и ее второстепенные положения» - писал об этом периоде жизни основателя ваххабизма его сторонник Ахмад ибн Хаджар. По возвращении из путешествия Мухаммед начинает свой «призыв», который он именует не иначе как «очищение Ислама». Так, с середины 30-х годов 18 столетия начинается проповедь нового вероучения.

Таким образом, религиозная система арабов, выраженная сначала лишь в Коране, не могла удовлетворить запросы гораздо более развитого общества, в странах, завоеванных ими. Появилась потребность придать исламу характер, более соответствующий этому обществу, его духовным требованиям. С этой целью были созданы многочисленные предания о жизни и деятельности пророка (хадисы), которые определяли кодекс поведения и взглядов для всех случаев жизни. Этот кодекс получил название «сунна», о чем говорилось выше.

Приспособление ислама к изменяющейся действительности осуществлялось путем религиозного освящения новых традиций, доказательством их соответствия сунне. Эта операция проводилась через согласованные решения богословов (иджма) или посредством аналогии (кияс).

Новшество, не находившее прецедента в правоверных писаниях (хадисах), называлось «бида», и пока оно не было освящено с помощью иджма считалось полной противоположностью сунне. По отношению к бида внутри суннизма образовались четыре правоверные школы, среди которых самой либеральной был ханифизм (официальная идеология Османской империи), а самой крайней и непримиримой - ханбализм, который стоял на позициях полного отказа от бида (новшеств). Ханбализм считал, что с точки зрения религиозной практики только то законно, что предписано Кораном и сунной, и только в том виде, как это предписано. Ваххабизм, по своей сути, является крайней формой ханбализма. Основная суть его идей: для спасения погрязшего в грехах мира предлагается очищение религии, возвращение ее к форме, в которой она существовала в первые три века ислама.



Важнейшая идея ваххабизма – единобожие как убеждение о том, что Аллах один – творец данного мира, он его господин, он дает ему законы. Аллах – материальное, физическое тело. Он имеет руки, лицо и другие части тела. Из сотворенного им нет ничего и никого, равного ему. В природе не существует никого, кто был бы достоин возвеличивания и поклонения, кроме Аллаха, и поклоняющиеся заслуживают смерти. Большая часть людей не верит в единого бога и стремится обрести божью благодать путем посещения гробниц святых и т.п., что ложно. Упоминание в молитвах имен пророков, святых, ангелов является признаком многобожия, так как только Аллах знает все тайны человека. В большинстве случаев совершающий тавасуль (просьба к Аллаху посредством кого-либо) является многобожником.

Однако исламский мир, по мнению ваххабитов, отошел от этих принципов единобожия, люди предаются биде (порицаемому новшеству) – самому страшному из грехов.

Принципиальным отличием ваххабизма от других исламских течений является отказ от культа пророка Мухаммеда. Они считают его обыкновенным человеком, которого Аллах избрал для пророческой миссии и его нельзя обожествлять. Ему не следует поклоняться, у него ничего нельзя просить, нельзя поклоняться его могиле, однако ее можно посещать без всяких просьб. У Мухаммеда нельзя просить никакого заступничества, однако в судный день он получит разрешение от Аллаха на помилование, (сунниты считают, что такое разрешение уже получено). Нельзя праздновать день рождения Пророка (по существующей практике обычно празднуют день рождения Мухаммеда, точная дата которого неизвестна), в день его смерти. В Пакистане, например, этот праздник является официальным и празднуется три дня. Вместе с тем, все, что было внесено в Ислам после смерти Пророка, запрещено.

Великие достижения мусульманской цивилизации VIII-XIII веков в теологии, философии, медицине, математике, астрономии, химии, художественной литературе, творцами которых в большей мере были суфии, для ваххабизма не имеют никакой значимости.

Мухаммад ибн Абд-аль-Ваххаб своим последователям не позволял читать книги по исламской юриспруденции и толкования Корана (тафсиры). Даже тем, кто еще не читал Коран, он давал разрешение толковать его, идя в разрез с практикой мусульман, которые допускают толкование Корана только человеку, имеющему глубочайшие знания Ислама.

Подавляющее большинство сочинений ваххабитских авторов построено по следующему принципу: сначала дается некое положение, затем приводится цитата из Корана или Сунны, призванная это положение подтвердить. Если такой цитаты не обнаруживается, авторы трактатов оставляют провозглашаемое положение без цитирования. В исламе задача ученых-улемов состоит в том, чтобы понять, что Бог счел нужным донести до людей в Коране и в Сунне Божьего Посланника, а отнюдь не в использовании их для утверждения собственных идей. Более того, в ваххабитских сочинениях фактически игнорируются не совпадающие с их постулатами положения Корана и Сунны, как если бы их не существовало вообще. Так, в ваххабитском учении важное место занимает концепция «неверия», где к «неверным» относятся иудеи и христиане, но совершенно не принимается во внимание аят Корана: «Поистине, те, которые уверовали, и те, кто обратились в иудейство, и христиане, и сабии, которые уверовали в Бога и в Последний день и творили благое, - им их награда у Господа их, нет над ними страха, и не будут они печальны» (Коран, сура 2, аят 62).

В ваххабитском учении проповедовались идеи своеобразной социальной гармонии. В представлении самого Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба это выглядело следующим образом: «Каждый из Вас пастух, и каждый отвечает за стадо (подданных). Имам заботится о подданных, мужчина заботится о своем семействе и стаде, женщина заботится о доме своего мужа, его сыне, его скоте, мальчик должен заботится об имуществе своего отца и его скоте, слуга заботится об имуществе своего господина и его скоте. Каждый из Вас пастух, и каждый должен заботится о своем стаде (подданных)». Параллельно с этим велась усиленная проповедь «братства всех мусульман», где утверждалось равенство всех, исповедующих ислам в сочетании с тезисом о допустимости убивать тех, кто «нарушает чистоту Ислама», присваивать их имущество, жен и детей.

Вместе с тем, ваххабизм включал в себя ряд моральных норм, пригодных для различных слоев населения. Он учил, что нужно быть добрым, осмотрительным, терпеливым, твердо выполнять данные обещания, не лгать, не клеветать, не сплетничать, не быть болтливым. Он осуждал скупость, завистливость, лжесвидетельство, трусость.

В то же время, ваххабизм регламентировал мельчайшие детали человеческого поведения. Ваххабитов можно было отличить по внешнему виду: как правило, они брили головы, носили длинные нерасчесанные бороды (мужчины бреют усы и не бреют бороду) и подворачивали узкие брюки (или носят короткие, выше щиколоток). Примечательно, что опять-таки это делается «от противного» - как реализация принципа «недопустимости подражания неверным». Определялось как смеяться, чихать, зевать, обниматься, пожимать руку при встрече, как шутить и т.п.

Тем не менее, основное направление учения аль-Ваххаба было скорее не социальным, а политическим. Основными чертами ваххабизма в этой области были фанатизм и священная война. Ваххабиты всех мусульман, которые не разделяли их учения, считали худшими многобожниками. Это было отправным пунктом крайнего фанатизма и оправдывало всяческую жестокость по отношению к «многобожникам» и «неверным». Кто не последовал за нами, тот не мусульманин. Они считали неверными (кефирами) всех, кто слышал их призыв, но не присоединился к ним.

В среде ваххабитов фанатизм приобретал крайние, необузданныеформы. Убеждение, что их противники – неверные и многобожники, оправдывало жестокость по отношению к ним. Одновременно фанатизм сплачивал и дисциплинировал ваххабитов, воодушевлял на военные подвиги. Таким образом, создавались идеологические предпосылки для объявления джихада всем неваххабитам. Ваххабизм, включив в себя в качестве важнейшего постулата священную войну против многобожников и кефиров, с самого своего зарождения стал идеологией военной экспансии, грабительского набега. Мир в ваххабитской трактовке есть лишь вынужденное обстоятельствами воздержание от обязательного джихада как вооруженной борьбы. При этом налагается запрет на какое-либо положительное отношение или доброе дело по отношению к «неверным» - ненависть по отношению к ним является обязательным требованием.

В этом смысле, в Коране действительно можно найти многочисленные призывы к борьбе с иноверцами, некоторые аяты (стихи) прямо указывают на необходимость убивать упорствующих в своих взглядах иноверцев: «Не берите же из них друзей, пока они не выселятся на пути Аллаха, если же они не отвратятся, то схватывайте их и убивайте, где бы ни нашли их» (сура 4, аят 91). «А когда закончатся месяцы запретные, то избивайте многобожников, где их найдете, захватывайте их, осаждайте, устраивайте засаду против них во всяком скрытом месте» (сура 9, аят 5). В суре «Мухаммед» даются четкие и недвусмысленные указания на то, как именно поступать с неверными: «А когда вы встретите тех, кто не уверовали, то – удар по шее; а когда произведете великое избиение их, то укрепляйте узы» (сура 47, аят 4). В другом месте Корана с тех, кто обагрил свои руки кровью гяуров, полностью снимается всяческая ответственность за содеяное: «Не вы их убивали, но Аллах убивал их…» (сура 8, аят 17).

Опираясь на эти и им подобные места в священном писании мусульман, игнорируя другие положения Корана («Нет принуждения в религии» - сура 2, аят 256), ваххабиты фактически делят людей на своих сторонников и неверных. Причем неверные ставятся вне закона, что создает состояние перманентной вражды с ними. В ваххабитском учении о джихаде вообще не принимаются во внимание слова Пророка о Великом и Малом джихадах. По возвращении с битвы при Бадре (624 г.), в которой мусульмане победили многобожников, Мухаммед сказал: «Мы вернулись с Малого джихада – К Великому джихаду». В классическом исламе эти слова традиционно толкуются как то, что вооруженная борьба – это Малый джихад, а мирный, созидательный труд – главный, Великий джихад.

Подобное деструктивное начало данного учения прорастает, в основном, там, где мусульманские народы находятся в состоянии войны со своими соседями или пытаются создать свои собственные централизованные государственные образования вне зависимости от уже имеющегося статуса.

Проповедь ваххабизма встретила определенную поддержку. И тому есть несколько причин.

Первая причина – религиозное невежество. У многих бедуинских племен, среди которых ибн Абд-аль-Ваххаб начал свою проповедь, опираясь на возрождение древних военных традиций и связанного с ними «воинского кодекса части», бытовали языческие культы. Они не были достаточно просвещены в вопросах Ислама. Бедуины последовали его призыву, став участниками всех междоусобиц на стороне отдельных политических сил.

Вторая причина – поддержка со стороны ряда шейхов племен Неджда (область в Аравии), в частности, представителей правящего рода ад-Дарии ас-Сауд (ныне находящаяся у власти государства Саудовская Аравия династия). Его учение стало знаменем в борьбе рода ас-Сауд за объединение Аравии под их властью и отделение от Османской империи. Позднее официальной идеологией первого государства Саудитов был объявлен именно ваххабизм.

Третья причина – помощь со стороны Британской империи, которая распространяла смуту, ослабляя Османскую империю. Похожую политику Лондон проводил в Индии, где также не без его поддержки возникли близкие к ваххабитам течения: «Джамаат уль-Исламийа» и «Таблиг-джамаат». Достаточно упомянуть, что первая несколько лет назад выдала Усаме бен Ладену фетву, оправдывающую его террористическую деятельность, а фактическим продолжением второй являются талибы в Афганистане.

Анализируя историю ваххабизма, необходимо обратить внимание на то, что современный ваххабизм коренным образом противоречит Исламу, и именно с ним оно вступило в первую очередь в конфронтацию, а предложенная ваххабитами логика решительно отвергнута мусульманами. В этой связи ваххабиты, претендовавшие на ортодоксию, оказались, по сути, сектантами, противопоставившими себя всему мусульманскому миру. Истинное лицо этих «последователей благодетельных предков» ярко проявилось в событиях начала XIX века, когда в 1800 г. ваххабитам удалось оккупировать Мекку и Медину. Их власть над священными городами продолжалась семь лет.

Первым их деянием было разграбление святой комнаты, где находилась могила Пророка.

За это время они разграбили все украшения Каабы и накрыли ее черной мешковиной, разрушили купола над могилами. Они запрещали повторять хвалу Пророку (салаваты) после азана (призыва на молитву), считая это отступлением от Ислама. Ибн Абд-аль-Ваххаб лично отдал приказ казнить муэдзина, прочитавшего хвалу Пророку.

Ваххабиты срубили дерево, под которым первые сподвижники давали клятву Пророку Мухаммеду и разрушили могилу его жены Хадиджы под предлогом того, что мусульмане поклоняются этому. Они вводили новые, неслыханные в мусульманском мире традиции: бритье головы не только мужчинами, но и женщинами. По преданию, в ответ на это одна женщина потребовала от ваххабитов сбрить бороды. Ибн Абд-аль-Ваххаб не смог найти ответа и оставил женщин в покое.

Ваххабиты снимали для своих последователей многие запреты Ислама, в частности, возможность отношений мужчины и женщины только в рамках брака.

Действуя в таком духе, эти «истинные мусульмане» не могли не вызвать протест со стороны жителей и паломников.

В новейшее время распространение ваххабизма происходило в три этапа и по трем направлениям: 70-е – 80-е гг. – арабские страны (Египет, Сирия, Алжир и др.) где он стал идеологией экстремистских антиправительственных группировок; 80-е гг. – Афганистан; 90-е гг. – территория бывшего Советского Союза (Россия, Центральная Азия, Украина, Азербайджан и т.д.), Юго-Восточная Европа, Западная Европа, обе Америки, Австралия, Африка.

Основным каналом распространения ваххабизма в России сегодня является экспансия, совершаемая ваххабитсками центрами из Саудовской Аравии и некоторых других стран мусульманского мира (так называемый «долларовый ислам»). Ваххабиты распространяют соответствующую литературу, создают широкую сеть телерадиоцентров, учебных заведений, работают с беженцами и материально нуждающимися, вербуют молодежь в сомнительные духовные учебные заведения и летние лагеря.

Значительное негативное влияние данное течение играет в сложившейся на Северном Кавказе ситуации.

Внедрение ваххабизма обязательно приводит (об этом свидетельствует опыт последних 30 лет его распространения в мире) к следующим сугубо негативным для общественной стабильности и государственной безопасности последствиям:

- раскол национального мусульманского сообщества в той или иной стране;

- создание из части расколотого национального мусульманского сообщества активной антиобщественной и антигосударственной группы;

- включение этой группы во всемирную сеть ваххабитских организаций с единой идеологией, централизованным руководством, внешним финансированием из ваххабитского центра с политическим целеполаганием;

- распространение идеологии религиозной и национальной нетерпимости и вражды, реальное осуществление религиозной дискриминации и сегрегации в тех зонах, где ваххабизм сумел закрепиться;

- теоретическое оправдание насилия, экстремизма и терроризма в отношении тех, кто провозглашается «неверным»;

- активное ведение вооруженной борьбы или осуществление террористических актов против «неверных».

Таким образом, мировая цивилизация (включая ее важную составляющую – цивилизацию исламскую) столкнулась с варварством – с новым тоталитаризмом, который стремиться реализовать свои политические цели, используя архаичные нормы и принципы, разработанные Ибн Абд-аль-Ваххабом.

С этой точки зрения, в современной геополитической стратегии и борьбе, когда террористы и экстремисты разных мастей и группировок в национальном движении под различными лозунгами причисляют себя к ваххабитам или под этим именем проповедуют идеи сепаратизма и суверенитета, выдавая себя за ваххабитов – это в действительности, политические силы, в том числе и иностранные легионы, находящиеся в России и использующие заведомую ложь против ислама, являющейся средством достижения целей сатаны, а не Бога, так как под именем Бога нельзя убивать детей и такой вандализм могут совершить только нелюди, ибо, когда уничтожают детей, общество лишают будущего.

Подобными террористическими актами искажается и сущность джихада (священной войны мусульман). В связи с этим хочется подчеркнуть, что, действительно, в ряде направлений исламизма, в особенности панисламизма, существует понятие военного джихада с определенными оговорками:

а) если потребуется защита веры Аллаха, а не завоевания во имя его;

б) если есть необходимость освобождения от тирании;

в) если появляется духовный вождь, способный восстановить попранную справедливость;

г) но, в исламском вероисповедании не допускается агрессия, пограничные столкновения, межнациональные и клановые конфликты, насильственное склонение людей к принятию чужой для них веры, любые попытки эксплуатации, угнетения, завоевания. Коран, например, по этому поводу содержит: «… Аллах может помочь … тем, которые изгнаны из своих домов без права … И если бы не защита Аллахом одних людей другими, то разрушены были бы скиты и церкви, и места молитвы, и места поклонения, в которых поминается Имя Аллаха много» (22: 40-41); «А если они склоняются к миру, то склонись и ты к нему и полагайся на Аллаха» (8: 63).

Комментарии излишни, но воинственно настроенные личности, как правило, нелюди, подобные экстремистам, террористам, вандалам и других вероисповеданий, не только ислама, выбирают из Священного Писания те положения, которые призывают к военной защите веры и справедливости, преднамеренно опуская содержащиеся в тех же актах положения о примирении и о необходимости пасягаться на волю Аллаха. Поэтому для предотвращения заблуждений относительно истин Корана мусульманам полагается непосредственное обращение к нему, а знающему – обучение незнающего. Но несоблюдение этого положения приводит, как правило, к грубому искажению исламского гуманизма. Так, по деяниям террористов, финансируемых миллионерами Саудовской Аравии, в СМИ делается попытка отождествления этой страны чуть ли не центром ваххабитского терроризма. Однако нет ни одного факта, в отличие от военщины США и Запада, подтверждающего, что военные силы Саудовской Аравии участвуют в преступлениях против мира и безопасности человечества. Мало того, за последние десятилетия данное государство не объявило джихад ни одной мусульманской стране, напротив, оказало содействие войскам ООН в защите Кувейта от Ирака.

Кроме того, джихад в ваххабизме толкуется, как об этом подчеркивали, не в противоречии со Священным Писанием, даже, несмотря на то, что Пророк Мухаммед лично возглавлял завоевательные походы по объединению разрозненных языческих арабских племен не территории Аравийского полуострова.

Из всего сказанного правомерно сделать следующие выводы:

1. Основные течения современного ислама, как и его направления, суннизм и шиизм, отличаются главным образом различным толкованием ряда мусульманских догматов, что нередко приводило к острым конфликтам между ними, использовалось заинтересованными кругами для разжигания национальной розни.

2. Ислам всегда играл важную роль в жизни тех стран Востока, где он получил распространение. Эта роль возрастает не в меньшей степени в условиях глобализации мировых политических, экономических, социальных и духовных отношений в новом столетии.

3. В исламском фундаментализме ваххабизм дал ростки на Кавказе, в Средней Азии, Поволжье и служит разжиганию национальных, межэтнических конфликтов и терроризма в международном масштабе.

 

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Основные течения ислама | 

Дата добавления: 2014-03-04; просмотров: 528; Нарушение авторских прав


lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.107 сек.