Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Лекция 3. Общество как система

Читайте также:
  1. II. ОСНОВЫ СИСТЕМАТИКИ И ДИАГНОСТИКИ МИНЕРАЛОВ
  2. PR как система
  3. А) Система источников таможенного права.
  4. Автоматизированная система управления гибкой производственной системой (АСУ ГПС)
  5. Автоматическая система сигнализации
  6. Автономная нервная система.
  7. АКУСТИКА ЗАЛОВ (лекция 3, 4)
  8. АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО (АО)
  9. Англо-американская система права (система общего права).
  10. АСУ пассажирскими перевозками. Система «ЭКСПРЕСС»

 

1. Общество и его признаки.

2. Системные параметры общества.

3. Типология обществ.

 

1.

В социологии понятие общество употребляется в широком смысле слова - для обозначения качественно особой ступени в развитии "рода человеческого", и в узком – для обозначения относительно самостоятельных единиц функционирования общественного организма, то есть отдельных социальных объектов. Одним из наиболее распространённых является следующее определение:

Общество – исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессах их совместной деятельности.

По каким признакам можно определить общество?

Первым признаком общества называют обычно территорию, на которой происходит консолидация социальных связей. Наша планета дала возможность многим общностям найти свое место и придать жизнедеятельности индивидов свои неповторимые черты, что было обусловлено многообразием климатических условий и природных ландшафтов. Территория - основа социального пространства, в котором складываются и развиваются отношения и взаимодействия между индивидами.

Второй отличительной чертой общества является способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность внутренних взаимосвязей. Отмечая устойчивость как важнейшую характеристику общества, социологи по-разному объясняют её основополагающие причины. На ранних этапах человеческой истории эта способность достигалась за счет межличностного взаимодействия: людей связывали узы родства и соседства, строящиеся на эмоциональной, полуинстинктивной основе, на взаимном влечении, на страхе лишиться помощи и поддержки. По мере роста населения устойчивость связей не могла более поддерживаться только системой межличностного взаимодействия, главным стабилизирующим фактором становятся социальные структуры.

В этом состоит третий признак общества - структурность. Под структурой в социологии понимают устойчивые социальные образования, их связи и отношения. Это могут быть социальные институты, социальные общности. Их отличительной особенностью является функциональная целесообразность, выполнение жизненно важной для общества задачи и относительная независимость от персонального состава исполнителей.

Социальные структуры являются результатом закрепления устойчивых взаимодействий и отношений, возникающих первоначально на основе межличностных контактов и взаимосвязей. Для эффективного решения задач, достижения личных целей люди искали такие нормы и принципы регулирования совместной жизни, которые позволяли бы рационально сочетать индивидуальные и групповые потребности.

Каждая структура регламентирует и воспроизводит определенные виды жизнедеятельности и взаимосвязи: институт денег регулирует товарообмен, институт семьи – брачные отношения, социально-профессиональные общности поддерживают разделение труда. Все в совокупности они обеспечивают преемственность, без которой невозможно воспроизводство социальных связей.

Структуры выполняют свою роль поддержания стабильности общества только при условии их легитимности (то есть при условии признания их целесообразности большинством населения), а резкие сдвиги в массовом сознании, переоценка фундаментальных ценностей могут серьёзно подорвать доверие населения к существующим структурам и нарушить механизм регулятивного воздействия на людей.

Четвёртой отличительной чертой общества является его автономность и высокий уровень саморегуляции. Автономность (самостоятельность) общества достигается его многофункциональностью, способностью создавать необходимые условия для удовлетворения разнообразных потребностей индивидов и предоставлять им широкие возможности для самоутверждения и самореализации.

Общество обладает той самодостаточностью, которая позволяет ему без вмешательства извне выполнять своё основное предназначение – предоставлять людям такие формы организации жизни, которые облегчают им достижение личных целей. Автономность и самодостаточность общества проявляются в том, что общество регулируется и управляется только теми институтами и организациями и на основе тех принципов и норм, которые возникают внутри него самого.

В-пятых, общество отличает большая интегрирующая сила. Она подчиняет своим правилам каждое новое поколение людей, включает его в сложившуюся систему отношений. Благодаря этому качеству общество оказывается восприимчивым к нововведениям, поскольку органично вбирает в себя новые социальные образования, институты, нормы, обеспечивая тем самым обновление и преемственность развития.

Опираясь на выделенные признаки общества, социологи с помощью исследований пытаются уловить и проанализировать типичное в жизни общества. Это возможно при помощи системного анализа.

 

2.

Как известно, система – это такое целое, которое не сводимо к сумме сво-их элементов. Уникальность целого обеспечивается особым способом, порядком взаимосвязи и взаимозависимости его частей. Таким образом, обществом можно назвать совокупность устойчивых связей, объединяющих в единое целое различные виды социальной жизни.

Общество как социальную систему характеризуют пять основных параметров:

Саморегуляция. Социальная система постоянно корректирует свою деятельность, учитывая влияние окружающей среды. Каждая новая ступень человеческой деятельности, направленная на изменение социальных отношений, строится с учетом предыдущих усилий по преобразованию собственной структуры. Саморегуляция социальной сиcтемы осуществляется воздействием как стихийных механизмов развития и воспроизводства её структуры, так и на основе сознательного, планомерного управления.

Открытость. Взаимодействие социальной системы с окружающей средой (другими социальными системами, природой) происходит путем обмена информацией, энергией, веществом и т.п. Открытость социальных систем – это создание и сохранение благоприятных условий жизнедеятельности людей, развитие обмена деятельностью и многое другое.

Информационность. Человеческая деятельность основана на информационных процессах. Они дают возможность каждому поколению опираться на опыт своих предшественников, диагностировать существующее состояние социальных проблем, прогнозировать будущее развитие.

Иерархичность. Общество – многоплановая система, характеризующаяся сложным сочетанием различных уровней и звеньев организации и субординации между ними.

Детерминированность, то есть взаимосвязь и взаимообусловленность социальных явлений. В общественном развитии существует зависимость последующих состояний общества от предыдущих – ничто в обществе не происходит "вдруг" и "само собой", под каждым событием лежит целый пласт причин и следствий, приведших именно к такому развитию обстановки. Но в социальной системе отсутствует фатальная детерминация ("если суждено, так тому и быть"). Присущие обществу объективные законы предопределяют только общее направление, тенденции социальных изменений, а их конкретные формы, методы, темпы определяются конкретными условиями.

В отечественной науке пpинято выделять экономическую подсистему (обеспечивающую производство товаров, необходимых для удовлетворения материальных потребностей индивидов), духовно-культурную (позволяющую человеку реализовывать свои духовные потребности и способствующую нормативному регулированию общества в целом), социальную (регламентирующую потребление и распределение всех благ), политическую (осуществляющую общее руководство и управление обществом).

Таким образом, общество – это универсальный способ организации социальных связей и социального взаимодействия, обеспечивающий удовлетворение всех основных потребностей людей, самодостаточный, саморегулирующийся и самовоспроизводящийся. Общество возникает по мере упорядочения, упрочения социальных связей, появления особых институтов и норм, поддерживающих и развивающих эти связи.

 

3.

Поскольку общество является сложным, многоуровневым образованием, то какая-то универсальная, для всех случаев подходящая классификация невозможна.

Марксизм в основу типологизации кладёт различия производственных отношений. Соответственно выделяются общества с примитивно присваивающим способом производства (первобытнообщинные), с азиатским способом производства (характеризуется наличием особого вида коллективной собственности на землю), рабовладельческие общества, специфической чертой которых является собственность на людей и использование труда рабов, общества феодальные, с производством, основанным на эксплуатации прикреплённых к земле крестьян, общества буржуазные, отличающиеся переходом к экономической зависимости формально свободных работников наёмного труда, и общества коммунистические (или социалистические), в которых предполагалось установление равного отношения всех к собственности на средства производства путём ликвидации частнособственнических отношений.

Классификация обществ может также быть составлена на основе господствующих в них религий (например, христианское, мусульманское, буддийское общества), через язык и т.д.

Одной из наиболее широко распространённых типологий является деление обществ на традиционное и индустриальное.

Под традиционным понимается общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и с основанным на традиции способом социокультурной регуляции. Для традиционного общества характерны низкие темпы развития производства, удовлетворяющие потребности лишь на минимальном уровне, и большая инерционность, невосприимчивость к нововведениям. Поведение индивидов строго контролируется, регламентируется обычаями, нормами, социальными институтами, которые освящены традициями и считаются незыблемыми, не подверженными изменениям. Выполняя свою интегративную функцию, культура и социальные институты подавляют любое проявление свободы личности, являющееся необходимым условием прогресса в обществе.

Важнейшими чертами индустриального общества являются, кроме иной производственной основы, гибкость социальных структур, позволяющая им модифицироваться по мере изменения потребностей и интересов людей, высокая социальная мобильность, развитая система коммуникаций. Этот тип организации социальной жизни обеспечивает выполнение обществом интегративной функции не на основе жёсткого контроля за индивидами и их унификации, а путём создания гибких структур, позволяющих разумно сочетать свободу и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность.

В 60-е годы появляется концепция постиндустриального, или информационного общества. Причина появления этой теории - структурные изменения в экономике и культуре наиболее развитых стран, что заставляло по-новому взглянуть на общество. Резко возросла роль знания и информации - получив необходимое образование и доступ к новейшей информации, индивид получал преимущественные шансы в продвижении по лестнице социальной иерархии. Но на базе технологического, информационного прогресса развились процессы, вызывающие тревогу. Преимущественный доступ к информации и средствам

электронной коммуникации имеет государство, правящая элита, что даёт им возможность сильнейшего влияния на массы. Постиндустриальное общество - не просто качественно иная комбинация социальных институтов и норм, обеспечивающих приоритет знаний и образования, но и нарастание угрозы усиления социального контроля в более изощрённой, скрытой и потому более опасной форме.

Иногда используется типология обществ по характеру связей с другими обществами. Если данное общество связано с другим многими каналами (то есть если они имеют тесные экономические, политические связи, имеют близкие политические структуры), то это открытое общество; закрытым считается общество, связанное с другими одним или двумя каналами (например, дипломатическими и торговыми отношениями); общество, которое не устанавливает с другими странами никаких связей, считается изолированным (как до недавнего времени Албания, принципиально отказывавшаяся от каких-либо связей с другими странами).

Конечно, многие типологии общества остались за рамками нашего обзора. Точка зрения на общество определяется подходом исследователя, тем отправным пунктом, который он, исходя из собственного видения проблемы, принимает за базовый в своих рассуждениях.

 

Вопросы для повторения: 1. Раскройте понятие "общество" через его признаки. 2. В чем сущность системных параметров общества? 3. Какие подходы существуют в исследовании общества как социальной системы? 4.Какие системные требования предъявляются к функционированию общества? 5. Охарактеризуйте различные типологии общества. Какие достоинства и недостатки этих типологий можно отметить?

 

Литература

 

Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981. 432 с.

Ахиезер А.С. Россия как большое общество // Вопросы философии.1993. N1. С. 3-20.

Общество в разных измерениях: Социологи отвечают на вопросы. М.: Московский рабочий, 1990. 220 с.

Общество как система // Основы социологии: Курс лекций. Ч. II. Ответ. ред. А.Г. Эфендиев. М.: Знание, 1994. С. 51-57.

Осипов Г.В., Левашов В.К., Локосов В.В. Стратегическая дилемма развития России //Социально-политический журнал. 1996. N4. С. 3-14.

Общество как целостная система // Радугин А.А., Радугин А.К. Социология: Курс лекций. Воронеж: Воронеж. арх.-строит. акад., 1994. С. 38-46.

Понятие общества // Д. Маркович. Общая социология. Учебник для вузов. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1993. С.131-138.

Саати Т., Керне К. Аналитическое планирование. Организация систем. М., 1991. 460 с.

Сорокин П.А. Родовая структура социокультурных явлений // Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. С. 190-220.

Туров И.С. Общество как социальная система // Социально-политический журнал. 1994. N7-8. С. 155-157.

Цикличность в социальных системах // Социологические исследования.1992. N6. С. 36-46.

 

 

Лекция 4. Социальные институты и их значение в жизни общества

 

1. Сущность социальных институтов. Типы институтов.

2. Функции социальных институтов.

3. Развитие социальных институтов.

 

1.

 

В нашей жизни существует множество проблем, которые требуют постоянного и организованного решения: обеспечение безопасности, получение образования, поддержание здоровья, осуществление хозяйственной деятельности и т.д., составляющие реальный каждодневный смысл жизни, в которой нет места хаосу. Именно нестабильности и неорганизованности, случайности противостоит институализированность социальных явлений, связей, действий.

Организованная деятельность людей регулируется комплексом ролей, статусов и санкций, получивших название социальных институтов. Это наиболее сложные и важные для общества виды социальных связей, так как именно социальные институты поддерживают совместную деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы.

Социальный институт – это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основные потребностям общества.

Социальные институты – великое изобретение человечества, так как они обеспечивают достижение главных преимуществ социального бытия – предсказуемость, надёжность, регулярность и т.д., гарантируют удовлетворение той или иной потребности человека.

В нашем курсе уже неоднократно указывалось, что каждый человек тысячами "нитей" связан с другими людьми, с обществом. Продолжая эту аналогию, можно сказать, что социальные институты в системе социальных связей являются самыми крепкими канатами, предопределяющие жизнеспособность общества. Именно институциональный, то есть утвердившийся, отлаженный и регулярный аспект социальной жизни является решающим фактором, определяющим уровень жизнедеятельности личности.

Как социальные институты приобретают устойчивость, регулярность, а поведение человека в системе социальных институтов становится предсказуемым и чётким в исполнении функций?

Социальный институт отличается от случайных социальных связей по поводу, например, передачи знаний (институт образования) или обеспечения личной безопасности в рамках данного общества (правоохранительные институты) или безопасности как гражданина государства перед лицом внешней опасности (институт армии) постоянным и глубоким взаимодействием между участниками этой связи, в то время как контакт может быть одномоментным и кратким; кроме того, социальный институт чётко определяет функции, права и обязанности участников связи; взаимодействие участников связи строго регламентируется и контролируется; функционирование социального института предполагает специальную подготовку, профессионализм людей, включённых в рамки данного института, и т. д.

Институализация социальных связей достигается:

1. Особым типом регламентации. В социальных институтах механизмы регуляции приобретают более жёсткий и обязывающий характер, что обеспечивает большую чёткость, высокую предсказуемость и надёжность функционирования социальных связей. Обязывающая сила социального института органично связана с социальным контролем, с санкциями, стимулирующими желательное поведение и удерживающими от нежелательного.

2. Чёткое распределение функций, прав и обязанностей участников институализированного взаимодействия: каждый должен выполнять свою функцию, а потому и каждый другой имеет достаточно надёжные и обоснованные ожидания. Невыполнение обязанностей ведёт к применению санкций. В результате поведение личности в рамках социального института обладает большой предсказуемостью, а деятельность институтов – регулярностью, самовозобновляемостью.

3. Регулярность и самовозобновляемость большинства социальных институтов обеспечивается также обезличенностью требований к тому, кто включается в деятельность института, замещает выбывшего. Чтобы занять место в институализированных социальных связях, надо взять на себя определённые деперсонифицированные обязанности и права, которые представляют собой исторически отобранный, наиболее эффективный вариант поведения участника институционализированных социальных связей. Статус, ролевые ожидания предъявляются как указания социального института, общества в целом. Тем самым обеспечивается относительная независимость функционирования социального института, его устойчивость и способность к самовозобновлению.

4. Выполнение определённого круга обязанностей ведёт к разделению труда и профессионализации выполнения функций. В этих целях общество может осуществлять специальную подготовку людей для выполнения ими профессиональных обязанностей, что обеспечивает высокую эффективность институтов.

5. Для выполнения своих функций институт имеет учреждения, в рамках которых организуется деятельность того или иного института, осуществляется управление, контроль за его деятельностью. Каждый институт должен обладать необходимыми средствами и ресурсами: например, институт здравоохранения обладает такими учреждениями, как больницы, поликлиники и пр., имеет свои органы управления, для деятельности системы здравоохранения нужны ресурсы в виде помещений, медицинского оборудования, квалификации врачей, доверия со стороны клиентов и т.д.

Перечисленные признаки свидетельствуют о том, что именно в рамках института социальное взаимодействие как глубокое, сопряжённое взаимодействие между людьми по поводу какого-то предмета связи (образования, здоровья, труда, науки и т.д.) приобретает регулярный, самовозобновляющийся, высококачественный характер.

Социальные институты различаются по типу задач, которые они решают. Можно выделить следующие виды институтов:

Экономические институты представляют собой наиболее устойчивые социальные связи в сфере хозяйственной деятельности, подлежащие строгой регламентации. Сюда следует внести все те институты, которые занимаются производством и распределением благ и услуг, регулированием денежного обращения, организацией и разделением труда (собственность, денежное обращение, трудовая деятельность и т.д.).

Политические институты связаны с борьбой за власть, её осуществление и распределение. Для этих институтов характерно выполнение функции мобилизации возможностей, обеспечивающих функционирование общества как целостности: государство, аpмия, полиция, паpтия.

Институты культуpы и социализации включают в себя наиболее устойчивые, четко pегламентиpованные фоpмы взаимодействия по поводу создания, укpепления и pаспpостpанения культуpы, социализации молодого поколения, овладения ими культуpными ценностями данного общества (семья, обpазова-ние, наука, художественные учpеждения и т.п.).

Среди институционализированных социальных связей можно выделить фор-мальные и неформальные.

Формальные социальные институты имеют общий признак – взаимодействие между субъектами осуществляется на основе формально оговоренных правил, законов, регламентов, положений и т.п. Формальные институты играют важную роль в упрочениии общества.

Неформальные социальные институты хотя и регламентируются в социальных действиях, связях, но не оформлены законом или другими формальными регламентами. Например, дружба как институт имеет свои ресурсы (доверие, симпатия, действие знакомства), регламентацию (обида, ссора, прекращение дружеских связей), но не имеет учреждений, профессионального статуса, прав и обязанностей, социальный институт и социальный контроль осуществляются с помощью неформальных санкций.

 

2.

Деятельность любого социального института реализуется следующими функциями:

1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым. Соответствующий социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена института.

2. Регулятивная функция состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения. Вся культурная жизнь человека протекает с его участием в различных институтах. Каким бы видом деятельности ни занимался индивид, он всегда сталкивается с институтом, регламентирующим его поведение в этой области.

3. Интегративная функция включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институционализированных норм, правил, санкций и систем ролей. Интеграция людей в институте сопровождается упорядочением системы взаимодействий, увеличением объема и частоты контактов. Все это приводит к повышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры, в особенности социальных организаций. Всякая интеграция в институте состоит из трех основных элементов, или необходимых требований: а) консолидация (совмещение усилий); б) мобилизация (каждый член группы вкладывает свои ресурсы в достижение целей); в) конформность личных целей индивидов с целями других или целями группы.

4. Транслирующая функция. Общество не могло бы развиваться, если бы не было возможности передавать социальный опыт. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей. Это может происходить

а) путём расширения социальных границ института, или

б) путём смены поколений. В связи с этим в каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям. Например, семья, воспитывая ребенка, стремится ориентировать его на те ценности семейной жизни, которых придерживаются его родители.

5. Коммуникативная функция. Информация, произведенная в социальном институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами. Характер коммуникативных связей института имеет свою специфику – это формальные связи, осуществляемые в системе институционализированных ролей.

 

3.

Развитие общества идёт во многом через развитие социальных институтов – чем шире институализированная сфера в системе социальных связей, тем большими возможностями обладает общество.

Развитие социальных институтов идёт двумя путями.

Первый путь – возникновение новых социальных институтов. Сегодня молодые государства на территории бывшего СССР вынуждены создавать свои собственные важнейшие институты – армию, финансовую систему, собственную систему высшего образования и т.д. Этот процесс – ответ на требование времени, изменения обстановки, часто непростой и болезненный, но в конечном итоге повышающий динамизм общества, продвигающий его к качественно новому состоянию.

Второй путь – совершенствование уже сложившихся социальных институтов, которое тоже возможно двумя способами:

а) дифференциацией и

б) перерегуляцией институализированных социальных связей.

Дифференциация, специализация связей, функций, учреждений в сложившихся и действующих социальных институтах имеет большие возможности – в рамках старых институтов рождаются новые, как из старой общесудебной системы появилась и развилась новая структура – Конституционный суд, внутри финансовой системы появился совершенно новый, нетрадиционный для нашего общества институт – налоговая полиция и т.д.

Подобная дифференциация и специализация являются одним из важнейших признаков эволюционного развития общества. Эволюционный эффект достигается за счёт более конкретного, точного, профессионального исполнения функций, более точной и конкретной регламентации, учитывающей специфику данного вида деятельности. Возникновение нового социального института делает обслуживаемую им связь более независимой, самостоятельной и равновесной с другими связями (налоговая полиция занимается изысканием и востребованием неуплаченных налогов, не беря на себя других функций, Конституционный суд оценивает соответствие Конституции принимаемых законов и изданных указов президента и распоряжений правительства, не занимаясь процессами по уголовным делам и т.д.). В результате происходят определённые изменения и во внутренней регламентации этого уже независимого социального института, проявляются статусные изменения и т.д.

Особое значение имеет перерегуляция институализированных социальных связей. В этом случае основные участники этих связей стремятся не к уничтожению института (так как потребность в нём сохраняется), а к кардинальным изменениям их регуляции. Одна из сторон (возможно – обе) считает, что вознаграждение не соответствует затратам, которые она несёт. Такое положение сложилось в нашей стране с отношениями собственности – людей не устраивало моральное, материальное, юридическое регулирование их обязанностей и прав, связанных с собственностью. Раньше они не владели, не распоряжались собственностью, но имели гарантированный минимум уровня жизни, а сегодня определённое количество предприимчивых, энергичных людей хотят владеть, распоряжаться, рисковать своим достоянием и при этом только иметь шанс на зажиточность и независимость, без гарантий. Не все участники социальной связи по поводу собственности были не удовлетворены сложившейся системой регуляции, многих старая система устраивала, поэтому новые формы собственности укореняются с трудом.

Перерегулирование социальных институтов – процесс сложный, сопровождающийся противоборством сил, так как социальные институты – особым образом организованное практическое взаимодействие живых людей. Изменение системы регуляции этих связей всегда сопровождается смятением душ, брожением умов, нарастанием конфликтов. Социальные институты в состоянии перерегуляции уже с трудом справляются со своими функциями, падает ответственность работников учреждений данного социального института, растёт нестабильность, непредсказуемость – такова плата за развитие общества.

Особенно драматичны бывают периоды в истории народов, связанные с переналадкой основных систем социальных институтов общества: экономических, политических и других. В этом случае происходит широкий и глубокий пересмотр основных систем ценностей, принципов регулирования всех сфер жизни общества. По сути дела, выдвигаются новые критерии добра и зла, приемлемого и недопустимого, и противостояние охватывает все сферы жизни общества.

Итак, основным в развитии общества является формирование чётко налаженных, регламентированных, контролируемых и устойчивых социальных взаимодействий, социальных связей. Система социальных институтов определяет общественный строй общества, экономическое, политическое устройство общества, тип культуры, образования и т.п. Зрелость общества определяется многообразием социальных институтов, их развитостью, способностью надёжно, устойчиво, профессионально удовлетворять разнообразные потребности индивидов и социальных общностей.

 

Вопросы для повторения: 1.Что такое социальный институт и каково его предназначение? 2.Какие существуют виды социальных институтов? 3.Дайте характеристику процесса институциализации и его этапам. 4. Как достигается устойчивость институциализированных связей? 5.Покажите пути развития социальных институтов.

 

Литература

 

Смелзер Н. Социология. М.: "Феникс", 1994. С. 168-196.

Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. Воронеж, Воронеж. архит.-строит. академия. 1994. С. 119-129.

Основы социологии. Курс лекций. Ответ. ред. А.Г. Эфендиев. М.: Знание, 1994. Ч. I. С. 118-124.

Пригожин А.И. Современная социология организаций. Учебник. М.: Интерпракс, 1995. С. 43-50, 79-90, 90-128.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Лекция 2. Социологические исследования | Лекция 5. Социология личности

Дата добавления: 2014-03-08; просмотров: 1069; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.008 сек.