Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Развитие ораторского искусства в Древнем мире

Читайте также:
  1. III. Влияние новых видов оружия на развитие инженерного обеспечения и тактики инженерных войск.
  2. III. Развитие риторики в период Ренессанса и Нового времени
  3. PR в России: становление и развитие. Роль связей с общественностью в современном гражданском обществе и рыночной экономике. Российский рынок PR услуг.
  4. V. Развитие игровой деятельности
  5. XX век: развитие западного и российского ПР
  6. В-2. Развитие энергетики и электромашиностроения в СССР
  7. Виды гражданского процесса в Древнем Риме
  8. Вклад русских ученых в развитие учения об ОРЛ.
  9. Влияние Первой мировой войны на развитие России
  10. Влияние различных величин влажности почвы на рост и развитие растений

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РИТОРИКИ

ЛЕКЦИЯ 2

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЛЕКЦИИ 1

1. Что такое язык?

2. Назовите основные функции языка.

3. Какова структура языка и его уровни?

4.Чем отличаются парадигматические, синтагматические и иерархические отношения между языковыми единицами?

5. Почему язык называют знаковой системой?

6. Какие единицы языка являются основными знаками?

7. Что такое речь? Как соотносятся язык и речь?

8. Что такое метафоризация речи?

9. Можно ли говорить о речи как о форме поведения?

10. В чем проявляется коммуникативный аспект речи?

11. Перечислите основные структурные компоненты речевой коммуникации.

12. Какие ближайшие и отдаленные цели могут ставить перед собой участники речевого общения?

13. Назовите известные вам речевые роли говорящих. Дайте общую характеристику стилей говорящих и слушающих.

14. Укажите особенности языка, способные вызвать трудности в восприятии речи.


 

1. Развитие ораторского искусства в Древнем мире

2. Риторика Средневековья

3. Риторика в эпоху Возрождения и Нового времени

4. Развитие отечественной риторики

 

Риторика как наука зародилась в Древней Греции в 500 гг. до н.э. Первоначально риторику понимали, как науку убеждать (Аристотель). Предметом риторики в те времена была, прежде всего, ораторская речь, то есть устное выступление на общественно значимую тему перед большой аудиторией граждан - перед публикой. Со временем наука о речи распространилась и на письменную ее форму, и на любую целенаправленную и всесторонне продуманную речь во всех сферах жизни человека. Это нашло отражение в определении риторики, данном М.В. Ломоносовым: «Риторика есть наука о всякой предложенной материи красно говорить и писать и тем преклонять других к своему об оной мнению».

Античную Грецию справедливо называют «колыбелью европейской культуры» в целом и риторической культуры в частности. Античность − это и эпоха зарождения начальных риторических знаний, и время, когда они приходят в стройную научную систему; это период, когда красноречие достигает высочайших вершин, обладает реальной мощью и общественным престижем. Уже в античную эпоху, «под небом юной Эллады», складываются мировоззренческие идеалы словесного воздействия и взаимодействия, нарабатываются весьма искусные и хитроумные тактики убеждения, намечаются притягательные для слушателей, хотя порою контрастные ораторские манеры. Знакомство с риторическим наследием древности способствует духовному обогащению личности, приобщает ее к культурной памяти человечества, вместе с тем вооружая приемами, и поныне сохраняющими свою обоюдоострую действенность в речевой практике.

Итак, родиной ораторского искусства, возникшего на базе судебных выступлений, является Древняя Греция. Отцом науки о красноречии считается древнегреческий поэт, философ и врач Эмпедокл (ок. 490-430 гг. до н.э.). Выходцы из греческих поселений в Сицилии риторы Коракс и Тисий составили первые систематические руководства по красноречию. Позже, вслед за красноречием судебным, в котором главную роль играло знание законов и обычаев, в Древней Греции разрабатываются приемы политического и художественного красноречия. А именно: умение убедительно излагать свою речь, остроумно отвечать на вопросы, говорить без подготовки (используя пункты выступления предыдущего оппонента), спорить против очевидности, сбивать и путать противника в споре и т.п.

Усложнение социально-политической обстановки в городах-государствах (полисах) Эллады – вооруженные конфликты между греческими полисами, нападения внешних врагов, ожесточенная борьба аристократов и демократов, противоречия между этническими группами, интриги в конкурентной борьбе торговых кланов – привело к нарастанию напряженности в общественных отношениях. Кроме этого, формирующаяся греческая нация испытывала гигантский рост пассионарности (от лат. – страсть): термин, введенный в научный оборот Л.Н. Гумилевым для характеристики непреодолимого стремления людей к осуществлению своих идеалов, к изменению и движению. По Гумилеву, она лежит в основе всяких деяний, оставляющих след в истории, например, деяния А. Македонского, Чингисхана). В аудиториях и на площадях закипели жаркие дискуссии по самым различным вопросам. Эмоции переполняли спорящих, даже если предметом обсуждения являлись проблемы естествознания или философии.

Быть значимым и уважаемым среди граждан Древней Греции, особенно в Афинах – культурном, экономическом и политическом центре Эллады, не имея хороших навыков публичных выступлений, стало невозможно. Поэтому возник острый спрос на толковых преподавателей ораторского искусства и риторики. И одна за другой начали возникать школы красноречия. Самой знаменитой школой (точнее, направлением) в искусстве убеждать стала софистическая. Ее представители, софисты, избрали своим главным оружием диалектику ситуационных коллизий и парадоксы, образующиеся в силу многозначности всех, даже самых обыденных понятий. Наиболее известными софистами были: Протагор из Абдер (ок. 481-411 гг. до н.э.) и Горгий из Леонтин (ок. 483-375 гг. до н.э.). Именно рождение риторики как дисциплины связано с философской и ораторской деятельностью софистов, которые брались за соответствующую плату научить любого искусству публичной речи. Заметим, что риторика на первых этапах своего становления была не столько теорией, сколько практикой обучения речевому мастерству. Понятия «искусство» и «мастерство» в Древней Греции были тождественны и обозначались одним словом – techne (технэ; отсюда и слово техника). Слово риторика греческого происхождения (rhetorike), оно образовано от слова rheo – говорю, лью, теку; производное от rheo – rhetor – означало «ритор», «оратор»; последнее дало название науке – риторика или мастерство/искусство ораторской речи.

Софисты считали, что дар красноречия не дается человеку при рождении, а приобретается в учении и труде («поэтами рождаются, ораторами – становятся»). При обучении основное внимание уделяли составлению речей, искусству спора, упражняли память, а также изучали литературу, историю для того, чтобы иметь материал к победе в споре. Речи учителей-софистов Горгия, автора одного из первых учебников красноречия, Продика, Протагора и других являются образцовыми и в наше время. Сохранилась и терминология, предложенная софистами. Во времена софистов риторика была «царицей всех наук».

Вместе с тем, однако, большим недостатком софистической школы следует считать самую её основную задачу, сформулированную одним из известнейших софистов, Протагором, следующим образом: наихудший аргумент необходимо представить как наилучший путём хитроумных уловок в речи, в рассуждении, заботясь не об истине, а об успехе в споре или о практической выгоде.

Протагор выдвинул следующую философскую концепцию: «Человек – мера всех вещей: существования существующих и не существования несуществующих». Основываясь на ней, он отверг доктрину существовавших до него риторических школ о том, что дискуссия – это средство для поиска истины и отстаивания нравственных принципов. Протагор считал: в споре необходимо ставить перед собой только одну единственную цель – убеждение аудитории в правоте оратора, и для воплощения этой цели следует использовать любые средства. Этот древнегреческий мыслитель, когда его обвиняли в безыдейности и аморализме, парировал эти обвинения ссылкой на: 1) относительность и временность любого знания; 2)зависимость человеческих убеждений от конкретной ситуации; 3) от эмоционального и физиологического состояния людей «в разное время воспринимающих разное».

Горгий развил идею Протагора о том, что не может быть абсолютного («истинного») знания о предмете, а могут быть от этого предмета лишь польза либо вред для конкретного человека, «меры всех вещей». Однако Горгий был не согласен с мнением Протагора о том, что в Природе вообще нет никаких реальных объектов, а те, которые мы наблюдаем, существуют лишь благодаря «нашему мнению о них». Горгий считал, что реальность все-таки существует, просто «наше мнение» не совпадает с ней. И именно поэтому выражающие реальность понятия – какой бы силой убедительности они не обладали – всегда можно опровергнуть, доказав его отдаленность от действительности.

Достижения софистов развил афинянин Сократ (469-399 гг. до н.э.), несмотря на свое публично выражаемое негодование по поводу их безыдейности и аморальности. Он считал истину божественной мерой всех вещей, поэтому подверг критике школу софистов за пренебрежение к ней. Сократ строил свою преподавательскую деятельность (он учил мыслить, доказывать, говорить) на устном слове. В историю эта форма вошла под названием «сократовой беседы» («сократической беседы»). Искусство Сократа состояло в умении так организовать беседу, чтобы она в конечном итоге привела учеников к нахождению истины. Системой вопросов и ответов Сократ заставлял их убедиться в том, что даже непреложная на первый взгляд истина требует глубокого осмысления.

Сократ составил первую систему дискуссионной аргументации, назвав ее «диалектика». Ее главный принцип – заставить противника опровергнуть самого себя и встать на ту точку зрения, которая выгодна его оппоненту.

Диалектика Сократа по форме состоит из «иронии» и «майевтики» (повивальное искусство), а по содержанию – из «индукции» и «определения». Ирония раскрывает внутреннюю противоречивость аргументов противника, доводя их до абсурда. Ирония сопровождает индукцию, то есть последовательное рассмотрение мнений противника и вычленение из них элементов, опровергающих саму суть этих мнений. На основе этих элементов формируется майевтика (буквально: помощь при родах) – стадия, на которой у противника должна родится мысль, нужная его оппоненту. Это и есть – определение, то есть та идея, против которой в начале дискуссии боролся противник. Главным вкладом Сократа в искусство ведения полемики было изменение им содержания дискуссии. Если до этого спорящие стороны не обращали особого внимания на суть выступлений соперников, сосредотачивая внимание на силе и убедительности собственной речи, то теперь в риторическом арсенале появились наводящие вопросы, сами по себе являющиеся и аргументами, и контраргументами. Соперники стали прислушиваться к доводам противной стороны. Споры превратились из горячих перепалок в изящные и остроумные представления.

Вот, например, юмористический диалог с участием представителя одной из сократических школ (мегарской):

- Ты уверен, что не рогат?

- Вполне!

- А как насчет того, чего ты не терял?

- То, что я не терял, остается при мне.

- Рога не терял?

- Нет!

- Значит, они у тебя остались...

Мысли Сократа записал его ученик Платон (427-347 гг. до н.э.). По мнению Платона, подлинное красноречие основано на знании истины, которую надо постичь и составить о ней мнение. А внушить это мнение другим людям можно только тогда, когда узнаешь душу человека. Платон основал Академию, в которой риторике отводилось особое место. Она считалась царицей всех наук, а овладение ею – высшей степенью образованности.

Большой методологический вклад в искусство красноречия внес великий мыслитель Эллады Аристотель (род. в Стагире, 384-322 гг. до н.э.). Он считал, что при отстаивании своих взглядов необходимо опираться не на дешевые приемы давления на психику слушателей (чрезмерная патетика, высмеивание противника, введение в заблуждение и др.), а на научный метод. Аристотель искал универсальное полемическое оружие, механизм действия которого должен был основан на законах рационального (непротиворечивого) мышления. Именно такое оружие и было изобретено Аристотелем – это была его формальная логика.

Аристотель основал Ликей, где ведущими предметами были философия и риторика. Свои взгляды по теории красноречия он изложил в книге «Риторика». Саму же риторику Аристотель определил как способность «находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета...». В книге представлена классификация возможных способов убеждения. Среди них, в частности, выделяются доказательства к логосу (рационально-логическое содержание речи), доказательства к этосу (демонстрация положительных сторон нравственного облика говорящего) и доказательства к пафосу (эмоциональная окраска выступления, обращение к чувствам слушателей):

Логос, этос, пафос – неотъемлемые слагаемые процесса убеждения.

Применительно к речевой практике того времени Аристотель выделял три основных рода красноречия:совещательное (политическое) (I), судебное (IІ) и торжественное (эпидейктическое) (IІI). В частности, философ выделял базовые морально-этические категории, обсуждаемые в выступлениях каждого рода красноречия: полезное / вредное (I), справедливое / несправедливое (IІ), прекрасное / постыдное (IІI). Знание данных категорий позволяет оратору заблаговременно нарабатывать уместные «риторические заготовки» (посылки рассуждений, применимых в выступлениях относительно разных конкретных случаев). Для каждого вида красноречия характерно своеобразие в выборе способов доказательства. Так, в политической речи чаще используются примеры: оратор приводит факты, прежде случившиеся, или литературные (притча, басня); в судебной – силлогизмы, а также законы, свидетельские показания, договоры и т.д., в торжественной – сравнения, преувеличения (оратор облекает предмет своей речи величием и красотой).

Определив цель, автор переходит к способам постижения науки. Он показывает, что для успеха речи важны следующие компоненты: характер самого говорящего, особенности слушателей и качества речи. Таким образом, Аристотель выводит триаду: отправитель речи – сама речь – получатель речи. Главным достоинством речи, по Аристотелю, является ясность. Большое внимание в книге уделяется технической стороне речи: происхождению способов убеждения, сущности и особенностям стиля речи, её композиции.

Главное в аристотелеевой логике – учение о силлогизме. Силлогизм – это блок взаимосвязанных умозаключений, представляющих из себя в совокупности доказательство того или иного тезиса. Силлогизм состоит из трех частей: большей посылки, меньшей посылки и заключения. Виды силлогизма – модусы – многообразны. Самым известным является модус, имеющий даже собственное имя – «Barbara»:

Все люди смертны (большая посылка).

Сократ человек (меньшая посылка).

Следовательно, Сократ тоже смертен.

Идею о том, что ораторскому мастерству можно научиться, доказал примером своей жизни самый великий оратор Древней Греции Демосфен (384–322 гг. до н.э.). Первые годы своих занятий по ораторскому искусству Демосфен провел, тренируясь либо в полном одиночестве, либо под надзором одного лишь учителя. Ценой неустанного труда и собственных усилий он преодолел свои физические недостатки. С помощью наблюдений за выступлениями опытных ораторов, анализа речей и бесед ему удалось исправить ошибки своих первых выступлений. Историки пишут о приёмах работы над техникой речи, изобретённых Демосфеном: о подражании при постановке звуков (например, звук «р» отрабатывается при подражании рычащему щенку), о декламации перед зеркалом, о развитии «долгого» дыхания путем физических упражнений (например, бега, подъема на гору), об укреплении мышц речевого аппарата и улучшения дикции (известна история о тренировке Демосфеном губ и языка с помощью морской гальки, которой он набивал себе рот и произносил речи бурлящему морю) и др. На вопрос: что составляет самое существенное достоинство оратора, – Демосфен неизменно отвечал: «Во-первых, произношение, во-вторых, произношение и, в-третьих, опять-таки произношение».

Чувствуя свою уязвимость перед уловками более опытных в публичном красноречии оппонентов, Демосфен выработал у себя такую манеру выступления, при которой практически не оставалось места для импровизации, а выкрики и замечания противников игнорировались или парировались заранее подготовленным текстом. В своих речах Демосфен, в отличие от Аристотеля, делал ставку на воздействие публичного выступления на психику людей, на их волю и эмоции. Такому воздействию способствовали отлично поставленный голос Демосфена и тщательно проработанный им текст речи с опорными и кодовыми фразами. Каждая такая фраза, в сочетании с превосходно отработанной мимикой и жестикуляцией, поэтапно трансформировала психику масс в нужном оратору направлении так, что люди сами не замечали момента, когда под воздействием речи Демосфена переходили на его сторону, даже будучи изначально настроенными против идей выступающего...

Следующий шаг в развитии искусства красноречия сделали специалисты Древнего Рима. Они обобщили опыт мастеров Эллады, дополнив их результатами собственных изысканий. Дискуссии не получили в Римской империи столь широкого распространения, как это было в греческих полисах. Для римлян было главным публичное выступление в режиме монолога. В римской школе слились воедино риторика и ораторское искусство. От греческой риторики к римлянам пришли юмор, логика и приемы полемики. А от ораторского искусства – изящество компоновки текста речи, подгонка и шлифовка фраз, отточенная интонация, оригинальность речевых оборотов, позы, жесты и многое другое. Римская школа красноречия подразделяется на два стиля: аттицизм и азианизм.

Азианизмгосподствовал в Риме до 50-х годов I века до н.э. Представители этого стиля превращали свои выступления в яркое и темпераментное театральное представление, с помощью которого весьма эффектно преподносили свои идеи толпе. Азианизм характеризовался возвышенностью, пышностью и эффектностью речи, изобиловавшей словесными фигурами. Из ораторов этого стиля наиболее известным является Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.).

Аттицизм стал преобладающим стилем с момента падения республиканского строя и исчезновения в обществе демократической традиции свободы выступления. Аттицизм отличает монотонность, строго ограниченный набор жестов и движений оратора, декларативность и примитивизм аргументации. Оратор спокойно и высокопарно излагал свою точку зрения аудитории, совершенно не обращая на нее никакого внимания. Наиболее ярким представителем аттического направления в латинской литературе был Юлий Цезарь, занимавшийся, помимо политики, литературными опытами, которые свелись к описанию многочисленных войн.

Аттицизм и азианизм легко сравнить на примере фразы «Как поживаешь?», которая в первом случае будет звучать: «Как дела?», а во втором – «Каково состояние фибр твоей души, о цветок моего сердца?»

Вершиной развития ораторского искусства Древнего Рима считается творчество Марка Туллия Цицерона (106-43 гг. до н.э.). Взгляды на риторическую науку Цицерон изложил в книгах «Об ораторе», где представлен образ идеального оратора-философа, «Брут, или О знаменитых ораторах» – история красноречия, «Оратор», в которой рассматриваются вопросы стиля речи и пути достижения успеха выступления.

В трактатах разработана программа подготовки настоящего оратора, обладающего глубоким знанием предмета и усвоившего теорию красноречия. По Цицерону, начинать обучение надо с усвоения «общеизвестных и избитых правил», к которым относятся знания о цели выступления и задачах оратора, общих местах, родах красноречия, композиции речи, средствах её украшения и т.д. Не отрицая пользы упражнений в произнесении речей экспромтом, Цицерон подчеркивал важность заранее подготовленных речей: «...хоть и полезно говорить часто без приготовления, однако же, гораздо полезнее дать себе время на размышление и зато уж говорить тщательней и старательней». Полезным он считал и переложения текстов с греческого языка, сам занимался ими, причём брал для перевода не только общеизвестные слова и выражения, но и изобретал свои, более изысканные. Подчёркивая значение практики для становления оратора, Цицерон считал, что чем больше жизненных ситуаций пройдёт оратор, тем больше будет развиваться его мастерство: «...слово должно выйти из укромной обстановки домашних упражнений и явиться в самой гуще борьбы, среди пыли, среди крика, в лагере и на поле судебных битв...».

Свой опыт преподавателя риторики и судебного адвоката обобщил в обширном сочинении «Риторические наставления» Марк Фабий Квинтилиан (36-96 гг. н.э.). В его риторической школе широкое общее гуманитарное образование сочеталось с глубоким изучением ораторского искусства времён античного классицизма. Наследие Квинтилиана содержит тщательный анализ теоретического и практического красноречия, мысли о воспитании оратора, рекомендации для чтения произведений. Автор намечает пути развития ораторских качеств: «...приобретение запаса лучших выражений сообразно предписанным заранее правилам, образование слога, путем продолжительных и добросовестных стилистических упражнений, причем даже то, что случайно сходит с пера, должно носить характер написанного, и, наконец, долгие устные беседы при долгих письменных работах, – лёгкость дают преимущественно привычка и практика».

По мнению Квинтилиана, хорошего оратора отличает как умение чётко и ясно говорить, так и красота и изящество речи. Значительно подробнее, чем предыдущие теоретики, Квинтилиан разрабатывает вопрос о логике выступления и путях украшения речи, даёт советы по улучшению техники речи, развивает мысли о значении жестов, мимики, телодвижений в ораторской практике.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Понятие и виды речевой деятельности | Риторика Средневековья

Дата добавления: 2014-03-11; просмотров: 1534; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.005 сек.