Студопедия

Главная страница Случайная лекция

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика






Музыка

Театр.

Становление украинского национального искусства (театр, музыка, изобразительное искусство, архитектура) несколько отставало от литературного развития. До 1861 г. продолжал существовать крепостной театр, и не только в усадьбах, но и в городах.

Первыми украинскими постановками были «Наталка-Полтавка» в 1819 г. и позже «Москаль-чарівник» в Полтавском любительском театре.

Профессиональная же украинская труппа была создана только в начале 80-х годов.

Большой знаток украинского языка, М.Старицкийписал комедии (не угасает популярность «За двома зайцями»), драмы («Не судилось», «Богдан Хмельницкий»), рисовали реалистические картины сельского, городского быта, передавали типичные национальные характеры. Создателем украинской социальной драмы стал И.Карпенко-Карый (Иван Тобилевич). В основе его пьес (драмы «Бурлака», «Безталанна», комедии «Сто тисяч», «Хазяїн») лежат глубокие психологические конфликты, острые социальные противоречия.

Поэтическая и музыкальная одаренность украинского народа была основой высокого уровня развития музыкально-песенного творчества. В XIX в. продолжают бытовать земледельческие песни календарного цикла, а также колядки, веснянки, колыбельные, свадебные. Широкой популярностью пользовались песни-романсы «Їхав козак за Дунай», «Виоть впри», «Сонце низенько», а также созданные на стихи Шевченко «Думи мої, думи», «Заповіт». Из народной среды выдвигались талантливые певцы-кобзари (Андрей Шут, Остап Вересай).

Широкое распространение получило семейное музицирование, любительское молодежное развлекательное пение. Центрами развития музыкальной культуры были духовные учебные заведения, гимназии, частные пансионы, университеты, в которых изучалась нотная грамота и теория музыки. Многие получали профессиональную музыкальную подготовку в церковных хорах.

Жанры: лирические, шуточные, романсы, исполнялись они соло, дуэтом, хором, под аккомпанемент бандуры, скрипки, гитары, фортепиано. Преимущественно это были авторские произведения, которые со временем распространялись и становились народными.

Концертную деятельность в городах Украины разворачивали самодеятельные коллективы. Традиционными были литературно-музыкальные вечера, устраивались благотворительные концерты.

Высокого уровня достигло мастерство партесного (многоголосного) пения.В XIX в. хоровое пение постепенно выходит за рамки чисто культового. Развитие своих национальных традиций тормозилось, так как предпочтение административно отдавалось иностранным авторам.

Наряду с народной и церковной традицией в XIX в. складывается светская профессиональная музыкальная культура. Жемчужиной украинской вокальной классики ста­ли «Вечорниці» П.И.Нищинского. Они рисуют широкую музыкальную картину народной жизни, знаменит мужской хор «Закувала та сива зозуля», тема которого – страдания казаков в турецкой неволе, их стремление к свободе. Мелодическим богатством, певучестью, драматической напряженностью привлекла слушателей опера Н.М.Аркаса «Катерина» по одноименной поэме Шевченко. Композиторы широко использовали богатые традиции украинских народных песен, обрабатывали их.

Целую эпоху в музыкальной жизни Украины составляет творчество Н.В.Лысенко – основоположника украинской классической музыки, великого украинского композитора, блестящего пианиста-виртуоза, талантливого хорового дирижера, педагога, музыковеда и активного общественного деятеля демократического направления.




<== предыдущая страница | следующая страница ==>
 | Изобразительное искусство. В таких сферах, как изобразительное искусство, архитектура, выработка национальных форм была более проблематична

Дата добавления: 2014-02-26; просмотров: 243; Нарушение авторских прав


lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.008 сек.