Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Вопрос № 4. Национальные культурные организации и движения в условиях реакционной правительственной политики

Читайте также:
  1. I. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
  2. II. 50-е годы. Роль взрослого в организации игры ребенка.
  3. II. Тип организации верховной власти в государстве (форма государственного правления).
  4. III. Безопасность в условиях технологичных чрезвычайных ситуаций (ТЧС).
  5. III. Борьба за разрешение восточного вопроса.
  6. III. Социальные, экономические и культурные права человека.
  7. IV. Некоммерческие организации.
  8. А). Вопрос об «асимметрии правил допустимости доказательств» (или возможности использования доказательств, полученных с нарушением закона, стороной защиты).
  9. Абсолютно твёрдое тело – тело, расстояния между любыми точками которого, в процессе движения остаётся неизменным.
  10. Автомобилизация и безопасность дорожного движения

В среде украинской интеллигенции возникают различные национально-культурные организации и движения. Их создание происходило при неблагоприятных политических обстоятельствах, требовало личного мужества, твердости.

Первая в украинской истории национально-культурная организация возникла в 1833 г. во Львове (нелегальный кружок «Русская Троица», который организовали Маркиян Шашкевич, Иван Вагилевич и Яков Головацкий, учившиеся в духовной семинарии). Вступающий в кружок давал клятву утверждать права родного языка, переводить славянских авторов, делать все для воскрешения украинского народа к новой жизни. Высшим достижением кружка стала публикация в 1837 г. альманаха «Русалка Днистровая»(в него вошли «Предисловие» Шашкевича с призывом к возрождению украинской литературы в Галичине, подборка народных песен, переводы). Реакция австрийских властей была жесткой: для изданий на украинской территории вводилась специальная цензура. Основой для запрета могло послужить даже то, что книга напечатана не церковным, а гражданским шрифтом. В таких условиях выступление «Русской троицы» не нашло продолжения.

В 40-е годы центр украинской культурной жизни находился в Восточной Украине. Здесь же в Киеве примерно в 1845 г. возникает нелегальное Кирилло-Мефодиевское братство – политическая национальная организация, первая в истории Украины, и что характерно, создают ее выдающиеся деятели отечественной культуры (Н.Костомаров, П.Кулиш, В.Белозерский, Т.Шевченко). Цель общества – славянское единство, создание федерации славянских демократических республик. Идеи организации – равенство людей, необходимость уничтожения крепостничества.

Всю вторую половину XIX в. активность национальной интеллигенции разворачивается почти исключительно в сфере «культурничества». В 1859 г. студентами и молодыми преподавателями Киевского университета создается полулегальная культурно-просветительская организация «Громада», которая организовывала бесплатные воскресные школы, издавала дешевые книги. Для подготовки учителей сельских школ была создана «Временная педагогическая школа», все преподаватели работали в ней бесплатно. В Киевской «Громаде» участвовал М. Драгоманов – историк, политический деятель, П. Чубинский – этнограф, поэт, автор слов гимна «Ще не вмерла Україна». Подобные громады возникли во многих городах.

Идейный центр громадовского движения оказался в Петербурге. Сюда в конце 50-х годов после ссылки вернулись кирилло-мефодиевцы. В это время завязываются тесные контакты с передовой русской общественностью. В 1863 г. украинское национально-культурное движение жестко пресекается. Полтавская и Черниговская громады были полностью разгромлены. Министр внутренних дел Российской империи Валуев подписывает печально известный указ, запрещающий печатать на украинской языке учебную, научную и религиозную литературу на том основании, что «никакого особенного малороссийского языка не было, нет и быть не может». В 1876 г. царем-освободителем Александром II был подписан указ, который запрещал печатать и ввозить в пределы империи книги на украинском языке, ставить спектакли и даже писать тексты к музыкальным нотам по-украински. Однозначного запрета украинской художественной литературы на «малороссийском» языке не было, но цензура таких книг не пропускала, даже из русских произведений вычеркивались украинские слова.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Архитектура. В архитектуре в XIX в. на смену пышности и раскованности украинского барокко пришел сдержанный, академический стиль классицизма | Вопрос № 1. Развитие культуры в дохристианский период

Дата добавления: 2014-02-26; просмотров: 649; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.