Студопедия

Главная страница Случайная лекция

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика






ЗМІСТОВНИЙ МОДУЛЬ 1

Читайте также:
  1. Вопрос 71. Комбинаторные методы проектирования: комбинаторика, трансформация, кинетизм, метод модульного проектирования, метод деконструкции
  2. Гипермодуль 6. ПРОЦЕССЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕКУЩИХ ЗАТРАТ И ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ
  3. Единая модульная система (EMC) в строительстве.
  4. Лекция № 3. Информационный модуль СРС-компетенции
  5. Лекция № 4. Когнитивный модуль СРС-компетенции мнемотехники, или как развить память
  6. Лекция № 5. Организационный модуль СРС-компетенции
  7. Модуль 1
  8. МОДУЛЬ 1.
  9. МОДУЛЬ 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФИИ

Вывод.

Духовная культура.

С ХI в. встречаются упоминания о скоморохах, это были актеры, сочетавшие черты потешника, драматического лицедея, музыканта, певца, танцора, фокусника. Помимо скоморохов любимыми зрелищами народа были коллективные игрища, приуроченные к традиционным бытовым и земледельческим праздникам. Существовали деревянные инструменты: гусли, лютня. «Смеховая культура» (Масленица, пасхальные праздники, шуты, скоморохи) сохранялась в традициях этих праздников. Но христианские ценности и обряды постепенно входили и в народную культуру, вытесняя язычество, перемешиваясь с ним.

В XII и особенно XIII вв. появляются черты, близкие к европейскому Предвозрождению. В литературе впервые проходят светские лирические темы. Возникает интерес к античности: переводятся произведения древнегреческих и древнеримских авторов. Особую роль играют патриотические темы объединения русских земель перед угрозой внешней опасности, осуждаются феодальная раздробленность и междоусобицы. Характерным становится «звонение в прадедную славу», т.е. обращение к примерам из героического прошлого Киевской Руси. Активно развивалось ремесленное производство. Ремесленных специальностей становилось все больше, в крупных городах их насчитывалось более ста. Ювелирные изделия ХI – ХШ вв. поражают высокой эстетикой и техникой исполнения. Перегородчатые эмали, чернение серебра, литье из драгоценных металлов, техника скани (узоры из тонких металлических ниток) и др. технологии делали ювелирные украшения Киевской Руси предметом гордости их обладателей. Многие из них попали в музеи различных стран.

Культура Киевской Руси IX – XIII вв. достигла высокого уровня. Ее основой стала самобытная культура восточнославянских племен. Особенно после принятия христианства постепенно проявляются обще­европейские тенденции и в идейном содержании и в формах развития. Значительное влияние на культуру Киевской Руси оказала сохранившая античные традиции Византия. Новые веяния в культуре, большее региональное своеобразие появились в связи с начавшейся феодальной раздробленностью. Культурное наследие IХ – ХШ вв. стало основой для складывания культуры Украины, России и Белоруссии в период позднего средневековья.

Этническая консолидация восточнославянских племен в IX – X вв. заканчивается формированием раннефеодального государства Киевской Руси. Основную роль в этом процессе сыграло крещение Киевской Руси князем Владимиром (988 г.). После принятия христианства языческое мировоззрение не пропало, а интегрировалось в христианство. Были сохранены главные христианские праздники и основные Божества, которые приняли статус Святых и новые имена. Уже в конце X в. Русь занимала большую территорию: от Карпат до Волги, от Балтики до Черного моря. Наибольшего развития культура Киевской Руси достигла во времена правления Ярослава Мудрого. В XI в., после принятия христианства, культура Киевской Руси поднялась на высшую ступень развития: повысился статус страны, имели доступ к культурам развитых стран (Византия). Важным шагом в развитии культуры Киевской Руси стало расширение грамотности: появилась письменность, открыты школы, печатались первые книги.

Церковь сыграла особую роль в развитии литературы, искусства, летописания и архитектуры.



Наибольшие достижения культуры Киевской Руси:

– становление государства, развитие юридических и политических институтов (Свод законов Ярослава Мудрого и «Русская правда»);

– развитие летописания и литературы («Повесть временных лет» Нестора, «Слово о полку Игореве» неизвестного автора, «Слово о Законе и Благодати» Иллариона Киевского);

– развитие образотворческого искусства, особенно иконописи (шедевр – икона «Владимирская Богоматерь», написана в конце XI – начале XII вв.), а также мозаики, фрески, книжные миниатюры;

– развитие архитектуры (Софийский Собор, Золотые Ворота, Десятинная церковь, Успенский Собор, Киево-Печерская Лавра);

– развитие социального искусства (одежда, украшения, вышивка);

– развитие музыкального искусства.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Вопрос № 4. Влияние феодальной раздробленности на культуру | 

Дата добавления: 2014-02-26; просмотров: 86; Нарушение авторских прав


lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.013 сек.