Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




АКТЕРСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ

Читайте также:
  1. Астрономическая, когда наблюдаемый объект находится на бесконечно большом расстоянии, ЭМВ проходят через всю толщу атмосферы и наблюдения выполняют с поверхности Земли.
  2. Беременные, не требующие круглосуточного наблюдения, направляются в дневной стационар по показаниям.
  3. Виды наблюдения.
  4. Виды статистического наблюдения
  5. Вопрос 2.5. Оценка точности статистического наблюдения
  6. Вопрос 4. Формы, виды и способы статистического наблюдения
  7. Задачи и правовые последствия введения процедуры наблюдения
  8. Инструменты контроля и наблюдения за состоянием среды обитания
  9. История атомистических учений. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Масса и размеры молекул

Вся работа актера в конечном итоге должна привести его к правдивому воспроизведению человеческой жизни, во всей ее полноте и многогранности.

 

Поэтому перед актером, само собой, встает вопрос о необходимости постоянного, всестороннего изучения окружющей его реальной жизни.

 

Такое свойство, как н а б л ю д а т е л ь н о с т ь , при работе над образом, является особенно необходимым.Наблюдать, подмечать надо стараться все, что только возможно: различные особенности в явлениях природы, в проявлениях человеческой жизни, в произведениях искусства и так далее.

Необходимо пользоваться каждым случаем общения с людьми, стараясь провести возможно большее число наблюдений за самыми различными проявлениями человеческого поведения.Подмечать, как люди выражают свои мысли, чувства, как они ведут себя в тех или иных обстоятельствах жизни.

 

Наблюдая внешние проявления человеческого поведения (жесты, походка, речь, смех, плач, манеру держать себя, носить костюм и т.п.), надо пытаться как бы заглянуть внутрь человека, уяснить себе внутренние причины того или иного его поведения, постараться вникнуть в сущность какого-нибудь явления, попытаться понять, определить характер человека, особенности, отличающие его от других людей, и наоборот, уловить то общее что свойственно большинству людей данной профессии, характера, возраста и так далее.

Актер, как хороший психолог, должен научиться разбираться в явлениях внутреннего душевного мира человека.Это достигается путем непрерывных личных наблюдений и обобщающих выводов, производимых на основании этих наблюдений.

 

Не только личное, непосредственное наблюдение обогащает жизненнцый опыт актера.Чтение интересных книг, рассказов, впечатления других людей, знакомство с произведениями искусства, - все это также способствует накоплению того материала-сырья, которым актер будет пользоваться для создания жизненно правдивого, художественно ценного сценического образа

 

Но не беспристрастное созерцание лежит в основе наблюдений актера.Наблюдательность его есть творческая наблюдательность художника.Это значит, что у актера каждый раз возникают те или иные м ы с л и и ч у в с т в а п о п о в о д у н а б л ю д а е м о г о, т.е. возникают определенные о т н о ш е н и я . Эти отношения актера к наблюдаемой действительности впоследствии, при создании того или иного образа, отразятся на толковании (трактовке) играемой актером роли.

 

Итак, наблюдение, изучение окружающей жизни, должно стать повседневной, так сказать "внешкольной", работой актера.Наблюдать, подмечать, всматриваться, вслушиваться, вдумываться в причины того или иного явления должен актер всегда и везде, где бы он ни находился.

 

В каждом, казалось бы, пустяке актер может почерпнуть для себя полезное.Вот он выходит рано утром на улицу,когда все спешат на работу. Пусть понаблюдает, в каком ритме течет утренняя жизнь, как вообще ведут себя люди, которые торопятся, боятся опоздать.Как ведет себя именно этот вот человек? Кто он может быть такой ? Почему он такой? А вот вошел старичок в автобус: как он влезает, садится, разговаривает? Как расположены морщины на его лице? Наблюдайте, как люди ведут себя в минуты всевозможных крупных и мелких переживаний.Попытайтесь уловить атмосферу (ритм) вокзала, аптеки, музея, столовой и так далее.

 

Мы с вами говорили о постоянном наблюдении жизни в о о б щ е.Разумеется,если актер готовит какую-нибудь роль, то все его наблюдения и изучение жизни пойдут в определенном, более узком направлении.Актер начнет сознательно отбирать для наблюдений те обьекты, которые помогут ему накапливать материал для изучения именно той среды, той жизни, которую ему придется отобразить в роли.

 

Существует главная особенность а к т е р с к о г о н а б л ю д е н и я, которая резко отличается от наблюдательности художников других видов творчества.

Художник-живописец результат своих зрительных впечатлений заносит на бумагу в виде эскизов, набросков.Композитор - в форме нотных знаков, писатель постарается запомнить главным образом, содержание и форму речи наблюдаемых людей, часто занося результат своих наблюдений в записную книжку или диктофон.Словом, каждый художник фиксирует результат наблюдений при помощи тех материалов или инструментов, которые являются характерными для их творчества.

 

Материалом творчества актера и его инструментом является, как мы знаем, он сам.Специфика актерской наблюдательности в том и заключается, что актер, как мы говорим, н а б л ю д а е т "ч е р е з с е б я". Все результаты наблюдений над людьми он старается тут же, хотя бы мысленно, применить к себе, "примерить на себя".

Например, попытаться воспроизвести подмеченный взгляд, походку, жест, интонацию.Актер старается мускульно-двигательно ощутить в себе подмеченное им в других.Причем не всегда он может это воспроизвести во всей полноте.Часто, находясь где-нибудь в поезде, в автобусе актер, подметивший интересную позу, жест человека, пытается внутренно, без яркого внешнего выражения, но все же действенно, воспроизвести наблюдаемое.

При этом актер, прежде всего, старается понять, а затем ощутить в себе, то внутреннее состояние, которое, по его мнению породило у наблюдаемого лица подмеченную актером внешнюю черту поведения.

 

Именно на развитие способности к наблюдению "через себя" и направлены практические упражнения данного раздела.

 

ВНУТРЕННЯЯ ХАРАКТЕРНОСТЬ

При работе над внутренней характерностью для исполнителя главным является "отход от себя".Его суть состоит в том, что ему приходится у б и р а ть, з а г л у ш а т ь т е с в о й с т в а

е г о л и ч н о г о х а р а к т е р а, к о т о р ы е м е ш а ю т в о с п р о и з в е д е н и ю з а д у м а н н о г о х а р а к т е р а и н а о б о р о т, р а з в и в а т ь - "р а з д у ва т ь " т е ч е р т ы, к о т о р ы е э т о м у х а р а к те р у с о о т в е т с т в у ю т. Как же искать в себе эти нужные черты? Прежде всего необходимо уяснить себе, как мы вообще определяем характер того или иного человека.По каким признакам мы вправе сказать, что данный человек мнителен или черств, или жизнерадостен и т.п.? Определить характер - это значит подметить, как чловек п р е и м у щ е с т в е н н о о т н о с и т с я к явлениям окружающей жизни. По тому, как некто относится к людям, к вещам, к событиям и т.д., мы и судим о том, что за человек перед нами. Если характер человека мы определяем по его отношениям к внешнему миру, то желая воспроизвести заранее задуманный характер, мы естественно, должны пойти обратным путем: искать такие отношения к окружающей жизни, которые наиболее типичны для человека с подобным характером.

Допустим, что нам надо воспроизвести на сцене поведение человека мнительного, который чрезвычайно опасается, как бы не заболеть, не заразиться. Что наиболее типично, наиболее свойственно мнительному человеку? Как он преимущественно относится к окружающему его миру? Прежде всего в его отношенииях к вещам будет сквозить осторожность, опаска, брезгливость, он будет принимать всевозможные предосторожности, тобы уберечь себя от болезней, он будет внимательно относиться ко всем советам, касающимся сохранения здоровья, будет придавать преувеличенное значение всякому пустячку, всякому предостережению, - словом, все его желания т поступки будут преимущественно направлены к тому, чтобы уберечь себя.

Разбирая таким образом психологию мнительного человека, исполнитель должен заставить себя рассматривать окружающий мир глазами этого мнительного человека, найти в себе его "глаз на мир". Этот "глаз" надо искать действенно, так сказать, физически. Достигается это путем нахождения исполнителем внутри себя определенных отношений к внешнему миру, отношений, мотивированных свойствами заданного характера.По мере нахождения этих отношений исполнитель, сам того не замечая, начинает становиться иным, постепенно входя в " шкуру" играемого образа. Но в этом есть одна особенность: с т а н о в я с ь д р у - г и м, а к т е р д о л ж е н в т о ж е в р е м я оставаться с а м и м с о б о й.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
ОБЩЕНИЕ. Что такое общение? | ЧТО ЗНАЧИТ СТАТЬ ДРУГИМ,ОСТАВАЯСЬ САМИМ СОБОЙ?

Дата добавления: 2014-05-03; просмотров: 664; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.