Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Русская комическая опера

Читайте также:
  1. V. ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ (РЕГУЛИРОВАНИЕ)
  2. Автоматизация делопроизводства и документооборота - порядок и оперативность одновременно
  3. Автоматизация расчетно-кассовых операций
  4. Админ методы оперативного упр-я персоналом организации.
  5. АКУШЕРСКИЕ ОПЕРАЦИИ.
  6. Анализ использования рабочего времени. Другие оперативные данные
  7. Арифметические операции
  8. Арифметические операции на множестве действительных чисел
  9. Аудит кассовых операций
  10. Аудит операций выпуска и продажи готовой продукции

В январе 1779 г. на Московском театре была представлена комическая опера «Мельник колдун, обманщик и сват» Александра Онисимовича Аблесимова. Музыка к ней была «положена из русских песен российским московского театра музыкантом г. Соколовским». Опера поразила всех своей необычностью. «Сия пиеса столько возбудила внимания от публики, что много раз сряду была играна и завсегда театр наполнялся; а потом в Санктпетербурге была представлена много раз у двора, и в случившемся на тогдашнее время вольном театре у содержателя г. Книпера была играна сряду двадцать семь раз; не только от национальных слушана была с удовольствием, но и иностранцы любопытствовали довольно; кратко сказать, что едва ли не первая русская опера имела столько восхитившихся спектатеров и плескания». Так писал об успехе комической оперы один из современников.

История о том, как мельник при помощи мнимого колдовства устраивает счастье двух молодых влюбленных, невзирая на препятствия. Успех оперы был вызван не сюжетом. Народная крестьянская жизнь стала предметом театрального искусства. Впервые главным действующим лицом на русской сцене выступал русский мужик, сметливый, находчивый, не без лукавства и, главное, без традиционного подчеркивания в его облике черт грубости и невежества. Не было в пьесе ни верных слуг, ни идеализированных поселян, умиляющихся добротой господ, не было в ней и самих господ.

Обильно использована в разнообразных формах народная поэзия, господствовавшая на сцене. Это проявлялось и в речи персонажей (пословицы, поговорки, прибаутки), в исполнении подлинных народных песен, в имитации обрядов колдовства, и, наконец, в выведении на сцене некоего подобия деревенского девичника. Разгоревшаяся вокруг пьесы полемика отражала борьбу мнений вокруг одного вопроса: о пределах допустимости изображения в литературе народной жизни, и в первую очередь жизни крестьянства.

Для одних был неприемлем быт простонародья на сцене. Появляются пародии на создателя «Мельника». Но помимо насмешек над оперой создается ряд пьес в жанре комической оперы с опорой на фольклорные источники. Но в основном это внешнее обыгрывание традиционного фольклора: манера народных сказок и былин в речи персонажей, мотивы волшебной сказки в сюжете, включение фрагментов народных песен.

В то же время появляются типы театральных представлений более приемлемый для благородной публики. Народный быт и жизнь низших социальных слоев были облагорожены и даны в сочетании с водевильными ситуациями из дворянского быта.

Опера Аблесимова означала своеобразный итог поисков самобытного театрального репертуара в средних и низших драматических жанрах, какими были и опера и комедия. До его «Мельника» оперы шли с музыкальным сопровождением, по ходу действия на сцене исполнялись песни, куплеты, иногда пляски, но сюжеты восходят к мелодраматическому жанру «слезной» мещанской драмы. Её сюжетообразующий мотив – это мотив утесненной добродетели. Возвращение добродетельным героям их заслуженных прав, наказание порока, исправление заблуждающихся и счастливое взаимопонимание в финале комической оперы. Традиционный праздник с песнями, плясками, хороводами являлся обычным для завершающих сцен в пьесах данного жанра.

Таким образом, в комической опере дворянские авторы воплощали перед благородным зрителем мир русского крестьянства или народную жизнь, как она им представлялась в идеале. Через все почти русские комические оперы XVIII в. проходит идея поиска социальной гармонии, достижение которой возможно при идеальных помещиках. Фольклор и выполнял функцию объединяющего начала в этом гармоничном мире господ и крестьян.



<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Литературно-общественное движение 1780—1790-х годов | Александр Николаевич Радищев (1749—1802)

Дата добавления: 2014-05-03; просмотров: 376; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.