Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Вопрос 26. Как соотносятся мода и обычаи?На эту тему можно почитать вообще книжечку http://ecsocman.hse.ru/data/958/439/1216/009-gOFMAN.pdf
Мода – это процесс социального конструирования границы между модной и немодной частями социального пространства и, соответственно, между модными и немодными людьми, находящимися в них. В модной части социального пространства развивается быстротекущий процесс смены потребительских моделей, выполняющих роль символов современности и престижности. В немодной части процессы потребления идут гораздо медленнее. Здесь нет безудержной гонки. Здесь действует совершенно иная логика выбора. Эти две части социального пространства идентифицируются их участниками с помощью категорий «мы» и «они».
Самоидентификация «Я модный человек» влечет за собой соответствующую динамическую потребительскую практику: мониторинг модных процессов (например, чтение модных журналов, просмотр соответствующих телепередач, отслеживание состояния улицы или своей среды), адаптацию модных новинок применительно к собственным телесным, интеллектуальным, культурным и финансовым возможностям, управление собственным бюджетом и т.д. Самоидентификация «Я из тех, кто плюет на моду» влечет за собой практику игнорирования модных процессов, ориентацию на иные ценности: функциональность, полезность, долговечность и т.д.
Нет содержательных признаков, по которым можно опознать модные объекты. Сравните модные вещи этого года, прошлого десятилетия, столетия. Что общего в их форме, материале – ничего! Мода не имеет субстанции. Но на всех этапах ее существования ей присуще стремление обозначить границу между «нами» (модными) и «ими» (немодными). Мода – это процесс, который имеет тенденцию к постепенной институционализации. Она включает в себя прежде всего появление разнообразных профессионалов в области моды (кутюрье, обозревателей, репортеров, манекенщиц, фотомоделей, мастеров швейного дела и т.д.). Чем отличается модное поле от немодной части социального пространства? В модном поле доминируют две ценности – современность и престижность. Они тесно переплетены в единое целое, поэтому содержанием модного
Каждый тип общества порождает соответствующие ему формы социальной регуляции, т. е. такие формы, которые способствуют сохранению, укреплению и развитию его базо- вых черт. Обычай в традиционных обществах — универ- сальная форма социальной регуляции. В этих статичных и закрытых обществах он играет такую же регулярную роль; какую в обществах динамичных и открытых (называемых условно ォсовременнымиサ) играет мода. Как уже отмечалось, исторически мода выросла из обычая, и еще Адам Смит сравнивал эти два регулятора между собой. Но наибольшее значение сравнительному анализу моды И обычая придавал французский социолог и социальный психо- лог Габриэль Тард (1843—1904), высказавший ряд глубоких и тонких замечаний относительно соотношения этих двух явлений4. Любопытно, что в теории Тарда не подражание со- ставляет механизм усвоения и распространения обычая и моды, как это принято считать, а наоборот, обычай и мода суть сменяющие друг друга средства и формы подражания. Объясняется это тем, что французский ученый считал подра- жание основным социальным процессом, имеющим универ- сальное значение. Термин ォобычайサ нередко отождествляется с термином ォтрадицияサ и ォобрядサ (ォритуалサ). Однако если стремиться к точности в терминологии, то важно иметь в виду, что мы имеем здесь дело с различными понятиями. Традиция охва- тывает гораздо больший круг социальных явлений, в той или иной мере она распространяется на все культуры и области социальной жизни. Сфера же действия обычая гораздо уже; он составляет лишь наиболее жесткую и неуклонную реализа- цию традиционных предписаний. Ритуал — это разновидность обычая, выступающая толь- ко как символическое выражение определенных социальных отношений. Но помимо этих ォритуальныхサ обычаев сущест- вуют и такие, которые служат средством практического ис- пользования и преобразования различных объектов. В целом Мода и обычай 125 символическое (ォритуальноеサ) и утилитарно-практическое начала в обычае тесно переплетаются между собой, так же, впрочем, как это происходит и в моде. С точки зрения социологии обычай представляет собой социально унаследованный стереотипный способ поведения, который постоянно воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов5. Обычай выполняет ряд важных социальных функций. Он служит средством приобщения индивидов к определенному социальному и культурному опыту (функция социализации), передает его от поколения к поколению в рамках общества или группы (функция трансляции культуры), регламентирует поведение индивидов (функция социального контроля), под- держивает социальную и внутригрупповую сплоченность (функция социальной интеграции), освящает социальные от- ношения и различные объекты, как реальные, так и вообра- жаемые (функция сакрализации)6. В роли обычаев могут выступать нравственные нормы, производственные навыки, религиозные обряды, гражданские праздники и т. д. Что общего между обычаем и модой? Прежде всего это, конечно, их регулятивная роль, тот факт, что для соответ- ствующих типов общества они выступают как механизмы социальной регуляции поведения: с одной стороны, желаемые (социальные ценности), с другой — обязательные (социаль- ные нормы). Ценностно-нормативная природа обоих этих регуляторов обусловливает и такое их свойство, как ォобщепринятостьサ. Правда, в обычае эта общепринятость является повсеместной, охватывающей всех членов общества (группы) одновременно, а в моде — неполной и неодновременной, поскольку в каждый данный момент к определенному модному стандарту подклю- чена только часть участников моды. И в обычае, и в моде нередко имеет место высокая степень интериоризации, ォов- нутренияサ социальных норм и ценностей, которые вследствие этого не ощущаются индивидами как нечто внешнее, чуждое и давящее7. Как обычай, так и мода в той или иной мере порождает стандартный, стереотипный характер культурных образцов. И все же между обычаем и модой больше различий, чем сходства. Если в моде одна из главных ценностей — совре- менность, то в обычае, который (по определению) воспринят у предыдущих поколений, главное — это прошлое. Отсюда распространенный мотив поведения в традиционных общест- вах, часто фиксируемый этнографами: ォНаши предки всегда так поступалиサ. Заветы предков, реальных и мифических, служат постоянным ориентиром и эталоном для традицион- ного поведения, а социальный контроль осуществляется как бы из прошлого. В отличие от моды в прошлое переносится время выбора и ответственности за те или иные акты и эта- лоны поведения. Отсюда же и ведущая роль старшего поко- ления, распространенность геронтократии в традиционных обществах; ведь старики — живое воплощение прошлого и образец для будущего. Такое положение также контрастирует с регуляцией посредством моды, при которой важную роль в формировании и распространении культурных образцов иг- рает молодежь.
Дата добавления: 2014-10-08; просмотров: 621; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |