Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




МАССОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ. ПРОБЛЕМЫ ПОЭТИКИ И РИТОРИКИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Читайте также:
  1. II. Становление риторики в период Средневековья
  2. III. Развитие риторики в период Ренессанса и Нового времени
  3. IV.l. Теоретические аспекты проблемы
  4. V. Особенности риторики в России Нового времени
  5. V.1 Теоретические аспекты проблемы.
  6. V.2. Дискуссионные проблемы формирования всероссийского рынка.
  7. Актуальность проблемы безопасности и охраны труда медицинских
  8. Алгоритм решения проблемы психологическими способами.
  9. Анализ информации и выбор РА
  10. Архитектура процессов обработки информации

Массовая информация сосредоточивает в себе устную и письменную формы речи, объединяет все виды искусств и обращается к безгранично большой аудитории.

Сложение массовой информации характеризуется появлением новых материалов и новых устройств в технике ведения речи. Как

уже говорилось, наряду с печатным словом возникают радио, кино, телевидение и все разнообразные средства рекламы. Если рукописная и печатная речь апеллируют только к глазу, а устная — только к слуху, то в массовой информации используется зримое печатное слово в сочетании со словом произносимым и показанным. Таким образом, массовая информация — это соединение звучащей и видимой речи. Появление массовой информации следует отнести к 20-м годам XX столетия, когда впервые было применено комплексное использование радио и периодической печати.

Исторически зарождение органов массовой информации связано со сферой журналистики. Поэтому на творческих работников органов массовой информации переходит название журналисты. Журналистика в старом понимании, до создания массовой информации, существенно отличается от деятельности массовой информации и ее задач в современном понимании.

Журналистика классическая, как она существовала в XVII, XVIII, XIX вв., была чисто письменным текстом. Она не была, да и не могла быть связана через радио, телевидение и кино с устной речью и всеми другими формами искусств в одно целое. Поэтому формирование структуры содержания в классическом журнальном и газетном тексте подчинялось иным и более простым правилам, чем в текстах массовой информации.

Кроме того, классическая журналистика имела дело со значительно более узкой аудиторией образованной публики, к тому же организованной разными научными, эстетическими и общественными интересами и запросами.

Обращенность текстов массовой информации к максимально большой аудитории дает возможность массовой информации оказывать влияние на тексты научной и общественной журналистики, определять ее развитие.

Текст массовой информации, благодаря применяемой технике, движется как бы в обход старых институтов письменной речи — почты, библиотеки, архива, канцелярии, школы. Эти институты используются тогда, когда в массовую информацию включается письменный текст. Так, газета может доставляться подписчикам по почте, храниться в библиотеке и архиве. Но основной массив массовой информации — кино, телевидение, радио — достигает потребителя благодаря технике.

Массовая информация, как разряд словесности, отличается следующими особенностями:

1. В массовой информации, строго говоря, нельзя назвать автором какого-то одного человека. Так, например, редактор участвует в создании текста массовой информации так же, как и корреспондент, отбирая, обрабатывая и комбинируя корреспонденции для помещения их в выпуск. В то же время и корреспондент, и редактор зависят при формировании текста от материалов, которые им поставляют информационные агенства и другие лица (например, авторы писем). На определенном этапе обработки из многих текстов, созданных на одну тему, выбирается тот материал, который в наибольшей степени пригоден для помещения его в очередной выпуск.

2. Создатели речи — органы информации — должны довести до получателей в конечном тексте выпусков самое основное, суще-

ственно важное содержание. Вот почему разные органы массовой информации в тех или иных формах как бы "дублируют" друг друга, создавая обзоры, перепечатывая наиболее важные материалы и формируя отдельные сообщения на одну и ту же важнейшую тему. При этом используется различная фактура речи (электромагнитные колебания, фотопленка и т.п.).

Различие фактур речи, в свою очередь, влияет на стиль речи. Каждый вид фактуры содержит свои стилевые вариации содержания. Однако, в целом, время передачи сообщения в текстах массовой информации основного массива — кино, телевидение, радио — равно времени приема сообщения. Тем самым массовая информация сходна с устной речью: получатель и производитель речи находятся в одном времени.

3. Создатель и получатель текста массовой информации основного массива, будучи в одном времени, территориально разобщены. Этим массовая информация противопоставлена устной речи.

Технические устройства являются промежуточным звеном в массовой информации; получатель для создателя сообщения выступает как максимально широкая аудитория, составленная из отдельных лиц — подписчиков газеты, радиослушателей, телезрителей, кинозрителей и т.п. Для получателя же производитель сообщения практически индивидуализирован как определенный орган информации, а не как целая служба информации. Так реализуется новый тип речевого контакта.

4. Получателями в массовой информации являются только те члены общества, которые снабжены средствами получения, т.е. имеют радиоприемники, телевизоры, посещают кино, выписывают газеты. Однако массовая информация фактически охватывает все общество, так как тексты массовой информации сочетаются со всеми иными видами текстов.

5. Массовая информация в отличие от других видов текста не предполагает диалога с получателем в том же виде словесности. Так, письма читателей, слушателей и зрителей или другие виды обращения членов аудитории в органы массовой информации относятся к письменной словесности, т.е. иному виду словесности, чем массовая информация. Связь между получателями массовой информации и службой информации реализуется самыми различными способами.

6. Получатель массовой информации не хранит ее; она, подобно устной речи, действует только тогда, когда производится и воспринимается. Хранемию (причем, обычно архивному) подвергается не массовая информация как целое, а только ее материалы (отдельные выпуски газет, фотопленки, фильмы и т.п.). Вся совокупность текстов массовой информации принципиально не восстановима, что делает этот текст одноразовым, однократным и невос-

производимым. Невоспроизводимость отличает массовую информацию от всех других текстов.

Рассмотренные свойства делают массовую информацию уникальным видом текста. Этот текст обладает целым рядом поэтических, риторических и стилистических особенностей, которые пока еще слабо изучены филологией.

Филологические исследования текстов массовой информации весьма разнородны.

В Японии, например, изучение проблемы "существования языка" дает много чисто лингвистических сведений, но эти сведения преимущественно представляют собой лингвостатистические данные об употребимости слов и морфем в разных типах текстов. Анализируются также объемы текстов, воспринимаемых человеком в предложениях, словах и морфемах.

В США филологическое обследование массовой информации привело к созданию так называемого контент-анализа [75], теории коммуникации [77], теории и истории рекламы, социолингвистики и психолингвистики, существующих в русле работ по новейшей американской риторике.

Довольно велик объем литературы по психологии языка и социальной психологии массовой информации. Эта литература очень пестра: от экспериментальной психологии, анализирующей восприятие текстов массовой информации, до психолого-философских работ, рассматривающих жизнь общества в условиях действия массовой коммуникации.

Однако, в целом, в области исследования массовой информации много нерешенных задач, что объясняется особой сложностью и многоаспектностью самого текста.

Тексты массовой информации дифференцируются по трем основным видам: по совокупному образу ритора, по территориально-профессиональному признаку и на основе видовых и жанровых особенностей.

Совокупный образ ритора в массовой информации чрезвычайно важная категория. Эта та сторона стиля и содержания, которая объединяет все выпуски одного и того же органа информации. Причем каждый орган информации вырабатывает свой собственный образ ритора, проявляющийся, прежде всего, в его способах речемыслительных действий.

Новейшая американская риторика сводит действия ритора к трем основным задачам: выбору темы, выбору речевых средств и выбору альтернативы, предлагаемой слушающему.

Отрицается "пропаганда", под которой фактически понимаются основные категории риторики Аристотеля, обозначающие позицию ритора в обсуждаемом вопросе.

Выбор темы определяется "искренностью личности ритора, выбор речевых средств - только доступностью понимания аудитории. Что же касается выбора альтернативных положений, то сама способность аудитории выносить суждения, естественно, присущая всякому слушающему, проявляется лишь в выборе одной из сторон предложенной альтернативы. Тем самым, под предлогом удобства подачи объективного суждения, аудитории навязывается сама альтернатива, избранная ритором, исходя из его "личной искренности", не управляемой никакой философией и никакой конкретной моралью. Риторика выводится из-под контроля философии, сама философия объявляется разновидностью риторики.

Нетрудно видеть, что в условиях постоянно меняющегося содержания текста массовой информации эти принципы должны привести к возможности манипуляции

общественным мнением, так как массовая информация отделяется от ключевых вопросов идеологии.

Территориальная дифференциация текста массовой информации включает в себя создание органов, обслуживающих каждое административное подразделение данной территории (район, область, край, республика и т.п., включая и центральные органы). Профессиональная дифференциация есть дифференциация по специальным интересам: производственным, общеполитическим, культур-ным, профессиональным. В пределах этой дифференциации складывается своя серия органов: центральных и местных.

Территориальный и профессиональный типы дифференциации всегда увязаны между собой в одну систему.

Жанровая дифференциация массовой информации объединяет деление сообщений массовой информации по жанрам, которые изучаются в теории журналистики (информация, очерк, фельетон и др.). Жанровое деление, принятое в том или ином органе информации, зависит от обобщенного образа ритора, территориально-профессионального деления и от разновидностей массовой информации (радио, кино, газета, телевидение).

Тексты массовой информации характеризуются тем, что в них, по характеру восприятия письменной и устной речи, выделяются две разновидности: с одной стороны, радио и газеты, с другой — кино и телевидение.

Рассматривая радио и газету как первую функциональную разновидность, убеждаемся в том, что главной особенностью данной разновидности является возможность существования самого текста в двух формах (письменной и устной) до того, как осуществляется передача сообщения. Таким образом, в создании смешанного текста радио и газеты необходимо соблюдение одного условия: предварительное существование текста в письменной и устной формах.

Идентификация двух форм текста предполагает их разновременное появление и выход, членение всей массы подобных текстов на идентифицируемые отрывки, а следовательно, и возможность перехода цитируемых элементов из одного участка текста в другой. Это цитирование может быть дополнено изложением в сокращенной или пересказанной форме. Возможность деления целого текста на фрагменты, так же как перекрестное цитирование и пересказ, предполагает отсутствие у текста невычленяемых элементов. Такой текст в целом не содержит художественно-литературного образа автора, он не относится прямо к словесно-художественному творчеству. Поэтому его обычно называют информацией. Части такого текста как будто лишены поэтического образного строя и тяготеют к риторике.

Тексты кино и телевидения обладают возможностью состоять из частей, которые по своему содержанию не только не идентичны,

I

но даже контрастируют друг с другом. Здесь создаются такие тексты, цитирование которых (т.е. воспроизведение по фрагментам или в точном пересказе) в принципе невозможно. Следовательно, тексты кино и телевидения содержат поэтически образный строй и могут относиться к поэтике или, по крайней мере, содержат в себе элементы, относимые к поэтике. Это разделение на информацию и искусство может быть подкреплено связью двух разновидностей смешанного текста с различными несловесными знаковыми системами.

Газета, например, может печатать художественные тексты, включая их в состав сообщений, может печатать репродукции и фотографии. Радио, подобно газете, может передавать художественный текст и включать в свои передачи музыкальные номера.

Кино в своем "немом" периоде развития построено на дополнительности содержания фрагментов письменного текста и движущейся фотографии.

В звуковом кино титровка — письменные тексты — может быть заменена устными текстами. К тому же устные тексты позволяют связать кино с театром, персонажи кино начинают говорить. Кино, "немое" и звуковое, сопровождается музыкой, которая объединяется с изображением в единое целое.

Телевидение — самое сложное образование в массовой информации. Оно включает в себя все разновидности изображения, музыку и словесный текст в письменной и устной формах. Смысловая структура телевизионных текстов очень сложна и не обладает пока сложившейся традицией. Его художественная часть информативна, а информативная — художественна.

Так, передача газетной или радиоинформации по телевидению не только может чередоваться с показом кино или телерепортажа, но и включает в себя художественную организацию кадров передачи. Передача концерта, кинофильма, спектакля и других зрелищ содержит в себе, помимо их собственного, художественного содержания, еще и факт информативного репортажа о событиях, происходящих за пределами телевидения: в театре, на концерте и т.п.

Собственно телевизионные жанры (телевизионные постанов^ ки, телевизионные репортажи, особые передачи, осуществляющие непосредственную аудиовизуальную связь действующих лиц, зрителя и телевизионной аудитории) выводят телевидение за пределы простого деления на информацию и искусство; телевизионная риторика поэтична и поэтика риторична в большей мере, чем в других разновидностях массовой информации.

Суммируя этот краткий перечень сведений о связях словесных текстов с несловесными в пределах смешанного текста, можно сказать: информация соотносится с теми разновидностями массовой

информации, которые воспринимаются либо только на слух, либо только зрительно, в то время как искусство одновременно пользуется смежными несловесными семиотическими системами как ауди-альными, так и визуальными.

Разделение на информацию и искусство в текстах массовой информации можно объяснить следующим образом.

Включение элементов искусства в тексты массовой информации бывает двух типов: аддитивное и синкретическое.

Аддитивным можно назвать включение элементов искусства в ту или иную разновидность массовой информации под самостоятельными заголовками в виде отдельных независимых частей программы, газетного листа и т.п. Под синкретическим понимается такое соединение частей текста, когда искусство не включается в целый текст в виде самостоятельных разделов или подзаголовков, а входит как органический компонент во все отделы или в некоторые.

Так. в газете репродукции картин и художественные фотографии всегда составляют отдельный раздел, художественные произведения также всегда публикуются под особой рубрикой. В радиопередачах музыка и радиопостановки выделены в особую рубрику, отделены от репортажей, известий, рекламы.

В отличие от радио и газеты, любой кинофильм (в том числе и хроника) всегда включает в себя слова, музыку и изображение как синкретическое целое.

То же можно сказать и о телевизионных передачах, помня, однако, что в телевизионных программах выделяются специальные рубрики (такие, как: репортажи, последние известия и т.п.), целью которых является информация. ;

Поэтическая сторона текстов массовой информации описывается в теориях жанров, относимых к каждой конкретной разновидности. Существуют жанры газеты, радиожанры, киножанры и жанры телевидения. В то же время ряд жанров свойственен всем* разновидностям массовой информации: например, очерк, информация, репортаж. Каждый жанр имеет свои законы. '

Общие правила искусства массового информирования, свойственные всем разновидностям, представляют собой риторическую сторону текстов массовой информации, что роднит между собой1 любые разновидности, содержит общие правила искусства массового информирования. Эти правила сводятся к принципам достоверности, оперативности, правдивости.

Достоверность заключается в том, что всякий факт, сообщаемый массовой информацией, должен действительно иметь место, if поэтому он всегда должен быть удостоверен ссылками на информационное агенство, авторитет специалиста и т.п.

Оперативность состоит в скорейшей передаче поступающих материалов в тексты сообщений.

Правдивость отражается в формировании направленности сообщений. Направленность сообщений должна соответствовать программе органа массовой информации, отражающего истинные запросы общества. Она, в первую очередь, характеризует совокупный образ ритора.

Достоверность, оперативность и правдивость текстов массовой информации соединяются с повтором фактического содержания

1>

 

разными выпусками. Это требует особого искусства в составлении текста массовой информации. Повторение необходимо по условиям создания текстов, но оно должно сопровождаться разнообразием варьирования словесно-стилевых структур и быть ограниченным общей композицией выпуска массовой информации, а также координацией с другими органами массовой информации. Повторение есть риторическая акцентация смысловой важности сообщения. [27] Она определяет риторическую направленность информирования.

Достоверность, оперативность и правдивость в сочетании с варьированным повтором сообщения об одних и тех же событиях предъявляют особые требования к композиции и стилю текстов массовой информации.

Для композиции и стиля текстов массовой информации в целом характерна трехчастность.

Первая часть представляет собой основу, на которой строится сообщение. Этой основой являются действительные события. Назовем условно эту часть смысла текста темой (не нужно смешивать этот термин с пониманием термина тема в логике и психологии). Например, темой цельного выпуска газетного текста служит сама действительность в момент выпуска, т.е. словесно — дата выпуска.

Вторая часть, назовем ее связкой,— смысловая риторическая позиция создателя текста (отраженная в совокупном образе ритора). Эта позиция в газете, например, имеет свой, специфический для каждой газеты способ выражения (например, в лозунгах-слоганах, принципе компоновки материала и т.п.).

Третьей частью, назовем ее ремой, является текст, представленный совокупностью статей и сообщений, соединяемых в рубрики и составляющих целый выпуск.

Таким образом, весь смысл текста читается так: о фактах на данную дату (тема), пользуясь определенным взглядом (связка), можно сказать следующее (рема).

Смысл каждого отдельного сообщения или другого материала внутри выпуска массовой информации строится по той же схеме. Темой служит факт, о котором высказывается сообщение. Факт может быть любой, в том числе и литературный (статья или даже отрывок из художественного произведения). Иначе, утверждается: "имеет место нечто определенное". Затем следует связка, выражающаяся обычно в той или иной ссылке на источник. Связка присутствует обязательно. В случае публикации материалов литературного характера связкой служат сведения об авторе или об источнике, даваемые выпуском. Эти связки обнаруживают систему избрания материалов в соответствии со связкой всего текста выпуска. Связка отражает определенный взгляд органа информации, избравшего и давшего материал, его идейно-риторическую установку.

Рема отдельного сообщения — такое же сложное образование. Она состоит из места, занимаемого сообщением во всем тексте

выпуска, или ценности сообщения, определяемой также значимостью авторитета редакции или корреспондента. Оценка может быть и не дана, но она присутствует всегда по контрасту с другими оценками.

Эти композиционно-стилевые свойства отдельного выпуска и отдельного сообщения лежат в основе стилевых приемов текста массовой информации.

Как уже отмечалось, повторение сообщения на одну и ту же тему есть риторический акцент. Повтор сообщений на одну и ту же тему может быть трех видов: синхронный, диахронный и комбинированный.

Под синхронным повтором будем понимать сообщения, дублирующие одну и ту же тему в одном и том же выпуске.

Под диахронным повтором будем понимать повторение сообщений на одну и ту же тему в разных выпусках. В этом случае связки могут быть одинаковыми, ремы — разными.

Под комбинированным повтором надо понимать сочетание синхронных и диахронных повторов.

Рассмотрение отношений тем, связок и рем дает представление о риторических приемах массовой информации, которые могут быть трех родов: 1) упоминание, 2) привлечение внимания, 3) кампания.

Эти приемы связаны с особым смысловым качеством, ценностью сообщения.

Если тема представлена только в одном сообщении, отнесенном к соответствующей рубрике, ценность его минимальна. Это простейшее упоминание.

Если одна тема входит в разные рубрики газеты или другого вида массовой информации, это — привлечение внимания. Не только постоянные читатели данной рубрики, но и читатели других рубрик осведомляются об этой теме.

Если одна тема развивается в разных рубриках и последовательно в разных выпусках в течение данного времени, то можно говорить о кампании.

Важным качеством стиля массовой информации является разнообразие содержания. Сам повтор, как стилевой прием, осознается лишь на фоне разнообразия сообщаемых фактов и мыслей. Всякий орган информации стремится охватить максимальное число событий и подать их в максимальном разнообразии средств выражения. Разнообразие содержания проявляется, прежде всего, в широте тематики выпусков органов информации. Широта тематики связана с организаторскими задачами органов массовой информации.

Исследования показывают, что тип массовой информации, ориентированный на организацию сферы производства, существенно более широк по тематике (в 2—2,5 раза), чем тип массовой информации, ориентированный на сферу потребления.

I

Это объясняется тем, что массовая информация, ориентированная на сферу потребления, финансируется преимущественно от средств, идущих на рекламу. По-чтому тематика таких органов массовой информации фактически обслуживает тематику рекламы, группируя сообщения вокруг сферы рекламируемых в данном органе товаров.

Так, ежедневные большие газеты, такие, например, как "Нью-Йорк тайме", рекламируют преимущественно конфекцию, до 40 % нерекламного текста отдано спорту, не менее 10—20 % текста — проблемам финансов в статьях, ориентированных по смыслу на ведение семейного бюджета. Однообразие тематики компенсируется наклонностью к сенсациям.

Для успешной реализации стилевых приемов используются различные стилевые средства, специфические для каждого вида массовой информации.

Стилевые приемы почти никогда не выступают в тексте в отдельности. Из-за сложного, комплексного вида текста эти единицы всегда смешаны между собой.

К стилевым средствам газеты, например, относятся: 1) шрифтовые выделения графических и других видов акцентов, связанные с распределением тем по рубрикам, 2) тип ссылок на источник, 3) языковая синонимика, имеющая стилевое и смысловое назначение.

Другие виды массовой информации используют свои стилевые средства, обусловленные их фактурой.

Группы стилистических средств, например, в языке газеты служат обозначению двух важнейших смысловых сфер риторики массовой информации, которые обеспечивают структурно-функциональное различение смысловых областей. Назовем эти сферы признаваемое и отвергаемое.

В семантическую сферу признаваемого входят все предметы мысли (т.е. лица, документы, организации, события и т.п.), которые считаются позитивными с точки зрения органа информации и риторической позиции текста массовой информации. В семантическую сферу отвергаемого входят все предметы мысли, которые считаются негативными.

Стилистические средства служат структурно-функциональному различению смысловых областей признаваемого и отвергаемого.

Нейтральные средства объединяют обе области смысла — признаваемое и отвергаемое. Они могут быть и стилистическим приемом, усиливающим отношение к предмету и мнению, и обозначать действительную нейтральность сообщения по отношению к риторической позиции текста. В этом последнем случае нейтральное по стилю сообщение относится к категории познавательно-популярных сообщений и призвано вызывать интерес к другим текстам оценочного характера.

Категории признаваемого и отвергаемого относятся ко всем важным сферам содержания массовой информации.

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод о том, что каждый орган информации из выпуска в выпуск воспроизводит

свой совокупный образ ритора, черты территориально-специализированной дифференциации, видовые и жанровые характеристики, сложившиеся композиционно-стилевые приемы и стилистические средства. В результате образуется традиционный облик данного органа информации, его литературная традиция.

Общефилологические знания о разных традициях органов информации с необходимостью должны учитываться при любых исследованиях текстов массовой информации — журналистских, историко-источниковедческих, социологических, риторико-поэтико-лингвистических и т.п.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
V6. ОСНОВНЫЕ СЕМАНТИКО-СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ОБРАЗ АВТОРА | ИНФОРМАТИКА. ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИКИ

Дата добавления: 2014-10-08; просмотров: 518; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.006 сек.