Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




ПОЗДНИЙ ПЕРИОД - Культура эпохи Палеологов (1261-1453)

Читайте также:
  1. I. Основные принципы и идеи философии эпохи Просвещения.
  2. II. РАЗРУШЕНИЕ РУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В ПЕРИОД СМУТНОГО ВРЕМЕНИ
  3. II. Становление риторики в период Средневековья
  4. III. Развитие риторики в период Ренессанса и Нового времени
  5. III. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКО-РИМСКИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
  6. IV.2. Рента на Руси в период раннего феодализма (IX—XII вв.)
  7. АДПТАЦИЯ, ЕЕ ВИДЫ И ПЕРИОДЫ
  8. АРХИТЕКТУРА БЕЛАРУСИ ПЕРИОДА ГОСПОДСТВА ФЕОДАЛЬНО БАРЩИННОЙ СИСТЕМЫ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVII—XVIII в.)
  9. ВИДЫ И ПЕРИОДИЧНОСТЬ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ТРАКТОРОВ И МАШИН
  10. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

Политическая история Византийской империи на протяжении многих лет была историей дворцовых переворотов. Последний император из рода Комнинов, Андроник, установивший в стране настоящий террор и обагривший руки кровью наследника престола, четырнадцатилетнего Алексея, был свергнут и убит Исааком Ангелом. Исаак, взойдя на престол, принялся расточительствовать, растрачивая государственную казну на ненужную роскошь. Воспользовавшись недовольством народа, его собственный брат Алексей ослепил Исаака и захватил трон. Однако сын Исаака сумел бежать в Италию, где обратился к Папе римскому и крестоносцам с просьбой помочь ему вернуть трон отца. В награду Исаак обещал Папе подчинить византийскую церковь Риму, а крестоносцам — заплатить двести тысяч марок.

Рыцари почти без помех дошли до Константинополя и захватили город. Однако в казне оказалась лишь половина требуемой суммы. Попытки собрать деньги с народа вызвали возмущение последнего. Как всегда, в трудную минуту византийской истории, явилось множество претендентов на престол, и пока они боролись между собой, крестоносцы решили захватить Византию. Константинополь был разграблен, а Византийская империя переименована в Романию. В 1204 г. в соборе Св. Софии короновался первый романский император — фландрский граф Балдуин.

Византийская империя как самостоятельная держава прекратила свое су­ществование, на ее месте возникла Латинская империя крестоносцев и зависимые от нее мелкие феодальные государства. Византийский император и его приближенные бежали в город Никею.Постепенно Никейская империя упорно набирала силу, ее владения кольцом подходили к Константинополю. В ночь на 25 июля 1261 г., когда основное войско латинян находилось в походе, жители столицы провели в город небольшой никейский отряд. Отобрать Константинополь обратно рыцари уже не смогли. Три недели спустя император Никеи Михаил Палеолог с триумфом вошел в древнюю столицу через Золотые ворота и основал династию Палеологов, давшую название последнему величайшему взлету византийского искусства — «палеологовскому ренессансу». Этот период про­должался с 1261 г. (изгнание латинян из Константинополя) по 1453 г. (захват Константинополя турками и окончательное прекращение существования Византийской империи).

 

Крестовые походы и кратковременное существование Латинской империи способствовали распространению ценностей византийской культуры в странах Западной Европы. Византийское искусство потрясло западноевропейцев - оно стало восприниматься как образец для подражания, византийские мастера приглашались для строительства и оформления храмов. Под влиянием византийской архитектуры, православной книжной миниатюры формировались сюжеты и образный строй ро­манского стиля культуры средневековой Европы.

Трагическое умирание некогда могущественной империи, за­жатой в кольце внешних врагов, сопровождается четкой поляризацией двух основных течений в византийской культуре: предренессансного, свя­занного с зарождением идей гуманизма, и религиозно-мистического, нашедшего выражение в учении исихастов.

Появление византийского гуманизма было обусловлено огром­ным духовным потенциалом и мощной национальной энергией, на­правленных на восстановление империи и возврат некогда утрачен­нoгo прекрасного прошлого. Рожденная этими устремлениями, жаж­дой гармонии, культура эпохи Палеологов, оставаясь в основе своей религиозной, приобрела ряд черт, позволяющих оценивать ее как ренессансную. Прежде всего, это нашло свое отражение в усилении светского начала в живописипутем выбора новых религиозных сюже­тов, предпочтение в которых отдавалось изображению сцен религи­озного быта. Наряду с религиозными сценами художники начали изображать реальные исторические события. Светские мотивы также появились в заметном изменении иконографического канона при выполнении традиционных сюжетов.

Кроме того, гуманистическая тенденция в художественном твор­честве выразилась в появлении архитектурного и пейзажного фона в композициях. Художник не просто фиксировал событие а рассказывал о нем, создавая у зрителя настроение сопереживания, а не преклонения. Вследствие этого возросло личностное, эмоциональное начало в живописи. Повысил­ся интерес к индивидуальной характеристике действующих лиц, что проявлялось в выразительных взглядах, движениях, позах.

Выдающимся образцом подобной живописи является икона «Двенадцать апостолов» (64)(XIV в.). Изображенные на ней апостолы предста­ют в разныx позах и одеждах, они держатся свободно и раскованно, как бы беседуя между собой. Передние фигуры больше задних, их лица объемны благодаря использованию тонких бликов. В XV в. в иконописи усиливается графическое начало, иконы исполняются со штриховкой тонкими, параллельными линиями. Ярким примером подобного стиля является икона «Сошествие Христа в ад»(15 в.) (65).

Изменилась и живописная палитра византийских мастеров, став более разнообразной, направленной прежде всего на передачу эмо­ционального состояния героя в отличие от того вневременного спо­койствия, которое было свойственно ему ранее. Типичными для па­леологовского изобразительного искусства становятся:удлиненные пропорции фигур, отличающиеся особой мягкостью линий, пла­стичностью, лиризмом, светотеневая моделировка ликов и одежд, создающая объем и ощущение материальности, одухотворенные ли­ки с высокими выпуклыми лбами и маленькими носами. (66, 67,67а)

Однако это эмоциональное, обладающее особым очарованием искусство палеологовского времени оказалось недолговечным. Одновременно с развитием гуманистической тенденции в культу­ре Византии произошел необычайный расцвет мистицизма. В ус­ловиях безнадежности, порожденной военной опасностью, пред­чувствием исторического заката, феодальных усобиц среди визан­тийcкoгo духовенства и монашества сформировалось убеждение, что спасение от земныx бед можно найти лишь в мире пассивной созерцательности, полного успокоения - исихии, в самоуглуб­ленном экстазе, дарующем мистическое слияние с Богом и озаре­ние божественным светом. На этой почве возродился интерес к древнему учению об исихии (от греч. безмолвие, отрешенность), апологетами которого стали монахи Григорий Палама и Григорий Синаит.

Официально одобренное на соборе 1351 г. учение исихастов по­лучило широкое распространение, заворожив мистическими идеями почти все слои населения империи. Господство исихазма сыграло неоднозначную роль в культурном развитии Византии. С одной сто­роны, исихазм задушил гуманизм, ослабил волю к сопротивлению народных масс в борьбе с внешними завоевателями. Но с другой ­это учение углубило духовную жизнь Византии и тех стран, где гос­подствовало православие. Опираясь на представления монахов-отшельников, оно проповедовало уединение, подавление всех стра­стей и способствовало росту индивидуалистического начала в искус­стве. Под влиянием исихастских идей на рубеже XIV-XV вв. в ви­зантийской живописи утвердился суровый, отвлеченный от всего мирского, аскетический образ святого (68,69,70).

С развитием мистики существенно изменилась храмовая архи­тектура.При строительстве храмов зодчие ориентировались теперь на небольшую общину прихожан (например, городской квартал). Главным назначением храма становится теперь проведение молитв, а не совершение служб. Кроме того, мистицизм принципиально изме­нил всю конструкцию храма. Раньше храмы отличались внешней скромностью и внутренним роскошным убранством. Теперь именно внешняя красота должна была быть притягательной для верующих, она была предназначена предвосхищать духовную красоту молитвы (71,72). Убранство же храма не должно было отвлекать молящихся от постижeния света незримого. Поэтому интерьеры храмов делались нарочи­то мрачными и мало освещенными (73,74).

Ар­хитектура конструктивно становится все более сложной. Храм значительно увеличился в размерах и превратился из одноглавого в шестикупольный (75).

В 1453 г. под натиском турок Византия пала, и это событие из­менило характер дальнейшего развития Европы. Под контроль турок попали традиционные торговые пути, что отрицательно ска­залось на европейской торговле и заставило европейцев искать новые пути на Восток. Юго- Восточная часть Европы постепенно превратилась в отсталый регион. Но византийские мастера разъе­хались по другим странам, поэтому художественная культура Ви­зантии не была уничтожена, а получила свое продолжение. Ее влияние распространилось чрезвычайно широко: оно обнаружива­ется в Италии, Польше, Литве, Швеции, странах ислама, на Сред­нем Востоке и в Северной Африке. Но наиболее интенсивным ви­зантийское культурное влияние оказалось в странах, где утверди­лось православие: на территории самой Византийской империи и в непосредственной близости к ней - в Македонии, Сербии, Бол­гарии, Румынии, а также в территориально отдаленных Армении, Грузии, Руси.

 

 

 

 

Вопросы к семенару

 

1. Период существования Византийского государства

2. Как сами византийцы называли свою империю и столицу?

3. Что входило в состав Византийской империи?

4. Решающий фактор, определивший все характерные черты и особенности византийской культуры.

5. Первый период в развитии византийской культуры

6. Второй период в развитии византийской культуры

7. Третий период в развитии византийской культуры

8. Четвертый период в развитии византийской культуры

9. Время возникновения искусства книги. Отличительные особенности.

10. Отличие архитектурных форм христианских и античных храмов

11. Прототипы христианских храмов?

12. Что такое неф?

13. Что такое апсида?

14. Что такое базилика?

15. Название нового типа храма, возникшего в Византии

16. Из каких двух архитектурных форм возникла купольная базилика?

17. Чьё изображение располагается под куполом храма?

18. Перечислите жанры византийского изобразительного искусства

19. В чём отличие иконы от фрески?

20. Что считается прообразом иконы?

21. В чём отличие иконы от картины?

22. Византийская манера иконописи

23. Перечислите жанры византийской литературы

24. Время и причины иконоборчества.

25. Название полукруглого выступа, в котором расположен алтарь

26. Символика архитектуры храмов

27. Что такое Оранта?

28. Что такое Одигитрия?

29. Что такое Спас нерукотворный?

30. Что такое Пантократор?

31. Перечислите виды иконографических изображений Христа

32. Что такое хитон?

33. Что такое гиматий?

34. Что такое мафорий?

35. Отличия палеологовской иконописи от юстиниановской

36. Изменения в храмовой архитектуре 14-15 веков

37. Назовите художественные ремёсла Византии

 

 

Обозначьте особенности визан­тийской культуры

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Ж - Евангелист Марк. Миниатюра евангелия . Втор. половина XII в | Глава 1. История юридической риторики

Дата добавления: 2014-11-06; просмотров: 645; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.