Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Нравственная культура

Читайте также:
  1. Вопрос 33. Что такое субкультура и конркультура?
  2. Вопрос № 1. Основные занятия и материальная культура.
  3. ГЛАВА IX. КАВКАЗСКАЯ КУЛЬТУРА В ПРОЦЕССАХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТYРНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ: ПАРАДОКСЫ ИДЕНТИЧНОСТИ
  4. Греческая культура классического периода.
  5. Дописьменная культура
  6. З.Физическая культура как вид культуры общества
  7. Занятие 2. Речевая культура школьника
  8. Здоровье (физическая и психическая культура).
  9. ИНКУЛЬТУРАЦИЯ - НИЖЕ
  10. Инкультурация по А. Кардинеру

Понятие нравственной культуры общения относится собственно к его первому виду, в котором имеет место непосредственное обращение к морали, и которое определяется только ее категориями. Гуманистическая этика общения отличается также доверием, доброжелательностью и уважением, причем не только к другому субъекту, но и ко всему, что с ним связано (его друзьям, интересам, даже его одежде и вещам).

Признание ценности человека тесным образом связано с конкретными оценками людей, вступающих в общение. Многие сложности, возникающие в процессе общения, порождаются несоответствием самооценки личности и ее оценки окружающими. Как правило, самооценка всегда выше, чем оценка окружающих (хотя она бывает и заниженной).

Нравственная культура общения включает в себя ряд необходимых элементов:

постановку цели общения;

выбор партнера;

побудительные мотивы и настроения;

формы и способы общения;

конечные результаты и их оценку.

Нравственная культура общения предполагает наличие моральных убеждений, знаний моральных норм, готовность к моральной деятельности, здравый смысл, особенно в условиях конфликтных ситуаций.

Моральное общение – это выражение содержания и уровня духовного облика личности. Нравственная культура общения представляет собой единство нравственного сознания и поведения. Это нередко требует от человека самоотверженности и самообладания. А когда речь идет о Родине, патриотизме, чувстве долга, то и способности самопожертвования.

Нравственная культура общения подразделяется на: 1) внутреннюю и 2) внешнюю. Внутренняя культура — это нравственные идеалы и установки, нормы и принципы поведения, являющиеся фундаментом духовного облика личности. Это те духовные основания, на которых человек строит свои отношения с другими людьми во всех сферах общественной жизни. Внутренняя культура личности играет ведущую, определяющую роль в формировании внешней культуры общения, в которой она находит свое проявление. Способы такого проявления могут быть многообразными — обмен с другими людьми приветствиями, важной информацией, установление различных форм сотрудничества, отношения дружбы, любви и др. Внутренняя культура проявляется в манерах поведения, способах обращения к партнеру, в умении одеваться, не вызывая нареканий со стороны окружающих.

Внутренняя и внешняя культура нравственного общения всегда взаимосвязаны, дополняют друг друга и существуют в единстве. Однако такая их взаимосвязь не всегда очевидна. Есть немало людей, у которых за кажущейся необщительностью, некоторой скрытностью обнаруживается духовно богатая личность, готовая откликнуться на вашу просьбу, оказать, если нужно, помощь и т. д. В то же время существуют и такие индивиды, которые за внешним лоском скрывают свою убогую и непорядочную сущность.

В жизни встречается немало примеров, когда для некоторых людей внешняя сторона общения становится самоцелью и фактически является прикрытием для достижения эгоистических и корыстных целей. Разновидностью такого поведения являются лицемерие, ханжество, сознательный обман.

Вопросы единства внутренней и внешней культуры нравственного общения, определение их объективных критериев весьма актуальны в современном обществе, когда резко обозначилась нивелировка в иерархии моральных ценностей, происходит разрушение нравственных устоев личности и общества, а место устранившегося из воспитательной сферы государства занимают СМИ и различного рода самозваные учреждения, выступающие зачастую с сомнительной моральной продукцией. Культура нравственного общения, взятая в единстве ее внутренних и внешних характеристик, является важнейшим способом социального бытия, показателем духовного здоровья и благополучия личности и общества.

 

27\

Что мы подразумеваем под этикетом? Сам термин «этикет» проис­ходит от французского etiquette — ярлык, этикетка, которые прилага­лись к тому или иному товару и нередко содержали некоторые реко­мендации.

 

> Этикет — это свод правил поведения человека в обществе, нор­мы взаимоотношений людей различного правового, социального, интеллектуального статуса.

 

Этикет — часть нравственной культуры и ассоциируется с катего­рией прекрасного, а также связан с понятиями вежливости, культуры, интеллигентности. Нравственные ценности — главное содержание сфе­ры действия этикета. Выбор же «этикетного знака» — тактические прие­мы реализации этих ценностей.

 

Этикет соединяет внутренний мир человека с его внешним прояв­лением. Иначе говоря, этикет есть просто знание приличий, умение держать себя в обществе так, чтобы заслужить одобрение и никаким из своих действий не оскорбить людской слабости. В основе этикета лежит уважение к людям. Если этого нет, то этикетные знаки не более чем фарисейство.

 

Так ли необходимы обществу правила этикета? Человечество пред­расположено к чести и добру, люди стремятся жить удобнее, красивее, не метттая друг другу. Правила этикета (почитание старших, любовь к родителям, уважение к женщине, следование чести и достоинству, скромность, благожелательность, толерантность (терпимость к иным взглядам) необходимы, чтобы:

 

- приглушить «животные начала», заложенные в каждом индиви­дууме;

 

- противопоставить нормы сдержанности и приличия инстинктам и эмоциям;

 

- поддерживать относительное равенство и уважение в обществе, пол­ном «объективного неравенства».

 

Ведь не одинаков же общественно-правовой статус мужчины и жен­щины, старого и молодого, младшего и старшего, начальника и подчи­ненного, родителей и детей, знакомого и незнакомого? И каждый «дол­жен знать свое место, свои права, обязанности. Если бы модистка взду­мала считать себя равной своим заказчикам, служащий не признавал бы первенство своего начальника, солдат — офицеров, ребенок — ро­дителей. Что вышло бы? Пусть каждый знает свое место, и обществен­ные отношения перестанут запутываться и портиться завистью, тще­славием и самолюбием».

 

Кроме того, этикет имеет и специфические стороны:

 

- этикет конкретного сословия, или «титулованный»;

 

- этикет — нормы поведения королей, графов, князей;

 

- ранговый этикет — сановников и чиновников на различных ступе­нях иерархической лестницы;

 

- этикет определенных социальных слоев — дворян, купечества, пред­принимателей;

 

- национальный (этнический) этикет;

 

- религиозный этикет;

 

- профессиональный этикет — военный, дипломатический, врачебный;

 

- семейно-бытовой этикет — взаимоотношения родителей, супругов, детей, соседей.

 

Существует также градация видов этикета:

 

- придворный этикет — строго регламентированный порядок и формы обращения, установленные при дворах монархов;

 

- дипломатический этикет — правила поведения дипломатов и дру­гих официальных лиц при контактах друг с другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах;

 

- воинский этикет — свод общепринятых в армии правил и норм по­ведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;

 

- общегражданский этикет — совокупность правил, традиций и ус­ловностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.

 

Мало того, этикет охватывает две сферы взаимоотношений людей в обществе: правовую (уважение законов государства) и нравствен­ную (следование нормам морали и обычаям).

 

Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от самой древности до наших дней. В основе своей эти правила пове­дения являются всеобщими, так как они соблюдаются представите­лями не только какого-то данного общества, но и субъектами самых различных социально-политических систем, существующих в совре­менном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, специ­фикой ее исторического строения, национальными традициями и обы­чаями.

 

Вместе с тем требования этикета не являются абсолютными: со­блюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.

 

28\


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Смысл и цель жизни | Дружба как высшая форма общения

Дата добавления: 2014-11-14; просмотров: 713; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.