Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Современная прикладная философия

Читайте также:
  1. II. Философия И. Канта
  2. II. Философия Чаадаева.
  3. VI. Современная школьная риторика в России
  4. VI. Философия общественной жизни
  5. VI. Философия русского космизма.
  6. VII. Натурфилософия.
  7. Античная философия
  8. Античная философия
  9. Античная философия
  10. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ.

 

В данном разделе речь идет не о форме выражения официальной философии и даже не о каком-то определенном направлении философии. Здесь актуализируется сама постановка проблемы прикладной философии: ставится и рассматривается вопрос о самой роли философии в жизни современного человека.

Рассматривая роль философии в жизни человека в самом общем плане, целесообразно различить ее непосредственное влияние на человеческую жизнедеятельность и опосредствованное. Как средство решения конкретных проблем она должна помогать строителю строить, врачу – лечить, учителю – учить, инженеру – создавать различные конструкции и т.д. Если она этого не выполняет, значит она им не нужна, может даже мешать и быть вредной. Эта служебная функция философии определяется ее инструментальными способностями. Как таковая философия является средством достижения иных целей. В этом отношении ее влияние на человеческую жизнедеятельность опосредствованное.

Вполне очевидно, если целью является сама философия все остальные виды и способы деятельности для человека оказываются средствами. В этом случае речь идет о ее непосредственном влиянии на его жизнь.

Непосредственное и опосредствованное взаимосвязаны друг с другом диалектически. Умственный компонент содержится в любой человеческой деятельности. Проблема, следовательно, заключается в функциональной роли сознания как такового.

Отношение человека к миру всегда опосредствовано сознанием. И действует человек как человек тогда, когда он осознает что, как и для чего он делает. То есть тогда, когда он знает и понимает: что, как и для чего нужно делать. Именно эта способность позволила ему выделиться из животного мира. М. Шелер по данному поводу писал: «Как было возможно, что это уже почти приговоренное к смерти существо, это больное, отставшее, страдающее животное с установкой на боязливое закутывание, защиту своих плохо приспособленных, чрезмерно ранимых органов нашло спасение в «принципе человечности», а тем самым – в цивилизации и культуре?» [ 36,с. 69 ]. Ответ на поставленный вопрос он находит в способности человеческого духа к руководству и управлению[ Там же, с. 70 ]. Современный испанский мыслитель Х.А. Марина, ссылаясь на своего учителя, Нобелевского лауреата в области медицины Р. Сперри, утверждает, что главная функция человеческого разума заключается в управлении своим поведением, своей деятельностью [37,с. 20–22]. Ее же философски осмысливал и М. Фуко, рассматривая человека в аспекте «заботы о себе».

Сознание является по природе общественным. Оно возникает как системное качество из конкретного множества индивидуальных компонентов. Вместе с тем, определяются и различные формы общественного сознания, специализирующиеся в его функциях. Однако главная его функция, – функция управления, – сохраняется в каждой из них. В системе основных форм общественного сознания они представляются как основные регуляторы человеческой деятельности.

В структурно-генетический аспекте:

1. Ценностные формы общественного сознания:

1) Экономика(основной регулятор – собственность);

2) Политика (основной регулятор – власть);

3) Право(основной регулятор – норма);

2. Познавательные формы общественного сознания:

1) Наука (основной регулятор – истина);

2) Этика (основной регулятор – добро);

3) Эстетика (основной регулятор – прекрасное);

3. Мировоззренческие формы общественного сознания (и способы управления самим сознанием, т.е. способы самосознания):

1) Мифология (основной регулятор,способ самосознания – мифотвор- чество);

2) Религия (основной регулятор, способ самосознания – вера в Бога);

3) Философия(основной регулятор, т.е.способ самосознания – рефлексивно обоснованная мудрость).

 

В структурно-динамическом аспекте они же представляются так:

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Прикладная философия постнеклассического периода истории | Ценностные Познавательные Мировоззренческие

Дата добавления: 2014-11-15; просмотров: 308; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.