Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Абсолютизм

В переходную эпоху резко изменилась расстановка сил между властью и обществом. Их диалог стал сменяться диктатом короля. Формирование абсолютизма сопровождалось началом становления национальных государств и, как следствие, национальных языков, национального географического пространства. Причинами конфликтов становились пограничные споры, связанные с процессом становления независимых государств и определением их границ; династические притязания – результат монархических браков и наследований, государственных и личных уний; торговые противоречия.

Абсолютизм имеет следующие черты: 1) формирование институтов публичной власти – это созданный собственный бюрократический аппарат во дворе и на местах, 2) постоянная наемная армия, налоговая и фискальная система, полиция, 3) судебная система, унифицированное государственное право, 4) эволюция органов сословно-представительной монархии, при которой происходит ликвидация привилегий феодальной аристократии, и при которой сословные органы эволюционируют в структуры публичной власти, – это Генеральные штаты во Франции, парламент в Англии, кортесы в Испании; 5) изменение отношений государства и церкви – государство подчиняет себе церковь, 6) персонификация власти монарха.

Уже к началу XIV в. стало ясно, что самый популярный сюзерен это тот, кто может регулярно субсидировать своих вассалов. Военно-политическая роль феодалов все больше оказывалась в зависимости от их экономических возможностей. Но наличие свободных денег у короля, в свою очередь, зависело от его отношений с городами и от способности собирать налоги. Иными словами, от того, насколько он мог опереться на буржуазию и бюрократическую организацию.

Укрепление государства, создание централизованного аппарата управления и первые попытки организации постоянных военных сил сопровождались стремительным ростом государственных расходов. Рост государственных бюджетов способствовал созданию и расцвету первых банков. Если на первых порах их деятельность сводилась к кредитованию купцов на ярмарках и поддержке дальней морской торговли, то в очень скором времени среди их клиентов появились короли и владетельные сеньоры. Новый финансовый капитал получил развитие прежде всего в Италии. Тосканские города превратились в крупные международные финансовые центры. Итальянские коммерческие компании стали приобретать транснациональный характер (дом Перуцци, компания Барди, Бонсиньори из Сиены, Анджиони из Флоренции). Позже возникают банкирские дома в Испании (Фуггеры) и Португалии.

Государство перестало восприниматься как просто большая феодальная вотчина, принадлежащая определенной семье по праву наследования, обретая черты современной нации, местные различия, специфические права, обязательства и вольности, закрепленные за отдельными провинциями и даже семьями, сменились единым законодательством, выполнение которого контролировалось централизованной бюрократией, его безопасность была защищена такой же единой централизованной армией, полицейской службой.

Реформа государства не в последнюю очередь оказалась реформой финансового управления. Главное, чего требовала буржуазия растущих городов от монархии, был контроль над налогами и расходами правительства. Именно эта функция для европейских парламентов была важнейшей. Бюрократия и армия – две основы абсолютистского государства.

Во Франции образование единого государства с твердой центральной властью произошло при Людовике XI (1423–1483), которому также удалось сломить политическую силу феодалов. Одновременно продолжалось расширение территории Франции, в которую вошли герцогства Бретань и Бургундия, графство Прованс. Всему этому способствовала победа Франции над Англией в Столетней войне, после которой самоназвание Франция, ранее относившееся лишь к северной части страны, распространилось на всю ее территорию. Важной вехой в развитии французского абсолютизма стало правление Франциска I, указы и распоряжения которого сопровождались фразой: «Ибо такова наша воля». При Генрихе IV из династии Бурбонов процесс централизации власти усилился. При его сыне, короле Людовике XIII, 20 лет пост первого министра занимал кардинал Ришелье, который был фактическим правителем Франции. Ему принадлежит особая роль в укреплении французского абсолютизма. Он провел ряд реформ, направленных на укрепление центральной власти. Так, были созданы должности интендантов королевских комиссаров, обеспечивавших реальный контроль над провинциальным управлением, а в некоторых областях отменены провинциальные выборные органы. После Людовика XIII ту же политику проводил и Людовик XIV (1643–1715) и его первый министр кардинал Мазарини. Им пришлось вести борьбу с фрондой – движением против абсолютизма, объединившим народные массы, буржуазию и феодальную знать (фронда принцев). При Людовике XIV чиновничий аппарат Франции стал самым мощным в Европе. В то же время Генеральные штаты как представительный орган уже ни имели прежнего значения.

В Англии оно было связано с завершением войны Белой и Алой розы, других раздиравших страну феодальных усобиц и воцарением на английском престоле новой династии Тюдоров. Генрих Тюдор, известный как Генрих VII (1457–1509), повел непримиримую борьбу с самостоятельностью баронов. Английский абсолютизм, начавший складываться еще при Генрихе VII, приобрел законченные формы при Генрихе VIII и достиг своего расцвета при Елизавете I. Подобную политику продолжила новая династия Стюартов, представители которой вступили в открытый конфликт с парламентом. В Палате общин большинство состояло из представителей нового дворянства, купечества, буржуазии, которые стремились направить политику государства в своих интересах.

Политическое объединение и централизация власти на Пиренейском полуострове происходили по мере успехов Реконкисты. Сначала постепенно расширились земли Кастилии, затем Арагона. Наконец, в 1479 г. оба эти королевства объединились благодаря браку арагонского короля Фердинанда с кастильской королевой Изабеллой. Образовалось государство с централизованной властью Испания.

В первой половине XVI в. в Европе предпринимается попытка создать нечто вроде универсальной монархии. Карл V, представитель Австрийской династии Габсбургов, был королем Испании и императором Священной Римской империи. На протяжении нескольких десятилетий Карл V победил своих главных противников – французских королей из династии Валуа. Он смог остановить продвижение Османской империи. Карл V управлял громадной империей, в которую входили Австрия, Нидерланды, Неаполь, Сицилия, Испания и Новый Свет. Он стремился по примеру Александра Македонского и римских цезарей к созданию универсальной монархии. Его идеалом было объединение христианского мира под его властью. Он считал необходимым преодоление церковного раскола, возникшего в связи с начавшейся Реформацией. Но в то же время он видел необходимость обновления церкви и отвергал претензии папской курии на руководство. В ходе борьбы за выполнение этих задач Карл V создавал коалиции, подавлял восстания, вел умелую дипломатическую игру, побеждал в сражениях. Но в 1556 г. отказался от престола, передал управление брату Фердинанду I и сыну Филиппу II.

*****

В период XVI–XVII вв. начинает проявляться различия в выборе пути и стратегии развития в Западной и Восточной Европе. Если Запад встает на путь капитализма, индустриализации и секуляризации, то Восток оказывается своего рода в изоляции, на периферии развития, колеблется в своем выборе. Примерами могут служить драматичная история Польши (Речи Посполитой) и Московского царства. Восток интересует Запад лишь как источник сырья и средство равновесия в международных отношениях.

Для истории Московского царства XVI век – это век упущенных возможностей, а век XVII – это время консервации и медленной эволюции.

Реформы и политика Ивана IV Грозного (1533–1584). В январе 1547 г. Иван IV был официально венчан на царство и впервые в российской истории принял титул царя. После этого ему удалось избавиться от опеки боярства и начать самостоятельное правление. Поводом стал пожар в Москве в июне 1547 г. (погибло порядка 4 тысяч человек), в котором были обвинены бояре и родственники царя – Глинские.

К тому времени вокруг царя сложился кружок приближенных лиц, который с легкой руки князя Андрея Курбского назвали «Избранной радой». В этот кружок входили митрополит Макарий, протопоп Сильвестр, царский постельничий Алексей Адашев, Д. Курлятев, М. Воротынский, И. Висковатый и др. Своей главной задачей молодой Иван IV и его окружение видели усиление царской власти через совершенствование политической системы, достижение согласия внутри правящей элиты и территориальный рост государства.

Прежде всего, было обращено внимание на армию. Было частично ограничено местничество («приговор о местничестве») во время походов и установлено относительное единоначалие. Так же было создано войско пищальников для личной охраны царя (впоследствии стрельцы). Стрелецкие части были полурегулярными, поскольку стрельцы самостоятельно вели хозяйство, хотя и получали жалованье. Стрельцы делились на московских и городовых, выделялись стремянные стрельцы. Командирами стрелецких частей назначались «дети боярские». Оценки общей численности стрельцов колеблются от 10 до 25 тыс. чел. Принимается «уложение о службе», сделавшее обязательной для дворян военную службу с 15 лет.

В 1550 г. был издан указ «об избранной тысяче». Поэтому указу 1070 избранных бояр, окольничих и дворян за службу были наделены поместьями вокруг Москвы (60-70 км от Москвы). Причем ни одно из поместий не могло быть передано по наследству.

В 1549 г. созывается первый в истории России сословно-представительный орган – Земский собор, на котором было принято решение о составлении нового судебника. В 1550 г. он был принят и отразил основные изменения в государственном управлении. Усиливается контроль центрального правительства над деятельностью местных органов. Изменения касаются и системы судопроизводства.

Наместники, волостели и все другие правители, назначаемые государем в города и волости, не могли судить без участия выборных от населения: дворского, старосты и лучших людей местной крестьянской общины. «А боярам и детем боярским, за которыми кормление с судом боярским, и им судити, а на суде у них быти дворскому и старосте и лучшим людем». Каждая община должна была иметь не только своих выборных людей и старост на суде, но и своего земского дьяка, который вел бы на суде дела волостных людей. Судебник требует, чтобы для присутствия на суде общины выбирали несколько «лучших людей» и приводили их к присяге. «А в которых волостях наперед сего старост и целовальников не было; и ныне в тех во всех волостях быти старостам и целовальникам». Таким образом, водится обязательное участие в суде выборных лиц – старост и целовальников («излюбленные головы», прообраз суда присяжных).

В целях укрепления социальной базы центральной власти расширялись права служилого сословия. В частности, запрещался переход служилых людей в кабальное холопство, более детально регламентировались взаимоотношения между феодалами и зависимыми крестьянами, законодательно установлен Юрьев день (ст. 88). В определенной степени правительство пыталось расширить права крестьянства и его участие в общественных делах. Выборные представители крестьянских общин должны были участвовать в следствии и судопроизводстве. Наместники ни по суду, ни до суда не могли взять под стражу крестьянина без согласия общинных выборных начальников, старост и целовальников.

Судебник предоставлял крестьянским общинам право самоуправления, раскладки податей и надзора за порядком.

Также Судебником подтверждалось право свободного перехода крестьян. В статье о крестьянском переходе прямо определяется, что, кроме платежа за «пожилое» и за «повоз», других пошлин нет. То есть для свободного перехода крестьянина не требуется никаких расчетов с господином, кроме двух пошлин; господин не имеет никакого права удерживать крестьянина, заплатившего эти две пошлины. Судебник препятствовал насильственному обращению крестьян в холопы и разрешал крестьянский переход, если даже господин оплатил долги крестьянина.

Кроме того, Судебником устанавливалось тягло («большая соха», взимаемая с 400-600 га земли, размер налога составлял 12 рублей) и право за государством вводить торговые пошлины и собирать доходы от них в казну. В городах посады получали монополию на занятие торговлей и ремеслом на территории города, но частнособственнические хозяйства также сохранялись.

Судебник защищал честь любого члена общества, однако штрафы за бесчестье различались. За бесчестье боярина обидчик платил штраф 600 рублей, за дьяка – 200 рублей, за первостепенного купца – 50 рублей, за посадского человека – 5 рублей, крестьянина – 1 рубль.

К 1555–1556 гг. реформируется и система местного самоуправления (т.н. «земская реформа»). Ликвидируется обычай кормлений, а также институты наместников и волостелей из бояр. Вместо них создаются выборные органы власти: губные избы и земские избы, во главе с губными и земскими старостами. Губные избы ведали округами, где преобладали дворянские земли, а земские избы – землями черносошных крестьян и посадского люда. Они заведовали сбором подати и исполнением государственных повинностей, судом по гражданским и мелким уголовным делам («разбои»).

Завершается оформление системы приказов (от слова «приказываться», т.е. поручаться) – органов центральной исполнительной власти. Управляли ими приказные судьи – бояре, окольничие, дьяки. Существовали Посольский, Разрядный (ведал служилыми людьми и назначениями), Поместный, Ямской, Разбойный, Стрелецкий, Посадский и ряд других приказов.

В мае 1551 г. созывается Стоглавый собор (его решения записаны в 100 главах). Целью его созыва была попытка Ивана IV провести секуляризацию монастырского землевладения. Однако в этом правительство потерпело неудачу. Единственное чего ему удалось добиться, это запрет передавать княжеско-боярские земли в монастыри.

В марте 1553 г. разразился кризис, вызвавший раскол в «Избранной раде». Связан он был с болезнью царя и требованием присягнуть его малолетнему сыну Дмитрию. Это вызвало раскол, и большинство предпочло присягнуть двоюродному брату Грозного Владимиру Андреевичу Старицкому. Однако Иван IV выздоровел. В этом же году Дмитрий утонул. В отношениях царя с его приближенными наступил перелом. Реформы продолжались еще несколько лет, но уже в 1560 г. после смерти жены царя Анастасии Романовой «Избранная рада» была отстранена от власти, а ее члены подвергнуты опале.

Последующий период (1561–1571 гг.) вошел в историю России как время опричнины. Формально опричнина – это «государев двор», но в более широком плане – это политика по укреплению централизованного государства. Также ее можно рассматривать как начало большого земельного передела и конфискации боярских владений.

Поводом к ведению опричнины явился отъезд Ивана IV из Москвы в Александровскую слободу в сопровождении приближенных и с государственной казной. В начале января 1565 г. Иван IV обнародовал две грамоты. По одной из них бояре были обвинены в измене, по другой – царь предъявил требование, по которому условием своего возвращения в столицу посчитал право наказывать по своему усмотрению всех, кто будет заподозрен в измене, и единолично править государством.

Вся страна была разделена на две части: опричнину (особый удел – «опричь») и земщину. Возникают параллельные управленческие структуры. Создается Опричный двор и опричное войско. Сначала был сформирован отряд в 1000 человек, отобранных из «опричных» уездов. Каждый опричник приносил клятву на верность царю и обязывался не общаться с земскими. В дальнейшем число «опричников» достигло 6000 человек. В Опричное войско включались также и отряды стрельцов с опричных территорий.

Введение опричнины ознаменовалось массовыми репрессиями: казнями, конфискациями, опалами. С этими событиями связано публичное выступление митрополита Филиппа против царя: 22 марта 1568 г. в Успенском соборе он отказался благословить царя и потребовал отменить опричнину. В ответ опричники насмерть забили железными палками слуг митрополита, затем против митрополита был возбужден процесс в церковном суде. Филипп был извергнут из сана и сослан в монастырь. В 1569 г. был казнен двоюродный брат Грозного князь В.А. Старицкий.

В декабре 1569 г. опричники совершили поход на Новгород, в результате которого город был полностью разграблен, а жители подверглись изощренным казням (погибло порядка 10-15 тысяч человек). В 1571 г. в Москве прошли массовые казни участников «великой боярской измены» (всего казнено 200 бояр вместе с семьями).

Однако достаточно скоро политика опричнины зашла в тупик и в 1572 г. опричнина была отменена. Формальным предлогом стало неспособность опричного войска защитить Москву от набегов крымских татар (крымский хан просто обошел выставленное против него войско, подошел и сжег Москву, а Иван IV был вынужден бежать из города). По сути, к тому времени опричнина себя исчерпала, так как задавила боярскую оппозицию. Сам Иван IV стал опасаться возросшего влияния опричников. Одним из важнейших последствий опричнины был крах экономики страны, вызванный «запустением земель».

В то же время период опричнины значительно мифологизирован. Основные обвинения идут в основном от иностранцев. За все время царствования Ивана Грозного было казнено порядка 3-4 тысяч человек, что не идет в сравнение с Европой того же периода.

***

Период Смуты (1603–1618) является не только временем внутренних раздоров, но временем появления альтернатив, как прозападных, так и собственно российских: 1) шанс для новой династии Годуновых; 2) западная альтернатива Лжедмитрия I; 3) создание объединенного унией государства России и Польши с воцарением Владислава; 4) собственно московский выбор в лице Шуйского, а затем М.Ф. Романова.

***

В XVII в. Московское царство достигает некоего апогея в своем эволюционном развитии, когда окончательно складываются и исправно функционируют его институты, проводится активная внешняя экспансия и закладываются основы российской версии абсолютизма. Правда, чтобы к этому прийти, понадобилось пройти испытание смутой и многочисленными социальными движениями, которые собственно и дали определение этому периоду российской истории как «бунташному веку».

Правительство царя Алексея Михайловича (1645–1676) во главе с боярином Б.И. Морозовым продолжило политику финансовой экономии. Но повышение пошлин на соль (в четыре раза) и решение взыскать недоимки за последние три года приводит к серии городских восстаний в 1648 г., в том числе и в Москве (т. н. «соляные бунты»).

В 1649 г., чтобы успокоить социальное брожение, было решено созвать Земский собор. Он представлял почти все уезды европейской части России (350 участников) и работал почти 5 месяцев. Главным его актом было принятие Соборного уложения.

Соборное уложение включало около 1 тыс. статей, собранных в 25 глав. Содержало статьи о преступлениях против церкви и царской власти; регламентации службы, повинностей, положения различных категорий; статьи, касающиеся земельных отношений и налогообложения.

Фактически оформляется прикрепление крестьян к земле, а государство берет на себя бессрочный сыск беглых. Согласно Соборному уложению все население России делилось на два чина: чины служилые (бояре, окольничие, дворяне, дьяки и др.) и чины земские (жители посадов, купцы, крестьяне различных категорий). Соборное уложение официально признало право наследования поместий. С 1681 г. был разрешен обмен поместий на вотчины с денежной компенсацией.

При издании Соборного уложения отчетливо проявляется связь модернизации и усиления крепостничества (меры, продиктованные нехваткой рабочей силы, и необходимостью увеличения производства).

50–60-е годы XVII в. становятся временем активного проведения реформ. Среди них особенно важными является административная, посадская, финансовая и церковная реформы.

Посадская реформа. Посадская реформа заключалась в ликвидации так называемых «белых слобод» (т. е. свободных от налогообложения, принадлежали церкви и боярам). Их население включалось в посад. На все городское население распространялось «тягло». Запрещалось переходить из одного посада в другой и жениться на женщинах из другого посада. Горожане получали монопольное право торговли в городах, крестьяне – только в торговых рядах (с возов).

Финансовая политика. В финансовом плане политика России строилась на принципе большего вывоза товара и как можно меньшего его ввоза (что позволяло накопить золотой запас), который получил название меркантилизма. Чтобы увеличить накопления, было решено производить перечеканку иностранной валюты, которые назывались «ефимками» (иоахимсталлеры). При этом правительство постоянно обесценивало валюту за счет снижения количества серебра. Параллельно оно пошло на выпуск медных денег, которые приравнивались к серебряным деньгам. В то же время налоги взимались лишь в серебряной монете, а жалованье выплачивалось только медью. Это вызвало инфляцию (за 1 серебряный рубль давали 15 медных) и «Медный бунт» летом 1662 г.

Административная реформа.Алексей Михайлович в период своего правления закладывает и основы абсолютизма. В 1653 г. был созван последний представительный Земский собор для решения вопроса о войне с Польшей. Таким образом, завершается период существования в России сословно-представительной монархии.

Была расширена Боярская дума. Для решения текущих дел создается Ближняя дума. Практически все мелкие вопросы были приняты царем без совещания с Думой. Это осуществлялось посредством именных указов.

Важным новшеством в системе управления и консолидации царской власти было создание приказов Тайных дел и Счетного. Приказ Тайных дел подчинялся лично царю и был поставлен над всеми государственными учреждениями и лицами. В Счетном приказе впервые было объединено финансовое управление страной.

В то же время количество приказов неуклонно разрасталось, и возникла проблема их сокращения. Алексей Михайлович попытался это сделать, но безрезультатно.

Продолжается укрепление влияния служилого дворянства. В январе 1682 г. отменяется местничество. Продолжаются процессы слияния вотчин с поместьями.

Во времена Алексея Михайловича впервые создается общегосударственная система ямской службы. С 1659 г. Алексей Михайлович пытался наладить регулярную доставку в Россию иностранных газет. В 1665 г. с этой целью была организована первая регулярная почтовая линия, связавшая Москву с Ригой, а через нее с общеевропейской почтовой системой. Обращается внимание на развитие образования и просвещения. Начинает издаваться первая рукописная газета «Куранты». Поощряются выезды русских людей за границу.

Церковная реформа. Правление Алексея Михайловича характеризуется сложными отношениями между государством и церковью. В середине XVII в. на первый план выходят идеологические проблемы. В первую очередь это было связано с вхождением Украины в состав России, что способствовало дискуссиям о правильности московских православных обрядов, а также распространение книгопечатания.

Еще в 40-е гг. в церковных и близких к ним кругах («кружок ревнителей древнего благочестия») разрабатывается своего рода программа церковных реформ: унификация по русским богослужебным книгам, необходимость исправления обрядов (введение троеперстия, движение вокруг аналоя против солнца, изменения в одежде, укороченные ритуалы, поясные поклоны вместо земных и т.д.) и богослужебных книг по греческим оригиналам; необходимость введения единоголосия вместо многоголосия; необходимость введения живой проповеди.

В 1652 г. патриархом становится Никон. Спустя год он собирает церковный собор, который инициирует реформу обрядов и унификацию по греческим образцам. Это вызывает сопротивление многих церковных служителей (так как не все знали греческий язык) и становится основой раскола. Официально он датируется с 1656 г.

Одновременно реформа усиливала влияние патриарха, что вызывало недовольство царя и бояр. В 1658 г. Никон демонстративно уезжает из Москвы и требует подчинения ему светской власти. К тому же он присвоил себе титул государя, которым раньше был награжден Филарет – отец Михаила Федоровича. В этом противостоянии царская власть вышла победительницей. В 1666 г. новый церковный собор лишил Никона духовного сана и отправил в ссылку.

Параллельно развернулись гонения на раскольников, движение которых приобрело социальную окраску («народная реформация», борьба за «старую веру»). Одним из главных идеологов раскола стал протопоп Аввакум. Наиболее крупной акцией раскольников было так называемое «Соловецкое сидение» в 1668–1676 гг.

Экономика.Несмотря на продолжающиеся социальные брожения (наибольшим размахом отличался набег казаков во главе со С. Разиным на Волгу), в середине XVII века проявляются новые черты в экономическом развитии России.

Постепенно растет численность населения с 7 до 10,5 млн. человек. Основную массу населения составляли крестьяне (около 80% населения). Начинают осваиваться многие районы, особенно юг России (т.н. «дикое поле»). Самым крупным процессом было освоение Сибири. Как правило, ему способствовали экспедиции, организуемые отдельными купцами или купеческими кампаниями. В 40-х гг. русские первопроходцы столкнулись с китайцами в районе Амура. Сама Сибирь была разделена на 19 уездов, а ее столицей стал Тобольск. Сибирь стала источником новых ресурсов. На ее территории не существовало крепостного права.

Начинает складываться русская промышленность. В 30-е гг. в России появляются первые мануфактуры с разделением труда. Первые мануфактуры возникли в металлургии, но их общее количество не превышало двух десятков (металлургические заводы на Урале и в районе Тулы, кожевенные предприятия – Ярославль и Казань, Хамовный двор – Москва). Примечательно, что раскольники дали стране многочисленные торговые и промышленные династии.

Складывается всероссийский рынок и растет торговля. Существует порядка 300 городов. Укрепление связей между регионами России привело к появлению крупных ярмарок – Макарьевской близ Нижнего Новгорода, Свенской под Брянском, Архангельская (+ Английский и голландский торговые дворы) и Ирбитской в Сибири. Кроме них все большее значение как центр торговых связей начинает приобретать Москва (200 тыс. жителей, 120 специализированных торговых рядов).

Торговля со странами Западной Европы осуществлялось в основном через Архангельск, а с азиатскими странами через Астрахань. Россия импортировала в основном промышленные изделия и предметы роскоши, а экспортировала сельскохозяйственное сырье, пушнину и др. В этот же период проявляется протекционистская политика российского правительства (торговые уставы 1653 и 1667 гг.).

В целом, если оценивать экономическую стратегию Алексея Михайловича, то можно сделать следующее наблюдение.

Прежде всего, если сравнивать Россию и Европу, то и там, и здесь в первой половине XVII в. последовал серьезный экономический спад, вызванный разными причинами. Выходом из него служили три меры: изменение государственной системы (парламентский режим в Англии и Голландии, абсолютизм во Франции и России), военная реформа и создание регулярной армии, активная роль государства в торговле и производстве. Однако, в Европе эти изменения достигаются через политические и социальные конфликты – революцию в Англии, Фронду во Франции и т.п. В России же они были следствием процессов XVI в. и Смуты. В России также идет модернизация, разрастается бюрократический аппарат, увеличивается и реформируется армия, зарождается военная промышленность (артиллерийские мастерские, судоверфи), ведутся наступательные войны (поскольку нужны рынки).

Меркантилизм, доминировавший в экономической стратегии тогдашней российской власти, был ответом на кризис и был нацелен на приток серебра в страну и поддержание положительного баланса в торговле. Как следствие, поощрялось собственное производство, увеличивались пошлины на импорт. Таможенный устав 1653 г. и Новоторговый устав 1667 г. как раз усиливали контроль над импортом и экспортом и устраняли все ограничения для внутренней торговли. Отсюда складывание единого внутреннего рынка.

В этом процессе, шедшем синхронно с европейскими процессами, были два недостатка: Москва по-прежнему нуждалась в западных технологиях и западном капитале; производство создавалось либо иностранцами, либо по инициативе правительства.

Повседневная жизнь. Во главе государства и вообще всего стоял великий князь или царь. Царь считался собственником всей страны, а потому ответственным за все население. Все остальные считались его подданными и холопами. В Московской Руси служили все.

Все население делилось на служилое (тех, кто служил) и тяглое (тех, кто платил налоги и исполнял повинности). Были также богомольцы (те, кто принадлежали церкви – монахи и церковные служители) и гулящие люди (которые никому не подчинялись и жили по своим законам).

Трудные географические условия обусловили характер жизни населения и жесткость (деспотичность) государства. Большинство населения едва сводило концы с концами, находилось на грани выживания. Урожайность была средняя (с одного мешка пшеницы, посеянного весной, можно было осенью собрать три таких же мешка).

Отсюда такая черта, что Русь со всех сторон окружена врагами, враждебными странами. Западом считалось все, что лежит за западными границами Московского царства. Поэтому к Западу относили Новгород и Литву. Необходимо отметить, что Запад всегда опасался Руси, но и Русь боялась Запада. Тем не менее, к 80-90-м гг. XV в. относятся первые попытки Ивана III наладить отношения с европейскими странами – в данном случае со Священной Римской империей – на почве борьбы с Польшей. С Юга Русь также окружала враждебная степь, откуда постоянно совершались набеги.

В повседневной жизни, безусловно, большое влияние имела церковь. После принятия христианства на Руси стали возникать монастыри. Монастырь являлся одновременно богадельней, больницей, школой, гостиницей, крепостью, тюрьмой для политических противников и в силу обстоятельств имел солидные финансовые средства. В самом богатом монастыре было 20–30 монахов, в самом бедном – 5-6. Главой монастыря был настоятель. Но довольно быстро упадок нравов захватил и церковную среду. Уже тогда в церкви торговали саном и совестью.

Поселения. Деревня в то время состояла из 1-2 дворов. Село первоначально было княжеской загородной резиденцией, потом – это населенный пункт с церковью. Поселения в основном располагались по берегам рек для удобства торговли. Города застраивались без плана хаотично. Улиц не было, были только проезжие дороги. Дом ставился в глубине двора. Постройки были в основном деревянные. Из частоты пожаров в городах дома и прочие строения ставились в отдалении друг от друга.

У боярства – терем, хоромы, палата, затем – усадьбы.

Крестьянская изба делилась обычно на две части – в одной спали люди, в другой содержался скот. Топили крестьянские дома «по-черному» – печь была без трубы и дым наполнял дом, поэтому когда топили открывали дверь и окно, потом закрывали и грелись у остывавшей печи.

Земля была в общинной собственности.

Одежда. Одежда простого населения шилась из холста и сукна собственного изготовления. Холст получали из конопли и льна. На теле крестьянин носил рубаху и порты. Рубахи шились длинными и носились с подпояской. Одежду украшали вышивкой. Штаны (порты) держались на гашнике (веревке). Верхней одеждой служили кафтан или зипун (как правило, темно коричневого цвета). Зимней одеждой были шубы и тулупы. Основной обувью были лапти, зимой – валенки.

Женщины поверх рубахи носили сарафан, в холодное время надевали куртки и кафтаны. До замужества девушка имела право ходить по улице с непокрытой головой и носить одну косу. Замужние женщины должны были закрывать волосы и заплетать две косы.

Ели мясо (кроме конины, которая считалась поганой), рыбу, капусту, репу, брюкву, свеклу, каши (овсяная, гречневая). Молоко почти не употреблялось (в основном по праздникам), а масло старались продать. Ели также ягоды и фрукты (смородина, крыжовник, вишня, яблоки), различные травы (крапиву), грибы. Хлеб в основном ржаной. Белый, пшеничный хлеб подавали только в богатых домах. На праздники – пироги, молоко, яйца. Пили в основном квас, пиво, брагу, мед, редко – чай. Водка появляется только в 1398 г. из Западной Европы.

Семья. Главным в семье был старший из мужчин. Мужчины занимались полевыми работами, содержанием скота, заготовкой дров, пошивом верхней одежды. Женщины – домашним хозяйством. Воспитанию детей уделяли мало внимания. Вставали рано – в 2-3 часа утра женщины, в 4 часа – мужчины. Завтракали в 5 часов, обедали в 12. Ужинали перед заходом солнца. После чего взрослые шли спать, а молодежь гулять. Осенью и зимой все смещалось на 2-3 часа. В воскресенье не работали.

В брак вступали рано. Женщины в 16 лет, мужчины в 18. Браку предшествовало «знакомство», смотрины. Причем сами жених и невеста могли не увидеть друг друга до свадьбы. В практике было и т.н. «умыкание» (древний обычай), когда юноша мог похитить девушку (часто с ее согласия и при ее участии) и пожив вместе несколько дней, они возвращали по домам уже фактическими мужем и женой. Однако если родители девушки наотрез отказывались признать этот факт, то поступок из разряда «умыкания» переходил в разряд «пошибания», то есть изнасилования.

На Руси четко различались блуд (связь до брака) и прелюбодеяния (связь с женатым мужчиной или замужней женщиной), которые считались тяжкими грехами. Но супружеские измены были широко распространены. Связь с незамужней девушкой или вдовой, а тем более с рабыней большим грехом не считалась (лишь бы не получила огласки). В случае же огласки загулявший супруг принудительно возвращался к жене, а женщину в таком случае отправляли в монастырь.

Приданое девушки после замужества оставалось в ее личной собственности и в случае развода возвращалось вместе с ней назад. Поэтому богатое приданое считалось одним из устоев крепкой семьи. Развод был редким явлением.

Церковный брак долгое время игнорировался в крестьянской среде и считался «боярским обычаем».

Обычным делом было кулачное «воспитание» жены и детей.

Основные праздники: Рождество (25 декабря), Святки (25 декабря – 6 января), Масленица, Пасха, Троица, Иванов день (24 июня), Петров день (29 июня, сочетаются браком водная и огненная стихии). Многие из них не были христианскими, а языческими, и только потом уже вошли в перечень православных праздников.

Представления о времени были расплывчаты. Времена года в зависимости от погоды часто сдвигались (например, осенью могли называть период с 25 сентября по 25 декабря). По древнему славянскому календарю год начинался с 1 марта. Позднее православная церковь навязала свой календарь, по которому год стали отсчитывать с 1 сентября. Также по церковному календарю исчисление велось от сотворения мира, которое состоялось 5508 лет назад по библейскому календарю.

Нет никакой изоляции от Европы (существование Немецкой слободы в Москве, рост числа иноземцев на русской службе, «западничество» верхушки общества). Изоляция скорее сознательная – культурная и идеологическая, противопоставлявшая московское благочестие западным нравам.

***


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Рождение капитализма | Московское царство в системе международных отношений XVI–XVII вв

Дата добавления: 2014-12-09; просмотров: 230; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.007 сек.