Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Общественная мысль конца 30-40гг. 19 века
Государство создает собственную идеологическую основу,: «Самодержавие, православие и народность». Самодержавие - сила государства, придающая ему мощь и величие; отсюда следует, что повиновение государю, преданность являются долгом каждого россиянина. Православие - основа духовной жизни всех граждан. Под народностью подразумевается единство всех жителей России в их мировоззрении и деятельности; Непосредственными продолжателями революционного дела декабристов стали тайные кружки конца 20-х и 30-х гг., по составу в основном дворянские (туда входили литераторы, студенты, офицеры, чиновники и т. п.). Это кружки братьев Критских, Н.П. Сунгурова, А.И. Герцена. Все они были малочисленны и стояли на революционных позициях. Их участники выступали против самодержавно-крепостнического режима, за европеизацию России, Под влиянием европейской литературы в кружках стали распространяться входившие на Западе в моду идеи социализма, т. е. строя всеобщего равенства, основанного на переходе от частной собственности к общественной. Правительство обычно вскрывало такие группы и сурово наказывало их участников (тюрьма, ссылка, отдача в солдаты). Герцен в зависимости от ситуации в России он склонялся то к насильственным, то к мирным формам борьбы. Тем не менее всегда был горячим сторонником свободы и демократии. Разочаровавшись в революции 1848 - 1849 гг. на Западе, Герцен вырабатывает концепцию «русского социализма», в соответствии с которой социалистический строй наступит в России раньше, чем в Европе, и опираться он будет на русскую крестьянскую общину, ибо в ней якобы уже заложены необходимые социалистические начала. Для пропаганды оппозиционных идей Герцен в 1853 г. основал в Лондоне Вольную русскую типографию, которая сыграла затем выдающуюся роль в освободительном движении. Тем временем в самой России с середины 40-х гг. действовал большой кружок М.В. Буташевича-Петрашевского. Он был увлечен западным социализмом и идеей народной революции. В 1849 г. петрашевцы были арестованы и 21 член кружка осужден к расстрелу, замена казни каторгой. Мирная тенденция в общественном движении также нашла выражение в создании кружков, из которых наиболее значительным стал кружок Н.В. Станкевича, существовавший в 30-х гг. Его участники штудировали немецкую классическую философию, а путь к преобразованию России из крепостного государства в свободное и процветающее они видели в распространении идей просветительства и гуманизма. В 1836 г. в журнале «Телескоп» появилось «Философическое письмо» П.Я. Чаадаева, он разоблачал российские порядки и ставил в пример Европу, он не видел в России сил, способных изменить положение. «Телескоп» был закрыт, редактор сослан, а Чаадаев объявлен умалишенным Либеральное направление 30-40-х гг. Западники, как показывает их название, ориентировались на европейские достижения и желали преобразования России в том же направлении западники разработали широкую программу предстоящих реформ, которая включала ликвидацию самодержавно-крепостнического строя и утверждение новых начал: парламентаризма, политических свобод, нового суда, торгово-промышленной деятельности, финансовых преобразований и многое другое. Виднейшими западниками были ученый и публицист К.Д. Кавелин, историк Т.Н. Грановский, писатель И.С. Тургенев, журналист В.В. Боткин и др. Славянофилы же считали, что Россия должна идти своим особым путем; они всячески подчеркивали коренные отличия России от Запада и говорили об их противоположности. Славянофилы были горячими защитниками традиций русской жизни, к числу которых они относили и самодержавие. Вместе с тем они выступали против крепостного права ,за экономические и политические преобразования Лидерами славянофилов были публицист и философ А.С. Хомяков, литераторы и историки братья. Аксаковы, Киреевские, публицист Самарин и некоторые другие. Развитие освободительных тенденций - наряду с кризисом в социально-экономической области, деградацией административно-политической системы, ослаблением военного потенциала России, с её отставанием от Европы было проявлением социального кризиса в стране, который нарастал в течение нескольких десятилетий
Дата добавления: 2014-12-09; просмотров: 259; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |