Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
XVII-XVIII вв., В основном монастырями, костелами, Коллегиум. Это прыдавала центром белорусских городов некоторую сваеасабливасць
Особенностью градостроительства этого времени было развитие ансамблевая застройки, возведение зданий специального государственного и общественного назначения (административные, учебные, больницы). В каждом губернском городе на центральной площади кроме соборов возводились государственные учреждения и торговых советы, которые стали предметом нового общественно-политической и экономической жизни. Здесь возникали школы, музеи, библиотеки. Принципы прямоугольной планировки наиболее последовательно осуществлен в Климовичах, Сураже, Мстиславле, Чаусах. В дворцово-усадебном строительстве Беларуси классицизм обусловил геометричность планировки территории. Появился новый тип дворца - цэнтрычная компактная застройка с куполом, в композиции которой часто построены галереи-колоннады, расположенные полукругом или фронтально. Главный композиционный акцент приусадебного дома был монументальный портик. Среди выдающихся памятников этого типа нужно назвать дворец графа М.Румянцава (с 1830-х годов он перешел к фельдмаршала I.Паскевича) в Гомеле, дворце генерал-губернатора в Витебске и вице-губернатора в Гродно. К выдающихся памятников этого архитектурного направления относятся культовые застройки: Петропавловский собор в Гомеле, Преображенская церковь в Чечерске, Покровская церковь в Стрэшневе, костелы в Лиде и Щучине. Классицизм не был единственным архитектурным направлением Беларуси первой половины XIX в. Рядом с ним развивается неоготика - архитектурный аналог эпохи сентиментализм и романтизма. Увлечение средневековом готическом стилем на Беларуси начинается на рубеже веков. Неоготика к 1830-40 гг. сосуществовала рядом с классицизмом, применение она нашла в культовых сооружениях и «английским» пейзажно-парковом искусстве, загородных приусадебных комплексах. В первой половине XIX в. в культовых постройках православной церкви наблюдаются влияние древнерусской архитектурной культуры. Началом развития «русско-византийского стиля» считаются 1830-е годы. Развитие этого стиля происходило в двух направлениях: перестройка существующих католических и униатских храмов и возведение новых церквей по проекту Синода и частных лиц. Наибольшего расцвета стиль дасягнив во второй половине XIX - начале XX в., Когда началось массовое строительство церквей-"муравьевых" за государственный счет. Живопись. Распространение классицизма и реализма первой половине XIX в. означало серьезные изменения в живописи Беларуси. В 1830-40-е гг. идейные каноны академизма (иерархичность ценностей жанров) становились неактуальными. Сохранялся приоритет исторической живописи, но приобретал популярность бытовой жанр, пейзаж, появился новый жанр - натюрморт. Важную роль в развитии живописи в этот период сыграло Виленская школа живописи - отделение изобразительного искусства факультета литературы и искусства Вильнюсского университета, которая придерживалась классических канонов в живописи. Ее основателем был профессор Ф.Смуглевич, который вошел в историю живописи как мастер больших многофигурную композиций на исторические и религиозные темы, пейзажист и бытаписец. За четверть века своего существования школа подготовила более 250 художников, граверов, скульпторов и преподавателей рисования для учебных заведений Беларуси. Для вдасканналення знаний и получения высшего образования наиболее одаренные студенты направлялись в Петербургскую Академию художеств или в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (Строгановского училища). Подготовке профессиональных художников на Беларуси велась так же и в Полоцкой иезуитской академии. Крупным мастером портретного жанра в Беларуси был член Академии искусств I.Аляшкевич (1777-1830). Художник создал портреты А.Чартарыйскага, Л.Сапеги, М.Радивила, А. Мицкевича и др.. В последние годы жизни I.Аляшкевич писал религиозные композиции, например, «Мадонна с ребенком». Не менее интересным портретистом был Ю.Пешко (1767-1831). Он много писал портретов представителей виленской шляхты и духовенства - виленского советника Вейс, портрет С.Солтана и портрет известной меценаткой Теофиль Радзивилл. Прекрасным портретистом был В.Ванькович (1799-1842), автор портретов деятелей литературы и искусства, науки (композиционный портрет «Мицкевич на скале Аю-Даг», портреты мистика А.Тавяньковскага и его жены Каролины, пианистки М.Шымановскай, поэта А. Горецкого. Родовое поместье В.Ваньковича в Слепянки под Минском был центром, который групповая вокруг себя лучшие художественные силы Беларуси первой половины XIX в. Здесь бывали Я.Дамель, М.Кулеша и другие художники, скульпторы, композиторы Беларуси. Известным историческим живописцем этого времени был Я.Дамель (1789-1840). На своих полотнах он изображал наиболее драматические моменты исторического развития. Это картины «Смерть князя Понятовского», «Гибель предводителя крестоносцев Ульриха в Грюнвальдской битве», «Павел I освобождает Костюшко из неволи» и др.. Большую известность получила картина «Переход Наполеона через Березино». Помимо исторических полотен для творчества Я.Дамеля характерны многочисленные религиозные композиции, а также портреты, отличающиеся глубоким психологизмом. Большой вклад в белорусский пейзажная живопись внесли художники В.Садовникав, I.Герасимович, В.Дмаховски. Чуть в стороне от общего развития пейзажной живописи Беларуси стоит творчество художника-этнографа и историка Наполеона Орды (1807-1883). Всю свою жизнь художник посвятил изображению интересных мест Беларуси, Литвы и Украины, которые связаны с великими историческими событиями и выдающимися личностями, которые здесь родились. Н.Орда в основном работал как акварелист («Развалины замка в Лиде», «Крево», «Мир», «Несвиж», «Белая вежа» и др.).. Отличным представителем белорусской живописи был И.Т.Хруцки (1810-1885). Этот художник вошел в мировой живописи как основатель жанра классического натюрморта. В 1839 г. за натюрморт «Цветы и плоды» он получил звание академика. Однако не менее ярко художник проявил себя в жанре портрета и пейзажа. В творчестве живописцев Беларуси первой половины XIX в. интенсивно развивался бытовой жанр. Художники создали много ярких живописных полотен, где показано богатство материальной и духовной культуры белорусского народа. Первыми в этом жанре в Беларуси стали воспитатели Виленской школы живописи К.Кукевич, Ю.Карчэвски, К.Русецки и др. Несмотря на влияние классицизма в творчестве представителей бытового жанра все более утверждается реалистичный элемент. Живопись Беларуси первой половины XIX в. богат и разнообразен. Его становление и развитие происходило в общем направлении развития русского, польского, литовского и украинского живописи. Эволюция его от классицизма к реализму составляла не только суть развития белорусской живописи, но и пути его дальнейшего совершенствования. Близко к живописи находится искусство составления мозаичных панно. Выдающимся белорусским мазаистам Никодимом Силивановичам (1834-1919) у Исаакиевского собора Петербурга была выполнена мозаичная композиция для главного иконостаса "Тайная вечеря". За блестящую работу Н.Силивонович получил звание академика Императорской Академии художеств. Одной из форм изобразительного искусства Беларуси первой половины XIX в. была скульптура. Среди скульпторов того времени наибольшую известность приобрели семья Ельских (Кароль и его сыновья Казимир и Ян), Я.Астаровски, Р.Слизень. Их творчество было разнообразно по жанру. Это были портреты-бюсты, медальоны и барельефы исторических деятелей Беларуси, Литвы и Польши, родных, знакомых. Большое место в их творчестве занимала церковная скульптура. К середине XIX в. завершился один из больших этапов в истории белорусского культуры. В тяжелых условиях, когда влияло польская культура и начался процесс русификации, шел процесс формирования и развития национальной культуры. Прежде всего он определился в становлении современного белорусского языка, новой белорусского литературы, осмысления исторического пути, который прошел народ. Вместе с тем к концу крепостной эпохи в общественно-культурной жизни народа Беларуси отчетливо проявилось несоответствие между достигнутым уровнем духовной культуры и овладением культурными ценностями. В обществе были ограничены возможности для распространения просвещения и народного образования. Это свидетельствовало о кризисе в духовной жизни белорусского народа. Феодальный строй вступал в противоречие не только с социально-экономическим, но и с общественно-культурным прогрессом. Культура Беларуси второй половины XIX века. Формирование белорусского нации Образование и наука. В Беларуси проведение Образовательной реформа 1864 год совпал с преодолением последствий восстания 1863 года, в котором активное участие приняли учащиеся Горы-Горецкого земледельческого института и средних учебных заведений. Это обусловило особенности реформирования образования на Беларуси. Так, в 1864 г. был закрыт земледельческий институт - последняя высшее учебное заведение в Беларуси времен империи. Отныне высшее образование белорусы получали за пределами Родины. Закрывались так же некоторые гимназии - Новогрудская и Свислочская. Запрещалось преподавание на польском и белорусском языках. Начальных школ было очень мало. Поэтому провозглашенные принципы реформы - усесасловнасць, светскость, доступность, преемственность образования, в Беларуси не действовали. В Беларуси не была проведена Земская реформа - поэтому не существовали земские начальные школы для крестьянских детей. А церковно-приходские школы были поставлены под надзор полиции и православной церкви, а не министерство образования. Среднее образование получали в уездных училищах (неполную) или гимназиях, но обучение там было платным и для большинства жителей по этому поводу недоступным. К томуже, в 1887 году появился указ «О кухарки детях", согласно которому в гимназии недапушчалися дети прислуги. Отдельными указами вводился ценз на обучение в гимназиях и вузах для лиц еврейского происхождения. По этому поводу в Беларуси оставался высокий уровень неписменнасци. После подавления восстания 1863 года значительные препятствия претерпела развитие белорусского культуры. В условиях военного положения, которое действовало на Беларуси, любая общественная деятельность, не одобренная правительством, была почти невозможной. Поэтому часто культурная деятельность белорусов разворачивалась за пределами белорусских губерний. Так, в 1868 году в Петербурге поэт В.Савич-Заблоцкий создал просветительскую организацию "Кривицкий вязок", в рамках которой имелся намерены наладить издание литературы на белорусском языке, в том числе учебников для простых людей. Но из-за преследования со стороны властей культурный кружок распался. Во второй половине 1880-х годов в Минске возникла группа либеральной интеллигенции (М.В.Довнар-Запольский, У.З.Завитневич, А.И.Слупски, Я.Лучины) которые стремились пробудить национальное самосознание легальными средствами. Для этого использовалась первая частная (негосударственная) газета в Беларуси "Минский листок" и календарю. На их страницах печатались материалы А.Багдановича, И.Янчука, М.Доунар-Запольского про историю, язык, белорусский этнос, а так же литературные произведения Янки Лучины и Винцента Дунина-Марцинкевича. Эти издания по свидетельству современников, разбудили белорусское национальное движение. До появления "Минского листка" периодическую печать Беларуси был представлен только правительственными "губернских ведомостях ..." и "Епархиальными ведомостями", которые контролировала православная церковь. Вместе с этим кружком, на формирование национального самосознания большое влияние оказало творчество Ф. Богушевича. Его предисловие к "Дудки белорусского" является манифестом национального возрождения. Во второй половине века расширилась научное изучение Беларуси. Были созданы крупные труды по истории белорусского края М. Довнара-Запольского, Любавского, М.Уладимирским-Буданова, А.П.Сапуновым, А.Киркорам. Большое значение имела деятельность многих собирателей и исследователей фольклора, лингвистов и этнографов. Так, в 1870 году И.И.Насович издал "Словарь белорусского языка"; М.Я.Никифаровски в 1895 году - "Очерки простонародных жизни-бытия в Витебской Беларуси и описание предметов обихода"; Е.Ф.Карского в 1885 году " Обзор звуков и форм белорусского языка "; П.В.Шэйн в 1887-1893 годах издал" Материалы к изучению быта и языка русского населения Северо-Западного края »; Е.Р.Романов в 1886-1891 годах выпустил первые пять выпусков« Белорусского сборника ". Русская администрация содействовала изданиям этих научных работ, так как считала, что они поддерживают тезис о "русском" характере края. Между тем содержание работ указывал, что Беларусь - самостоятельный в этническом плане регион. Белорусский литература развивалась во второй половине века в неблагоприятных условиях. Запрет на издание польских книг недазволила печатать белорусские произведения на "латинке", самой распространенной в те времена среди простого народа и интеллигенции. К томуже, литература развивалась вместе с социальной самасвядомасцью творцов - это означает, что литературные произведения имели демократический характер, антиправительственную по своей сути. Родителям белорусского культурного возрождение стал Франтишек Богушевич, который одним из первых обосновал самостоятельность белорусского языка. Его сборники стихов "Дудка белорусский" и "Смык белорусский" вышли за пределами Родины - в Кракове и Познани (территория Австро-Венгерской империи, где национальные меньшинства имели право на культурную автономию). В предисловиях к сборников поэт отстаивал равенство родного языка с другими европейскими, призывал ценить и хранить ее. В стихах Ф.Богушевич основном писал о бедственном жизни белорусского крестьянства, аграбленага во время реформы 1861 года и прыгнятаемага как экономически - господами, так и национально - царским правительством. Богушевич создал в поэзии направление реализма и народности. Конечно, такие стихи в Российской империи печатать было нельзя. Последователями Ф.Богушевича были Янка Лучина (Иван Неслуховского) и Адам Гуринович. Янка Лучина одинаково хорошо писал на нескольких языках - русском, польском и белорусском. Но его белорусские стихи долгое время не печатались, что не позволило раскрыться поэту полностью как таланта и большой фигуре белорусского литературы. Только после его смерти кружок белорусского студенчества издал в Петербурге его белорусскоязычный сборник "Вязанка". А.Гуринович закрепил в белорусском поэзии позиции реализма и народности. Он отводил поэзии важную роль - будит у народа желания к лучшей жизни, к борьбе за эту жизнь. В 1890-е годы в белорусский литературу пришли такие новые имена, как Карусь Каганец (Казимир Костровицкий), Тетка (Элоиза Пашкевич), талант которых ярко раскроется в начале XX века. Тэтральнае жизнь белорусских городов было связано главным образом с показом произведений русской и мировой классики лучшими труппами России, которые гастролировали по Беларуси. Особенно активизировалась тэтральнае жизнь Минска после возведения отдельного здания театра в 1890 году на территории Александровского сквера. Так, в 1890-е годы здесь показывали спектакли труппы знаменитой А.Яблачкинай, К.Варламов, Петербургская оперная труппа Я.Измайлова, украинская труппа Н.Старицкого. С гастролями выдающихся исполнителей была связана активизация музыкальной жизни в белорусских губерниях. Беларусь в 1890-е годы посетили Ф.Шаляпин, Л.Сабинов, А.Мазини, С.Рахманинов, Л.Скрабин, А.Зилоци и др. Высокая музыкальная культура белорусского публики привлекала сюда выдающихся певцов и исполнителей. Ее получали в учебных заведениях - в учебных программах семинарий и гимназий музыкального образования уделялось значительное внимание. В 1871 году было создано Минское музыкальное училище органистов, единственное в Беларуси. До того, в крупных белорусских городах действовали музыкальные общества, которые ставили целью поднятие уровня музыкальной культуры населения. В 1898 году в Минске возникла культурно-просветительская организация "Общество любителей изящных искусств", которая состояла из литературной, драматической, художественной и музыкальной секций. Организация стала центром литературного и театральной жизни Минска, устраивала выставки, литаратурные чтения и т.д. Изобразительное искусство второй половины XIX века развивается в рамках реализма. Выдающимся белорусским художником этого периода считается К.Э.Альхимович (1840-1916), работавший в жанрах исторической ("Похороны Гедимина", "Смерть Глинского в тюрьме"), бытовом, а так же в графике (иллюстрации к произведениям А. Мицкевича ). На это время приходится расцвет деятельности академика Академии искусств, мазаиста и художника Н.Ю.Силивановича (1830-1918). Он специализировался в бытовом жанре - "Дети во дворе", "В школу", "Солдат с мальчиком" - в этих картинге проявляются социальные симпатии художника. Среди белорусских пейзажистов следует отметить А.Горевского (1833-1900). Пейзажист стремился писать живописные пейзажи белорусского земли ("Вечер в Минской губернии», «Берег реки Свислочь"), тем самым сделать свое искусство понятным для широких кругов простого населения. На развитие архитектуры значительное влияние оказало быстрое развитие промышленности и рост городов именно во второй половине века. Большую роль приобрело гражданское, жилищное и промышленное строительство, которое велось в соответствии с типовыми проектами. Развивалась строительная техника, широко использовались новые строительные материалы - бетон, металлические конструкции. Это сопровождалось поиском нового архитектурного стиля, который должен был соответствовать новым условиям, новым ценностям капиталитычнай хозяйства и буржуазной идеологии. А пока шли поиски - в архитектуре преобладала эклектика - сочетание элементов разных архитектурных стилей (готики, барокко, классицизма, древнерусского зодчества и т.д.) при строительстве и в оформлении одного здания. Формирование белорусского нации. Деятельность исследователей и культурно-просветительских кружков поспособствовало росту этнического самосознания белорусов во второй половине XIX века. Так, по данным всероссийского переписи 1897 года (национальная принадлежность определялась по родному языку) 74% населения белорусских губерний считали родным языком белорусский, в том числе 43% дворян считали себя белорусами. К этому времени исчезли такие варианты самоназваний белорусов как "чорнарусы", "литвины". Однако и самоназвание "беларусы" еще не была прочной. Большую роль играли канфесиянизмы - когда этническая принадлежность определялась от конфессиональной принадлежности (католик - значит «поляк», а православный - это "русский"). Препятствовало национальной консолидации политика царского правительства на ассимиляцию белорусов. Так, на протяжении второй половины XIX века вес "русского" населения увеличилась в 12 раз и составила на 1897 год 3,6% жителей Беларуси. Русификация затронула господствующие сословия - дворян и буржуазию, духовенство. Наиболее интенсивно этот процесс шел в городах. Территория преимущественного расселения белорусов входила в пределы пяти губерний так называемого Северо-Западного края - Виленской, Витебской, Гродненской, Минской и Могилевской. Согласно переписи 1897 года население Беларуси в ее современных границах насчитывала 6387 тыс. человек. Но по данным того же переписи были уезды в Смоленской, Черниговской, Ковенской и др. губерниях, где подавляющее большинство (более 50%) составляла белорусское население. Особенностью национального состава жителей Беларуси было то, что белорусы жили преимущественно в сельской местности. Городское население было преимущественно еврейским (государственные законы Российской империи запрещали им селиться в сельской местности а так же за пределами губерний, включенных в "границу оседлости"), а так же русским и польским. По сути, не существовало ни белорусского промышленной буржуазии (она еврейская и польская), ни белорусского промышленного пролетариата (он преимущественно еврейский, русский и польский). Только сельская буржуазия была почти исключительно белорусского (но еще не осознавала национального единства, так как была разделена по религиозным признакам) и сельский пролетариат (батраки) - так же был белорусским по составу. Конечно, это крайне отрицательно сказалось на темпах и характере культурного возрождения белорусского нации. Белорусский национальная интеллигенция была немногочисленной и невплывовай. Отсутствовала преемственность между различными ее поколениями - это было результатом репрессий против участников восстаний и тайных обществ, массовой эмиграции, ссылок. Тем не менее, определенную эволюцию можно праследиць - от "краевой" патриотизма профессоров Виленского университета, студентов-филоматов к либерализму деятелей середины века (А.Киркор, В.Дунина-Марцинкевича), демократических взглядов и осознания национальных белорусских интересов в К.Калиновского, В. Врублевским, гоманавцав, Ф. Богушевича. одной из основных признаков нации является существование развитого литературного языка. Становление белорусского языка происходило на рубеже XIX-XX веков. С середины XIX века делались попытки написать грамматику языка - П.Шпилевским в 1846 и К.Нядвецким в 1854 годах. Однако рукописи не были напечатаны. В 1862 году А.Аскерка, минский предводитель, издал в Варшаве белорусский букварь (букварь). Тормозило развитие правил письменной речи то, что использовалась писателями как кириллический, так и латинский алфавиты. Только в начале XX века с появлением газеты "Наша нива" и расширением возможностей для белорусской печати, выработка научной терминологии и вырмираванне литературного языка ускорилась. Противостояла созданию белорусского нации и официальная идеология "западнорусизма". Разработанная в середине XIX века православными деятелями И.Сямашкай и М.Каяловичам она утверждала, что белорусы, как и украинцы и великорусы - часть единой русской нации. Белорусы имеют лишь незначительные локально-диалектные отличия от русских. В рамках "западнорусизма" оформилось два течения - консервативная, сторонники которой стремились как можно быстрее эти различия ликвидавац и либеральная - сторонники которой стремились как можно полнее эти различия изучить и этим обогатить великорусское культуру. Но оба стороны отказывали белорусам в праве считаться самостоятельной нацией. Вопреки неблагоприятным условиям, противодействию государственного аппарата империи, специфической, весьма сложной этно-конфессиональной ситуации, формирование белорусского нации в общих чертах к началу XX века завершилась.
Дата добавления: 2014-12-09; просмотров: 292; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |