Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
В. Возникновение философии. От мифа к логосу
А. Проблема возникновения философии. «Начало» греческой философии представляет собой проблему, ибо самоназвание философов (Пифагор) и определения философии (Платон) представляют собой поздние истолкования. Имеют место три обстоятельства: невозможность точно определить «момент» возникновения философии, почти полная утрата текстов философов, позиция самих историков философии. Характеристика раннего рабовладельческого общества: переход от родоплеменной организации к полисной. Эллинистическая культура и ее связь с другими культурами древности. Б. Специфика мифологии. А). Мифология как форма духовно-практического освоения мира. Особенности мифологического мировоззрения вообще: синкретичность, антропоморфизм, номологичность. Б). Особенности греческой мифологии: хтоническая (chton – др.-гр. Земля) и эпическая мифология. Теогонии Гесиода и Гомера. Героический эпос Гомера: фрагментарное изображение: Хаос – Гея- Тартар – Эрос. Гея-Уран (сын и муж) – Кронос – Зевс. Дидактический эпос Гесиода («Теогония» и «Труды и дни»). Рядом с антропоморфными богами рождаются хтонические чудовища, а от любовных связей богов со смертными рождаются герои. Четыре века истории: золотой, серебряный, медный и железный. Орфические мистерии. В. Философия как рационализация мифологии. А). Особенности мифологии: во-первых, упорядоченная семиотическая система, во-вторых, это художественно-обработанная мифологоия, в-третьих, систематичность и «логичность» мифологии. Б). Это означает, что зарождение философии было связано с мышлением, «вырывающимся» из непосредственно чувственного восприятия. Символизм мифологии как «начало» мышления, первый «предмет» мышления, когда наряду с непосредственно воспринимаемым эмпирически-чувственным явлением встает его символическое, мифологическое изображение. В). Внутренняя противоречивость мифологического мировоззрения: чувственная зримость символического явления. Символичность тела и телесность символа. Попытка выразить символически-обобщенный характер мифологических представлений была связана с радикальной перестройкой языка – необходимостью переноса обычного языка в другой лексический ряд. Г). Особенность рационализма греческой философии. Греческая философия возникает как рационализация мифа, т.е., во-первых, его упорядочивание, во-вторых, обобщение, в-третьих, символическое истокование, в-четвертых, смысловое обозначение. Наряду с эмпирически зримой чувственно-воспринимаемой стороной предметов возникает их смысловая сторона («дубликат»), являющаяся предметом нарождающегося философского мышления. Она есть сторона самих предметов, но выступает сама по себе только в мышлении. Смысл «мнится» в чувственном восприятии. Интуитивное мышление (умозрение) греческой философии. Греческие философы ни в коем случае не рассматривали свои первые понятия как самостоятельные сущности, как предметы мышления. Для грека всегда основным и предельным является интуиция чувственного тела (чувственного космоса) в отличие от интуиции личности в средневековой философии и абсолютизированной человеческой личности философии нового времени. Для древнего грека мир всегда ограничивался видимым и слышимым, т.е. чувственно воспринимаемым, космосом. Поэтому все понятия греческой философии есть выделенные в мышлении стороны самого объекта, непосредственно в нем присутствующие и «мнящиеся». Вывод:Философия возникает как разрешение противоречия между символической стороной мифа и эмпирическими знаниями о природе и обществе.
Задание на семинар:
Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 149; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |