Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Виды субъективных портретов и технические средства, применяемые для их изготовления
Наиболее распространенной разновидностью преобразования мысленного образа в виде изображений являются субъективные портреты. Различают три их основные вида - рисованные, фотокомпозиционные и рисованно-композиционные. Технические средства, используемые для изготовления субъективных портретов, определяются видами этих портретов. Рисованные субъективные портреты – это штриховые или полутоновые рисунки лица, фигуры человека. В основе рисованного портрета лежит представление о внешнем облике человека, воспроизведенное в нем с той или иной степенью достоверности. Для того чтобы рисованный субъективный портрет отвечал задачам установления личности, в нем должны найти отображение наиболее наглядные элементы и признаки, доминирующие во внешности данного человека. Рисованные портреты как способ наглядного воспроизведения особенностей внешности человека с давних времен использовались в розыскной практике. Уже в XVI в. они применялись в полицейской практике европейских стран. Практика изготовления таких портретов была эпизодической. Рисованный субъективный портрет более достоверен, если он изготовлен самим очевидцем, обладающим изобразительными навыками. Однако такие случаи исключительны, поэтому со слов очевидцев рисованные портреты выполняют художники-профессионалы. Профессиональные художники, как известно, в состоянии добиться наиболее полного портретного сходства. Тем не менее у каждого из них есть свои особенности, своя изобразительная манера. Но, самое главное, они имеют свое собственное представление о комплексе признаков, характерных для того или иного типа человека. И это представление зачастую препятствует им в передаче в портрете тех особенностей внешнего облика конкретного человека, которое и составляет содержание мысленного образа, сформировавшегося в памяти очевидца. Кроме того, не имея представления о криминалистическом описании внешнего облика человека, им не всегда удается правильно понять и соответственно воспроизвести внешний облик человека, сформировавшийся в памяти очевидца. Поэтому успешное изготовление рисованного субъективного портрета лучше удается художникам, прошедшим специальную подготовку и получившим квалификацию судебного, полицейского художника (в США, Великобритании), художника–криминалиста (на Украине). В ходе такой специальной подготовки они получают навыки анализа содержания мысленного образа и воспроизведения его в рисованном субъективном портрете. Таким образом, процесс изготовления рисованного портрета сложен, поскольку признаки внешности лица, чей портрет предполагается изготовить, претерпевают двойное преобразование. Вначале они преобразуются, изменяются, искажаются в процессе формирования представления о внешнем облике в памяти очевидца. Затем претерпевают изменения, преобразования в процессе формирования представления о внешнем облике, складывающегося у художника на основе восприятия рассказа очевидца о признаках внешности. Для нивелирования вторичного преобразования признаков внешности, облегчения и ускорения процесса изготовления рисованного портрета практика пошла по пути использования случайно подобранных или заранее изготовляемых портретов-прототипов, которые кладутся в основу портрета и дорабатываются художником. Особенно успешно для этого используются шаржи, карикатуры на известных людей и фотопортреты киноартистов, политических деятелей. Принципиальная возможность типизации внешнего облика и наличие апробированной на протяжении 100 лет методики словесного портрета явились предпосылкой создания альбомов–каталогов рисованных изображений наиболее характерных для той или иной группы людей вариантов признаков внешности, классифицируемых по правилам их криминалистического описания. Такие альбомы–каталоги (см., например: Типы и элементы внешности. М., 1970, 1979) использовались лицами, имеющими изобразительные навыки, для изготовления рисованных субъективных портретов. Трудность изготовления этой разновидности субъективных портретов, необходимость присутствия специального художника, возраставшая потребность в использовании субъективных портретов в практике розыска преступников логически привели к появлению следующей разновидности субъективных портретов – рисованно-композиционных. Рисованно–композиционные портреты изготовляются из заранее подготовленных стандартных, типизированных рисунков элементов лица, собранных в специальных комплектах. Изображения элементов лица из комплекта выбираются и вносятся в портрет по указанию очевидца. В законченном виде рисованно–композиционный портрет выглядит как штриховой (в некоторых вариантах - полутоновый) рисунок. Преимуществом этой разновидности субъективных портретов является возможность отобразить доминирующие во внешности человека групповые признаки элементов, не включая в портрет индивидуализирующие признаки, которые обычно достоверно не запоминаются. Исходные рисунки элементов внешности заранее выполняются художниками с учетом указаний специалистов – криминалистов и антропологов. В таком варианте комплекта рисунков, как ИКР – «Портрет», основой послужили фотоснимки конкретных лиц, во внешнем облике которых имелись наиболее типичные признаки для определенной группы населения, прежде всего объединенных антропологической общностью. Идея изготовления субъективных портретов из заранее подготовленных рисунков была впервые реализована в системе «Айденти-кит» (США, 1959 г.). Аналогичная система была создана в 1963 г. в Институте криминалистики Польской Народной Республики, названная ее авторами «идентификатором рисовально–композиционным» (ИРК). В 60-е годы подобный комплект, получивший название «идентификационный комплект рисунков» (ИКР), был разработан во ВНИИ МВД СССР. Его принципиальным отличием от «Айденти–кит» и ИРК явилась полнота отражения в комплекте рисунков признаков внешности лиц – представителей населения такого многонационального государства, каким был СССР. ИКР и его модификация «Портрет» успешно использовались в практике органов внутренних дел нашей страны до конца 80-х годов, его информационно–изобразительный массив явился основой базы данных существующих компьютерных систем изготовления субъективных портретов. Существенным недостатком идентификационных комплектов рисунков явилась технология получения субъективных портретов, основанная на ручном трудоемком процессе подбора и монтажа портрета. Доработка его осуществлялась либо путем дорисовки непосредственно по изображению, либо по фоторепродукции субъективного портрета. Метод изготовления субъективных портретов из фрагментов фотоснимков лиц, не причастных к событию преступления, был предложен еще в 1952 г. во Франции. Важнейшим преимуществом этого метода было то, что криминалисту не нужно иметь навыки владения изобразительными средствами. Использовались фототехнические средства и методы. Кроме того, очевидец имел дело с привычными для него фотоизображениями человеческих лиц. Наиболее простым способом изготовления фотокомпозиционного портрета является использование фотоснимка человека, похожего на разыскиваемого. Фотоснимок подвергался ретуши, и затем его репродукция использовалась в оперативных мероприятиях по установлению личности. Однако найти соответствующий фотоснимок удается редко, поэтому практика пошла по пути создания комплектов из наборов фотоснимков людей близкого возраста и антропологического типа. Следующим этапом в развитии метода изготовления фотокомпозиционных портретов было формирование комплектов из фрагментов исходных фотоснимков и создание технических устройств для монтажа композиционных портретов. Известны устройства линейного типа - фотоснимки разделялись по горизонтали на пять частей; мозаичного типа – одно изображение «рамка», в которую вкладывались фрагменты остальных изображений, изготовленных в виде различных геометрических фигур. К числу мозаичных устройств относился комплект FOTO – FIT, созданный Дж. Пенри (Великобритания). Фотофрагменты изготовлялись и в виде диапозитивных изображений. Для монтажа портретов применялись полипроекторы типа PS–309 (Япония). На завершающем этапе развития технических средств для изготовления фотокомпозиционных портретов появились синтезаторы типа «Минолта», которые включали кроме монтажной установки телекамеру и телемонитор. Технические средства для изготовления фотокомпозиционных портретов позволили широко внедрить их в практику установления личности преступников по признакам внешности. Однако получаемые композиции требовали использования трудоемких манипуляций для доработки портретов на основе фототехнических процессов. Появление компьютерных средств позволило использовать накопленные фотоизображения элементов мужских и женских лиц в качестве баз данных. Последнее десятилетие ХХ в. и настоящий период характеризуется переходом к использованию ПЭВМ с соответствующей периферией и специализированных программ для получения композиционных портретов. Базы данных формируются либо из рисунков элементов мужских и женских лиц, либо фотографических фрагментов этих лиц. Известны также компьютерные системы ELLI, «Фоторобот», БАРС, «Леопард», «Крис», ФРС. Система «Фоторобот». Наибольшее распространение получили две компьютерные системы. Одна из них - «Фоторобот» - разработка БАРС Интернешнл ( г. Дмитров, Московская область), позволяющая работать как с рисованными элементами портрета, так и с полутоновыми. Система предназначена для автоматизации процесса создания субъективных портретов путем компоновки на мониторе изображений элементов из соответствующей базы данных. Другая - ФРС (г. Москва, МГТУ им. Баумана, разработчик – Ю.И. Рассадкин), базу данных которой составляют полутоновые изображения. Обе системы используют графические редакторы и модификаторы преобразования изображений элементов лица так, как это требуется при создании окончательного варианта субъективного портрета. Система «Фоторобот» может использоваться и в стационарном режиме, и на выезде с применением малогабаритного NOTEBOOK или PENBOOK компьютеров. Обе системы рассчитаны также на использование в системах учетов по признакам внешности. Компьютерные системы изготовления субъективных портретов имеют следующие преимущества по сравнению с рассмотренными выше техническими средствами: - значительное сокращение времени изготовления субъективных потребностей; - возможность использования пространственных и плоскостных перемещений; изменения цвета и тона изображений, размеров и взаиморасположения отдельных элементов лица; дорисовки, внесения аксессуаров (всевозможных деталей изображения, головных уборов и пр.), выполняемых при активном участии очевидца; - быстрая распечатка составленного портрета, позволяющая организовать его немедленное использование в розыскных мероприятиях; - возможность подготовки и распечатки текста розыскной ориентировки одновременно с составлением портретов; - «запоминание» полученного изображения для использования при работе с другими очевидцами и проверки по картотеке субъективных портретов.
Дата добавления: 2014-12-09; просмотров: 1249; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |