Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Социальные движения и революции как формы социальных изменений

Читайте также:
  1. I. Реформы Павла I в области государственного строительства и права.
  2. II. Классификации социальных групп
  3. II. Организационно-правовые формы страховых компаний.
  4. III. Социальные, экономические и культурные права человека.
  5. IV. Формы занятий и методика преподавания
  6. А. Моноформы
  7. Абсолютно твёрдое тело – тело, расстояния между любыми точками которого, в процессе движения остаётся неизменным.
  8. Автомобилизация и безопасность дорожного движения
  9. Акцептные формы расчетов
  10. Александр 3. Контр-реформы.

Рассмотрение вопроса о причинах, механизмах и направленности социальных изменений подводит нас к вопросу о формах, в которых происходят социальные изменения. Наиболее существенными формами таких изменений выступают социальные движения и социальные революции. .

Социальные движения интересны нам в связи с тем, что именно через них происходят все важнейшие социальные изменения.

Социальные движения – это по определению совместные действия различных социальных, демографических, этнических групп, объединенных некоторой общей целью, общими ценностями, общей системой норм, наличием неформального (на первых порах) лидера.

Социальные движения – это свободно организованные индивиды, действующие совместно в неинституциализированной форме для того, чтобы произвести необходимые, по их мнению, изменения в обществе. Социальные движения – это, пожалуй, самые мощные силы, вызывающие социальные изменения.

Главная особенность изменений, вызываемых посредством социальных движений, это то, что они производятся действиями больших масс людей, действиями, идущими снизу. Как правило, социальные движения возникают в результате недовольства, обеспокоенности, тревоги, накопленных в тех или иных слоях населения. Лидеры социального движения выступают от имени тех людей, интересы которых игнорируются в структурах, ответственных за принятие соответствующего решения.

Социальные движения сопровождали все крупные исторические перемены (революции, реформы). Особое значение приобретают социальные движения в современный период. Причинами усиления роли социальных движений в современный период являются следующие:

1. Индустриализация, урбанизация увеличивают шансы для консолидации участников протеста.

2. Возрастание отчуждения, ощущений «одиночества в толпе» вызывает стремление к солидарности, сплочению.

3. Растущие социальное неравенство, несправедливость, угнетение подталкивают людей к объединению; в особенности объединяют тех, чьи интересы находятся под угрозой.

4. Демократизация общества также открывает возможность массового выражения протеста, недовольства (активность рассматривается как право граждан и даже их долг).

5. Распространение науки способствует возрастанию веры в способность людей установить господство над реальностью.

6. Рост образования способствует утверждению чувства собственного достоинства.

7. Беспрецедентное развитие средств массовой коммуникации.

Самостоятельное теоретическое значение имеет вопрос о типологии социальных движений.

Социальные движения различаются:

1. По масштабам предполагаемых изменений: реформистские и радикальные, революционные движения.

2. По качеству предполагаемых изменений: прогрессивные и консервативные (в политике – левые и правые).

3. По отношению к целям предполагаемых изменений: те, которые сосредотачиваются на изменении социальных структур, и те, которые нацелены на изменение личности. Первые – это социополитические и социокультурные движения; вторые – мистико-религиозные и внерелигиозные.

4. По вектору изменений (положительный и отрицательный). Пример: существование альтернативных, парных движений: левые и правые, сионисты и антисемиты, атеисты и фундаменталисты, демократы и авторитаристы.

5. По стратегии или логике действия: одни следуют «инструментальной» логике (цель – установление политического контроля). Другие следуют «экспрессивной» логике, то есть добиваются вполне конкретных целей (этнические, феминистские, за гражданские права и т.п.).

6. В зависимости от стадии рассматриваемого исторического периода: «старые социальные движения», «новые социальные движения» (в применении к современности).

7. В зависимости от механизма возникновения и характера: собственно движения и контрдвижения.

Для социологов наиболее актуален вопрос о механизме влияния социальных движений на жизнь общества (в связи с производимыми ими социальными изменениями). Раскрыть этот вопрос позволяет различение внутренней и внешней динамики социальных движений.

Внутренняя динамика социального движения – это динамика самого движения. Во внутренней динамике социального движения различают главные стадии: возникновение, мобилизация, структурное совершенствование и завершение.

Первая стадия социального движения начинается с конкретного события, выступающего инициирующим фактором, которое позволяет массам осознать ситуацию как конфликтную и требующую вмешательства. (П. Штомпка приводит следующие примеры: случай с чернокожей Розой Паркс, отказавшейся занять в автобусе место, отведенное для черных, приведший к появлению движения за гражданские права негров в США. Другой пример: увольнение пожилой рабочей Анны Валентинович в Гданьске в 1980 г. по политическим мотивам стало причиной мощного политического движения под лозунгами независимого профсоюза «Солидарность» в Польше) – это фаза возникновения.

После фазы возникновения следует фаза мобилизации. Под «мобилизацией» понимаются «процессы, с помощью которых недовольная группа собирает ресурсы (человеческие и материальные) и использует их для достижения групповых целей».

На этой фазе последовательно в движение вовлекаются те, кто приходит по убеждению, и те, кто приходит из сочувствия. В дальнейшем движение обрастает последователями, попутчиками, «свободными наездниками», авантюристами и просто симпатизирующими. На этой стадии огромное значение приобретает наличие харизматического лидера. Здесь же (на этом этапе) происходит внутренняя дифференциация и возникновение иерархической структуры движения.

Следующая стадия социального движения – структурное совершенствование, которое проходит путь от простого объединения до стройной организации. Этот этап включает в себя формирование особого мировоззрения, институционализацию новых норм и ценностей, возникновение новой внутренней организационной структуры.

Завершается социальное движение по-разному: либо побеждает, либо терпит поражение. Но чаще результат является более сложным. Иногда возникает «кризис победы». Это происходит тогда, когда слишком быстро победа приводит к саморазоружению, успокоению, что может вызвать ответный организованный удар противодействующих сил. В других случаях неудача срабатывает на дополнительные усилия, позволяет осуществить перегруппировку сил. Эта ситуация может называться «победой поражения». [Нынешняя ситуация в России может быть охарактеризована как кризис победы для демократического лагеря].

Рассмотрение внутренней динамики социального движения позволяет обратиться к его внешней динамике, к влиянию социального движения на жизнь общества, на процесс социальных изменений.

Внешняя динамика социального движения проявляется в изменениях социальной структуры, наступивших под влиянием этих движений. Поэтому судить о действенности социальных движений можно только по произошедшим структурным сдвигам. Результаты или последствия социальных движений имеют сложный, двойственный характер. Они могут проявиться как в разрушительном, так и в созидательномпланах.

Преобразовательный потенциал социального движения проявляется в четырех формах: идеологической, реформаторской, реорганизационной и перераспределительной:

1. Идеологический потенциал социального движения выражается в воздействии на систему идеологии, мировоззрения, ценностей.

2. Реформаторский потенциал социального движения выражается в воздействии на систему норм и предписаний.

3. Реорганизационный потенциал выражается во влиянии на систему социальной организации.

4. Перераспределительный потенциал выражается в способности социального движения решить вопрос с привилегиями, льготами, шансами на успех, на социальное продвижение.

Социальное движение может быть успешным, если будет реализован его потенциал во всех четырех формах.

Итак, вывод, касающийся динамики социальных движений: социальные движения вызывают изменения в обществе с самого своего зарождения. Происходящие в обществе под влиянием социальных движений изменения оказывают обратное влияние на социальное движение, корректируя его размах, скорость и механизм протекания. Процессы, происходящие в социальных движениях и социальных структурах, тесно взаимосвязаны, взаимно стимулируют или сдерживают друг друга.

Таким образом, социальные движения являются базовой формой и проявлением социальных изменений. Их изучение необходимо для объяснения настоящего и прогнозирования будущего.

Другой формой социальных изменений наряду с социальными движениями выступают социальные революции.

Большинство известных истории революций связано с современной или новейшей историей, с переходом от феодализма к капитализму и попытками построения социализма. Это такие революции как английская (1640 г.), американская (1776 г.), французская (1789 г.), русская (1917 г.), китайская (1949 г.) и антикоммунистическая (1989 г.).

Термин «революция» появился в XIV веке и означал вращательное движение, хождение по кругу. Именно в этом смысле использовал его Н. Коперник в своей работе «О вращении небесных тел» (1543 г.). С XVII века этот термин используется в политической философии для обозначения циклической смены правителей в возникающих государствах. Только в XVIII веке с Великой французской революции этот термин обретает современное содержание, начинает использоваться для описания эпохальных прорывов, фундаментальных преобразований в обществе.

Вместе с марксизмом концепция революции входит в сферу идеологии как мощный инструмент критики капитализма и утверждения коммунистического проекта.

Однако, начиная с XX века, идея революции утрачивает свой ореол. Это происходит под влиянием трагического образа реальных революций и тех последствий, к которым они приводят. Революции все больше начинают оцениваться как злая стихия, несчастье, злой рок.

При определении революции следует видеть различие двух традиций: историософской и социологической.

Историософская традиция состоит в попытках определить место и роль социальных революций в объективном потоке истории, предполагает наличие универсальных моделей развития. Историософская традиция наиболее ярко иллюстрируется марксистской концепцией. По Марксу революции – это закономерные качественные скачки при переходе общества на более высокую ступень развития. Определение – в духе теории развития и социального прогресса.

Для нас важно разобраться с социологическим подходом к социальным революциям. Социологи центр внимания переносят с универсальных моделей развития, что было характерно для историософского подхода, на исследование движущих сил, механизмов, средств, которые люди используют для того, чтобы творить и преобразовывать историю. Такой подход характерен для теорий социальных изменений, сторонники которых отрицают предустановленность исторического процесса какими-либо внешними силами или внутренними законами. Революции рассматриваются как проявление человеческого творчества, воплощенного в коллективных действиях в критические моменты истории.

Все, имеющиеся в социологии определения социальной революции можно разделить на три группы:

Первую группу составляют определения, согласно которым революции – это фундаментальные, внезапно возникающие, радикальные преобразования (В этом смысле революция противопоставляется реформе).

Вторая группа определений упор делает на насилие и борьбу, а также на скорость изменений (Центр внимания перемещается на техническую сторону преобразований. В этом смысле революция противостоит эволюции).

Третья группа определений пытается соединить в себе оба аспекта. Пример такого определения мы находим у Э. Гидденса: “Революция – это захват насильственными методами государственной власти лидерами массовых движений и последующее использование ее для проведения крупномасштабных социальных реформ» (см.: Гидденс Э. Социология. – М., 1999, С. 568.). В таком определении получают отражение следующие моменты:

- Во-первых, революции относятся к фундаментальным, многомерным, всеобъемлющим изменениям, затрагивающим основы социального порядка;

- Во-вторых, они вовлекают большие массы людей, мобилизуемых и действующих внутри революционного движения;

- В-третьих, революции с необходимостью сопровождаются насилием или принуждением.

Такое понимание революции отличает ее от переворотов, бунтов, путчей, других форм социальных изменений.

«Государственный переворот» – это внезапная, незаконная смена власти без изменения политического режима, экономического порядка или культурной системы.

«Бунт, восстание» – это массовые насильственные действия, направленные против собственных правителей или иноземных завоевателей, в результате которых происходят некоторые изменения или реформы, не имеющие радикального характера.

«Путч» – это государственный переворот, насильственное свержение правительства, совершенные армией, либо группой офицеров, не имеющее цели изменить что-нибудь.

«Гражданская война» – вооруженный конфликт в обществе, вызываемый религиозными или этническими противоречиями. Может быть гражданская война и по классовому принципу (в России 1918-1920гг. Между рабовладельческим Югом и капиталистическим Севером в США 1861-1865 гг. Между третьим сословием и монархическими силами во Франции 1870г.).

Для социологов имеет значительный интерес внутренняя логика, ход революций.

В результате сравнительных исследований были выявлены десять стадий прохождения практически во всех известных истории революциях.

1. Формирование предпосылок: усиление недовольства, озлобленности, появление беспорядков и конфликтов.

2. Осознание кризиса в среде интеллектуалов и возрастание их политической активности.

3. Попытки правящего режима отвести угрозу частичными реформами (Столыпинская). Но такие меры расцениваются в данной ситуации как слабость режима и еще более способствуют формированию революционных настроений («уступки» Горбачева).

4. Усиливаются признаки «паралича власти», что еще подогревает решимость революционеров.

5. В какой-то момент происходит крушение режима и власть переходит к победившим.

6. После кратковременной эйфории, наступившей после победы, появляются признаки размежевания между консерваторами, радикалами и умеренными по вопросу о глубине и радикальности изменений.

7. К власти приходят умеренные, которые пытаются сохранить некоторую преемственность со старым режимом (НЭП – ленинский). Это вызывает разочарование и рост экстремистских настроений в рядах активных.

8. Этим воспользуются радикалы, которые мобилизуют недовольных и смещают умеренных (Дантон, ленинская старая гвардия).

9. Наступает стадия террора, высвобождается вся разрушительная энергия революционных масс. К власти приходят диктаторы или военные под предлогом наведения порядка (Наполеон, Сталин).

10. Постепенно ситуация успокаивается, акцент преобразований смещается с политических вопросов на экономические и социальные.

Выделение этих этапов позволяет осознанно подходить к революциям, в какой-то мере учитывать их в социальной практике.

Современные социологические концепции революции можно свести к четырем главным школам: бихевиористская (поведенческая), психологическая, структурная и политическая.

Первая современная теория революции, возникшая после марксистской – это бихевиористская (поведенческая), предложенная в 1925 году П. Сорокиным.

Сорокин обращает внимание на проявление изменений в поведении социальных низов и верхов.

Говоря о характере изменений в поведении низов, Сорокин отмечает следующие моменты: «подавление собственнического инстинкта масс», «подавление полового рефлекса», «подавление импульса к соревновательности», «извращение религиозных, моральных, эстетических и других форм поведения». Все это, по его мнению, приводит к дисфункции условных инстинктов, нарушает послушание, дисциплину, порядок…и обращает людей в беснующие орды сумасшедших.

Отвечая на вопрос, почему это происходит, Сорокин называет, во-первых, «подавление базовых инстинктов человека». Среди этих инстинктов – желание есть (пищеварительный инстинкт), индивидуальная безопасность (инстинкт самосохранения), рефлекс коллективного самосохранения, потребность в жилище, одежде и т.п., сексуальный инстинкт, инстинкты собственности, самовыражения и личностной идентификации и другие.

Во-вторых, причиной революционного взрыва Сорокин называет бессилие верхов, которые оказываются не способны противостоять проявлениям разрушительных инстинктов низов.

Совпадение этих двух условий: давления «низов» и слабости «верхов» с неизбежностью ведет к революции.

Вторая теория революции – психологическая, концентрирует внимание на явлении комплексных мотивационных ориентаций. В центре этой теории находится синдром «относительной депривации».

Депривация (лат.: потеря, лишение, недовольство своим состоянием) – чувство недовольства возникает тогда, когда лишения сопровождаются чувством несправедливости. Лишения воспринимаются спокойно, как должное, если при этом не нарушается чувство справедливости. Чувство же несправедливости возникает тогда, когда иные люди начинают сравнивать то, что они имеют, и то, что по их представлениям они должны иметь по справедливости.

Возникновение этого синдрома и предшествует революции. (Представители: Джеймс Девис, У .Дж. Рунсимэн, Тэд Гурр).

Третья, структурная теория: причины революции – в отношениях между гражданами и государством.

Ведущий теоретик этого направления, английский социолог Теда Скокполл, раскрывает механизмы возникновения революций на основе анализа французской, русской и китайской революций. Во всех трех случаях наблюдались следующие явления:

Под действием массовых противоречий и влиянием международной обстановки старый автократический режим переживает политический и экономический кризис.

Кризис режима благоприятствует массовым выступлениям рабочих и крестьян.

После падения правящего режима обязательным становится этап реорганизации государства, становления новой политической элиты.

В теории Скокполл в центре внимания находятся преобразования в социальной структуре общества.

Четвертая группа теорий – политических, усматривает причины революций в нарушении баланса власти в результате борьбы соперников за управление государством.

Так, по мнению Чарльза Тилли (американского социолога), революции – это не аномалия, а скорее разновидность нормального политического процесса, в котором различные группы стремятся реализовать свои цели путем завоевания власти. Это продолжение политики другими средствами (у Клаузевица эти слова относятся к войне).

Революции должны рассматриваться в контексте политической организации общества, которая включает в себя с одной стороны, правительство, а с другой – оппозицию. Революционный процесс связан с «умножением политических организаций». В ходе революции население оказывается в отношении по меньшей мере с двумя центрами политического притяжения: прежним режимом и соперничающим с ним центром политической оппозиции.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Концепция социального прогресса | Социокультурных процессов

Дата добавления: 2014-04-28; просмотров: 628; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.005 сек.