Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Самоконтроль

Читайте также:
  1. Самоконтроль по общей теории криминалистики

 

Наряду с внешним контролем, важную роль играет самоконтроль, т.е. способность человека оценивать свои поступки и намерения, вводя систему внутренних запретов и поощрений. К внутреннему контролю относится также важнейшая составляющая морального сознания - совесть. Совесть следует отличать от стыда - чувства, возникающего из боязни быть осмеянным или презираемым. Совесть - это чувство, аллегорически называемое «внутренним голосом» индивида. Низкий уровень развития самоконтроля у членов общества вынуждает институты социального контроля (армия, суд, государство) прибегать к усилению внешнего контроля. В таких условиях формальный контроль усиливается и приобретает все более жесткий характер, а это в конечном итоге тормозит развитие самоконтроля. Такой замкнутый круг вполне может создать условия для установления диктатуры. Исходя из этого, стоит подробнее остановиться на явлении самоконтроля.

Причинами любого человеческого поступка становится одно или несколько предшествующих ему событий. Это может означать, что поведение человека может объясняться либо как реакция на стимулы внешней среды, либо в связи с потребностями как внутренними стимулами. Однако, необходимо учитывать, что человек редко действует автоматически или стереотипно. Система стимулов, внешних и внутренних, не вызывает строго определенную реакцию. Многое из того, что человек делает, зависит от ситуации, в которой он оказывается.

Подобно животным, человек испытывает ряд потребностей. Однако он откажется удовлетворять их немедленно, если велика вероятность негативной реакции со стороны окружающих его людей. Он способен планировать свои действия. Броситься на пищу или совершить кражу, игнорируя другие соображения, человек способен только в случае крайних лишений.

Если не учитывать описанные З. Фрейдом «бессознательные мотивы поведения», то стоит сосредоточиться на рассмотрении такого способа регуляции человеческого поведения как «сознательное намерение». М. Вебер под намерением (мотивом) подразумевал всего лишь адекватное основание для определенного поведения, но не его причину. Каждой культуре соответствует свой словарь мотивов.

Социальных психологов интересуют не всякие целенаправленные человеческие действия, а поведение людей, участвующих в совместных действиях, которые основываются на взаимном понимании, т.е. использовании одного и того же словаря мотивов. Согласованность в действии нарушится, если некоторые из участников будут совершать действия не позволяющие определять их поведение в сходных терминах. Люди должны не только осознавать свои собственные желания, но и делать выводы относительно возможных намерений соучастников действия. То есть, должны «коситься» друг на друга, улавливая отношение к своему выбору. Такая гибкая координация основывается главным образом на самоконтроле.

Психологи-бихевиористы утверждают, что сознание есть форма коммуникации. Человек, осознающий что-то, по существу самому себе объясняет что-то примерно так, как общаясь с кем-либо другим. Таким образом, человеческое сознание может рассматриваться как форма поведения - прежде всего как форма неслышного лингвистического поведения. Мышление является индивидуальным в том смысле, что доступ к мыслям других людей закрыт. Но оно социально, так происходит на языке конвенциональных символов, которые индивиды используют для коммуникации. Способность человека сдерживать свои импульсы и не производить действие на время осуществления манипуляции образами и символами составляют его интеллект, то есть его внутреннюю жизнь.

Сознательное поведение является конструктивным и творческим. Это то, что формируется в результате ряда приспособлений к постоянно меняющемуся ситуативному окружению. Если люди не всегда могут контролировать свои импульсы, то многие из них они могут успешно сдерживать и не давать им выхода в открытом поведении. Различие между внутренними переживаниями и внешним поведением позволяет судить об эффективности самоконтроля. Образ пищи может спровоцировать человека на кражу, но, представив себе перспективу лишения свободы, он, скорее всего, откажется от этого действия. Таким образом, самоконтроль - это такой процесс, когда один импульс возникает, чтобы блокировать другой. Необходимо учитывать, что одну и ту же ситуацию разные люди интерпретируют по-разному. Поэтому реакции, возникающие у них, будут различаться в соответствии с характером данной личности.

Импульсы данного человека предсказать сложно, но его поведение можно предвидеть, ибо люди охотно подчиняются групповым стандартам (групповым привычкам). Таким образом, можно заключить, что, в сущности, самоконтроль - это социальный контроль. Рассматривая себя с точки зрения своей группы, каждый человек пытается поддержать уважение к себе в своих собственных глазах.

Формирование самоконтроля - это последовательный процесс. Он развивается постепенно, по мере реагирования на каждый образ. Планирование и направление явного поведения возможно благодаря способности людей реагировать на самих себя в своем воображении, вырабатывая линию поведения, репетируя и проверяя различные варианты своего будущего действия.

Борьба между личными предпочтениями и моральными обязательствами перед обществом часто приобретает разговорный характер. Для представления всего того, что входит в организацию действия (импульсы, прошлый опыт, групповые нормы и пр.) используются и внутренняя процедура значительно упрощается.

Самоконтроль - это сложная форма поведения, которая связана со способностью взглянуть на себя «со стороны». Для эффективного самоконтроля очень существенно восприятие собственного действия. Самым распространенным источником нарушения самоконтроля является чрезмерное напряжение и возбуждение. Образы самого себя обычно не включаются в такие моменты, и человек не помнит, что он делал, когда был «вне себя».

Некоторые из наиболее тяжелых преступлений, люди совершают в условиях коллективного возбуждения, так как его участники подкрепляют и усиливают чувства друг друга, а также теряют чувство личной определенности. Способность к критике в таких ситуациях понижается, а внушаемость усиливается. В таких условиях любой агитатор может добиться успеха, если найдет подходящее выражение возбужденным чувствам. Люди могут быть вовлечены в такие действия, от которых в других ситуациях воздержались бы. Впоследствии человек может стыдиться самого себя, а сформированный образ самого себя становится источником беспокойства.

Способность осуществлять самоконтроль имеет индивидуальные различия. Некоторые люди легко расстраиваются и поэтому многие отзываются о них как об «истериках». Другие могут сохранять хладнокровие в любых экстремальных ситуациях и многие из них действуют в это время даже более эффективно.

Ухудшение самоконтроля может слишком дорого стоить человеку, поэтому многие люди стремятся его усилить преднамеренно. Некоторые прибегают к самообману: человек склонный к неразумной трате денег умышленно носит с собой ограниченную сумму денег. Наблюдаются формальные программы усиления самоконтроля, например такие, как кодекс чести. В каждой культуре существуют неписаные законы о том, какие чувства подобает проявлять в стандартизованных ситуациях по отношению к каждому из участников взаимодействия. Многие из этих норм настолько укоренились, что люди не могут позволить их нарушать даже наедине с собой. Так, у многих формируется чувство вины, обиды, ненависти, зависти, любви, соперничества независимо от конвенциальных норм. Когда эти чувства человек не в состоянии реализовать, то они могут стать интенсивнее. При определенных условиях, эти блокированные посредством самоконтроля импульсы могут прорваться. Поэтому там, где возможны проблемы, нормы особенно строго проводятся в жизнь.

Таким образом, санкции вместе с нормами и ценностями составляют механизм социального контроля. Система санкций, предполагающая перспективы различных вознаграждений за общественно одобряемые действия и перспективы различных наказаний, эффективна не только в процессах межиндивидуального и межгруппового взаимодействия, но и при осуществлении социального контроля.

 

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Социальные санкции | Девиация: сущность, причины, значение

Дата добавления: 2014-04-28; просмотров: 424; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.