Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




ПОЗИТИВИЗМ

Читайте также:
  1. Вопрос 3. Позитивизм
  2. Основные идеи и направления философии позитивизма
  3. Позитивизм О. Конта и Г. Спенсера.

Эта концепция носит рационалистический характер. Философия должна строиться на рациональной основе и должнв опираться на научные принципы познавательной деятельности.

Задачи:

1) Обеспечить деятельность человека достоверными знаниями, методологиями и поисковыми техниками;

2) Философия должна совершенствоваться критерии достоверности знания. Особое место должно отводиться логическим принципам проверки достоверности(верификация и фальсификация), логиколингвистический принципу проверки достоверности, делающий акцент на точность научных высказываний, дискуссивно-коммуникативному принципу(соотвествие высказываний смыслу, нормы языка и общения), практика(учитывается эффективность внедрения знаний в практику жизни, полезность знаний);

3) Выявления в различных областях культуры устойчивых структур сознания, которые обеспечивают целостность и стабильность развития, и дающие мотивацию;

Классический позитивизм – Огюст Конт. Появился в 30-е годы 19-го века.
Главным предметом внимания в позитивизме является наука, они рассматривают статус науки и техники в культуре человечества, историю науки, демаркация(разделение) научных и ненаучных форм знания, структура познавательной деят-ти, динамика научных программ, научные революции, дисциплинарная организация науки, язык научных высказываний, роль науки в картинах мира.

В развитии позитивизма выделяют 4 этапа:

1) Классический;

2) Эмпириокретицизм;

3) Неопозитивизм;

4) Постпозитивизм(Будет рассказываться в теме науки);

Классический позитивизм. Огюст Конт. «Наука сама себе философия»(с) О.Конт.

Согласно Конту, об-во проходит в своём развитии 3 стадии:

1) Теологическая стадия(человеческим духом управляет религия);

2) Метафизическая(деятельность классических философов и юристов);

3) Стадия господства науки – позитивная стадия;

Огюст Конт предлагает классификацию наук, делит их на 2 группы:

1) Те науки, которые дают положительное знание(то, что проверяется опытным путём, что может быть доказано и подтверждено). Эти знания вырабатываются физикой, биологией, математикой, астрономией, химией и астрономии, основателем которой он, кстати, был.

2) Науки о духе, выводы которых невозможно однозначно трактовать и также невозможно проверить на практике;

Эмпериокритицизм. Аненариус и Мах. Иногда эту стадию называют мохизмом.
Стал реакцией на кризис в физике в конце 19-го века.
Открытие рентгеновских лучей в 1895, радиоактивности в 1896, открытие электрона с изменением его массы в зависимости от скорости в 1897, открытие радия в 1898 – всё это вызвало революцию в естествознании.

Мах критиковал механистическую теорию, говорил, что это мифологена, сравнивал веру в атом с верой в ведьм. Материя исчезла, т.к. атом – это не конечная точка назначения.

Работа Ленина «материализм и эмпириокритицизм». Тут он подчёркивает бесконечную возможность познания. Также пишет об неисчерпаемости материи, но её нельзя связывать с конкретным в-вом, потому что до этого материя и в-во отождествлялись.

К слову, Эйнштейн очень ценил работы Маха. Мах также известен принципом «экономии мышления». Согласно этому принципу, реально существующими признаются только ощущения человека, а возможности науки ограничиваются описательными функциями. Объяснительная функция науки при этом убирается.

 

 

Занятие 8(23.10.2012)

Тема:

«Русская и белорусская философия»

 

Философия Канта долгое время запрещалась в царской России, несмотря на тот факт, что Кант сам по себе был верующим человеком.

Между прочим, третьим «Римом» была Москва. Первым был Рим, вторым Константинополь.

2 традиции философов России: западники и славянофилы.

Славянофилы:

· Акценцирует внимание на самобытность русской мысли, она связывается со спецификой духовной жизни России. Сама по себе русская духовность определяется православием;

Западники:

· Россия позже чем другие страны решает определиться в своём духовном пути, поэтому она должна учиться у Запада и должна пройти весь путь, который прошёл запад, но минув его ошибки.

Александр Хомяков, Оксаков, Кирилевский – славянофилы. В основе философского учения славянофилов лежит мессианская роль русского народа и России. Православие формирует все исконно русские начала. С их точки зрения, православие – это религия свободы, она обращается к внутреннему миру человеку, она требует сознательного выбора между добром и злом.

Хомяков критикует католицизм за отсутствие церковной свободы в силу того, что в нём присутсвтует догмат о непогрешимости Папы Римского. Вводит понятие «соборности» - единстве во множественности. Соборность не зависит от внешних форм выражения истин, т.к. она есть плот исковных исканий людей.

Славянофилы много внимания уделяют роли личности в истории и историческому процессу как таковому. Только та личность выдвигается на первый план, которая опирается на православные духовные традиции.

Отличие Росси от всей западной цивилизации:

· Только она сохранила дух соборности, а западные народы предали прежде всего соборное начало, сделав ставку на индивидуализм;

Особый путь России, путь соборности, приведёт Россию к мировому лидерству, согласно славянофилам. Осталось лишь проникнуться этим. Хы J *trollface*

Славянофилы придают огромное значение русской сельской общине, ибо она ярче других способна организовать жизнь русских людей. Также она несёт в себе духовный «свет» соборности.

Общинный принцип жизни должен стать всеобъемлющим, должен быть перенесён на все сферы жизни об-ва.

Философия Владимира Соловьёва(1853 - 1900) – крупнейший русский философ. Несмотря на то, что он продолжает развивать идеи славянофилов, он вносит свои моменты:

· делает акцент на необходимости объединения православных конфессий(экуменизме);

· Требует синтеза религии, философии и науки;

Итак, основной мыслью Соловьёва, выходит, является идея всеединства.

Соловьёв часто также использует термин богочеловечество. Достигается оно при помощи вселенской церкви, которая объединяет все разновидности христианства. Тогда воплощается единство всех людей в Блоге. J

Русский космизм. В нём представлены 2 тенденции: космизм с долей фантастики, вымысла, или космизм, опирающийся на теологию, и прогресс в области естественных наук( Вернадский – концепция роли биосферы и всего-всего)

Родоначальником космизма считают Николая Фёдорова, который создал концепцию «общего дела».

Основные идеи космизма:

· Бог-творец создал мир и человека в нём, однако отношения между человеком и миром несовершенны, негармоничны и в этом есть замысел Бога, которые оставил человеку возможность для творческого совершенствования самого себя и мира;

· Человек – это естественный элемент космического единства, человек – часть космоса, необходимым атрибутом человека явл-ся творческая активность, он художник и творец мира, который оставлен для него Богом, он способен свою активность направить в позитивное русло;

· В результате деятельности человека будет достигнута всеединство в смысле: биосфера перейдёт в ноосферу и окончательно сформируется экологическое сознание;

 

Константин Эдуардович Цалковский. Был самоучкой, однако был тем человеком, основавшим базу для современной космонавтики. Выдвигал теорию о том, что лишь «лучистое человечество» сможет путешествовать во времени и пр-ве.

Чижевский. Человек технического склада ума. Его считают основателем биофизики в России.

 

Особенности и основные этапы становления философии в Беларуси.

Парадигмы:

1) Грековизантийская;

2) Западноевропеская;

Грековизантийская традиция возникает с принятием христианства:

· Высокий статус античной культуры;

· Доминирование рационального начала;

· Ориентация на практическую реализацию философских идей, особенно в социальной сфере;

· Особая роль государственности во всех общественных процессах;

 

 

Занятие 9(30.10.2012)

Тема:

«Философия бытия»

План:

· Онтология как философское учение о бытии. Типы бытия;

· Бытие и материя. Структура материального бытия;

· Философия природы. Глобальный эволюционизм;

 

 

Метафизика – учение о первых принципах начала бытия и познания. Согласно Аристотелю, предмет метафизики – это сущее как таковое. А сущее как таковое – то, что составляет основу любого познания.

Метафизика в современном мире выступает в трёх значениях:

1) В качестве синонима философии;

2) В качестве учения о рациональном познании первых принципов и начал бытия;

3) В качестве метода познания, противоположного диалектике;

Понятие «бытие» выражает сам факт существования мира и его тождественность с самим собой.

Понятие «онтология» начинает употребляться в философии с 17-го века, но вообще это греческое слово, значащее «учение о сущем».

К важнейшим элементам в онтологии относятся:

· Бытие;

· Материя;

· Движение;

· Развитие;

· Пространство

· Время;

Понятие «бытие» занимает центральное место в рассуждениях философов. Ранние попытки осмыслить этот термин были найдены в Древней Индии( в виде брахмана), в философии Древнего Китая(в виде пяти первоэлементов, а если ещё глубже, то в виде частиц Инь и Ян).

Парменид – первый среди философов, выделивший бытие как особую категорию. Об этом он говорил «мыслить можно только бытие, то есть только то, что существует», поэтому бытие есть, существует и, более того, оно тождественно самому себе, ага.
Он также говорил о едином, неделимом, неизменном и неподвижном бытии.

Парменид провёл черту между мыслимым миром, и миром, чувственно познаваемым. Мышление о мире и постигаемый с помощью мышления мир – единые.

То есть он констатирует тождество бытия и мышления. Мыслить и быть – это одно и тоже. «Одно и то же сама мысль и то, на что сама мысль устремляется». Бытие, по Пармениду, не может происходить из небытия и не может содержать в себе небытие. Но критерием истины с его точки зрения является разум.

Структура бытия

Виды бытия Объективная реальность, субъективная реальность
Уровни бытия Актуальное бытие, потенциальное бытие
Формы бытия Природное бытие (неорганическое и органическое) , Социальное бытие, Человеческое бытие, Идеальное бытие, Виртуальное бытие

 

 

Материя

Материя (Марксистско-Ленинское) - философская категория, служащая для обозначенияобъективной реальности, которая дана человеку в его ощущения, которая копируется, фотографируется, отражается в его сознании и существует независимо от него.

Её св-ва:

· Объективность

· Всеобщность

· Неуничтожимость

· Блаблабла

 

Этапы формирования понятия материя в философии:

· Натурфилософский(by Демокрит . «Всё есть атомы и пустота»

· Классическая механика;

· Электродинамика;

 

Человеческое об-во или социум считается особым уровнем организации материи.

Способом существования материи является движение. С помощью этого понятия выражаются связи и отношения, взаимодействия материальных объектов. Под движением материи не только понимается движение тел в пр-ве(механическое движение). Энгельс выделил 5 форм движения:

1) Механическое движение;

2) Физическое движение;

3) Химическое движение;

4) Биологическое движение;

5) Социальное движение;

Развитие – это необратимое, направленное, качественное изменение материальных и идеальных объектов. Развитие необратимо, то есть один раз проходит через одно и то же состояние. Развитие может происходить от низшего к высшему, от простого к сложному, то есть движение по восходящей линии. Такое развитие наз-ся прогрессом. Соответственно, обратное движение – регресс.

В Новое Время формируется концепция о непрерывном прогрессе. Указываются, факторы, способствующие прогрессу.

Современная идея развития связана с синергетикой. Синергетика утверждает нелинейное развитие сложных ,самоорганизующихся систем, и также делает акцент на непредсказуемость развития и многовариантность путей развития. Философским учением о развитии явл-ся диалектика.

Понятие времени-пространства в философии связано с развитием естественных наук. Пр-во может пониматься как абсолютная протяжённость(у Ньютона), как порядок сосуществования и взаимного расположения объектов (так понимает пр-во Лейбниц и Лобачевский), пр-во понимается как априорная форма чувственного познания.

Время трактуется как длительность существования и мера изменения состояния материи. Именно так видели время Аристотель, Гольбах, Декарт.

Время может трактоваться как атрибут материи, который выражает длительность и последовательность изменений(Энгельс).

Время – это форма проявления вечности(Платон, Августин Блаженный, Гегель).

Время может пониматься как относительное св-во вещей, как порядок послед-ти событий (Лейбниц).

Все представления о времени и пр-ве можно сводить к двум концепциям:

· Субстанциональная концепция. Она связана с именами Ньютона и Галлилея. Время и пр-во рассматриваются как особого рода сущности, как вместилище материальных объектов, процессов и событий. Время в этой концепции рассмат-ся как абсолютная длительность, а пр-во как абсолютная протяжённость. Это именно та концепция, на которой основана механика Ньютона. Эта концепция доминирует до появления спец.теории относ-ти.

· Реляционная концепция. Время и пр-во рассмат-ся как особого рода отношения между объектами и процессами. Спец.теория относительности создаётся Эйнштейном. Главный вывод: время и пр-во – взаимосвязанные феномены. Всё это наз-ся прост-венно-временным континуумом . Следующий вывод: пр-во и время относительны и зависят от систем отсчёта.
Время – это форма бытия материи, выражающая длительность существования и послед-ость смены состояний различных систем.
Пр-во – это форма бытия материи, отражающая структурность, протяжённость различных систем.
Фиксируются атрибутивные св-ва пр-ва:
* протяжённость(понимается как рядоположенность и сосуществование различных элементов материальных систем. Проявляется в структурности объектов);
* непрерывность(понимается как характер перемещения тел от точки к точку и как распространение воздействий путём полей, как процесс передачи в-ва энергии и информации);
* относи.дискретность – обеспечивает относительно раздельное существование тел в природе. Ей приписывается св-во трёхмерности.
* св-во изотропности – означает, что в нём все направлении равноправны.
Фиксируются атрибутивные св-ва времени:
* длительность (всё длится и движется во времени)
* одномерность
* необратимость(время протекает из прошлого через настоящее к будущему)

Категории времени-пр-ва философии выделяют социальное пр-во и социальное время.
Социальное пр-во считается 3-ёхуровневым(индивидуальное пр-во -> статусно-коммуникативное пр-во(структурируется соц.статусом и ролью в об-ве) -> ментальное пр-во(понимается система ценностных установок, смысл, вкладываемый в деятельность )).
Социальное время считается 3-ёхуровневым(социализированное, личное время – различные соц.практики, которые индивид осуществляет) -> (историческое время) - >(психологическое время – выражается в духовных формах бытия человека(возрастное восприятие времени))

 

Природа – это сложная система, которая состоит из объектов и процессов, имеющих естественное происхождение. Проблематика: исторические типы взаимодействия природы и об-ва; проблема развития биосферы и ноосфера(сфера разума); знаимается глобальными проблемами в системе человек-об-во-природа.
Имеет большое значение понятие коэволюции человека и природы. Ещё концепция устойчивого развития.

В Рио-де-Жанейро в 1992 на конференции ООН были выработаны принципы устойчивого развития «Декларация Рио» и «повестка дня на 21-ый век». Определение устойчивого развитие предполагает стабильное социально-экономическое развиите, которое не разрушает окружающую среду и природу, обеспечивает непрерывный прогресс об-ва. Критерий – это экономическая эффективность, экологическая безопаность и социальная справедливость.

Глобальные проблемы:

· Группа проблем об-во – природа (охрана окружающей среды, поддержание динамического равновесия биосферы);

· Взаимодействие социальных общностей людей(угроза ядерной катастрофы);

· Антропосоциальные проблемы;

Современное естествознание сформировало концепцию глобального эволюционизма как о системе о всеобщем развитии природы и её форм.

 

 

Занятие 10(6.11.2012)

Тема:

«Диалектика как теория взаимосвязи и развития. Диалектика и синергетика»

План:

· Диалектика как философская теория развития;

· Исторические формы диалектики;

· Диалектика как система принципов, законов и категорий;

· Диалектика и синергетика;

 

Диалектика как философская теория развития.

Возникает в древнегреческой культуре. Под диалектикой понимали именно искусство ведения спора, особенно явно это в концепции Сократа. Способ его обучения учеников заключался именно в ведении диалогов, в котором высказывались порой противоположные точки зрения. Для Сократа диалоги были связаны с формированием общих понятий. Следующий опыт Сократа осущестляется Платон, для него диалектика – это анализ и синтез понятий. Приводит размышления об Эйдасе.

Исторические этапы становления диалектики:

· Диалектика древних философов(например, Инь и Ян);

· Идеалистическая диалектика классической немецкой философии(хотя она разная у Канта и Гегеля);

· Материалистическая диалектика Карла Маркса и Энгельса

Диалектика – это такое философское мировоззрение, при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил. Естественно, что диалектика выросла в целую систему, состояющую из принципов, законов и категорий.

Закон – это философская категория, обозначающая необходимые устойчивые, повторяющиеся существенные связи и отношения вещей. Указывает на порядок, последовательность и развитие мышления.

Элементы диалектики

· Принципы диалектики

o Принцип всеобщей взаимосвязи;

o Принципп развития;

o Принцип детерменизма;

o Принцип единства мира;

· Законы диалектики

o Закон единства и борьбы противоположностей. Категории: тождество, различие, противоположность, противоречие;

o Закон взаимного перехода количественных и качественных определённостей. Категории: качество, количество, мера, скачок(переход количественных изменений в качественные (образование звёзд и планет, возникновение жизни на Земле, формирование человеческого разума));

o Закон отрицания отринцаия. Категории: деструкция, снятие, трансформация, поступательность, преемственность, отрицание, отрицание отрицания;

· Категории диалектики:

o Сущность и явление, необходимость и случайность, система, структура и элемент, причина и следствие, возможность и действительность.

Мера – диалектическое единство качества и кол-ва, это интервал кол-венных изменеий, в пределах которого сохраняется качественная определённость предмета.

В современных условиях сформировался скептический подход к оценке диалектики (К.Поппер). Он говорит, что метод проб и ошибок – универсальный метод, а диалектика в этом методе рассматривается как частный случай.

Илья Пригожин. Он говорит о том, что новый метод только расширил поле действия диалектики. Новый метод – синергетика. В широком смысле синергетика – это учение о взаимодействии. Начинает активно использоваться с 1969 года, когда были открыты сложные саморазвивающиеся открытые системы. Их ещё называют диссипативными системы.

Принципы синергетики:

· В сложноорганизованных системах отсутствуют жестко определённые пути развития, существуют альтернативные варианты развития, поэтому с-ма всегда имеет выбор наиболее оптимальных вариантов, тут развитие осуществляется нелинейно, поэтмоу речь идёт также и о нелинейном мышлении, которое могло бы оценить специфику этого развития;

· Хаос. В системме синергетики оценивается с позитивной точки зрения, ибо тут хаос выступает как «созидающее начало»;

· В состоянии неустойчивости соц.среды действияотдельного, но не любого человека могут влиять на макросоциальные процессы;

· Зная тенденции, но не отдельные детали, можно миновать многие зигзаги эволюции и её ускорить;

· Будущее – перспективное состояние системы – как бы организует, формирует наличное её состояние;

 

Синергетика происходит от греч. Sinergeticos – общий, обоюднодействующий – это направление и общенаучная программа междисциалинарных исследований, которая изучает процесс самоорганизации и становления новых упорядоченных структур в открытых саморазвивающихся системах: физических, биологичесих, социальных, информационных и иных системах.

Проблемное поле синергетики концетрируется вокруг понятия самоорганизации. Под ней понимаются процессы возникновения макроскопически упорядоченных пространственно-временных структур в нелинейных динамических системах, находящихся в состояних, далёких от равновесия, в близи критических точек(точки бифоркации или точки ветвления). Этого момента поведение с-мы становится неустойчивым. Поэтому под воздействием малейших точков(флуктуаций) с-ма может качественно изменить своё состояние.

Синергетика открывает новые св-ва и стороны мира, они выглядят следующим образом: нестабильность, нелинейность, открытость мира. Различные варианты будущего постоянно присутствуют.

Универсум рассматривается как сложноорганизованный и открытый, он явл-ся неустойчивым, находящимся в становлении, он не просто сущетсвующий, а непрерывно возникающий мир. Таким образом, наука отказывается от понятия стабильной системы и рассматривает универсум как процесс.Т

 

Тема: «Философская антропология»

План:

· Проблема человека в истории философии, появление философской антропологии;

· Категориальные определения человека;

· Формы активности человека;

· Проблемы антропосоциокенеза(по возможности)

 

Понятия: философская антропология, человек, антропогенез, антропный принцип, индивид, индивидуальность, личность, тело, душа, дух, духовность, деятельность, социализация, коммуникация, сущность, существование, свобода , смысл жизни, жизнь, смерть, бессметрие, отчуждение, гуманизм, цвишенизм.

1) Человек в философии может пониматься как исходный методологический принцип философствования(антропологический поворот, «человек есть мера всех вещей»), принцип антропоцентризма;

2) Проблема осмысления самого человека, смысла жизни человека, смысла существования, хар-ка его интересов и целей;

При формировании человека мы, в первую очередь, обращаем внимание на региональные особенности культуры (особенно различия Запада и Востока). На Востоке на первое место ставятся социально-этические ценности.

Внимание философии должно быть направлено на:

· Поиск основания жизнедеятельности человека;

· Его культура;

· Его нравственность;

· Социальные институты.

Всё это - фундаментальные основания общественной жизни.

Персонализм (от латин persona - личность) довольно тесно связан с религиозной философией, но оформяется в качетсве философского течения в конце 19-го-начале 20-го века и представляет собой реакция на так называемую тотальную технизацию культуры. Они обращают внимание, что в условиях тех.прогресса человеку отводится только инструментальная функция, его индивидуальность утрачивается, смысл понятия «личность» трансформируется, поэтому задачи: нейтрализоваться процесс дегуманизации культуры и обеспечить гармоническое развитие человека.

Линость характеризуется 3-мя чертами:

1) Самоосуществление человека во внешнем мире;

2) Внутренняя сосредоточенность индивида;

3) Транстенденция – нацеленностьдвух миров человека на высшие ценности(истина, благо и красота).

Они исследовали личность в аспекте волевых актов и в аспекте коммуникаций. Огромное внимание уделяется межличностному общению людей.

 

 

Эрих Фромм – (одна из работ – «бегство от свободы») представитель школы психоанализа, рассматривает личность во взаимодействии психологических и социальных факторов. Он говорит, что есть врождённые, определённые природой влечения(голод, жажда, влечение к сексу), а также социальные влечения: жажда власти, страх, любовь, ненависть. Он делает вывод, что тип личности и разнообразие характеров в большой степени зависит от культуры. Задача культуры – стабильность социальной системы. Фромм считает, что наиболее стабильным было античное и средневековое об-во, т.к. человек хорошо знал своё место в соц.группе, он с ней был очень сильно связан. В духовной жизни преобладал фактор солидарности. Отсюда, конечно, коллективные формы сознания: магия, мифология и идеология.

Фромм хочет показать в этом контрасте европейскую культуру, стержнем которой является идея свободы. Однако восприятие свободы – сугубо индивидуальный акт. Человек ставится перед выбором. Однако психологически большинство не любят быть в ситуации выбора, поэтмоу человек бежит от свободы под разными предлогами: садизм, мазохизм, деструктивизм и автоматический конформизм. Он ставит удивительный вопрос: способен ли человек принять свободу и выдержать её? Он отвечает, выделяя этические параметры в структуре личности, что среди этических хар-к важное место занимает любовь, причём любовь проявляется в открытости, заинтересованности, уважении и ответственности. Фромм пишет, что в об-ве искажены такие компоненты личности, как интересы, мотивы и цели деятельности человека. В конечном счёте он приходит к вопросу ненависти и зла, выделяя при этом 2 типа ненависти, реактивная(тяга человека к самосохранению) и иррациональная(связана с проблемами жизни, воспитания, самосознания).

Наконец, экзистенциальная философия. Экзистенциализм – философия существования. Кто бы мог поудмать)
К философам-экзистенциалистам относится Вердяев, Альбер Каню, Карл Ясперс, Жаль Поль Сартр, Хасе Артего де Гасе, Симона Д’Бэвуар.

Эта философия формируется между двумя мировыми войнами. Её называют умонастроением современного Запада.

Идейные истоки:

· философия Керкьегара

· философия Ницше

· Проблема существования человека. Факт присутствия человека в этом мире.

Существование человека временно, что ограничивается рождением и смертью. Существование имеет место выбором самого человека. Человека ощущает себя аброшенным себя в этот мир, время и происходящие вокруг события.

Преодоление коммуникаций невозможно. От этих ощущений вознкает неверенность, страх, отчаяние, чувство обречённости. Как с этим справиться? – вот вопрос, задающий экзистенцалисты.

Жан Поль Сартр(1905-1980) – тезис, с которым его связывает философия – «существование предшествует сущности». С его точки зрения, человек сам выбирает себя как сущность, она обнаруживается в процессе этого выбора. Определить сущность каких-то понятий объективно невозможно. Нужно говорить о том, что человек раскрывает себя в, так называемой, пограничной ситуации. Варианты пограничной ситуации разнообразны. Однако все они, как паврило, связаны с угрозой смерти. Выбирая под угрозой смерти, человек больше раскрывает свою сущность.

Заслуги экзистенциальной философии:

· Стремление обратить внимание на человека, его индивидуальность, ответить на вопрос жизни человека, потерявшему все иллюзии;

· Угроза утраты целостности личности человека

· Философская антропология(представители – Макс Шейлер, Гелем). Именно антропологи поставили задачу создания синтетической концепции человека(синтетическая потому, что Макс Шейлер говорил, что в сознании европейца разделено на 3 пласта: христианско-иудейский, античный(представляет человека особым духовным существом, живущим вместе в богами в большом доме - космосе), третий связан с современной наукой, где человек представлен как продукт эволюции животного мира и отличается от других лишь степенью сложности своей жизни). Были сделаны определённые выводы, повлиявшие на формирование человека:

o Несводимость(человек никогда не совпадает ни с одной своей деятельностью, ни с одной психической особенностью, ни со своей профессией. Т.е. человек ничем не ограничивается)

o Непредопределённость человека, т.е.человек не полностью определяется условиями и обстоятельствами

o Открытость и незавершённость природы человека, т.е. человек всегда находится в стадии становления.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Тема: «Философия Нового времени и эпохи Просвещения. Классическая немецкая философия» | Категориальное определение человека

Дата добавления: 2014-08-04; просмотров: 362; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.01 сек.