Студопедия

Главная страница Случайная лекция

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика






Лекция № 11 Политические элиты и политическое лидерство

Читайте также:
  1. III. Основные политические идеологии современности.
  2. VIII. Социально-политические течения Ренессанса.
  3. Администраторство и лидерство в системе менеджмента организации
  4. АКУСТИКА ЗАЛОВ (лекция 3, 4)
  5. Блок 3.10. Лекция 17. Управление в области безопасности
  6. Блок 3.2. Лекция 9. Опасности техногенного характера
  7. Военно-политические блоки
  8. Вопрос 2. Гносеология, этика и социально-политические взгляды Иммануила Канта
  9. Вопрос 3. Абсолютный идеализм, диалектика и социально-политические взгляды Георга Гегеля
  10. Географические и геополитические факторы возникновения Руси

œПлан лекции:

1 Элиты и лидеры как субъекты политики.

2 Типология политического лидерства.

3 Институт политического лидерства и политическая элита в современном Казахстане.

FЦель лекции: изучить сущность политической элиты и политического лидерства, их роль и значение в политической жизни демократического общества.

&.1 «Элита» в переводе с французского означает лучшее, отборное, избранное. Политическая элита – это относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти, обеспечивающая интеграцию, субординацию и отражение в политических установках интересов различных слоев общества и создающая механизм воплощения политических замыслов. Элита– это высшая часть социальной группы, класса, политической общественной организации.

Основы современных концепций элит заложены в трудах итальянских социологов Гаэтано Моска (1858 – 1941 гг.) и Вильфремо Парето (1848 – 1923 гг.) и немецкого политолога Роберта Михельса (1876 – 1936 гг.).

Моска Г. пытался доказать неизбежное деление любого общества на две неравные по социальному положению и роли группы. В «Основах политической науки» (1896 г.) он писал: «Во всех обществах, начиная с самых среднеразвитых и кончая современными передовыми и мощными обществами, существуют два класса лиц: класс управляющих и класс управляемых. Первый, всегда более малочисленный, осуществляет все политические функции, монополизирует власть и пользуется присущими ему преимуществами, в то время как второй, более многочисленный, управляется и регулируется первым и поставляет…материальные средства для жизнеобеспечения политического организма». Моска Г. считал господство меньшинства неотвратимым, ибо это господство организованного меньшинства над неорганизованным большинством.

Парето В. неизбежность деления общества на управляющую элиту и управляемые массы выводил из неравенства индивидуальных способностей людей, проявляющегося во всех сферах социальной жизни. Он прежде всего выделял элиту политическую, экономическую, военную, религиозную. Наряду со сходством исходных положений Парето и Моски в их концепциях есть и различия:

  1. Парето делал упор на замене одного типа элиты другим, а Моска – на постепенном проникновении в элиту «лучших» представителей масс.
  2. Моска абсолютизирует действие политического фактора, а Парето объясняет динамику элит скорее психологически; элита властвует потому, что насаждает политическую мифологию, возвышаясь над обыденным сознанием.
  3. Для Моски элита – политический класс. У Парето понимание элиты шире, оно антропологично.

Суть концепции Р. Михельса состоит в том, что «демократия, чтобы сохранить себя и достичь известной стабильности», вынуждена создавать организацию. А это связано с выделением элиты – активного меньшинства, которому народная масса вверяет свою судьбу ввиду невозможности ее прямого контроля над крупной организацией. Лидеры никогда не уступают свою власть «массам», а только другим, новым лидерам. Необходимость управления организацией требует создания аппарата, и власть концентрируется в его руках.

Характерными чертами политической элиты являются следующие: это небольшая, достаточно самостоятельная социальная группа; высокий социальный статус; значительный объем государственной и информационной власти; непосредственное участие в осуществлении власти; организаторские способности и талант.



На основе концепции Г. Моски, В. Парето и Р. Михельса возникли современные направления: макиавеллистская школа, ценностные концепции элит, концепция демократического элитизма, концепция множественности, плюрализма элит, концепция элиты как авангардной партии рабочего класса.

Макиавеллистская школа элит имеет следующие черты:

  1. Признание элитарности любого общества, его разделение на властвующее меньшинство и пассивное большинство.
  2. Особые психологические качества элиты. Принадлежность к ней связана в первую очередь с природными дарованиями и воспитанием.
  3. Групповая сплоченность.
  4. Легитимность элиты, более или менее широкое признание массами ее права на политическое руководство.
  5. Структурное постоянство элиты, ее властных отношений.
  6. Формирование и смена элит происходит в борьбе за власть.

Ценностные теории элиты характерны:

  1. Элита – наиболее ценный элемент общества, обладающий высокими способностями.
  2. Господствующее положение элиты отвечает интересам всего общества. Элита – мотор, а массы – колесо истории, проводник в жизнь решений элит.
  3. Формирование элиты – процесс естественного отбора обществом наиболее ценных представителей.
  4. Элитарность закономерно вытекает из равенства возможностей. Демократия должна обеспечить примерно одинаковые стартовые условия. На финише неизбежно проявляются социальные чемпионы и аутсайдеры.

Концепции демократического элитизма имеют следующие общие черты:

  1. Демократия понимается как конкуренция между потенциальными руководителями за доверие и голоса избирателей.
  2. Элита не только обладает необходимыми управленческими качествами, но и защищает демократические ценности.

Концепции множественности, плюрализма элит базируются на следующих постулатах:

  1. Отрицание элиты как единой привилегированной группы. Существует множество элит.
  2. Элиты возможно удерживать под влиянием масс.
  3. Существует конкуренция элит, что предотвращает складывание единой господствующей элитарной группы.
  4. Различия между элитой и массой относительны, условны и часто достаточно размыты. Доступ к лидерству открывает не только богатство и высокий социальный статус, но прежде всего личные способности, знания, активность и т.п.

Концепция политической элиты как авангардной партии рабочего класса, всех трудящихся, разработана в учении В. И. Ленина, несмотря на его негативное отношение к элитизму. Ее основополагающие черты таковы:

  1. Глобальный, мессианский характер политической элиты, ее историческое призвание руководить процессом перехода человечества от капитализма к коммунизму.
  2. Всеобъемлющий характер политического руководства. Коммунистическая партийно-государственная элита руководит всеми сферами общества.
  3. Происхождение элиты из социальных низов – «кто был никем, тот станет всем».
  4. Идеологичность. Обладание единственно верной идеологией определяет передовые качества элиты, служит важнейшей гарантией успешного руководства обществом. Все другие идеологии – заблуждения или происки классового врага.
  5. Жестокая иерархия политической элиты. Сама правящая элита уподобляется армейским структурам, делится на вождя, «генералов», «офицеров», «унтер-офицеров» (Сталин).

Таким образом, под элитой понимаются:

  1. Лица, обладающие высшими показателями (результативностью) в своей области деятельности (В. Парето).
  2. Харизматические личности (М. Вебер).
  3. Лица, обладающие интеллектуальным и моральным превосходством над массой, безотносительно к своему статусу.
  4. Наиболее активные в политическом отношении люди, ориентированные на власть; организованное меньшинство общества (Г. Моска).
  5. Люди, занимающие высшие места в обществе, благодаря своему биологическому и генетическому происхождению.
  6. Лица, имеющие высокое положение в обществе и благодаря этому влияющие на социальный прогресс (Дюпре).
  7. Люди, получившие в обществе наибольший престиж, статус (Г. Лассуэл).
  8. Лица, получающие материальные и нематериальные ценности в максимальном размере.

Факты реальной жизни и многочисленные исследования подтверждают, что политическая элита – реальность сегодняшнего (и, вероятно, завтрашнего) этапа развития общества и обусловлена действием следующих основных факторов:

  1. Психологическое и социальное неравенство людей, их неодинаковые способности, возможности и желания участвовать в политике.
  2. Закон разделения труда требует профессионального занятия управленческим трудом.
  3. Высокая значимость управленческого труда и его соответствующее стимулирование.
  4. Широкие возможности использования управленческой деятельности для получения различного рода социальных привилегий.
  5. Практическая невозможность осуществления всеобъемлющего контроля за политическими руководителями.
  6. Политическая пассивность широких масс населения.

Элиты типологизируются по ряду оснований:

По отношению к власти выделяют: правящую элиту; неправящую, или контрэлиту.

По уровню компетенции:высшая (общенациональная); средняя (региональная); местная.

По результатам деятельности (эффективности): элита; псевдоэлита;антиэлита.

Кроме того, выделяют :

  1. «Элиту крови», или аристократию; элиту богатства, или плутократию; элиту знаний, или меритократию.
  2. Деспотические, тоталитарные, либеральные и демократические элиты.
  3. Закрытые и открытые.

Политическая элита обладает следующими функциями: изучение и анализ интересов различных социальных групп; субординация интересов различных социальных общностей; отражение интересов в политических установках; выработка политической идеологии (программ, доктрин, конституции, законов и т.п.); создание механизма воплощения политических замыслов; назначение кадрового аппарата органов управления; создание и коррекция институтов политической системы; выдвижение политических лидеров.

2 Тема политического лидерства всегда привлекала внимание ученых-обществоведов. Античные историки Геродот, Плутарх и другие в своих описаниях уделяли политическим лидерам главное внимание, видя в героях, монархах и полководцах подлинных творцов истории. Значительный вклад в исследование политического лидерства внес Николло Макиавелли (1469 – 1527). В его трактовке политический лидер – это государь, сплачивающий и представляющий все общество и использующий для сохранения своего господства и поддержания общественного порядка любые средства (отсюда термин – «макиавеллизм» для определения политики, пренебрегающей нормами морали).

В своем труде «Государь» Макиавелли разработал практические советы для правителей, представляющие искусное сочетание хитрости и силы. Эти советы высоко ценили Кромвель и Наполеон, ими пользовались Сталин и Брежнев, Гитлер и Черчилль и др.

Концепцию лидерства, оказывающую заметное влияние на последующую политическую мысль и практику, разработал Фридрих Ницше (1844 – 1900). В своих трудах «Так говорил Заратустра» (1884) и «Воля и власти» (1889) он пытался обосновать необходимость создания высшего биологического типа – человека – лидера, сверхчеловека. Он писал: «Цель человечества лежит в его высших представителях… Человечество должно неустанно работать, чтобы рождать великих людей, – в этом и ни в чем ином состоит его задача».


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Особенности современной казахстанской политической культуры | Теория последователей и конституентов

Дата добавления: 2014-02-27; просмотров: 627; Нарушение авторских прав


lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.