Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Михаил Александрович Шолохов

Читайте также:
  1. Грамота царя Михаила Федоровича Сямженскому Спасо-Евфимьеву
  2. Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)
  3. ПРИЧИНЫ ИЗБРАНИЯ ЦАРЕМ МИХАИЛА РОМАНОВА

· Своеобразие личности и художественного мышления

· «Донские рассказы» - предтеча «Тихого Дона» (проблематика, конфликт, авторская позиция)

· «ТД» - авторский роман: природа жанра, концепция революции, конфликт 2 правд, смысл заглавия, значение социально-бытового пласта, истоки и суть трагедии Григория Мелехова

· «Судьба человека» как эпический рассказ: композиция, смысл названия, эпический герой.

Ш –третий лауреат Нобелевской премии. Ш – мистическая фигура, для кого-то он гений, для кого-то нет. Абрамов считал, что Ш кончился как художник в 30-е гг. Ему отказывали в авторстве «ТД». Ш – коммунист, идеолог («мы пишем по указке собственного сердца, а сердца наши принадлежат партии»). Он заступался за многих писателей, но принимал участие в гонении интеллигенции. Творчество Ш под знаком борьбы Ш-политика и Ш-художника. Своеобразие художественного мышления – Ш – художник эпического трагедийного склада. В центре внимания Ш – эпопейное состояние мира (Гегель): трагические, кризисные времена, моменты истории. ПМВ, революция, гражданская война, коллективизация, ВОВ. Ш как эпику свойственна максимальная полнота изображения жизни народа и человека. В центре художественного мира Ш – эпический народный характер (типически обобщённый, но исключительный, яркий, неповторимый). «Судьба человеческая – судьба народная» Пушкин – главнй принцип эпического повествования Ш. Первые книги Ш – 2 цикла рассказов о революции и гражданской войне: «Лазоревая степь», «Донские рассказы» (25-26гг.). Исторический раскол, разлом происходит не столько между социальными слоями, сколько через дом, быт, курень. Революция и гражданская война рвут самые крепкие родственные связи. Предмет изображения Ш – социальный и нравственный конфликт поколений, трагизм: войной идут друг на друга брат на брата (продкомиссар, убивший сына, отец заколол сына за то, что он вступил в отряд красных (Червоточина), Шебалково семя, Бахчевник, Коловердь). Книга окрашена кровью. «Донские рассказы» - книга поисковая, художественно неровная. Психологический анализ ослаблен, неглубок, характеры пока схематичны, прямолинейны. По идейной направленности книга неоднозначна (можно читать по-разному: 1. Общая тенденция 20-х гг. – путь народа через кровь к справедливости, новому миру; 2. Писатель показывает разрушительный характер революции, тупиковый путь, война без победителей, братоубийство. Коллизия зачёркнутого будущего. Показателен рассказ «Родинка». «Донские рассказы» - предтеча «ТД» (здесь углубит коллизии, судьбы). Трагический материал сильней политического сознания автора. В «Донских рассказах» главная проблема романа: кровь и истина. Главный конфликт творчества Ш – противостояние патриархального народного мира и советской власти. Задача Ш в цикле – понять гуманистический смысл революции. Шебалок убивает жену из-за столкновения с предательством. Авторская позиция: крови Ш противопоставляет отцовскую любовь и детскую жалость. Рассказ «Чужая кровь» ближе всех к «ТД» (венец цикла). Самый психологически ёмкий рассказ. Чужая кровь может стать своей, христианское начало Ш ставит выше классового. Тема связи поколений, старик убил в себе зло и указал путь поколению сыновей. Революция дважды осиротила стариков. Людей объединяет в родню христианская душа и дух евангелия. Новаторство цикла: не воспел революцию, не дал героизацию священной классовой крови, показал, как война калечит, развращает душу. Рассказ «Семейный человек» Казак в одиночку поднимает 9 детей. Он хочет сохранить семью, убивает 2 сыновей, которые принимают сторону красных. Дети презирают его. Глаза отца смотрят жестоко и нераскаянно. Расчеловечивание. В «Донских рассказах» Ш – талантливый бытописатель. В «ТД» - талантливый летописец. Роман – 1928-1940 гг. Критики винили Ш за абстрактный гуманизм, обвиняли в плагиате. Была создана комиссия по плагиату. В 1974 г. Томашевская опубликовала книгу «Стремя ТД. Загадки романа» со вступительной статьёй, где писала, что 95% текста принадлежит Крюкову. Компьютерный анализ показал, что 90 % текста принадлежали Ш (но они исследовали только 3,4 тома и военные главы 1 тома). Головин в статье « За чертой 20 века» писал, что автор – Гумилёв. Доводы противников: Ш было всего 23 года, не было военного опыта, отсутствие образования, незнание белого стана, между ДР и ТД по художественному уровню бездна, хотя писались одновременно. Доводы защитников: отодвигали дату рождения, было ему 26 лет, дали список молодых гениев, у Горького тоже не было образования. Нельзя путать плагиат и заимствование. У этого романа было много авторов, около 15. «ТД» - роман не только о судьбах казачества, но и о судьбах России (вся Россия в муках кровавого предела), летопись России первых 20 лет 20 века. Перед Ш стояла задача – примирить Дон и Москву. Дон – край, где трудно приживались идеи революции. Казаки – исконно вольнолюбивый народ. Казаки – символ вольности и бунтарства, народ зажиточный, сытый. Жанр: роман-эпопея, имеющий эпический материал, эпико-философскую проблематику и эпического героя. Роману свойственны масштабность, широта, пространственно-временная ёмкость. Взят трагический узел национальной истории: ПМВ, революция, гражданская война (10 лет, 12-22). На Дону главное историческое событие - 19 г. верхнедонское белокзачье восстание, цель которого создание автономного казачьего государства. Место эпически широкое. В романе эпически мощный исторический пласт (реальные исторические документы, письма, подлинные даты сражений, исторические лица: Краснов, Кудинов, Керенский, Кутепов, Каледин, Брусилов, Деникин и т.д. Прототип ГМ – Харлампий Ермаков. Изображены в романе многие классы и социальные срезы: с высоты птичьего полёта изображён мир; изнутри, все слои, все срезы (бедное и богатое казачество, купечество, дворянство, военные). Ставятся эпико-философские проблемы (кровь и истина, свобода и насилие, революция и эволюция, человек и власть, любовь, кров, женщина, дитя). «ТД» свойственны единство исторической и частной жизни (толстовская мысль народная и мысль семейная). Эпопея начинается как семейно-бытовой роман. Первая фраза: мелиховский двор на самом краю хутора. История деда - идейный посыл к роману, судьбы деда и внука похожи. Движение повествования связано с перерастанием социально-бытового романа в роман эпико-исторический (революция и гражданская война, корниловский мятеж). В центре роман – судьба ГМ. Характер ГМ эпический и трагический, соборный, обобщённый, но исключительный, страстный, яростный. Ему свойственна вся полнота жизненных испытаний. Испытывается любовью, войной, отцовством. Традиционный тип правдоискателя (казачий Гамлет, казачий Дон-Кихот, лишний человек 20 века, 3-ий сын революции). От белых отстал, к красным не пристал. История трагически метаний между станами и лагерями. ГМ и казаки были обмануты белыми (казаки были лишь орудием в борьбе с большевиками). В основе сюжета история духовных исканий ГМ, исканий правды. Конфликт романа и суть трагедии ГМ: столкновение и несоответствие 2 правд: правды социальной (войны) и правды нравственной (мира). Историческая правда – правда времени воин и революций, вражды и насилия, ожесточения красных и белых. Правда мести Коршунова, который убил семью Кошевых. Историческая правда - правда убиения жизни, правда бесконечных казней, самосудов. В романе только самосуд, ни одного суда. Правда классового размежевания раскола национальной жизни. Бунчук примкнул к красным: они нас или мы их, серёдки нет, на кровь – кровь. Он расстреливает в лицо своего товарища, который остался в стане белых. «Подешевел человек в войну». Историческая правда несёт философию крайностей раскола национальной жизни. Судьба ГМ – судьба народной серёдки. Исторической правде в романе противостоит вековая народная нравственная правда. Эта христианская правда как добро, милосердие, сострадание, жаление, любовь, правда мира. Правда Ильиничны, которая во имя дома, Дуняши приняла убийцу сына, дала ему рубашку сына. Правда деда Сашки, который пожалел жеребёнка и умер за это. На острие столкновения этих двух правд – ГМ. Его судьба – искренняя попытка принять историческую правду. Белые – пришлые на Дону, чужие для казаков. Но ГМ не может принять и правду красных, Бунчука и Кошевого. Красные вожаки показаны как беспощадные убийцы (смелость Шолохова). Любая социальная правда оборачивается нравственной неправдой, обманом. ГМ приходит к пониманию общей сути исторической правды и путей их достижения (кровь, насилие, унижение человеческого достоинства). ГМ живёт в кроваво мареве лжи. Он приходит к выводу: что коммунисты, что генералы – одно ярмо, ни те, ни эти не по совести. Он ищет в истории правды не классовой, не идеологической, а общечеловеческой, объединяющей жизнь → он всем чужой (главный мотив в образе ГМ). Суть романа: в ГМ Ш хотела показать очарование человека, показать полноту человеческих качеств, глубину его натуры. ГМ потому чужой, что в нём есть избыток человеческого (Бахтин). Человеческое очарование снимет трактовки трагического в романе. Концепции советского литературоведения, социальная трактовка трагического: ГМ отпал от народа, от среды, он виновен перед революцией, заблудился в истории. А Ш хотел показать человеческую трагедию срединного народного характера. Важное значение в понимании трагического имеет социально-бытовой пласт романа и название. Ш передаёт весь пласт жизни казаков, весь уклад жизни, обряды, обычаи. Корневая система народной жизни, общинная психология, этика и философия этой среды, система ценностей, которые сформировали характер ГМ. В казачьей среде – культ труда. За М слава работящей семьи. Культ крова, семьи. И начало, и конец романа – порог родного дома. Казак противопоставлен бездомным большевикам, у которых нет будущего. Идея дома возвеличена в женских образах. Женщина – оберег, воплощение нравственной правды, любви, милосердия, сострадания. Ильинична, Наталья – материнство. Дарья, Аксинья не вынесли испытания детьми. Трагедия разрушения домов, обесценивание святости крови. Казаки – дети природы. Мифологема реки (жизнь), которую ничем не остановить, никакими революциями. Христианская вера (Ш атеист). В каждом доме образа, церковные песнопения, церкви в хуторах, церковные праздники. Среда с пантеизмом, православием, нравственными законами, с культом труда формировали гуманистический характер ГМ. Смысл жизни ГМ – мир, тишина, свобода, любовь, труд, дом. Гм: моим рукам работать надо, а не воевать. Сны ГМ (столкновение 2 правд). В ГМ изначальная христианская жалость к живому. Точка отсчёта 2 убийства (утёнок, скошенный случайно), убийство австрийца. Душа ГМ противится убийству. После этих убийств углубляется трагический внутренний разлад между «не убий» и «на войне надо убивать». Социально-бытовой пласт романа выражает: 1. Основную идею книги, идеал народной нравственной правды ГМ, ненадломленный идеал жизни → ТД – мирное, свободное бытие. 2. Конфликт романа – трагическое столкновение ТД и времени войн и кровавых потрясений. 3. Авторская позиция. Ш пытается опровергнуть насильственные пути изменения жизни. Он хочет отстоять идею поступи жизни как течение воды в Доне. Однако Ш не идеализирует казацкую среду. Изображает национальное высокомерие, презрение к инородцам, издержки военного воспитания (анархическая психология казаков, казарменные привычки в быту). Ш показал всю сложность, противоречивость казачества. ГМ чересчур своенравен, свободолюбив. Не терпит командной власти. Ни перед кем не гнёт головы, часто поступок быстрее мысли. Трагедия ГМ не только трагедия исторической жертвы, но и трагедия исторической и личной вины. Гегель: трагические герои столько же виновны, сколь и невиновны. Мир, лежащий во зле, делает ГМ злым. Жестокость проникает и в его душу. Душа ГМ черствеет. ГМ: человек, обладающий очарованием, осознаёт свою вину – я так об чужую кровь измазался, я сам себе страшен стал. Истоки трагедии ГМ имеют объективный (его трагедия связана с трагизмом времени кровавых потрясений, которые разрушили тишину Дона, которые обесценили культовые ценности народа, попрали нравственную правду) и субъективный характер (в натуре ГМ, природный человек, преданный родовым законам, не воин по складу души, жаждущий мира, свободы, его миролюбие трагически сочетается с жестокостью, гордыней, повышенной самооценкой – этот дуализм и есть очарование человека). ТД – роман с открытым финалом. Фабульно роман не завершён. Роман завершён на уровне проблем, духовных исканий, сюжета, основных идей. Роман завершается выбором вечного, отцовства, порога родного дома. Ш-художник победил Ш-партийца.

 

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
 | Русское зарубежье

Дата добавления: 2014-10-17; просмотров: 444; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.