Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Организации учебного процесса

Читайте также:
  1. I. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
  2. II. 50-е годы. Роль взрослого в организации игры ребенка.
  3. II. Тип организации верховной власти в государстве (форма государственного правления).
  4. IV. Некоммерческие организации.
  5. Админ методы оперативного упр-я персоналом организации.
  6. Администраторство и лидерство в системе менеджмента организации
  7. Анализ динамики состава и структуры имущества организации
  8. Анализ ликвидности и платежеспособности организации
  9. Анализ процесса принятия внешнеполитических решений
  10. Анализ ситуации на стадии создания организации

Содержание образования и основные тенденции его формирования на современном этапе развития общества

Принципы обучения

По-латыни principium – основа, первоначало. В педагогике под принципами понимают систему базовых идей педагогического процесса.. Дидактические принципы можно рассматривать с трех сторон:

Во-первых, это система требований к организации учебного процесса, обеспечивающая его продуктивность.

Во-вторых, эта система возникла не волюнтаристски, а в результате долгих наблюдений и отражает объективные закономерности процессов усвоения, запоминания, забывания и иных психических реалий учения.

В-третьих, знание принципов построения учебного процесса позволяет конструировать и анализировать преподавательскую деятельность, а также давать ей оценку и вносить необходимые коррективы.

Дидактические принципы разрабатывались на протяжении столетий. В их вычленение и формулирование внесли свой вклад такие выдающиеся педагоги, как Я.А.Коменский, А.Дистервег, К.Д.Ушинский и др.

К числу принципов, наиболее актуальных для системы художественного образования можно отнести:

НАУЧНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ – требует опоры на современный уровень научных достижений в области содержания предмета и методики его преподавания

ЕДИНСТВО ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ – требует интеграции учебной и практической деятельности

СИСТЕМАТИЧНОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ – (на практике разработан и внедрен Коменским)

Для преподавания точных и естественных наук характерен линейный вариант реализации этого принципа.

В преподавании предметов эстетического цикла этот принцип реализуется циклично.

ДОСТУПНОСТЬ – следует различать доступность на интеллектуальном и эмоциональном уровне: материал изучаемых (а в особенности исполняемых) произведений искусства должен соответствовать уровню эмоционального опыта.

НАГЛЯДНОСТЬ. Можно выделить виды наглядности в соответствии с каналами поступления информации: аудиальная, визуальная, аудио-визуальная, тактильная, обонятельная, вкусовая и др.

УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ. Уже Коменский пытался выделить типологию учеников. Ныне наука предлагает нам множество типологических рядов, которые в сумме обеспечивают индивидуальный подход.

СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ И АКТИВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ. данный принцип тесно связан с мотивацией учения. У процесса учения всего два ведущих мотива: интерес и ответственность.

Под содержанием образования понимают совокупность знаний, умений и навыков, которые должны усвоить ученики. При этом ЗНАНИЯ –это результат процесса познания, отраженный в сознании в виде представлений, понятий, суждений. УМЕНИЯ – подготовленность к практическим и теоретическим действиям по применению знаний. НАВЫКИ –……………………………………………………. Мыслительные процессы при этом протекают свернуто, без поэтапного самоконтроля.

Художественное образование осуществляется в нашей стране на трех уровнях:

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ или БАЗОВЫЙ. Обеспечивает приобщение к искусству всех учащихся на основных этапах учения: дошкольном, школьном, профессиональном, а ныне – и высшем.

УГЛУБЛЁННЫЙ. Обеспечивает профориентацию в сфере художественного творчества путем углубленного (предпрофессионального обучения основам искусств и активного приобщения к творческой деятельности). Существует на этапе школьного образования в форме школ и классов с «уклоном», кружков и студий во внешкольных учреждениях и специальных школ системы Мин.Культ-ры.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ. Готовит кадры для профессиональной деятельности в сфере искусства (творческой и преподавательской). Осуществляется в РБ небольшим количеством учебных заведений среднего, среднего специального, среднего профессионального и высшего образования.

Этапы получения образования ( проанализируйте на примере обучения близкому вам виду искусства):

Система непрерывного образования
Дошкольный

Школьный

Предпрофессиональный (ср. специальное образование)

Профессиональный (высшее образование)

Послевузовский (пов. квалификации и переквалификация, а также магистратура, аспирантура, докторантура

Образование пенсионеров

Документы и материалы, отражающие содержание образования.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН.

Компоненты:

Базовый – обязателен для всех учреждений, обеспечивающих среднее образование;

Дифференцированный – позволяет осуществить дифференциацию образования в зависимости от способностей и склонностей учащихся

Школьный – позволяет школам отразить местную специфику, в соответствии с потребностями и возможностями региона.

Типы учебных планов:

Типовой – разрабатывается Мин.обр-я и предлагается всем уч. заведениям школьного типа

Индивидуальный – разрабатывается лицеями, гимназиями и колледжами и утверждается на уровне городских, областных и республиканских органов нар. обр-я (в зависимости от подчинения)

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА.

СТАНДАРТЫ ОБРАЗОВАНИЯ: определяют развернутую цель обучения в рамках каждого типа обучения или специализации.

УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ КНИГИ. Жанры:

Ø учебник,

Ø учебная книга,

Ø учебное пособие,

Ø методическое пособие,

Ø методическая разработка (методич. рекомендации).

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ

1. Выполните письменно задания, содержащиеся в тексте лекции.

2. Приведите и объясните пример педагогической ошибки, произошедшей из-за несоблюдения правильной последовательности этапов усвоения знаний.

3. На основе собственного опыта художественного образования приведите примеры реализации принципов дидактики в учебном процессе.

4. Объясните, зачем необходим каждый из уровней художественного образования, осуществляемого в нашей стране.

5. Охарактеризуйте каждый вид документов, отражающих содержание образования, на примере содержания образования по своей специализации.


Тема 3.Дидактика : формы и методы

 

ПЛАН

1. Формы организации учебного процесса и их реализация в сфере художественного образования.

2. Классификации методов образования и их воплощение в сфере художественного образования.

3. Урок как основная единица современного образовательного процесса. Типы уроков искусства.

 

В зависимости от типа учреждения и целей учебного процесса современная система художественного образования подразделяется на

Академические – предполагают строго очерченные......................., .................его реализации, формы и требования к ......................за усвоением знаний, стандарты требований к выпускнику, тип юридического............................, подтверждающий успешное окончание образования.

Досуговые – более или менее строго очерчивают лишь ..........................образования. Остальные требования либо носят весьма свободный характер (сроки реализации, формы контроля), либо имеют стимулирующий характер (контроль, документы, подтверждающие получение образования).

В зависимости от количества учеников, с которыми работает преподаватель, формы обучения можно подразделить на коллективные, групповые и индивидуальные:

 

  Академические Досуговые
  Коллективные      
  Групповые    
  Индивидуальные    

Наиболее распространенная в наши дни классно-урочная форма организации занятий предполагает:

Ø Разделение учеников на группы (....................) по годам обучения;

Ø Работа с группой (или индивидуально) по строгому.........................., определяющему начало, конец и содержание (......................) урока.

Такая форма была детально разработана и описана в начале XVII в. Я.А.Коменским и, просуществовав 300 лет, начинает на наших глазах разрушаться. Происходит взаимопроникновение досуговых и академических форм. Индивидуальные формы занятий становятся все более востребованными и развиваются на новой технологической основе ( ).

Традиционная структура урока (разработана в начале XIX в. Гербартом):

Ø

Приведите примеры из области знакомого вам типа художественного образования
Орг.момент

Ø Повторение пройденного

Ø Объяснение нового материала

Ø Закрепление

Ø Дом.задание

Иные типы уроков:

Урок-экскурсия

Урок-конференция

Урок-концерт

Урок-репетиция

Контрольный урок и т.д.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Существует множество классификаций методов обучения. В зависимости от основания классификации можно выделить следующие:

По источнику получения знаний

Ø

Ø

Ø

По целям учебного процесса

Ø Методы

Ø Методы

Ø Методы

По типу деятельности учащихся

Ø Репродуктивные – воспроизводят.........................................................;

Ø Проблемно-поисковые – субъективно моделируют ..........................

.................................................................на основании существующих образцов (открытий, изобретений, шедевров);

Ø Творческие – включают учащихся ........................................................ в сфере исследовательской, изобретательской или художественно-творческой деятельности.

На практике методы обучения взаимодействуют между собой:

Методы ознакомления Репродуктивные

с новым материалом

 

Методы закрепления Проблемно-поисковые

полученных знаний

 

Методы контроля Творческие

 

 

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ

1. Выполните письменно задания, содержащиеся в тексте лекции.

2. Приведите примеры организации академических и досуговых форм обучения по одному из видов художественного творчества. Сравните эти формы художественного образования на основе приведенного примера.

3. На основании знакомого вам процесса художественного образования приведите примеры использования различных методов обучения ( по отдельности и во взаимосвязи)

4. По материалам раздела «История педагогики» проследите использование различных методов обучения и контроля в разные исторические эпохи.


Тема 4. СУЩНОСТЬ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Дидактика | ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ

Дата добавления: 2014-02-27; просмотров: 386; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.005 сек.