Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Гносеология

Читайте также:
  1. V. Гносеология
  2. Вопрос 2. Гносеология, этика и социально-политические взгляды Иммануила Канта
  3. Лекция № 9: «Гносеология»
  4. ТЕМА 8. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ (ГНОСЕОЛОГИЯ)

 

4.3.1. Познание

 

а) Сущность познания;

б) Уровни и субъективные формы познания;

в) Знания как результат познания.

 

а) Сущность познания. В истории философии сущность познания длительное время толковалась с двух противоположных позиций. С материалистической точки зрения оно понималось как отражение мира человеком. В целом это была зеркально-натуралистическая теория познания: все гносеологические образы представлялись результатами внешнего воздействия объекта на субъект. Активность субъекта игнорировалась либо считалась источником заблуждений. С идеалистической точки зрения познание трактовалось как внутренняя творческая активность души человека, как творческая деятельность духа, создающего и сам объект. Однако при этом реально игнорировалось его объективное содержание. Возникающие противоречия порождали скептицизм и агностицизм. Положительное решение вопроса о познаваемости/непознаваемости мира оказалось возможным лишь на основе практики. Таким образом, познание определяется как деятельностное, т.е. творческое отражение субъектом объекта.

б) Уровни и субъективные формы познания. В познании выделяются два основных уровня: чувственный и рациональный. Чувственное познание – это непосредственное отражение явлений бытия. Его основные субъективные формы: ощущения, восприятия и представления. Ощущения отражают отдельные свойства вещей. Восприятия отражают их в целом, причем «здесь и теперь». Представления – целостные чувственные образы, но, в отличие от восприятий, опосредствованные временем. Соответственно, они подразделяются на репродуктивные и продуктивные.

Чувственное познание является необходимым и достаточным основанием (условием) для того, чтобы ориентироваться в окружающей среде, ситуации с целью приспособления. Однако для практического преобразования этой среды, ситуации в соответствии со своими нуждами, потребностями или интересами его недостаточно. Для этого требуется рациональное познание их существенных свойств и законов.

Рациональное познание – это опосредствованное отражение сущности явлений бытия. Оно осуществляется мышлением человека. Его основные субъективные формы: понятия, суждения и умозаключения. В понятиях отражаются классы вещей и их свойства. Суждения образуются из связей различных понятий. В них всегда что-то утверждается или отрицается. В умозаключениях делается вывод новых понятий на основе суждений. Из понятий, суждений и умозаключений образуются более сложные формы человеческого познания – проблемы, гипотезы, теории, концепции и т.д.

Рациональное познание, в свою очередь, также подразделяется на два уровня: на рассудок и разум. Рассудок обобщает индивидуальный чувственный опыт человека. Разум – весь общественно-исторический опыт человечества. Очевидно, на уровне разума постигаются более глубокие реалии, чем на уровне рассудка. Именно разум познает переход от явлений к их сущности, от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т.д. Субъективные формы этого процесса выражаются в противоречивой взаимосвязи его чувственного и рационального уровней.

в) Знания как результат познания. В результате познания возникают различные гносеологические образы. Все они являются субъективными образами объективного мира. Однако единство субъективного и объективного в них представляется на разных основаниях. В зависимости от этих оснований среди них выделяются: сомнения, вера, иллюзии, вероятностные и достоверные знания.

Сомнения констатируют фактическое отсутствие должных оснований единства субъективного и объективного, противоречия между ними. Обычно они выражаются в форме различных вопросов, задач и проблем.

Вера, в широком, гносеологическом смысле, основывается на независимости объективного от субъективного.

Иллюзии, в противоположность вере, основываются на независимости субъективного от объективного.

Вероятностные знания – мнения, гипотезы, версии, предположения и т.д. – опираются на недостаточные субъективные и объективные основания: единичные, случайные, формальные и т.д.

Достоверные знания отличаются достаточной субъективной и объективной обоснованностью. Их основания характеризуются всеобщностью, необходимостью, содержательностью и т.д.

В определенном смысле знание – это более или менее обоснованная вера в существование чего-либо.

Степень и способы обоснования знаний порождают их различные классификации и подразделения. Их состав образуют: перцептивное (чувственное) и рациональное (понятийное) знание, обыденное и научное, эмпирическое и теоретическое, аналитическое и синтетическое, априорное и апостериорное, феноменалистическое и эссенциалистское, предпосылочное и выводное, интуитивное и дискурсивное... Особую область представляют вненаучные знания – художественное, религиозное, знание нравственных норм, юридических, политических и т.д. Все они, естественно, разнообразятся.

Результаты философского познания выражаются также в различных гносеологических образах: в сомнениях, вере, иллюзиях, в различных видах вероятностного и достоверного знания.

Как видно, результаты познания выражаются в разнообразных формах. Наиболее развитой среди них является знание. Однако знания разнородные. Очевидно, их роль в жизнедеятельности человека также существенно различается. Псевдознание, например, в силу своей специфики, вообще не способно реализоваться практически.

 

4.3.2. Практика

 

а) Сущность практики;

б) Взаимосвязь практики и познания;

в) Познавательные функции практики.

 

а) Сущность практики.Вопрос о познаваемости/непознаваемости мира положительно решается на основепрактики. Поэтому практика является предпосылкой и основанием познания. Что же такое практика?

Практика – это материальное преобразование (изменение) объекта субъектом. Объект есть фрагмент (часть) объективной реальности, выделенный субъектом. Определенная сторона объекта обычно называется предметом. Субъект есть причина действия, источник любой деятельности. В качестве такового может быть целое общество, коллективы людей (сообщества) и отдельный человек (индивидуум). Объектом практики может быть и другой субъект, и, опосредствованно, ее собственный субъект.

Сущность практики противоречива. В функциональном (процессуальном) плане она является способом взаимодействия опредмечивания субъекта и распредмечивания объекта. В процессе опредмечивания субъекта его способности и энергия обретают объективную предметную форму. В распредмечивании объекта его свойства становятся достоянием субъекта. Процессы опредмечивания и распредмечивания неразрывны и совершаются одновременно. Однако ведущую роль в их взаимодействии играет процесс опредмечивания субъекта. Поэтому практика чаще всего определяется как деятельность.

Структура практической деятельности представляется схемой: цель – средство – результат; где цель – это субъективный, идеальный образ ее должного результата, средство – любой объект, способствующий реализации цели, а результат – ее предметный, материальный продукт, т.е. конечное состояние преобразуемого объекта. Соотношение представленных в ней элементов неоднозначное. С одной стороны, практика определяется как целенаправленная человеческая деятельность. С другой стороны, она же является и целеполагающей деятельностью. Сам субъект оказывается субъектом постольку, поскольку он может поставить и реализовать определенную сознательную цель. Причем, роль цели, средства и результата практической деятельности может играть любой ее элемент.

В аспекте развития практика представляет собой освоение людьми все новых и новых слоев бытия в мире. Таким образом, возникает новый, – человеческий мир, т.е. мир культуры. Предметно культура занимает место посредствующего звена в двустороннем процессе субъективирования объектов, с одной стороны, и, с другой стороны, объективирования субъектов практики. Развитие практики характеризуется непрерывным увеличением (расширением) этого опосредствующего звена.

Формы практической деятельности многообразные. Основными являются: материальное производство, направленное на преобразование природы и общественная практика, преобразующая общественные отношения между людьми. К особым видам практики относятся игры, научный эксперимент, различные дискурсы и т.п.

б) Взаимосвязь практики и познания. Практическая деятельность является своей противоположностью познавательной деятельности, которая, как отражение, исходит из распредмечивания объекта. Взаимосвязь практики и познания также оказывается противоречивой. Их противоречивое взаимодействие можно выразить следующими общими формулами:

1) практика – познание – практика2 ;

2) познание – практика – познание2 .

В первом случае, практика является исходным и конечным пунктом всей человеческой деятельности. Познание выступает посредствующим звеном, обеспечивающим ее сознательность идеальными средствами – знаниями. Знания помогают людям рационально организовывать свою деятельность, решать различные проблемы, возникающие в её процессе. Практика как сознательная деятельность есть деятельность со-знанием дела. Во втором случае, познание обретает относительную самостоятельность: исходным и конечным пунктом здесь становятся знания (знания ради знаний). Оно само включает в себя как посредствующее звено практику. Таким образом, все искусственные материальные предметы играют роль познавательных средств.

Очевидно, что первая формула может характеризовать функционирование прикладной науки; вторая формула – фундаментальной науки. Первая формула также характеризует функционирование и преднауки, исторически предшествующей ее классической форме.

в) Познавательные функции практики.Из первой формулы исходят и собственно познавательные функции практики. С точки зрения практики как исходного пункта всей человеческой деятельности она является: во-первых, движущей силой познания; во-вторых, источником познания. С точки зрения ее как конечного пункта сознательной человеческой деятельности она выступает: во-первых, как конечная цель познания; во-вторых, как главный критерий истинности знаний.

Роль практики как движущей силы познания заключается в его мотивации утилитарными потребностями субъекта. Они выражают конкретные нужды, в основе которых лежит естественная необходимость преодолевать многочисленные трудности, возникающие в жизнедеятельности (бытии) человека, прежде всего в его трудовой деятельности. Осознанные потребности выступают как интересы. Нужды, потребности и интересы, мотивирующие (побуждающие и активизирующие) познание, многообразны как формы практической деятельности. Они определяют виды необходимого знания.

Роль практики в качестве источника познания заключается в активном расширении и углублении его предметной области. Таким образом, она позволяет переходить от непосредственных наблюдений явлений бытия к их сущности, от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т.д.

Практика как конечная цель познания отвечает на вопрос: для чего необходимы те или иные знания? Образ должного практического результата придает познавательной деятельности определенный жизненный смысл.

Практика как главный критерий оценки познавательных образов позволяет отличить любую истину от заблуждений и лжи. Вместе с тем, этот критерий является относительным и не исключает другие.

 

Истина

 

а) Истина как гносеологическая оценка;

б) Основные концепции стины:

– концепция когерентности;

– концепция корреспонденции;

– диалектическая концепция истины;

в) Формы истины.

 

а) Истина как гносеологическая оценка. Чаще всего понятие «истина» относится к знанию в его различных формах. Причем, наиболее истинным знанием неявно считается научное знание. В таком случае, очевидно, происходит отождествление свойства истинности с обоснованностью, а истины – с обоснованием. Между тем, эти понятия существенно различаются. Обоснование – это выявление и развитие (развертывание) оснований единства субъективного и объективного. Однако эти же основания, как критерии оценки, позволяют отличать (отграничивать) субъективное от объективного, познанное от непознанного, обоснованное от необоснованного, знание от незнания, иллюзорное от неиллюзорного (от реального), веру от неверия, сомнение от несомненного, короче, истину от неистины. В этом смысле можно говорить об истинности сомнений, об истинной вере, об истинных иллюзиях, об истинном мнении и т.д.

По определению, наиболее развитой формой существования истины действительно является знание. Однако есть достоверное и есть вероятностное знание. Существуют и многочисленные формы так называемого псевдознания, в частности, паранаучное. О псевдофилософском знании писал в свое время Г. Шпет. В этой связи чрезвычайно важным оказывается выявление специфики подлинных знаний, заключенной в их истинности, в понимании самой истины. Что же есть истина?

Как полагается, истина – это положительная оценка гносеологических образов с позиции определенного основания. Отрицательная оценка гносеологических образов по тому же критерию считается заблуждением.

Взаимосвязь истины и заблуждений в познании противоречивая: истинные образы всегда содержат в себе элемент заблуждения и, наоборот, внутри заблуждений возможно обнаружение истины. Однако когда само заблуждение представляется как истина или сама истина представляется как заблуждение возникает ложь. Ложь – это преднамеренное искажение истины.

б) Основные концепции истины. Выделяются различные критерии истины и соответствующие им теории. В общем их можно разделить на внутренние, т.е. собственно гносеологические и внешние, находящиеся вне сферы познания. К гносеологическим критериям относятся идеи, логика, ее законы, ясность, очевидность, наблюдаемость, факты, опыт, более фундаментальные или уже проверенные знания и пр. На этих основаниях возникла так называемая концепция когерентной истины. Суть ее заключается в самосогласованности гносеологических образов.

Внегносеологические критерии истины определяются как бытие, действительность, реальность, объективная реальность, объект, предмет, реальное положение дел, практические результаты и т.д. На этих основаниях возникла так называемая концепция корреспондентной истины. Ее сущность, как видно, заключается в соответствии идеальных гносеологических образов своим материальным праобразам.

Когерентная истина отличается замкнутостью, которая нередко приводит к порочному кругу. Корреспондентная истина имеет открытый характер. Однако она соизмеряет противоположные, т.е. практически несоизмеримые качества. Определенные недостатки преодолеваются диалектической концепцией истины.

Диалектическая концепция истины воспроизводит практику как критерий в структурном, функциональном и генетическом аспектах. В структурном аспекте с точки зрения практики истина характеризуется двусторонне: по форме как субъективная, по содержанию как объективная. Ее субъективность означает принадлежность субъекту, существование только в человеческой голове. Не случайно говорят: у каждого есть своя истина. Однако истина всегда одна, поскольку ее содержание не зависит ни от отдельного человека, ни от человечества.

В функциональном аспекте с точки зрения практики истина представляется как бесконечный процесс постижения объективного содержания субъектом. Степень его полноты, достигнутая на данном уровне, называется относительной истиной. Совершенное, исчерпывающее постижение объективного содержания какого-либо явления называют абсолютной истиной. Абсолютная истина – это предел бесконечной последовательности относительных истин. Однако каждая относительная истина содержит в себе долю истины абсолютной.

Внутри относительных истин абсолютная истина формально представляется так называемыми вечными истинами.

В генетическом аспекте с точки зрения практики определяются границы истины. Они зависят от конкретных условий. В этом смысле говорят, что абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. За пределами выявленных границ истина превращается в заблуждение. Однако границы истины подвижны. Они изменяются в зависимости от развития практики.

в) Формы истины.Существуют разнообразные формы и виды истины. С узкопрактической, утилитарной точки зрения она представляется как полезность, как благо. Как конечная внутренняя цель познания истина выступает его идеалом. В единстве внепознавательных и познавательных целей она обретает свой нормативный характер. В результате оценки различных форм человеческой деятельности с позиции познавательных идеалов и норм истина определяется как ценность.

Ценностный аспект истины в эстетике выражается как красота и гармония, в личной и общественной жизни – как свобода и справедливость, в сфере права – как правота, в художественной литературе – как правда. В обыденной жизни все эти понятия нередко употребляются как синонимы. Научная истина предстает, таким образом, как общезначимость или просто как достоверное знание. При этом выделяются различные ее модификации.

Итак,воспроизводящаярефлексия в Гносеологиипредставляет закономерность: Познание → Практика → Истина.

1) Познание имеет своим основанием (предпосылкой) Практику.

2) Практика оказывается главным критерием Истины.

3) Рефлексивный вывод (т.е. вывод из всей Гносеологии): Истина является конечной внутренней целью познавательной деятельности человека.

 

Логика

4.4.1. Язык

 

а) Язык как социальное средство определения оснований истины;

б) Металогика языка и основные аспекты истины;

в) Язык логики рассудка и разума.

а) Язык как социальное средство определения оснований истины. Социальная активность человека в определении оснований истины выражается посредством языка. Как средство общения язык формирует рациональное (рассудочное и разумное) мышление человека, обеспечивает его сознание и самосознание понятиями. Условием коммуникации является одинаковое понимание, но понятийное мышление не может существовать без языка. Сами понятия «языковое мышление», «вербальное мышление», «словесно-логическое мышление», «логическое мышление», «понятийное мышление» изначально являются тождественными.

Представляя собой наиболее развитый способ познания оснований истины, логическое мышление имеет свои генетические предпосылки. В его истоках находится так называемое наглядно-действенное мышление, на основе которого возникает, также предшествующее ему, наглядно-образное мышление. Каждое из них имеет определенную специфику.

Наглядно-действенное мышление человека по сути тождественно орудийному мышлению высокоразвитых животных. Оно имеет деятельностный характер, выражающийся в манипулировании окружающими объектами (предметами) как средствами. И этим отличается от непосредственных чувственных восприятий. Наглядно-действенное мышление является одномерным. Логическая схема наглядно-действенного мышления однозначно воспроизводит структуру практической (трудовой) деятельности: цель – средство – результат. Таким образом, с помощью средств, индивидуальный «субъект» активно «вычерпывает» из объекта для себянеобходимую информацию. Способы употребления средств образуют его индивидуальный опыт.

Наглядно-образное мышление возникает при передаче индивидуально полученной информации об объекте другому субъекту (индивиду). Причем средства этой передачи первоначально заимствуются из той же предметно-практической (трудовой) деятельности. Однако благодаря иному (сигнальному) назначению их познавательная функция качественно изменяется. Они становятся знаками, обозначающими различные объекты и их свойства. При смене отношения к объекту на отношение к другому субъекту (индивиду), естественно, происходит и абстрагирование от познаваемого наглядно-действенным мышлением объекта. С помощью знаков воспроизводится лишь его модель. Наглядно-образное мышление оперирует модельными представлениями об объектах. Поскольку такие представления не могут существовать без своего носителя (без знака), оно с необходимостью оказывается двухмерным мышлением.

Третье, смысловое измерение мышления возникает в акте принятия(получения, усвоения) для себя информации об объекте от другогосубъекта. Вместе с тем, в общении посредством языковых знаков возникает полноценное логическое мышление, оперирующее понятиями. Мышление и речь, понятие и слово являются связанными друг с другом как содержание и форма. Но содержание языковых знаков здесь оказывается внутренне противоречивым.

В общении индивидов (субъектов) осуществляется функциональный обмен информацией между ними. Таким образом, происходит обобщение модельных представлений познаваемых объектов. Представления о практически значимых предметах в понятии обретают статус предметных значений, фиксируемых в семантике языка. Однако вместе с увеличением объема (экстенсионала) понятий одновременно уменьшается их содержательный смысл (интенсионал). Он определяется в прагматике языка, фиксирующей способы его употребления индивидом в различных ситуациях. Ограничение прагматических возможностей словоупотребления преодолевается путем непрерывного выбора ценной для людей информации, творческого смыслообразования. Семантические значения в этом процессе оказываются лишь моментами, т.е. элементами смысловой развивающейся системы. Осмысление непосредственно воспринимаемых материальных форм языка представляется его синтаксисом. Его специфическая особенность определяется двойственной функцией языковых знаков. В общении они выступают не только в роли средств, но и в роли обозначаемых ими объектов. Человеческий язык обретает способность описания других знаковых систем и самоописания.

Взаимосвязь материальной формы языкового знака, его семантического (предметного) значения и прагматического смысла иллюстрируют моделью семантического треугольника:

знак

 

/ \

 

смысл - значение

 

Свойства (значения) синтаксиса, семантики и прагматики выявляются только в их взаимосвязях друг с другом, в функционировании, в семиозисе (Моррис).

б) Металогика языка и основные аспекты истины. В металогике, посвященной изучению метатеоретическими средствами свойств различных логических систем и логики в целом, выделяются: 1) логический синтаксис, 2) логическая семантика и 3) логическая прагматика. Синтаксические свойства и правила языка определяются как формальные в структурном отношении: знак – знак. Его семантический аспект определяется как содержательный в функциональном отношении: знак – объект. Логическая прагматика в отношении: знак – субъект исследует способы употребления языка индивидом в условиях конкретной ситуации, соотношение между экстенсиональными и интенсиональными языками.

Семиология (семиотика) охватывает все современные эквиваленты древнего «тривиума» – грамматики, диалектики (названной средневековыми схоластами логикой) и риторики. 1. Грамматике соответствуетсинтаксис; 2. Диалектике (логике) соответствуетсемантика; 3. Риторике соответствует прагматика. Таким образом, в функционировании языковых знаков выделяются три основные, относительно самостоятельные измерения истины.

Всинтаксическом измерении языка критерий истины определяется как тождество мышления и бытия. Формально-логические выражения истинности представляются тавталогиями, тождественно-истинными высказываниями, математическими равенствами, уравнениями, доказательствами и т.д. Всемантическом измерении языка критерий истины определяется как бытие его предметных значений (Тарский), а истинность как существование однозначности. Впрагматическом измерении языка критерий истины определяется как мышление, как рефлексия мысли и рождающийся в этой рефлексии смысл.Здесьоснованиеистины является смысломего выражений, а истинность – их осмысленностью.

Чувственно воспринимаемые языковые знаки содержат понятия, каждое из которых представляет собой противоречивое единство семантического значения и прагматического смысла. Понятие самого «смысла»выражаетвектор направленности опосредствованного отражения субъектом объекта. Реальное взаимодействие субъекта (S) с объектом (О) предполагает два таких вектора:

S → О и S ← О

На их основе возникают все возможные полярные (противоположные) операции:индукция и дедукция, анализ и синтез, объективная оценка и субъективная оценка и т.д. Каждый способ опосредствованного отражения субъектом объекта определяет конкретный смысл. Однако смыслополагание предполагает и сокращение операций, включение их друг в друга.

Смысл как вектор отраженияуказываетнаправленность: для себя или для других; во-вне или во-внутрь; объективную позицию (точку зрения) или субъективную позицию (точку зрения); и т.д.Таким образом, обозначается мировоззренческая позиция, точка зрения субъекта в любой конкретной ситуации. В этом заключается личностныйхарактер смысла (в отличие от предметного значения, выражающего интенциональность). С различных точек зрения и по отношению к ним выявляются различные смыслы языка.

в) Язык логики рассудка и разума. Нетрудно заметить, что основания истины логически выявляются (познаются) при исследовании языка как объекта. К ним относятся все логические схемы, фигуры, формулы, (индуктивные и дедуктивные) выводы и т.д. В этом широком смысле сама логика определяется как путь достижения истины и является ее предельным основанием. Вместе с тем, использование логических знаний проявляется в их приложениях. В прикладной логике ее знания обретают характер правил, предписаний, алгоритмов, программ и т.д., которые все ориентированы на решение конкретных задач. Как способы решения этих задач, они обретают операциональный (методологический) смысл. Соответственно, язык в этом аспекте функционирует в роли средств.

По способам употребления языка – в качестве объекта или в качестве средства – в логико-гносеологическом измерении бытия определяются два основных уровня: рассудочный и разумный. Использование материальных, чувственно воспринимаемых языковых объектов в качестве средств (орудий ) характеризует сущность рассудка, рассудочного мышления. «Действие на основе алгоритма является рассудочным (для алгоритма характерна определенность со строгим детерминированием» (Копнин). Однако основания самого алгоритма (рассудочной логики) выявляются разумом. Разум определяется использованием языкового средства (в роли метаязыка) для осмысления (исследования, познания) самих языковых средств как любых объектов. Способы достижения истины рассудком и разумом, естественно, различаются.

На уровне рассудка в логике мышления воспроизводятся индивидуальные практические действия человека, направленные на решение вполне конкретных задач. Его существо заключается в логической последовательности мысли, в ее строгом следовании законам и правилам формальной логики. На уровне разума, путем целеполагания, ставятся эти задачи. Поскольку направленность целеполагания определяется смыслом, его рациональность заключается в строгом следовании законам и правилам именно логики смысла (Делез). Причем в этой логике мысленно (теоретически) воспроизводится опыт всей общественно-исторической практики.

Поскольку смысл рассуждения может быть разделён на форму мысли и собственно содержание, любой вывод, сделанный на естественном (эмпирическом) языке, является частным применением абстрактного универсального правила, которое отвлекается от всякого конкретного предмета, свойства или отношения. Именно этот вывод с чисто формальным содержанием называют основным предметом формальной логики. Использование техники исчислений рефлексивно обращает ее знаки в символы. Современная символическая логика изучает символические абстракции, которые фиксируют формальные структуры такого вывода в многочисленных атрибутивных аспектах.

Однако, логика смысла,т.е. логика разумного мышления имеет дело с природой (генезисом) самих понятий. Здесь идет речь о понятии понятий, о мышлении мышления, т.е. о рефлексии мысли, которая, стремясь к отражению необходимых предметов, свойств и отношений в их субъективной конкретности, требует диалектичности. В диалектике понятий, их предметных значений и смыслов отражаются реальные взаимодействия и развитие материальных объектов.

С другой стороны, и понятие «субъект» в логике смысла обретает не предметные, как в рассудочной логике (традиционной и современной логике высказываний и предикатов), а личностные и социальные характеристики.

Логика смысла вполне объясняет специфику любого языка и понятия – мифологического, религиозного, политического, юридического, художественного, научного, и др., в том числе и философского. Так, необходимость адекватного отражения объективных законов и закономерностей обусловливает однозначность специальнонаучных и общенаучных понятий, выражающихся экстенсиональными языками. Напротив, именно авторское видение бытия, в конечном счете, определяет интенсиональный характер языка искусств, смыслы его понятий и многозначность художественных образов.

Особенность философских понятий и категорий состоит в том, что в них всегда выражаются предельные значения и смыслы. Поэтому они имеют достоинства всеобщности и непосредственной очевидности. Их язык всегда заключает такое единство противоположностей. Специфика философских понятий и категорий обусловливается диалектикой логического мышления.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Онтология | Диалектика логического мышления

Дата добавления: 2014-11-15; просмотров: 659; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.006 сек.