Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Рабочая программа утверждена на заседании кафедры всеобщей истории и религиоведения протокол № _, от « _» _2014г.)

Читайте также:
  1. A persona in personam transcriptio fit, veluti si id quod mihi Titius debet, tibi id expensum tulero, id est si Titius te delegaverit mihi (3. 128 - 130).
  2. Actio Serviana. Если инвентарь оказывался в руках третьего лица, то претор давал собственнику участка (залоговому кредитору) иск об истребовании инвентаря
  3. Advocati. Допускались также к устному содействию сторонам, без представительства в собственном смысле, advocati, избираемые обычно самими сторонами.
  4. B. ПОЛНАЯ, ИЛИ РАЗВЁРНУТАЯ, ФОРМА СТОИМОСТИ
  5. Bona fides поп patitur, ut bis idem exigatur (D. 50.17.57). - добрая совесть не терпит, чтобы одно и то же взыскивалось дважды.
  6. Bonae fidei possessor in percipiendis fructibus id iuris habet, quod dominis praediorum tributum est (D. 22. 1. 25. 1).
  7. By David Denby August 13, 2012
  8. D. 17.1.22.11). - Maндатарий может отказаться от договора так, чтобы за мандан­том осталось ненарушенным право с удобством устроить то же дело лично или через другого мандатария.
  9. D. 20.1.1). - Завещание есть правомерное выражение воли, сделанное торжественно для того, чтобы оно действовало после нашей смерти.
  10. D. 44.7.14). - Рабы, хотя по цивильному пра­ву и не становятся обязанными по договорам, но по естественному праву обязательства они и принимают на себя и возлагают на других.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ВВЕДЕНИЕ В ХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО

 

Направление подготовки:

Квалификация (степень): религиовед

Профили подготовки:

Форма обучения: очная

Факультет:

Кафедра: ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИЙ И РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ

Курс: 4,5.

Семестр: 8,9

Трудоемкость:

Всего зачетных единиц:

Лекций: 36 ч, 30 ч

Практических (семинарских) занятий: 15 ч.

Лабораторных занятий:

Экзамен:

Зачёт: 8, 9

Самостоятельная работа: 77 ч.

Всего часов: 158 ч.

Трудоемкость :___________зачетных единиц

 

ЕЛЕЦ-2014

 

Рабочая программа разработана на основе ФГОС ВПО по направлению: __________________, от утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации дата, номер.

 

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры всеобщей истории и религиоведения протокол № ____, от «____»_____________2014г.)

Зав. кафедрой: ___________/

 

 

Для дисциплин цикла Б.1.

Рабочая программа утверждена на заседании методического совета университета (протокол №__, от «»_______________20...)

Председатель методического совета факультета: /______________/

 

Для дисциплин цикла Б.2. и Б.3.

Рабочая программа утверждена на заседании методического совета__________________________________________факультета

Председатель методического совета факультета:/_______________/

Рабочую программу составила: кандидат политических наук, доцент В.А. Матвиенко:________________________________(подпись составителя)

Рецензент:

(ученая степень, звание)_____________________(подпись рецензента)

 

 

 

 

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ.

1.1. Цели дисциплины. Курс «Введение в историю христианского искусства» включает ознакомление студентов с христианским искусством как таковым, церковным искусством как неотъемлемой частью религиозной традиции.

Цель курса - введение студентов в сложный и многозначный мир церковного искусства, объяснение его специфики и значения как духовного явления, укорененного в христианском, библейском мировоззрении и подкрепленном Церковным Преданием.

1.2. Задачи изучения дисциплины:

· дать понятие о сущности, содержании и функциях церковного искусства, отличиях последнего от светского и христианского, то есть несвязанного непосредственно с культом;

· заложить основы для усвоения основных понятий церковного и светского изобразительного искусства, а именно: образ, символ, канон, икона;

· дать представление о художественном и символическом языке русской иконы, ее роли в литургии как синтезе искусств, догматическом смысле и содержании;

· познакомить с особенностями художественной практики в церковном искусстве, с проблемой соотношения традиций и новаторства, творческой индивидуальности художника;

· раскрыть понятие храма и храмового сознания в истории русского народа;

· показать национальное своеобразие православного искусства, региональное многообразие с привлечением материалов из церковной истории Липецкой и Елецкой Епархии;

· дать сведения из истории христианского искусства, в частности об истоках христианского искусства, искусстве Византии, периоде иконоборчества и иконопочитания;

· познакомить с выдающимися деятелями христианского искусства;

· выработать навыки искусствоведческого анализа предметов церковного искусства.

1.3. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы высшего профессионального образования (ООП ВПО).

Дисциплина «Введение в христианское искусство» является одной из дисциплин блока религиоведческой подготовки бакалавров. Для освоения дисциплины «Введение в христианское искусство»» востребованы знания дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла: «Социология», «История», «Философия», «Религиоведение», «Этнография», «Литература», профессионального цикла: «Эстетические проблемы в религиоведении», «История изобразительного искусства», «Религиозная антропология» и др.

В процессе изучения дисциплины формируются основные общекультурные компетенции, направленные на овладение культурой мышления, способностью к анализу и синтезу.

1.4. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие компетенций: ОК - 2, ОК - 8, ПК-10.

Предлагаемый курс нацелен на понимание студентами (формирование у студентов):

- богословского искусства и религиозного истолкование основных эстетических категорий;

- православной эстетической концепция и ее специфики;

- искусства и христианской церкви в их генезисе и истории;

- художественно-эстетического аспекта православного культа;

- характера использования разных видов искусства в церкви;

- специфики религиозного канона и «литургической эстетики»;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

- знать - термины и понятия, методологические подходы, используемые при изучении христианского искусств;

- уметь - понимать язык и содержание христианского искусства;

- владеть - общепринятой терминологией, основными методами исследовательской и практической работы в области истории и теории христианского искусства.

I часть, 8 семестр

II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

2.1. Основные разделы дисциплины.

Раздел 1. Богословское осмысление искусств и основных эстетических категорий.

Раздел 2. Генезис и история христианского искусства.

2.2.Темы и их содержание.

Раздел 1. Богословское осмысление искусств и основных эстетических категорий. -18 часов.

Тема 1. Общая характеристика христианского и церковного искусства.- 4 часа.

- Понятие «церковное» и «христианское» искусство.

- Церковное искусство как научная и учебная дисциплина.

- Церковь и искусство. Церковность искусства.

- Основные понятия о церковном и мирском изобразительном искусстве.

Тема 2. Церковное искусство (система искусств): понятие, содержание, функции. Их соотношение. Понятие о каноне.-6 часов.

- Церковное искусство как форма религиозной культуры.

- Главная особенность - связь с религиозным культом.

- Противоречивое взаимоотношение между церковной и эстетической функциями: точки зрения в отечественной эстетической литературе, - и как проблеме богословия.

- Роль церковного канона в истории церковного искусства.

- Его связь с вероучением, догматикой и христианской картиной мира.

- Практические функции канона: инициация религиозного переживания, выработка привычек культового поведения.

- Канон иконописи, в духовной литературе, церковном пении. Д.С. Лихачев о каноне.

Тема 3. Основные особенности церковной архитектуры. Связь архитектурных принципов с религиозными представлениями о мире. Образы храма в западном и восточном (православном) христианстве. -4 часа.

- Храм - место молитвенного общения: внешний облик и интерьер.

- Связь архитектурных принципов с религиозными представлениями о мире: мир как «космос», «мир как путь к Богу».

- Из истории русской церковной архитектуры.

- Православный храм: цель, символика. Основные типы храмов.

- Внутреннее расположение храмов. Монументальные росписи храмов.

Тема 4. Храмовое действие как синтез искусств. Проблема религиозно-художественной целостности: поэтика литургии. - 4 часа.

- Литургия как синтез искусств.

- Проблема художественно-религиозной целостности во взаимодействии искусств.

- П.А. Флоренский о литургии - синтезе искусств.

- Элементы храмового действа: Слово, икона, церковное пение, театральность действа, архитектура.

Раздел 2. Генезис и история христианского искусства. -18 часов.

Тема 6. Система храмовой декорации: византийские корни. Фреска, мозаика, икона.-4 часа.

- Византийская система храмовой декорации: роль фресок и мозаики.

- Эстетика декорации, связь с христианской концепцией истории.

- Византийское искусство - основа для развития национальных культур.

- Иконописные образы и их типы. Изображения Христа и Богоматери.

Тема 7. Место иконы в системе христианской культуры. Художественный и символический язык иконы: иконоборчество и иконопочитание.-6 часов.

- Спор об иконе в восточном христианстве: философско-богословские аргументы «иконопочитателей» и «иконоборцев».

- Решение VII Вселенского собора. Вероучительная функция иконы и религиозный катарсис.

- Понятие «лика».

- Элементы художественно-символического языка: свет, цвет, обратная перспектива, пропорции человеческого тела, архитектура на иконе.

- Иконописание как воплощение церковной Традиции - связь с Евангелием, православным богословием, литургией, святоотеческими текстами.

Тема 8. Русская икона - уникальное явление в мировой культуре. Основные этапы в развитии русской иконописи. -4 часа.

- Истоки славянской языческой культуры.

- Становление русской монументальной живописи.

- Преп. Алипий Печерский - первый русский иконописец.

- Творчество Феофана Грека и Андрея Рублева.

- Иконопись 17 в. Творчество Симона Ушакова.

- Основание Императорской Академии художеств.

- Икона 18 в.

- Иконописные школы 20 в.

Тема 9. Иконостас как выражение главной духовной доми­нанты русской культуры. Строение иконостаса, его семантика.-2 часа.

- Иконостас в контексте соборной этики православия.

- История и метаистория - основная тема иконостаса, его вероучительная функция.

- Строение иконостаса: пять чинов.

- Семантика образа Голгофы.

Тема 10. Иконостасы Елецких Богородичных храмов: храм Успения Пресвятой Богородицы, храм Рождества Пресвятой Богородицы, храм Елецкой иконы Божией Матери и др.- 2 часа.

2.3. Распределение часов курса по темам и видам работ.

№ п./п Наименование тем и разделов Всего часов Аудиторные занятия. Самостоятельная работа.
      Лекции   семинар лабораторные  
  Раздел 1. Богословское осмысление искусств и основных эстетических категорий.    
Общая характеристика христианского и церковного искусства  
Церковное искусство (система искусств): понятие, содержание, функции. Их соотношение. Понятие о каноне  
Основные особенности церковной архитектуры. Связь архитектурных принципов с религиозными представлениями о мире. Образы храма в западном и восточном (православном) христианстве  
Храмовое действие как синтез искусств. Проблема религиозно-художественной целостности: поэтика литургии  
  Раздел 2. Генезис и история христианского искусства  
Система храмовой декорации: византийские корни. Фреска, мозаика, икона.  
Место иконы в системе христианской культуры. Художественный и символический язык иконы: иконоборчество и иконопочитание  
Русская икона - уникальное явление в мировой культуре. Основные этапы в развитии русской иконописи  
Иконостас как выражение главной духовной доми­нанты русской культуры. Строение иконостаса, его семантика -  
Иконостасы Елецких Богородичных храмов: храм Успения Пресвятой Богородицы, храм Рождества Пресвятой Богородицы, храм Елецкой иконы Божией Матери и др.  

2.4. Практические (семинарские) занятия, их содержание и объём в часах.

Тема 1. Церковное искусство (система искусств): понятие, содержание, функции. Их соотношение. Понятие о каноне. – 2 часа.

1. Церковное искусство как форма религиозной культуры.

2. Противоречивое взаимоотношение между церковной и эстетической функциями: точки зрения в отечественной эстетической литературе, - и как проблеме богословия.

3. Роль церковного канона в истории церковного искусства.

4. Практические функции канона: инициация религиозного переживания, выработка привычек культового поведения.

 

Тема 2. Храмовое действие как синтез искусств. Проблема религиозно-художественной целостности: поэтика литургии.- 2 часа.

1. Литургия как синтез искусств.

2. Проблема художественно-религиозной целостности во взаимодействии искусств.

3. П.А.Флоренский о литургии – синтезе искусств.

4. Элементы храмового действа: слово, икона, церковное пение, театральность действа, архитектура.

 

Тема 3. Система храмовой декорации: византийские корни. Фреска, мозаика, икона. – 2 часа.

1. Византийская система храмовой декорации: роль фресок и мозаики.

2. Эстетика декорации, связь с христианской концепцией истории.

3. Иконописные образы и их типы. Изображения Христа и Богоматери.

Тема 4. Система храмовой декорации: византийские корни. Фреска, мозаика, икона.-2 часа.

- Византийская система храмовой декорации: роль фресок и мозаики.

- Эстетика декорации, связь с христианской концепцией истории.

- Византийское искусство - основа для развития национальных культур.

- Иконописные образы и их типы. Изображения Христа и Богоматери.

Тема 5. Место иконы в системе христианской культуры. Художественный и символический язык иконы: иконоборчество и иконопочитание.-2 часа.

- Спор об иконе в восточном христианстве: философско-богословские аргументы «иконопочитателей» и «иконоборцев».

- Решение VII Вселенского собора. Вероучительная функция иконы и религиозный катарсис.

- Понятие «лика».

- Элементы художественно-символического языка: свет, цвет, обратная перспектива, пропорции человеческого тела, архитектура на иконе.

- Иконописание как воплощение церковной Традиции - связь с Евангелием, православным богословием, литургией, святоотеческими текстами.

Тема 6. Русская икона - уникальное явление в мировой культуре. Основные этапы в развитии русской иконописи. -4 часа.

- Истоки славянской языческой культуры.

- Становление русской монументальной живописи.

- Преп. Алипий Печерский - первый русский иконописец.

- Творчество Феофана Грека и Андрея Рублева.

- Иконопись 17 в. Творчество Симона Ушакова.

- Основание Императорской Академии художеств.

- Икона 18 в.

- Иконописные школы 20 в.

Тема 7. Иконостас как выражение главной духовной доминанты русской культуры. Строение иконостаса, его семантика.-2 часа.

- Иконостас в контексте соборной этики православия.

- История и метаистория - основная тема иконостаса, его вероучительная функция.

- Строение иконостаса: пять чинов.

- Семантика образа Голгофы.

Тема 8. Иконостасы Елецких Богородичных храмов: храм Успения Пресвятой Богородицы, храм Рождества Пресвятой Богородицы, храм Елецкой иконы Божией Матери и др.- 2 часа.

2.5. Лабораторные занятия, их содержание и объем в часах – не предусмотрено учебным планом.

2.6. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля.

2.6.1. Перечень форм контроля

Текущий контроль: проверка конспектов лекций и литературы, индивидуальные задания, рефераты, доклады на семинарах, тестирование.

Промежуточный контроль: - контрольная работа

Итоговой контроль: зачет

2.6.2. Контрольно измерительные материалы

Тесты.

1. Научное изучение христианского искусства начато:

а) в середине XVI века; б) в середине XVII века;

в) в середине XVIII века; г) в середине XIX века.

2. Гуманизм - это:

а) признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений;

б) тип религиозной философии, характеризующийся соединением теологодогматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам;

в) понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота ее художественного познания;

г) гуманитарное исследование явлений и законов культуры.

3. Учёный, заложивший фундамент всей современной науки о художественных древностях Восточной Европы и Византии:

а) И.М. Снегирёв; б) Ф.И. Буслаев; в) Н.М. Карамзин; г) Д.В. Айналов

4. О каком понятии идёт речь: «Это собрание прорисей, расположенных в последовательности церковного календаря, с описанием особенностей изображения и цвета»:

а) Иконостас; б) Икона; в) Иконописный подлинник; г) Иконология.

5. Историк, автор книги «От гуманизма ко Христу»:

а) Н.П. Кондаков; б) Д.П. Кончаловский; в) П.П. Муратов; г) И.С. Остроухов.

6. Какой символический образ взят христианством из античной мифологии:

а) Образ Христа в виде Орфея; б) Образ Доброго Пастыря;

в) Образ Христа Отрока - Эммануила; г) Образ агнца.

7. С возникновением христианской общины первоначальным местом собрания христиан не являлась:

а) синагога; б) Иерусалимский храм; в) христианская церковь; г) дома членов общины.

8. С какого века название «храм» стало использоваться по отношению к христианским сооружениям:

а) с III века; б) с IV века; в) с V века; г) с VI века.

9. Какой из нижеперечисленных храмов не относится к времени правления императора Константина:

а) церковь Гроба Господня в Иерусалиме; б) церковь Рождества в Вифлееме;

в) храм Святых Апостолов в Константинополе; г) церковь Сан-Витале в Равенне.

10. Символические изображения, употребляемые древними христианами принято делить:

а) на три группы; б) на четыре группы; в) на пять групп; г) на шесть групп.

11. Ставрография – это:

а) соединение или средство, обозначающее соединённость; б) изобразительная традиция, связанная с крестом;

в) изобразительная традиция, связанная с иконой; г) система изображения каких-либо персонажей или сюжетных сцен.

12. Эта форма креста довольно часто встречается на иконах северного письма, а именно псковской школы XV века:

а) осьмиконечный православный; б) четырёхконечный или латинский;

в) шестиконечный «Русский православный»; г) седмиконечный.

13.Автор основополагающего труда по раннехристианской археологии «Подземный Рим»:

а) Д. Боттари; б) А. Бозио; в) Г. Вельфлин; г) К. Фидлер.

14.О каком труде Н.М. Карамзина А.С. Пушкин написал: «Все, даже светские женщины бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную»:

а) «История Государства Российского»; б) «Письма русского путешественника»;

в) «Исторические воспоминания и замечания на пути к Троице»; г) «Марфа Посадница, или Покорение Новагорода».

15.По мнению Ф.И. Буслаева, главнейшее свойство русской иконописи состоит:

а) в её художественном исполнении; б) в её живописности;

в) в её благородстве; г) в её религиозном характере.

16. В каком году состоялась выставка, приуроченная к VIII Всероссийскому археологическому съезду:

а) в 1853 г.; б) в 1860 г.; в) в 1890 г.; г) в 1897 г..

17.Эстетизм – это:

а) понимание искусства как высшей ценности для бытия;

б) система законов и категорий, осмысляющая в свете художественной практики эстетические свойства реальности и процесс ее освоения по законам красоты, особенности творения, функционирования искусства, его восприятия и развития;

в) самая широкая и фундаментальная категория эстетики, отражающая то общее, что присуще прекрасному, безобразному, возвышенному, низменному, трагическому, комическому, драматическому и другим эстетическим свойствам жизни и искусства;

г) система знаний о художественной и эстетической практике человечества.

18.Автор труда «Происхождение древнехристианской базилики»:

а) А.С. Уваров; б) Н.В. Покровский; в) В.П. Зубов; г) Ц.Г. Нессельштраус.

19.Катакомбы – это:

а) каменные плиты; б) узкие подземные коридоры; в) системы подземных помещений, служившие в древности для отправления культа и захоронений; г) молельный дом в еврейской религиозной традиции.

20. Кто является автором слов: «Я построил дом в Жилище тебе, место, чтобы пребывать Тебе во веки»:

а) Соломон; б) М. Сардинский; в) К. Александрийский; г) И. Богослов.

21.О каком понятии идёт речь. Это четырехугольный плат из льняной или шелковой материи с вшитыми частицами мощей святых, на котором совершается таинство Евхаристии:

а) илитон; б) антиминс; в) эон; г) антиномизм.

22.Акафист – это:

а) хвалебное песнопение в честь Иисуса Христа, Богородицы, святых или какого-либо праздника;

б) древнейший вид церковного песнопения, произведение строфической формы, выражающее сущность празднуемого события;

в) церковное песнопение, написанное стихотворным размером и, как правило, присоединяемое к стихам псалма в определенные моменты богослужения;

г) стихотворение, в котором начальные буквы стихов (строк) образуют слово или фразу.

23.Орудие (крест), применяемое в южных и восточных частях Римской империи для казни преступников:

а) «Бургундский» или «Андреевский» крест; б) «египетский» или Т-образный крест; в) «папский» крест; г) «солнцеобразный» крест.

 

2.6.2.1. Примерная тематика рефератов.

1. Прикладное и ювелирное искусство Средневековой Руси.

2. Формирование русского иконостаса.

3. Алтарные преграды в древности.

4. Состав многоярусных иконостасов.

5. П.А.Флоренский о литургии.

6. Основные особенности церковной архитектуры.

7. Спор об иконе в восточном христианстве: философско-богословские аргументы «иконопочитателей» и «иконоборцев».

8. Русские религиозные философы об онтологии Красоты.

9. Иконописание как воплощение церковной традиции.

10. Иконостас в контексте соборной этики православия.

11. Религиозная символика облачения священнослужителей.

12. Жанровое своеобразие русского церковного певческого ис­кусства.

13. Типы церковных колоколов.

14. Возрастание роли иконы в современном мире, её функция межконфессионального диалога.

2.6.2.2. Перечень вопросов к зачету

 

1. Понятие «церковное» и «христианское» искусство, их отличие и специфика.

2. Церковное искусство как научная и учебная дисциплина.

3. Церковь и искусство. Церковность искусства как категория.

4. 4.Соотношение церковного и мирского изобразительного искусства.

5. Церковное искусство как форма религиозной культуры.

6. Роль церковного канона в истории искусства. Его связь с вероучением, догматикой и христианской картиной мира.

7. Функции канона.

8. Категории эстетики церковного искусства

9. Русские религиозные философы об онтологии Красоты, триединстве Добра, Истины, Красоты (Е. Трубецкой, П. Флоренский, С. Булгаков).

10. Символ как художественно-религиозная структура.

11. Особенности христианской символики.

12. Предмет и объект церковного искусства.

13. Икона как символ ситуации нравственного выбора и спасе­ния (преображения).

14. Храмовое действие как синтез искусств.

15. Проблема религиозно-художественной целостности: поэтика
литургии.

16. П.А. Флоренский о литургии - синтезе искусств.

17. Элементы храмового действа: Слово, икона, церковное пение, театральность действа, архитектура.

18. Основные особенности церковной архитектуры.

19. Связь архитектурных принципов с религиозными представлениями о мире.

20. Образы храма в западном и восточном (православном) хри­стианстве.

21. Православный храм: цель, символика.

22. Основные типы храмов.

23. Интерьер храмов.

24. Монументальные росписи храмов.

25. 30. Храмовое зодчество в г. Ельце.

26. Вознесенский собор - образец храмовой архитектуры. Композиционное решение, элементы оформления, роспись храма.

27. Подвижники соборного храма Вознесения Господня.

28. Главный иконостас Вознесенского собора г. Ельца. Иконостас приделов.

29. Крупные архитектурные комплексы: Троицкий мужской и Знаменский женский монастыри.

30. Место иконы в системе христианской культуры.

31. Художественный и символический язык иконы

32. Из истории христианского искусства: иконоборчество и иконопочитание.

33. Спор об иконе в восточном христианстве: философско-богословские аргументы «иконопочитателей» и «иконоборцев».

34. Вероучительная функция иконы и религиозный катарсис.

35. Понятие «лика».

36. Элементы художественно-символического языка: свет, цвет, обратная перспектива, пропорции человеческого тела, архитектура на иконе.

37. Иконописание как воплощение церковной традиции.

38. Система храмовой декорации.

39. Византийская система храмовой декорации: роль фресок и мозаики.

40. Эстетика декорации, связь с христианской концепцией истории.

41. Византийское искусство - основа для развития национальных культур.

42. Иконописные образы и их типы.

43. Русская икона - уникальное явление в мировой культуре.

44. Основные этапы в развитии русской иконописи.

45. Истоки славянской языческой культуры.

46. Становление русской монументальной живописи.

47. Преп. Алипий Печерский - первый русский иконописец.

48. Феофан Грек и Андрей Рублев: специфика творчества.

49. Иконопись 17 в. Творчество Симона Ушакова.

50. Основание Императорской Академии художеств. Икона 18 в.

2.6.2.3. Типовые контрольные работы.

контрольная работа в форме письменных ответов на вопросы.

Вариант А:

- Понятие «церковное» и «христианское» искусство.

- Храм - место молитвенного общения: внешний облик и интерьер.

Вариант Б:

- Церковное искусство как научная и учебная дисциплина.

- Связь архитектурных принципов с религиозными представлениями о мире: мир как «космос», «мир как путь к Богу».

Вариант В:

- Церковь и искусство. Церковность искусства.

- Из истории русской церковной архитектуры.

Вариант Г:

- Основные понятия о церковном и мирском изобразительном искусстве

- Православный храм: цель, символика. Основные типы храмов

2.7. Самостоятельное изучение разделов дисциплин.

 

№ раздела Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение Кол-во часов
Символика и обряды первых христианских общин.  
Православный храм и служба  
Древнерусские храмы  
Древнерусская иконопись.  
Русские святые.  
Крещение Руси. Просвещение на Руси
Раскол Русской Православной церкви
Основы православной веры
Православный храм и служба
Таинства церкви
Русские святые
Церковный год
Православный стол: посты и праздники
Православные монастыри
Феофан Грек и Андрей Рублев: специфика творчества
Преп. Алипий Печерский - первый русский иконописец
Творчество Симона Ушакова.
Русские религиозные философы об онтологии Красоты, триединстве Добра, Истины, Красоты (Е. Трубецкой, П. Флоренский, С. Булгаков).  
  Итого:

 

III. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Тема Вид занятия (Л, ПР, ЛР) Используемые интерактивные образовательные технологии Количество часов
Тема 1. Церковное искусство (система искусств): понятие, содержание, функции. Л Проблемная лекция
Тема 2. Храмовое действие как синтез искусств. Проблема религиозно-художественной целостности: поэтика литургии Л Презентация
Тема 3. Место иконы в системе христианской культуры. Художественный и символический язык иконы: иконоборчество и иконопочитание СЕМ просмотр и обсуждение видеофильмов и видеосюжетов

 

II часть, 9 семестр

II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

2.1. Основные разделы дисциплины.

Раздел 1. Символизм как выражение православной духовности.

Раздел 2. Церковное искусство в современном мире.

2.2.Темы и их содержание.

Раздел 1 Символизм как выражение православной духовности. – 6 часа.

Тема 1. Библия - основа художественной интерпретации религиозного опыта.-2 часа.

- Библия как слово Божье» и объект веры. Церковное искусство как сакральный текст.

- Уровни понимания иконы по Августину Блаженному - путь к постижению Божественной истины.

Тема 2. Основные понятия эстетики церковного искусства: красота, образ, символ. – 2 часа.

- Категории эстетики церковного искусства как понятия, относящиеся к духовной реальности.

- Учения о различении Красоты «истинной» и «внешней».

- Понятие об «иконологичности» тварного мира и человека.

Тема 3. Предмет и объект церковного искусства в контексте христианского мировоззрения и библейской антропологии. – 2 часа.

- Символ как художественно-религиозная структура.

- Особенности христианской символики.

- Предмет и объект церковного искусства.

- Икона как символ ситуации нравственного выбора и спасения (преображения).

Раздел 2. Церковное искусство в современном мире. -24 часа.

Тема 4. Прикладное церковное искусство. Шитье, металл, эмаль, дерево. Назначение, формы, символика церковной утвари. – 4 часа.

- Религиозная символика облачения священнослужителей.

- Золото в системе христианской символики.

- Декоративизм в украшении икон (оклады, венцы, цаты, ризы, жемчужная мафория).

- Деревянная скульптура (малые формы).

- Украшения иконостаса (Троице-Сергиева Лавра).

- Расписная эмаль (финифть).

Тема 5. Архитектура православного храма в XIX –XX в. -2 часа.

- Создание национального стиля храмового зодчества во второй половине XIX века «русско-византийский стиль».

- Деятельность К.А.Тона.

- Храм Христа Спасителя, особенности архитектуры (соединение основных черт древнего и нового русского церковного зодчества).

- Интерпретация храмовой символики ,(митр. Макарий и архиеп. Филарет, кн. Е.Н.Трубецкой).

- Неорусский стиль в архитектуре.

 

Тема 6. Музыка и церковное пение в храмовом действе. Из истории. Тенденции, стиль барокко. -4 часа.

- Трактовка церковного музыкального искусства как «богоданного, богодухновенного».

- Художественный канон певческого искусства (система осмогласия).

- Связь народного и культового в знаменном напеве.

- Жанровое своеобразие русского церковного певческого искусства.

- Певческие циклы. Взаимодействие с западной музыкальной культурой - зарождение элементов барокко.

Тема 7. Церковные колокола. – 4 часа.

- Колокол как символ единения в вере и независимости.

- Из истории колоколов.

- Колокола в древности.

- Колокола на Западе и Востоке.

- Колокола на Руси.

- Возрождение литья церковных колоколов в 20 в.

- Типы колоколов.

Тема 8. Проблемы современного церковного искусства. Возрождение иконописи в России: традиции и новаторство. – 6 часа.

- Возрастание роли иконы в современном мире, ее функция межконфессионального диалога.

- Проблемы современной художественной практики иконописания в свете модернизационных процессов в религии.

- Возрождение церкви в XXI в.

- Реставрация, воссоздание разрушенных храмов в г. Ельце.

- Монументальная живопись, иконопись

- конца 20 в.

- Возрождение ювелирных мастерских.

- Художественно-производственное предприятие «Софрино».

Тема 9. Из церковной истории Липецкой и Елецкой епархии. Храмовое зодчество в г. Ельце. – 4 часа.

- Из церковной истории Липецкой и Елецкой епархии.

- Храмовое зодчество в г. Ельце. Вознесенский собор - образец храмовой архитектуры.

- Композиционное решение, элементы оформления, роспись храма.

- Подвижники соборного храма Вознесения Господня.

- Крупные архитектурные комплексы: Троицкий мужской и Знаменский женский монастыри.

 

 

2.3. Распределение часов курса по темам и видам работ.

№ п./п Наименование тем и разделов Всего часов Аудиторные занятия. Самостоятельная работа.
      Лекции   семинар лабораторные  
  Раздел 1 Символизм как выражение православной духовности - -
Библия - основа художественной интерпретации религиозного опыта - -
Основные понятия эстетики церковного искусства: красота, образ, символ. - -
Предмет и объект церковного искусства в контексте христианского мировоззрения и библейской антропологии - -
  Раздел 2. Церковное искусство в современном мире. - -
Прикладное церковное искусство. Шитье, металл, эмаль, дерево. Назначение, формы, символика церковной утвари - -
Архитектура православного храма в XIX –XX в. - -
Музыка и церковное пение в храмовом действе. Из истории. Тенденции, стиль барокко - -
Церковные колокола - -
Проблемы современного церковного искусства. Возрождение иконописи в России: традиции и новаторство - -
Из церковной истории Липецкой и Елецкой епархии. Храмовое зодчество в г. Ельце. - -
                   

 

2.4. Практические (семинарские) занятия, их содержание и объём в часах. - не предусмотрено учебным планом

2.5. Лабораторные занятия, их содержание и объем в часах – не предусмотрено учебным планом.

2.6. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля.

2.6.1. Перечень форм контроля

Текущий контроль: проверка конспектов лекций и литературы, индивидуальные задания, рефераты, доклады на семинарах, тестирование.

Промежуточный контроль: - контрольная работа

Итоговой контроль: зачет

2.6.2. Контрольно измерительные материалы

Тесты.

I ВАРИАНТ

1.Как называется в православном храме главная часть церкви, обращённая на Восток, вознесённая ступенями солеи над остальным пространством и отделённая от него иконостасом?

а. Престол

б. Жертвенник

в. Алтарь

2.Ярусы (ряды иконостаса) принято считать сверху вниз или снизу вверх?

а. Сверху вниз

б. Снизу вверх

3. Особые церковные знамена, на которых изображаются иконы Воскресения Христова и некоторые другие, называются:

а. Хоругви

б. Рипиды

в. Венцы

4. Что является важнейшей частью алтаря и всего современного храма?

а. Жертвенник
б. Престол
в. Горнее место

5. На какой из внутренних стен православного храма обычно располагаются фрески и иконы Страшного Суда?

а. северной
б. южной
в. западной
г. восточной

 

6. С чем православные апологеты сравнивали икону?
а. с картиной
б. со Священным Писанием
в. с окружающим миром
г. с солнцем

 

7.На каком Вселенском Соборе был утверждён догмат иконопочитания?   а. 1 б. 2 в. 3 г. 4 д. 5 е. 6 ж. 7
8. Выберите правильную последовательность рядов иконостаса, начиная с нижнего. а. праотеческий, пророческий, праздничный, деисисный, местный б. праотеческий, деисисный, пророческий, праздничный, местный в. деисисный, пророческий, праздничный, местный, праотеческий местный, деисисный, праздничный, пророческий, праотеческий 9.Кого изображают на иконах с зеркалом из ясписа (яшмы)?
а. архангела
б. святого
в. пророка
10.Кто является первообразом мученичества?
а. первомученик Стефан
б. мученик Виктор
в. Иисус Христос
11.Какой из трёх основных типов иконографии Богородицы символизирует Боговоплощение?
а. Умиление (Милующая)
б. Путеводительнице (Одигитрия)
в. Молящаяся (Оранта)
12.Что является обязательным атрибутом православной иконы?
а. наименование изображённого
б. оклад
в. клеймо
г. поля
       

 

13. Какой из Ангелов на иконе Андрея Рублёва «Троица Ветхозаветная» по мнению большинства исследователей символически изображает Бога Сына?

а. правый
б. центральный
в. левый

 

14.Ангелы на иконах изображаются:
а. в своём реальном виде
б. символически
в. в реальном виде с творческими дополнениями иконописца

 

15.Какие иконы запрещены решениями Стоглавого и Большого Московского соборов?
а. изображения Бога Отца
б. «Отечество»
в. «Троица Новозаветная»

 

16.«Библия» в переводе значит:
а. книги
б. закон
в. благая весть
г. инструкция

II ВАРИАНТ

1.В самом центре храма стоит аналой (наклонный столик). Обычно на центральном аналое лежит:

а. Крест Икона праздника или святого

б. Евангелие

2.Центральный вход в алтарь называется:

а. Золотые врата

б. Царские врата

в. Главные двери

3. Посредине храма, вверху на потолке, висит большой подсвечник со множеством лампочек (раньше - свечей). Как он называется?

а. Канделябр

б. Трикирий

в. Паникадило

4. Вдоль всего иконостаса, перед ним, находится небольшое возвышение:

а. амвон
б. солея

5. Чем является икона для православного человека?

а. реликвией
б. талисманом
в. элемент интерьера
г. оберегом
д. святыней
6.Правильно ли молиться перед фотографиями святых?
а. да
б. нет
7.В какую неделю (воскресный день) празднуется победа над иконоборчеством?
а. Крестопоклонную
б. Торжества Православия
в. О Страшном суде
г. 10 неделю по Пятидесятнице
8.Какие символические изображения Спасителя употреблялись в первые века христианства?
а. рыба
б. якорь
в. птица феникс
г. павлин (символ вечности)
д. виноградная лоза
е. агнец (ягнёнок)
9.Какой святой иногда изображается с крыльями за спиной?
а. пророк Илия
б. Иоанн Предтеча
в. один из евангелистов
10.Какой из пяти основных типов иконографии Спасителя изображает Его в виде младенца или отрока?
а. Нерукотворный Образ Господа Иисуса Христа (Спас Нерукотворный)
б. Господь Вседержитель (Пантократор)
в. Господь на престоле
г. Спас в силах
д. Спас Эммануил
11.Зачем перед иконой зажигается лампадка?
а. для усиления энергетики
б. для соблюдения традиции
в. для того, чтобы углубить молитву
             

12. Как называется символическое изображение божественного сияния вокруг фигуры Спасителя, имеющее форму овала или круга? Происходит от итальянского «миндалина».

________________________________

 

13.Как правильно называть икону Богородицы?
а. икона Божией Матери Владимирская
б. Богоматерь Владимирская
в. оба ответа верны
14.Какое животное изображается на иконе святых Флора и Лавра?
а. медведь
б. конь
в. собака
г. бык
д. лев
15. Эта икона Пресвятой Богородицы была особо почитаема императорским Домом Романовых. Все иностранные принцессы, которых брали в жёны русские императоры и великие князья, получали после крещения отчество по её наименованию.
а. Владимирская
б. Феодоровская
в. Московская
г. Муромская
д. Александрийская

16. Иконографический тип изображающий Христа в иконописи:

а. Спас Нерукотворный

б. Спас Пантократор

в. Спас Архиерей

г. Спас Эммануил

2.6.2.1. Примерная тематика рефератов

1. Прикладное и ювелирное искусство Средневековой Руси.

2. Формирование русского иконостаса.

3. Алтарные преграды в древности.

4. Состав многоярусных иконостасов.

5. П.А.Флоренский о литургии.

6. Основные особенности церковной архитектуры.

7. Спор об иконе в восточном христианстве: философско-богословские аргументы «иконопочитателей» и «иконоборцев».

8. Русские религиозные философы об онтологии Красоты.

9. Иконописание как воплощение церковной традиции.

10. Иконостас в контексте соборной этики православия.

11. Религиозная символика облачения священнослужителей.

12. Жанровое своеобразие русского церковного певческого ис­кусства.

13. Типы церковных колоколов.

14. Возрастание роли иконы в современном мире, её функция межконфессионального диалога.

15. Монументальная живопись и иконопись к 20 в.

16. Основные жанры и виды церковного искусства.

17. Проблема художественно-религиозной целостности в древнерусском искусстве.

 

2.6.2.2. Перечень вопросов к экзамену (зачету)

 

1. Иконостасы Елецких Богородичных храмов.

2. Прикладное церковное искусство.

3. Назначение, формы, символика церковной утвари.

4. Религиозная символика облачения священнослужителей.

5. Золото в системе христианской символики.

6. Музыка и церковное пение в храмовом действе.

7. Художественный канон певческого искусства (система осмогласия).

8. Связь народного и культового в церковном пении.

9. Жанровое своеобразие русского церковного певческого искусства.

10. Певческие циклы. Взаимодействие с западной музыкальной культурой.

11. Колокол как символ единения в вере и независимости.

12. История церковных колоколов.

13. Типы колоколов.

14. Проблемы современного церковного искусства.

15. Возрождение иконописи в России: традиции и новаторство.

16. Возрождение церкви в 21 в. Реставрация, воссоздание разрушенных храмов в г. Ельце.

17. Монументальная живопись, иконопись к. 20 в.

18. Возрождение ювелирных мастерских. Художественно-производственное предприятие «Софрино».

19. Библия - основа художественной интерпретации религиозного опыта.

20. Предмет и объект церковного искусства в контексте христианского мировоззрения и библейской антропологии.

21.Церковное искусство как сакральный текст.

22. Уровни понимания иконы по Августину Блаженному.

 

2.6.2.3. Типовые контрольные работы

2.6.2.3. Типовые контрольные работы.

контрольная работа в форме письменных ответов на вопросы.

Вариант А:

- Объясните общность и отличия основных типов иконографии Спасителя.

- Дать характеристику русского богослужебного пения в XX веке.

Вариант Б:

- Объясните следующие термины: дискос, потир, звездица, копие, лжица, кадило, паникадило, дикирий, трикирий.

- Дайте определение и раскройте сущность понятий: псалтирь, псалом, псалмодия.

Вариант В:

- Охарактеризуйте утварь для совершения особого богослужения в православной церкви

- Поясните термины: скуфья, камилавка, клобук, митра.

Вариант Г:

- Расскажите о цветах богослужебных облачений и их символике

- Храм Христа Спасителя, особенности храмовой архитектуры

2.7. Самостоятельное изучение разделов дисциплин.

 

№ раздела Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение Кол-во часов
Иконостасы Елецких Богородичных храмов.  
Прикладное церковное искусство.  
Назначение, формы, символика церковной утвари.  
Религиозная символика облачения священнослужителей.  
Золото в системе христианской символики.  
Музыка и церковное пение в храмовом действе.  
Художественный канон певческого искусства (система осмогласия).  
Связь народного и культового в церковном пении.  
  Жанровое своеобразие русского церковного певческого искусства.  
Певческие циклы. Взаимодействие с западной музыкальной культурой.  
Колокол как символ единения в вере и независимости.  
История церковных колоколов.  
Типы колоколов.  
Проблемы современного церковного искусства.  
Возрождение иконописи в России: традиции и новаторство
  Итого:

 

 

III. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Тема Вид занятия (Л, ПР, ЛР) Используемые интерактивные образовательные технологии Количество часов
Тема 1. Основные понятия эстетики церковного искусства: красота, образ, символ. Л Проблемная лекция
Тема 2. Прикладное церковное искусство. Шитье, металл, эмаль, дерево. Назначение, формы, символика церковной утвари Л лекция вдвоем
Тема 3. Из церковной истории Липецкой и Елецкой епархии. Храмовое зодчество в г. Ельце. Л виртуальная экскурсия

 

IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Основная литература

1. Аверинцев С.С. Античность и Византия. - М, 1975.

2. Афанасьев К.Н. Построение архитектурной формы древнерус­скими зодчими. - М, 1961.

3. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. -М., 1993.

4. Богословие в культуре средневековья. - Киев, 1992.

5. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI - XVII вв.-М.: Мысль, 1992.

6. Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры sub specie aes-thetica: В 2-х тт. - М. - СПб.: Университетская книга, 1999.

7. Вагнер Г.К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. - М.,1987.

8. Византийская эстетика. Теоретические проблемы. - М.: Искус­ство, 1977.

9. Гаврюшин Н.К. Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. Антология. - М, 1993.

10. Гнутова СВ., Зотова Е.Я. Кресты, иконы, складни. - М., 2000.

11. Гнедич П.П. История искусств. Живопись. Скульптура. Ар­хитектура. - М.: Эксмо, 2005.

12. Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и литургике.-М., 1996.

13. Дунаев М.М. Своеобразие русской религиозной живописи XII-XX вв.-М., 1997.

14. Духовно-эстетические основы русской иконы. - М.: Ладомир, 1995.

15. Еремина Т.С. Русский православный храм. История. Симво­лика. Предания. - М.: Прогресс-Традиция, 2002.

16. Еремина Т.С. Мир иконописцев. - М., 2005.

17. Захаров Н. Кремлевские колокола. - М, 1980.

18. Икона и образ. Иконичность и словесность / Сб. статей под ред. В.В. Лепахина. -М., 2007.

19. Ильин М.А. Искусство Московской Руси эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева. - М., 1976.

20. Ильина Т.Ф. История искусств. Западноевропейское искусст­во. -М., 1983.

21. История мировой культуры. Наследие Запада: Античность.Средневековье. Возрождение: Курс лекций / Под ред. С.Д. Серебряно­го. - М.: Российский гос. гуманит. ун-т, 1998.

22. История эстетической мысли. - М.: Искусство, 1985.

23. Клеман О. Отблески света: Православное богословие красо­ты / Пер. с фр. - М., 2004.

24. Кураев А. Традиция, догмат, обряд. Апологетический очерк.-М., 1995.

25. Лазарев В.Н. История византийской живописи. - М: Искус­ство, 1986.

26. Лазарев В.Н. Феофан Грек и его школа. - М., 1961.

27. Лазарев В.Н. Андрей Рублев и его школа. - М, 1966.

28. Лазарев В.Н. Русская средневековая живопись. - М., 1970.

29. Лазарев В.Н. Московская школа иконописи. - М, 1980.

30. Лекции по истории эстетики / Под ред. С, Кагана. - Л., 1973.

31. Лепахин В.В. Образ иконописца в русской литературе XI -XX веков. -М., 2005.

32. Лихачев Д.С. Русское искусство от древности до авангарда.-М.: Искусство, 1992.

33. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм.-М.: Искусство, 1980.

34. Лосев А.Ф. Художественные каноны как проблема стиля // Вопросы эстетики. - Вып. 6. - М.: Искусство, 1964. - С. 351 - 399.

35. Мень А. Православное богослужение. Таинство, Слово и Об­раз. -М., 1991.

36. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. - Т. 2.-М., 1994.

37. Петрухинцев Н.Н. XX лекций по истории мировой культуры.-М.:ВЛАДОС, 2001.-400 с.

38. Петраков А. Проблема пространства и времени в древнерус­ской иконописи IX - XVI вв. // Вестник Московского университета.-Серия 7. - Философия. - 2001. - № 3,- С. 103-110.

39. Раушенбах Б.В. Системы перспективы в изобразительном искусстве. Общая теория перспективы. - М., 1986.

40. Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие.-СПб.: «Азбука-классика», 2002.

41. Раушенбах Б.В. Пристрастия. - М.: Издательство «Аграф»,2002.

42. Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи.-М.: Искусство, 1980.

43. Стародубцев О.В. Русское церковное искусство X - XX ве­ков. - М.: Лепта Книга, Издательство Сретенского монастыря, 2007.

44. Тарабукин Н.М. Смысл иконы. - М., 1999.

45. Тарасов О.Ю. Икона и благочестие. - М, 1995.

46. Третьяков Н.Н. Образ в искусстве. Основы композиции.- Свято-В веденская Оптина Пустынь, 2001.

47. Тростников В.Н. Роль и место крещения Руси в общеевро­пейском духовном процессе второго тысячелетия христианской исто­рии // Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси: Сборник.
-М.: Столица, 1991.-С. 162-192.

48. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви.-Париж, 1989.

49. Успенский Н.Д. Средневековое певческое искусство. - VI.,1971.

50. Флоренский П.А. Статьи и исследования но истории и фило­софии искусства и археологии. - М.: Мысль, 2000. - 446 с.

51. Флоренский П. (А.) Храмовое действо как синтез искусств.-М., 1992.-С. 64-89.

52. Флоренский П.А. Иконостас. Избранные труды по искусству. - М.: Мысль, - СПб., 1993.

53. Флоренский П.А. Сочинения: В 4 т. - Т.1. - М.: Мысль, 1996.

54. Флоренский П.А. Сочинения: В 4 т. - Т.2. - М.: Мысль, 1996.

55. Шихин К.В. Очерк истории развития эстетической мысли в России (древнерусская эстетика XI-XVII веков).-М., 1963.

56. Языкова И.К. Богословие иконы: Учебное пособие. - М., 1995.

57. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. - М., 2003.

58. Яковлев Е.Г. Эстетика. - М., 2003.

4.2. Дополнительная литература

1. Аверинцев С.С. Образ античности. - СПб.: «Азбука-классика», 2004.

2. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы.- СПб.: «Азбука-классика», 2004.

3. Алпатов М.В. Сокровища русского искусства XI - XVI вв.-М., 1971.

4. Бальтазар Г.У. фон; Барт К.; Кюнг Г. Богословие и музыка.Три речи о Моцарте. - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006.

5. Богородица. 2000 лет в русском и мировом изобразительном искусстве. - М., 2004.

6. Бычков В.В. Идеал любви христианско-византийского мира //Философия любви. - М., 1990.-Т. 1.-С. 68-109.

7. Бычков В.В. Гносеологические корни восточно-христианского искусства // Вопросы истории и теории эстетики. - М, 1970.-Вып. 4-5.-С. 218-238.

8. Он же. Эстетика поздней античности. - М: Наука, 1981.

9. Он же. Эстетика Аврелия Августина. - М.: Искусство, 1984.

10. 37. Он же. Малая история византийской эстетики. - Киев: Путь к Истине, 1991.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
ПРОГРАММА дисциплины | ГЛАВА 1. МЕЖПОЛУШАРНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ И

Дата добавления: 2014-11-24; просмотров: 444; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.059 сек.