Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Тема 11. Общая характеристика культуры и искусства Древней Греции. Гомеровский период. Архаика

Читайте также:
  1. C. ВСЕОБЩАЯ ФОРМА СТОИМОСТИ
  2. F1:Общая хирургия
  3. I. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ФИГУР
  4. I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СМУТНОГО ВРЕМЕНИ
  5. IX. Учебная карта дисциплины «Уголовное право. Часть Общая»
  6. Аварийно-опасные химические вещества: общая характеристика
  7. Авторитет учителя физической культуры
  8. Агентский договор: понятие, общая характеристика.
  9. Агентский договор: понятие, характеристика
  10. Активизация деятельности учащихся на уроке физической культуры

 

В Греции сложились в рамках рабовладельческого общества первые в истории принципы демократии, давшие возможность развиться смелым и глубоким идеям, утверждавшим красоту и значительность человека. Греческие племена и племенные союзы населяли разделенные крутыми хребтами гор долины, рассыпанные по морю острова. При переходе к классовому обществу они образовали ряд небольших городов-государств, так называемых полисов

Искусство Древней Греции тесно связано с философией, ибо в основе его лежали представления о силе и красоте человека, находившегося в тесном единстве и гармоническом равновесии с окружающей природной и социальной средой, а поскольку в античной Греции получила большое развитие общественная жизнь, то и искусство носило ярко выраженный социальный характер. Огромным завоеванием явилось утверждение светской общественно-воспитательной роли искусства, лишь по форме носившего культовый характер. По сравнению с искусством Древнего Востока это было большим шагом вперед.

Архитектура ведущий вид искусства, в котором находят отражение гражданские идеи города-полиса. Храм – центр общественной жизни, воплощение идеи незыблемости и совершенства города-государства. В Греции отсутствовала специальная каста жрецов, подобная той, которая существовала в Египте или государствах Двуречья. Лишь при некоторых общегреческих святилищах существовали немногочисленные жреческие организации.

Наследие древнегреческой архитектуры лежит в основе всего последующего развития мирового зодчества и связанного с ним монументального искусства. Причины такого устойчивого воздействия греческой архитектуры заключаются в объективных ее качествах: простоте, правдивости, ясности композиции, гармоничности и пропорциональности общих форм и всех частей, органичной связи архитектуры и скульптуры, в тесном единстве архитектурно-эстетических и конструктивно-тектонических элементов сооружений. Древнегреческая архитектура отличалась полным соответствием форм и их конструктивной основы, составлявших единое целое.

Период греческой истории с 11 до 9 в. до н.э. принято называть гомеровским, потому что главным письменным источником для изучения его служат «Илиада и «Одиссея». Экономическая и социальная история гомеровской Греции представляет собой переходную ступень от родового строя к рабовладельческому. Политической формой этого переходного строя была военная демография.

12 - 8 вв. до н.э. были эпохой сложения греческой мифологии. Мифологический характер сознания древних греков получил в этот период свое наиболее полное и последовательное выражение в эпической поэзии. Позже, уже в период архаики, эти устные песни были сведены в большие художественно завершенные поэмы.

От архитектурных сооружений этого периода сохранились лишь руины, на основании которых можно установить, что строительств развивалось на основе традиций микенской культуры.

Первые шаги греческого искусства яснее всего видны на расписных вазах, терракотовых и бронзовых статуэтках. Художественный стиль вазописи этого периода называют геометрическим, потому что орнаменты на вазах представляют собой комбинации из геометрических элементов.

Герой и кентавр (статуэтка из бронзы, 11 см). Конь (бронза). Терракотовая фигурка кентавра из гробницы с о. Эвбея.

Период архаики – период формирования греческого рабовладельческого общества и государства. Как в области политической жизни, религии, литературы, философии, так и в искусстве эпоха архаики заложила основы тех плодотворнейших процессов, которые получают полное развитие в период классический. Уже в архаике появились все важнейшие тенденции, характерные для зрелого искусства Древней Греции.

На руинах микенских городов возникает новая культура. На смену дворцам и крепостям пришли многочисленные сакральные сооружения (обрядовые, культовые). Светское строительство отступило на второй план. Древнегреческие храмы отличались небольшими размерами по сравнению с древнеегипетскими и были соразмерны человеку. Богослужения происходили вне стен храма, который считался домом бога. В центре храма помещалась статуя того божества, которому был посвящен храм.

Выявились 2 художественных направления в архитектуре: дорическое и ионическое. Дорическое отличалось стремлением к монументальности, серьезности, совершенству пропорций. В направлении ионийском ценились, напротив, легкость, изящество, прихотливость линий. Эти понятия не полностью совпадают с географической областью распространения обеих стилей.

Главные структурные элементы двух ордеров одни и те же. Основанием для них служит обработанная по всему периметру ступенями площадка – стилобат. На ней, по всему внешнему контуру храма, устанавливались колонны, состоящие из трех частей; базы, ствола и капители.

В дорическом стиле колонны не имели баз, капители были просты и состояли из квадратной плиты (абака) и поддерживающей ее круглой подушки (эхина); фриз делится на прямоугольные, слегка выступавшие части (триглифы) и находившиеся между ними квадратные доски (метопы).

В ионическом стиле колонны имели профилированные базы капитель включала спиралевидной формы волюты, фриз был гладким (зоофорный фриз). Оба стиля возникли еще в деревянно-сырцовых постройках, и позднее формы их были переведены в камень. Ордерная система (от лат. «ordo – ряд, порядок) менялась позднее лишь в отношении пропорций и в прорисовке деталей. Храмы со второй половины 7 в. до н.э. строились из отдельных блоков камня без применения раствора.

Коринфский стиль еще легче ионического и должен рассматриваться как вторичное образование, возникшее на почве ионического.

Композиция греческих храмов различна. Самым простым и самым ранним типом храма был дистиль, или «храм в антах». Состоит он из святилища – целлы, прямоугольного в плане, передний фасад которого представляет собой лоджию с центральным проемом. По сторонам лоджия ограничена боковыми стенами, которые и называются антами. Между антами по переднему фронтону ставились две колонны (поэтому храм назывался «дистилем – «двухколонным»). Второй, также относительно простой тип храма – простиль, имеющий на фасаде не две, а четыре колонны. Третий тип – амфипростиль. Это как бы двойной простиль – портики с четырьмя колоннами находятся и на переднем, и на заднем фасаде здания. Четвертым типом храмов является периптер. Это наиболее часто встречающийся тип храмов. Он окружен колоннами со всех сторон, по периметру. Обычно на переднем и заднем фасадах по шесть колонн, а количество боковых определялось формулой 2π + 1, где π – количество колонн на переднем фасаде. Иногда на боковых фасадах размещался не один, а два ряда колонн. Такой тип храма называется диптер. Существовал в Греции еще один вид храма – круглый периптер, где святилище – целла – имело цилиндрическую форму и по всему периметру храм был окружен кольцом колонн.

Храм Геры в Пестуме (6 в. до н.э.).

Храм Посейдона в Пестуме (5 в. до н. э.).

Наиболее типичными образцами архаической пластики являлись юношеская обнаженная атлетическая фигуры – курос и женская одетая – кора. Так могли изображаться и простые смертные, и боги, и богини. Совершенство человека раскрывалось через целомудренное изображение наготы, прославляющей природное начало. Статуи куросов служили надгробиями, ставились в честь победителей состязаний. К середине 6 века до н.э. в статуях куросов точнее вырисовывается строение тела, моделировка форм, лицо оживляется улыбкой. Эта так называемая «архаическая улыбка» носит условный характер, иногда придает несколько манерный облик.

Со второй половины 6 века до н.э. в скульптуре начали более последовательно выступать реалистические представления об образе человека. Одним из достижений архаического искусства были найденные на Акрополе статуи девушек (кор) в нарядных одеждах. Их стройные фигуры правильны по пропорциям, нежные лица оживлены ясными, чуть удивленными улыбками. Тщательно сделанные складки одежды и пряди волос словно струятся в плавном и разнообразном ритме.

Стела братьев Дермилоса и Котила (Танагра).

Мосхофор («несущий теленка», акрополь Афин).

Аполлон из Тенеи (высота – 1 м 61 см).

Кора в пеплосе с акрополя Афин (высота – 1 м 18 см).

Курос с мыса Сунион.

Рубеж 7 и 6 веков до н. э.- появление нового стиля вазописи – чернофигурного; отказ от полихромной росписи, выдвижение на передний план человека и мифа. Период архаики был временем развития художественных ремесел, особенно керамики. Само слово «керамика» произошло от названия одного из предместий Афин - Керамик, славившегося в 6 и 5 вв. до н.э. своими гончарами. Греческие вазы были чрезвычайно разнообразны по форме и размерам. Большие амфоры предназначались для хранения вина и масла, гидрии с тремя ручками для перенесения воды, стройные узкие лекифы для благовоний, из широкого килика пили вино.

Размещение росписей на вазах и их композиционный строй тесно связаны с пластической формой. Развитие вазовых росписей шло от схематичных, декоративных изображений к композиции сюжетного характера. Смелые реалистические искания художников-вазописцев опережали развитие других видов искусства. Наибольше распространение в период архаики получила так называемая чернофигурная вазопись. Рисунок орнамента или фигуры заливался черным лаком и хорошо выделялся на фоне обожженной глины. Иногда для большей выразительности черные силуэты процарапывались или покрывались тонкими белыми линиями, подчеркивающими отдельные детали. Прославленным живописцем середины 6 века до н.э. был Эксекий. Его роспись отличается поэтичностью, тонким чувством ритма и совершенством композиции, органически связанной с назначенинем и формой сосуда.

Техника краснофигурной росписи была открыта в сер. 6 века до н.э. Давала художнику намного больше возможностей, позволяя тщательнее разрабатывать анатомическое строение тела, мускулатуру, драпировки. Большая индивидуализация персонажей, стремление к реализму в изображении, к гармонии между росписями и формой сосуда. Впервые эта техника встречается на вазах, сделанных в мастерской Андокида.

Ваза Франсуа - большой кратер, изготовленный Клитием и Эрготимом (1 – вазописец, 2 – гончар).

Амфора мастера Эксекия (Ахилл и Аякс, играющие в кости).

Борьба Геракла и Антея - кратер мастера Евфрония.

Тема 12. Классическое греческое искусство (5 в. – до посл. трети 4 в. до н.э.).

В основе расцвета искусства Древней Греции лежит прежде всего развитие в греческих рабовладельческих городах-государствах свободной гражданской жизни. Благодаря активной роли народа греческое искусство носило общественно-гражданский характер, было проникнуто духом народности.

Период греко-персидских войн образует рубеж в истории Древней Греции. Им заканчивается аттический архаический период и начинается период расцвета городов-полисов Афинского союза. Афины, возвысились над своими союзниками, получили возможность распоряжаться огромными финансовыми средствами, военной добычей и массой пленных. Наступил период высшего экономического развития Др. Греции.

Появление великолепных архитектурных сооружений в разных городах Греции. Началась разработка залежей мрамора в Пентеликоне в Аттике. Храм Зевса в Олимпии (арх. Либон из Элиды) – дорический периптер с 6х13 колоннами, высотой 10,5 м; чрезвычайная гармоничность пропорций. В целле находилась хризоэлефантинная статуя Зевса работы Фидия.

Исключительное значение для последующего развития мировой архитектуры имеют принципы древнегреческих архитектурно-планировочных решений, выраженные наиболее полно в ансамблях акрополей: сочетание асимметрии с гармоническим равновесием масс, взаимодействие отдельных сооружений между собой, последовательность в восприятии зданий снаружи и внутри комплекса, связь архитектурных сооружений с окружающим ландшафтом.

В 447 г. до н.э. началась реконструкция Афинского акрополя под общим наблюдением Фидия. Акрополь представлял собой естественную скалу, возвышающуюся на 150 м над уровнем моря, около 300 м в длину и 130 м в ширину). В основе художественного замысла лежит принцип гармонического равновесия отдельных сооружений в пределах всего комплекса и последовательного раскрытия художественных качеств ансамбля и входящих в него зданий в процессе постепенного обхода и обозрения. Этот ансамбль, созданный под общим руководством Фидия, состоит из нескольких зданий.

Пропилеи (арх. Мнесикл) – входные ворота.

Храм Нике Аптерос (арх. Калликрат).

Парфенон (арх. Иктин и Калликрат), посв. Афине Парфенос (Деве), оксастильный (8-колонный на коротких фасадах) периптер (8х17). Размер его – 69,5 м в длину и 31 м в ширину, высота колонны – 10,5 м. Сочетание дорического и ионического стилей.

Эрехтейон (арх. Архилох и Филокл), посвящен 2 главным божествам Афин – Афине Полиаде и Посейдону.

Помимо храмов греческие зодчие возводили много других архитектурных сооружений общественного характера: стадионы, палестры (гимнастические залы), жилые дома, театры (одеоны). Театры располагались на склонах холмов. Поперек склона делались подмостки для зрителей, внизу перед ними возводили сценическую площадку для выступлений хора – «орхестру», а актеры находились на скене (эстраде). Самый большой театр вмещал до 25 тыс. зрителей.

Прекрасный гармонично развитый человек – главный объект искусства греческих скульпторов классики. О значительной части памятников мы можем иметь представление лишь по мраморным копиям, выполненным древнеримскими мастерами. Так как почти все крупные греческие бронзовые статуи были переплавлены в годы гибели античного общества, то часто только по римским копиям, мы можем судить о классической греческой скульптуре.

Самыми известными скульпторами классического периода были Фидий,Мирони Поликлет.

Умирающий воин (вост. фронтон храма Афины Афайи на о. Эгина).

Статуя дельфийского возницы (Возничий), бронза, 209 см.

Бегун на старте, бронза, 163 см.

Рельефы Трона Лудовизи – Рождение Афродиты, Флейтистка, мрамор.

Фидий (около 500 – 431 г. до н.э.) воплотил в своих произведениях высокие идеи гражданственности, образы, прославляющие свободного грека, его человеческое достоинство и высокую духовную культуру.

Самыми знаменитыми в древности считались его колоссальные скульптуры Афины Парфенос и Зевса в Олимпийском храме (выполненные хризоэлефантинной технике) и Афины Промахос (Воительницы) из бронзы.

Афина Лемния» (Защитница, римск. копия с оригинала Фидия).

Афина Варвакейон (римск. копия с оригинала Фидия Афины Парфенос, найдена близ Афин в Варвакейоне,130 см).

Раненая амазонка (римская копия с оригинала Фидия).

Мирон был родом из Элефевр в Беотии, жил в Афинах, работал в бронзе, но все его произведения дошли до нас в римских мраморных копиях. Дискобол (римская мраморная копия с оригинала Мирона,163 см) – передача движения, кратчайшая остановка между 2 движениями, тот момент, когда сделан сильный взмах руки перед броском диска; передача мимики лица, соответствующей пластике тела, его напряжению. Великолепное знание пластической анатомии. Афина и Марсий (реконструкция по римским копиям) – скульптурная группа некогда стоявшая на Афинском акрополе.

Поликлет был родом из Сикиона либо Аргоса, деятельность его протекала в Аргосе.

Дорифор (римская мраморная копия с оригинала Поликлета, 201 см) – статуя копьеносца, воплощение пропорций, изложенных в его книге «Канон».

Диадумен (римская мраморная копия с оригинала Поликлета,198 см) – статуя победителя, увенчивающего себя новой повязкой.

Раненая амазонка (римская мраморная копия с оригинала Поликлета, 206 см).

В позднеклассический период наиболее прославились Скопас, Пракситель, Лисипп и Леохар.

Скопас работал в Малой Азии в разных местах Греции; был родом с о. Парос. В своих скульптурах ставил перед собой задачу раскрыть духовный мир человека, запечатлел многие стороны человеческих переживаний, отдавал преимущество глубоким эмоциям, таким, как страсть, экстаз, ярость, печаль. В Мегариде в храме Афродиты находилась его знаменитая скульптурная группа – «Эрос, Патос, Гимерос» (Любовь, Страсть, Желание) в образах трех юношей.

Вакханка (Менада) – римская копия с оригинала Скопаса, 42 см. Дошедшее до нас четверостишие неизвестного греческого поэта хорошо передает общий образный строй «Менады»:

Камень паросский - вакханка. Но камню дал душу ваятель.

И, как хмельная, вскочив, ринулась в пляску она.

Эту менаду создав, в исступленье, с убитой козою,

Боготворящим резном чудо ты сделал, Скопас.

Пракситель (работал между 370-340 гг. до н.э.) Древние источники называют до 40 его произведений, сохранилась одна – статуя Гермеса из Олимпии, несколько римских копий его работ: «Эрот», «Отдыхающий сатир», «Аполлон, убивающий ящерицу» («Сауроктон»), «Гермес с младенцем Дионисом», «Афродита Книдская».

Лисипп создал свою систему пропорционального построения фигуры: головы он делал меньше, корпус суше, ноги длиннее, чем Пракситель или Поликлет («Поликлет представлял людей такими, каковы они на самом деле, а я – такими, каковы они кажутся…»).

Апоксиомен (Юноша со скребницей, римская мраморная копия с оригинала Лисиппа).

Бюст Александра Македонского (эллинистическая мраморная копия с оригинала Лисиппа, 42 см).

Аполлон, т. н. Бельведерский (римская мраморная копия с оригинала Леохара, 224 см).

Артемида-охотница, т. н. Диана Версальская (римская мраморная копия с оригинала Леохара).

Не дошедшая до нас живопись классического периода, насколько можно судить по высказываниям древних авторов, имела, так же как и скульптура, монументальный характер и выступала в неразрывной связи с архитектурой. Выполнялась она, видимо, чаще всего, фреской; не исключена возможность, что в 5 в. до н.э., во всяком случае во второй половине его, употреблялись клеевые краски, а также восковые (так называемая энкаустика). Самым известным мастером монументальной живописи был Полигнот. Его исторические композиции: «Битва при Марафоне» (пинакотека в Афинах), «Гибель Трои, «Одиссей в Аиде» (роспись дома книдян в Дельфах). Новаторство живописца Алоллодора Дамасского: введение светотени, перспективы, создание картин, органически не связанных с архитектурным сооружением. Жанровый характер живописи Аполлодора Дамасского.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Тема 10. Микенское искусство | Тема 13. Эллинистический период древнегреческой культуры и искусства

Дата добавления: 2014-11-24; просмотров: 482; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.005 сек.