Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Тема 3: Онтология

1. Формирование онтологии в новоевропейской философии.

2. Дуализм, плюрализм, монизм, как онтологические позиции в философии.

3. Движение, пространство, время.

4. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени.

5. Философские и научные концепции самоорганизации

 

1.Одним из важнейших предметных уровней философии выступают такие взаимоотношения между Человеком и Миром, которые мы определили как онтологические. Человек всегда задумывался над проблемой, что такое мир, развивается ли он? Если развивается, то существуют ли закономерности такого развития? Является ли мир системой, чем-то целым, или нет? Что лежит в основе мира: возник ли он естественным путем или есть акт божественного творения, един он или множествен и т.д.

Как мы видим, перечисленные вопросы носят предельный характер и относятся к пониманию мира и бытия в целом, то есть являются предметом прежде всего философского анализа. Конечно, любая наука также вырабатывает собственные представления о мире, однако в силу предметного ограничения области своих исследований эти представления представляют собой лишь частную, локальную картину мира. В такой картине мир упорядочен и целесообразен, подчиняется общим законам, которые исследуются данной наукой. Совокупность научных представлений о мире позволяет даже выработать более общую картину мира, которая опирается на все науки или их большую часть. Но и эта картина мира остается принципиально неполной. Принцип ее построения – объяснить все естественными причинами в рамках существующей предметной области, и то, что почему-то не объяснимо или не попадает в данную предметную область, просто изымается из научного рассмотрения. Однако оказывается, что, во-первых, сами научные картины мира постоянно изменяются и иногда это изменение настолько сильное, что заставляет полностью менять картину мира. Например, «коперниканский» переворот или создание эйнштейновской физики, которые полностью заменили предшествующие представления о физическом устройстве мира. Уже поэтому строить общее представление о бытии только на фундаменте частных наук, по крайней мере, сомнительно. Во-вторых, человек живет не только в предметном, объективном мире, но также и в мире чувств, переживаний, которые не менее важны для него, чем какие-то объективные параметры. И, наконец, человек живет в социуме, что порождает дополнительные специфические закономерности как его собственного развития, так и общества как особой структуры бытия. Таким образом, должно существовать более фундаментальное, философское объяснение бытия, с учетом всех перечисленных компонентов. Интуитивно люди это понимали, что и отражается в самом осознании того факта, что за изменчивостью мира стоит нечто стабильное, постоянное, которое и может выступать в качестве объясняющей причины устройства мира. В истории философии в качестве такой мыслимой стабильной конструкты выступает категория бытия.

Понятие “бытие” было введено в философию древнегреческим мыслителем Парменидом, и сам факт этого был столь значителен, что позволил Гегелю охарактеризовать его как начало физики и философии в собственном смысле этого слова. У Парменида с бытием связывается сам факт существования мира. При этом философ ставит вопрос, который далее проходит через всю философию — это вопрос о тождестве бытия и мышления. Данная проблема решается Парменидом с реалистических или материалистических позиций, то есть обосновывается через идею примата бытия над мышлением, что в свою очередь приводит к признанию познаваемости мира с помощью разума.

Аристотель, разрабатывая данную проблему, выдвигает важнейшую идею о том, что бытие — это особое понятие, которое является родовым. Это означает, что его нельзя подвести под общее, так же как и под него все остальное. Это некая абстракция, как бы потенциальное, мыслимое бытие, а реально существует всегда бытие чего-то, то есть конкретные предметы, события и явления. Мир представляет собой реальное существование отдельных материальных и духовных предметов и явлений, бытие — это абстракция, которая лежит в основе объяснений общих вопросов о мире. Бытие — это фундаментальный принцип объяснения мира. Бытие в этом плане непреходяще, как непреходяща сама природа, а существование вещей и предметов в мире — преходяще. Оно просто есть, существует. Всеобщность бытия проявляется через единичное существование кон конкретных предметов.

Философы, стоящие на онтологической позиции, то есть так или иначе ставящие перед собой вопрос о сущности бытия, исходили из того, что данная категория позволяет, по крайней мере мыслительно объединить самые различные предметы и явления мира по признаку их существования. Существование различных предметов и явлений и было бытием как таковым. Но наряду с этим возникал вопрос о том, а что же лежит в основе мира, не существует ли некоего особого образования, которое либо содержится во всех предметах и явлениях мира, или из которого все их можно выделить.

 

2.В истории философии в качестве понятия, отражающего смысл этих поисков и различные варианты решений данной проблемы, выступает «субстанция» (от лат. substantia, то есть первооснова, сущность), понимается как некоторая реальная основа конкретного мира, проявляющаяся в самых различных формах существования предметов и явлений. Сложились два основных направления по данному вопросу. Те философы, которые кладут в основу единства мира одну единую субстанцию называются монистами. Те же, которые кладут в основу единства мира два исходных начала, дух и материю, называются дуалистами. Так, например, у Р. Декарта понятие материального объединяло сферу телесно-предметной реальности, а идеального — сферу духовной реальности.

Монистическое понимание единства мира, в свою очередь, в истории философии реализовалось в двух философских школах. Идеалистический монизм исходит из того, что в основе мира лежит дух, идеальное начало (Бог, Идея, Абсолютный Разум). Наиболее крупные представители данного течения в философии — это Платон, Гегель. Материалистический монизм (Фалес, Гераклит, Спиноза) кладет в основу мира некое материальное начало, рассматривая разнообразные свойства бытия как проявления материального единства мира. Монистические представления о мире являются, как правило, более последовательными, что, в частности, проявляется в создании единой философской системы.

В истории философии понимание бытия первоначально проявляется в поисках конкретного образования, которое лежит в основании мира. Изначально в качестве этого выступают стихии, которые окружают человека в его повседневной жизни, с которыми он вынужден считаться, подчиняясь им или борясь с ними. Человек, например, обращает внимание на тот факт, что он живет на земле, что вся его жизнь связана с водой, что вокруг него воздух, без которого он не смог бы существовать, и т.д. Поскольку, например, древние греки, как мы показали, воспринимали Космос чувственно-конкретно, то и его основа, соответственно, усматривалась в стихиях, окружающих человека и чувственно воспринимаемых им.

Так, Фалес “началом всех вещей… полагал воду” Это позволило ему, как отмечал Аристотель, стать родоначальником естественного, материального понимания мира. Правда, эта материальная субстанция сама по себе была пассивна и требовалась некоторая сила, которая приводит это начало в движение. “Элементарную влагу пронизывает божественная сила, приводящая воду в движение”. Анаксимен считал. что в основе всего лежит воздух, “ибо из него все рождается и в него вновь разлагается”. Гераклит считал огонь первоэлементом мира, а все вещи есть лишь “обменный эквивалент огня — возникают из него путем разрежения и сгущения”.

Другие философы клали в основу мира не одну, а несколько стихий. Лукреций оставил поэтическое описание одной из таких систем: “...Иль за основу всего принимают четыре стихии. Именно: землю, огонь, дыхание воздуха, влагу. Первым из первых средь них стоит Эмпедокл Акрагантский”.

В этот же период появляются более абстрактные представления о субстанциальной основе мира, не связанные с конкретным чувственными его восприятиями. Так, Анаксимандр говорит об апейроне, который не определяется через другие элементы, представляет собой некое универсальное целое. Меняются части, элементы предмета, а целое остается неизменным.

Анаксагор вводит понятие гомеомерии в качестве причин всего. Гомеомерии (или семена вещей) как бы содержат в себе вс но в мельчайших количествах. Гомеомерии материальны, они как бы беспорядочно рассыпаны в мире. В этом плане они пассивны и для их упорядочивания необходим Ум, в качестве творящей причины. “Все вещи были вперемежку, а ум пришел и упорядочил”.

Идеи пассивности материального и необходимости творящего начала наиболее полно развиваются в философии Платона, представляя собой идеалистический вариант устройства мира. Из смеси идей, как первообразов всего сущего, и материи демиург (бог, творящее начало) создает мировую душу. Далее эта смесь распространяется по миру и реализуется в четырех стихиях: огне, воздухе, воде и земле.

Своеобразной вершиной в поисках субстанциальной основы мира выступает атомизм Демокрита, Эпикура и Левкиппа. Атомизм усматривает начало всею сущего в неделимых частицах — атомах, которые перемещаются в пустоте, как бы разлитой в мире повсюду в виде особого воздуха. Это некие материальные первосущности, первоэлементы. Возникновение вещей есть определенная комбинация атомов, а уничтожение вещей — есть ее распадение на части в предельной форме — на атомы. Душа — это также совокупность определенных атомов. Значение атомизма было огромным. На этой философской основе базировалась физика Ньютона и атомистические представления о мире, хотя они в сильно измененном виде дошли до наших дней.

В период «классической философии» создаются три варианта в объяснении мира, которые позднее так или иначе присутствуют во всей истории философии, видоизменяя свое содержание в зависимости от развития наук и конкретных представлений об устройстве мира.

Дуалистический вариант создает в своей метафизике Р. Декарт. Сотворенный мир разделяется на два вида субстанций (сущностей), лежащих в его основе. Духовная субстанция неделима, вечна, фактически это мышление, от которого производны все иные атрибуты (главные неотделяемые свойства), которые называются модусами мышления - чувства, воображение и др. Идеи такой нематериальной субстанции врожденные, они присущи мышлению и не могут приобретенными в опыте. Это прежде всего идея бога, идеи чисел, ряд общих понятий и т. д.

Материальная субстанция, напротив, бесконечно делима и от нее производны модусы протяжения — геометрические и физические свойства мира. Соответственно, все знания о мире, развивающемся по естественным законам, могут быть приобретены в результате опытного знания.

Б. Спиноза создает монистическое учение о субстанции, которая у него является причиной самой себя и совпадает с богом, с мыслящим, интеллектуальным богом. “Бог ...- первая причина всех вещей, а также причина самого себя — познается из самого себя”. В результате бог сливается с природой, что в истории философии называется пантеизмом. Конкретные вещи порождаются единственной субстанцией, становясь ее проявлениями или модусами.

Как бы противопоставлением учению Спинозы о единой субстанции выступает философия Г. В. Лейбница, развивающего учение множественности субстанций, лежащих в основе мира. Понятие субстанции у Лейбница приобретает плюралистический (множественный) характер, в он трактует ее как особую духовную единицу бытия (монаду). Поэтому его метафизика иногда называется монадологией. Монады просты, лишены частей - это некие непространственные, духовные точки, которые присущи конкретным индивидуальным вещам. Некоторые монады обладают памятью и более отчетливы, их можно назвать душой. Эго объединяющее начало человека с животным миром как некой первичной активной силы. Поскольку жизнь как особый организм неуничтожима, так как стареет и умирает лишь телесная оболочка, ее конкретные формы, то она реализует свои устремления согласно определенным целям, целесообразно (подобные концепции философии называются телеологизмом). В наибольшей степени это проявляется в деятельности человека. В связи с развитием наук Нового времени идея субстанциальности мира переходит в новое качество. Так, у Ньютона в качестве субстанции выступает материя. Это вещество, или механическая масса (то есть некоторое количество материи), которое состоит из физически неделимых атомов. Быть материальным означало состоять из неделимых частиц, обладающих массой покоя. Таким образом, с позиции механики масса инертна, она не может двигаться без усилий, к ней приложенных. Поэтому для пассивной материи необходим первотолчок, которым и выступает в ньютоновской системе бог. Доминирование физики в системе наук во многом определяло и философские представления об устройстве мира. Это была механическая картина мира, в которой материя представляла собой иерархию систем. Вначале атомы образуют некоторые тела, которые в свою очередь образуют более крупные тела, и так вплоть до космических систем. Вещество равномерно распределено во Вселенной и пронизывается силами всемирного тяготения. Причем скорость распространения взаимодействий подразумевалась бесконечной (принцип дальнодействия). Соответственно, в этой физике пространство и время рассматривались как абсолютные сущности, независимые друг от друга и от других свойств материальной действительности. Открытые физические закономерности о части мира распространялись на абсолютное понимание мира. Предлагалась картина мира, которая одинакова для всей Вселенной. Таким образом, обоснование материального единства мира здесь было связано с очень сильными теоретическими допущениями, характерными для метафизического материализма данного периода.

Однако само развитие физики подвергло сомнению установленные физикой Ньютона взгляды на мир. На рубеже ХIХ—ХХ в. В физике происходят кардинальные открытия. А с 1895 по 1905 г. Эти открытия в силу их количества и значимости приобретают взрывной характер, разрушая старые представления о физике и той картине мира, которая на ней базировалась. Это в свою очередь, подвергает сомнению и концепцию единства мира метафизического материализма.

Кризис ньютоновской физики показал принципиальную относительность конкретно-научных представлений о мире, которые всегда базируются на очень сильных допущениях в интерпретации мира. Оказалось, что сам принцип экстраполяции (распространения) наших знаний о части Вселенной на весь мир неправомерен и ограничен, что законы микро-, макро- и мегамира могут в значительной степени отличаться друг от друга. Соответственно, по-новому встает вопрос о единстве мира. Можно ли, и в каком смысле, говорить о единстве мира?

 

3.Исторически монистические концепции — будь то идеализм или материализм - были более плодотворными в объяснении мира, так как выстраивали некоторую систему, связанную с выявлением универсальных закономерностей и возможностью их познания. Можно схематично выделить следующие варианты решения проблемы единства мира, которые имели место в философии и науке.

Вещественно-субстратная модель. Единство мира здесь рассматривается через единство физико-химического субстрата и свойств. Данные современной науки показывают, что объекты неживой природы состоят из одинаковых химических элементов, что устанавливается с помощью спектрального анализа. Раскрытие внутренней структуры атома и открытие все новых элементарных частиц позволяют ставить вопрос о создании единой теории элементарных частиц, описывающей субстратное единство элементов.

В биологии генетические исследования показывают, что в основе всех живых организмов лежит генетический код, состоящий из четырех аминокислот. Устанавливается тождественность физико-химического состава живой и неживой материи и т.д. Наконец, установлено, что все вещества и элементы мира взаимосвязаны между собой посредством электромагнитных и гравитационных полей.

Субстанциальная модель. Единство мира в данной модели основано на признании того, что в основе бытия лежит некая субстанция, идеальная или материальная, из которой выводится все многообразие мира. У Платона, как мы показали, единство мира обусловлено демиургом (творцом), который создал этот мир. У Гегеля единство мира обусловлено субстанциальностью абсолютной идеи, что выражается в наличии всеобщих законов развития. В раннем материализме осуществлялись поиски некого низшего слоя реальности, первоэлемента, из которого вытекает все многообразие мира. В современной материалистической философии в качестве субстанции выступает движущаяся материя, как некий универсальный субстрат различных свойств и закономерностей. Признаком субстанции здесь выступает ее способность порождать новое, основываясь на самой себе. В данной субстанциальной модели единство мира проявляется в ряде отношений: Во-первых, материя сохраняется в количественном отношении, как бы она ни изменялась, и всегда обладает универсальными атрибутивными свойствами. Во-вторых, субстанциальное единство связано с обусловленностью всех процессов, происходящих в мире. Предмет воздействует на другой, выступая в качестве причины изменений в нем, как бы переносит субстанцию в него.

Функциональная модель. Единство мира здесь объясняет наличием и функционированием единых законов. Говорится о том, что в мире реализуется некая универсальная связь. При этом в качестве универсальной связи может выступать либо некая мыслительная конструкция, которая могла и не существовать в действительности, либо связь реально осуществимая. Так; Пифагор говорил божественных математических законах гармонии и мирового порядка. Лейбниц, исходя из идеи единых божественных математических законов, считал, что можно их сформулировать в систему уравнений и на основе этого объяснять любые явления. Лаплас, исходя из признания универсальных законов, говорил об интеграции знания и возможности абсолютного познания мира. Эта концепция получила впоследствии название “лапласовский детерминизм”, означающий, что если бы удалось связать в единое целое все знания о мире, все параметры тел и зафиксировать их в единых уравнениях, то можно создать единую формулу, которая охватила бы все проявления и разнообразие мира.

В рамках данной модели частные законы отдельных сфер бытия распространяются на понимание мира в целом. В результате Вселенная представляется однородным образованием, что приводит к выводам о возможности полного и окончательного ее познания. Однако оказалось, что универсальная связь реально ограничена скоростью распространения взаимодействий (принцип близкодействия), конечностью времени существования объектов, конечностью энергии объекта и фактором поглощения физических взаимодействий. Следовательно, говорить о единстве мира как целостной системе с позиции современной физики неправомерно.

Номологическая модель.Данная модель связана с предыдущей и основана на признании наличия в мире законов разных степеней общности, охватывающих все уровни бытия. Так, если механика Ньютона выделяла законы, которым подчинялись земные и небесные явления, при малых скоростях и масштабах, то в классической электродинамике под общие единые законы подводятся явления широкого круга: оптические, магнитные, электрические и т. д. Частным случаем номологической модели является представление о мире как о едином организме.

Атрибутивная философская модель. Все предшествующие модели можно назвать локальными, так как они в основном фиксируют какую-то одну сторону бытия, то есть интерпретируют, огрубляют его с целью выявления законов данной области. “Психологически подобный подход можно легко понять, поскольку все неизвестные и непознанные области мы обычно представляем себе в понятиях и образах того, что уже известно. Это известное содержание и распространяется на все возможные масштабы”. Это фактически серия локальных картин мира одной или нескольких наук, отрасли познания. Такая картина мира заведомо неполна и отражает лишь бытия. Как только такое понимание распространяется на мир в целом, возникают существенные ограничения. Необходим более общий, философский подход, который и реализуется в выдвижении атрибутивной модели мира. Она, с одной стороны, включает в себя все локальные модели мира в качестве отдельных аспектов. С другой стороны, в ней выделяются некоторые общие закономерности, справедливые для мира в целом. Такие общие, универсальные свойства и закономерности называются атрибутами и проявляются на всех структурных уровнях бытия. Среди них можно выделить: связь, движение, пространство и время, структурность и системную организацию, структурную и пространственную бесконечность, вечность во времени и т.д. Какой бы процесс мы не исследовали в природе, данные характеристики будут действовать везде, следовательно, они выражают то наиболее общее, что проявляется в частных закона

Контрольные вопросы:

1. Каковы основные формы бытия?

2. Какие можно выделить основные уровни бытия?

3. Какая категория открывает список онтологических категорий?

4. Является ли категория бытия идеализацией?

5. В чем заключается диалектика бытия?

6. В чем состоит сущность сознания?

7. Что такое самосознание?

8. В чем трудности решения проблемы сознания?

Литература:

  1. Ахундов М.Д., Баженов Л.Б. Естествознание и религия в системе культуры.// Вопросы философии. 1992. № 12.
  2. Дубровский Д.И. Проблема идеального. М., 1983
  3. Князев Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировоззрение./ Вопросы философии. 1992. № 12.
  4. Кузанский Н.О. О мире веры./Вопросы философии. 1992. № 6.

<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Основные направления современной западной философии | Тема 4: Диалектика

Дата добавления: 2014-12-09; просмотров: 441; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.